Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- Положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ школа № 12 г. Феодосии, утвержденным приказом от 01.09.2016 г. № 250/1
- учебным планом МБОУ школа № 12 на 2017-2018 учебный год, утвержденным приказом от 01.09.2017г. №.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 4 классов составлена на основе авторских программ: «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - М.: Просвещение, 2011г. и «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2011г.
Место в учебном плане. Программа рассчитана в 4 классах на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
II. Планируемые результаты 4-й класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
III. Тематическое планирование. Содержание программы.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения программы «Занимательный русский» являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы-ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Содержание курса внеурочной деятельности
4 класс.
Раздел. Порядок. (7 часов)
Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя прилагательное. Братцы-глаголы.
Раздел. Разное. (12часов)
Рифмовка слов. Написание стихов. Театрализованные представления.
Раздел. Типы текстов. (3 часа)
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Раздел. Поиграем. (6 часов)
Игры: КВНы, викторины, чайнворды, ребусы, анаграммы, кроссворды.
Раздел. Историческая страничка.(2 часа)
Даль. Ожегов. Биографии.
Раздел. Живая страничка.(3 часа)
Этимология слов. Игра «Умники и умницы».
4