ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по «Геометрике»для4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвящение, 2012.
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.);
- письмо минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;
- Устава школы;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ от 01.09.2017 № 253);
- учебного плана и календарного учебного графика МБОУ СОШ № 10 г. Сальска на 2017-2018 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии учебным планом школы на 2017-2018 учебный год для изучения курса«Геометрика» в 4 классе выделено 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. В связи с государственными праздниками количество часов составило 33 , уменьшилось на 1 час за счет уплотнения темы «Тематическое конструирование» в конце года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Геометрика»
К концу 4 года обучения у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные – умения осуществлять действие по образцу заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные – операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные – потребность ребенка в общении со взрослыми сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания учитывающие что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получает возможность для формирования:
Личностные – умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные – умения контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные – умения выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действия моделирования – преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные – умения слушать собеседника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «Геометрика», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия. В конструкторской деятельности все элементы учебных действий (планирование, ориентирование в задании, умение добиваться достижения результата, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения и т. д.) достаточно наглядны, и, значит, более понятны для учащихся. Навык выполнять операции технологично, в четком соответствии с алгоритмом, позволяет младшему школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении ТИКО-конструкций на кружке «Геометрика», но и успешно выполнять задания любого учебного предмета.
В процессе овладения конструкторской проектной деятельностью у учащихся формируются:
- умения вычленять проблему, составлять план действий и применять его для решения проблемы, прогнозировать результат, осуществлять контроль, коррекцию и оценку;
- первоначальные умения поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации;
- умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предметов «Математика», «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативные умения – умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.;
- первоначальные конструкторско-технологические знания и технико-технологические умения на основе обучения работе по схемам и алгоритмам
Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, в комплексе они способствуют развитию интеллектуального и творческого потенциала личности учащегося.
Изучив курс «Геометрика», учащиеся успешно владеют:
- навыками элементарного логического мышления, приемами умственной деятельности;
- навыками начального технического моделирования (при изучении различных конструкций и их основных свойств - жесткости, прочности и устойчивости);
- навыками взаимодействия в паре, в группе, в коллективе;
- навыками креативного мышления.
В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических знаний, знаний информатики и знаний предметов окружающего мира.
Для учащихся важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. Не менее существенным является тренировка работы в коллективе, в микрогруппах и развитие самостоятельного технического творчества. Программа «Геометрика» и обширные конструктивные возможности конструктора ТИКО предлагают для этого самые благоприятные возможности.
Ожидаемый результат:
По окончании дети должны знать и уметь:
уметь работать со схемами и лабиринтам;
иметь представление о различных видах призм и пирамид;
измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
решать задачи логического характера;
конструировать различные виды призм и пирамид;
иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
конструировать фигуры с центром симметрии.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения
Презентации:
Презентация «Периметр»
Презентация «Объем»
Презентация «Симметрия»
Презентация «Многогранники. 1 часть»
Презентация «Многогранники. 2 часть»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер.
для учителя:
1. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры с логическими блоками Дьенеша). – СПб.: ООО «Корвет», 2008.
4. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: «АЙРИС-пресс», 2007.
5. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
6. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
7. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6.
Интернет-ресурсы:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/tiko_konstruirovanie_v_nachalnoy_shkole/
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ - программа, методический и дидактический материал для внеурочки«Геометрика».
Содержание учебного предмета
Содержание программы
Тема № 1: «Многогранники» (11 ч)
Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр».
Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований.
Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)
Теория: -
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.
Тема № 3: «Объем» (2 ч)
Теория: понятие «мера объема».
Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель.
Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч)
Теория: знакомство с элементами теории вероятности.
Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, тетрадь.
Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)
Теория: проекции куба на плоскость.
Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)
Теория: осевая и центральная симметрия.
Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (9 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования.
Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
Календарно-тематический план по геометрике, 4 класс, 33 часа (1 час в неделю)
Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | дата |
| 33 | 16 | 17 | |
Многогранники | 11 | 5,5 | 5,5 | 07.09-22.11 |
Конструирование по собственному замыслу | 5 | 2,5 | 2,5 | 29.11-27.12 |
Объем | 2 | 1 | 1 | 17.01, 24.01 |
Изучение основ теории вероятности | 2 | 1 | 1 | 31.01, 07.02 |
Изометрические проекции | 2 | 1 | 1 | 14.02, 21.02 |
Симметрия | 2 | 1 | 1 | 28.02, 07.03 |
Тематическое конструирование | 9 | 4 | 5 | 14.03-23.05 |
8