СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Всезнайка" 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Всезнайка" 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Всезнайка" 4 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа






«Утверждаю»

Директор

МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от «___» №_________

Подпись руководителя________ Г.А. Торбенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

«Всезнайка»

для 4 класса

на 2019 - 2020 учебный год






Составитель:

Балабина Людмила Николаевна








с. Большое Ремонтное

2019 г.


РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по курсу «Всезнайка» составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов». Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.

Актуальность программы.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «В мире слов», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому слову должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях внеурочной деятельности «В мире слов» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Предметные:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение прак-

тического использования знаний;

- развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- развитие представлений о различных техниках чтения.

Метапредметные:

- развитие интереса к родному языку (изучение устаревших слов).

- воспитание культуры обращения;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- воспитание патриотизма, любви к Родине, Отечеству;

- знание и соблюдение традиций своей семьи.

Личностные:

- развивать  смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе;


РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика


 «Всезнайка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Во внеурочной деятельности особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий:

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- работа в тетрадях для творческих заданий.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

Основные методы и технологии

- игровая технология;

- развивающее обучение;

- технология  обучения в сотрудничестве;

- коммуникативная технология;

- технология моделирования.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.



Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.


Место курса в учебном плане


Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 4 классе составляет 34 недели. На изучение курса внеурочной деятельности «Всезнайка» в 4 классе отводится 1 час. Распределение времени представлено в таблице.


Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2019-2020

учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

4

1 час в неделю – 34 часа в год

34 часа

(четверг)


_____

_______


РАЗДЕЛ 3. Планируемые результаты освоения курса


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

Предметные:

В процессе изучения данного курса обучающиеся

- получают знания об истории русского языка;

- рассматривают памятники древней письменности;

- знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Обучающиеся научатся:

- находить информациию о происхождении слов;

- работать со словарями;

- устранять и корректировать речевые ошибки;

- находить пути решения исследовательских и творческих задач;

- сопоставлять варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений;

- анализировать, устанавливать необходимые связи, обобщать материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.;

- повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах;

- работать с языковыми единицами.



Личностные результаты:

- моральные нормы, самостоятельность мышления, мотивация;

- чувство прекрасного – умение  чувствовать  красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога, потребность в чтении, работа по опорным таблицам;

- интерес к письму, к истории его возникновения;

- интерес к изучению языка.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по алгоритму;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями (рефлексия).

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- составлять логические цепочки (сравнивать, обобщать);

- знать правила игр со словами.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематический план


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Смотрю, говорю, слушаю.

1

05.09.


2.

Смотрю, говорю, слушаю.

1

12.09.


3.

Лексические загадки.

1

19.09.


4.

Лексические загадки.

1

26.09.


5.

Словесный конструктор.

1

03.10.


6.

Словесный конструктор.

1

10.10.


7.

Занимательная грамматика.

1

17.10.


8.

Занимательная грамматика.

1

24.10.


9.

Для чего нужны глаголы?

1

07.11.


10.

Для чего нужны глаголы?

1

14.11.


11.

Делать и сделать — не одно и то же.

1

21.11.


12.

Меняемся ролями.

1

28.11.


13.

Вчера, сегодня, завтра.

1

05.12.


14.

Одно вместо другого.

1

12.12.


15.

Она меня поняла и приняла.

1

19.12.


16.

Кто говорит, кто действует?

1

26.12.


17.

Сумею победить!

1

16.01.


18.

Мечтаем и фантазируем.

1

23.01.


19.

Дай-подай… и поезжай!

1

30.01.


20.

Дай-подай… и поезжай!

1

06.02.


21.

Живые образы.

1

13.02.


22.

Орфографический поединок.

1

20.02.


23.

Для чего нужны числительные?

1

27.02.


24.

Важные даты истории нашей страны (края).

1

05.03.


25.

Рекорды в цифрах.

1

12.03.


26.

За семью печатями.

1

19.03.


27.

Треугольный шарик.

1

02.04.


28.

Как водить машину за нос?

1

09.04.


29.

Послушный «подчинённый».

1

16.04.


30.

О «земляной» или «земной» красоте.

1

23.04.


31.

Строгий «управляющий».

1

30.04.


32.

В Сибири и на Урале.

1

07.05.


33.

Связаны смыслом.

1

14.05.


34.

Итоговое занятие. Любимые игры со словами.

1

21.05.




РАЗДЕЛ 5. Содержание курса


    1. Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Универсальные учебные действия:

- наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

- устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

- наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;

- исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

- осуществлять учебное сотрудничество;

- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

- составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

- оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

- оценивать положительные качества личности одноклассников;

- создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);

- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

- работать с информацией, представленной в виде модели;

- соотносить схемы предложений с их моделями;

- анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

Виды деятельности обучающихся: практическая и игровая:

- фонетические и графические задачи;

- игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

- решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад - игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

- шутливые лингвистические вопросы;

- отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.


    1. Пора действовать!

Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

- наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

- проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

- составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

- осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Виды деятельности обучающихся: практическая и игровая

- лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

- игра «Меняемся ролями»;

- творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

- ролевая игра «Просить или приказывать?»;

- составление загадок с помощью глаголов;

- игра-соревнование «Орфографический поединок».


    1. Числа и слова

Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.

Универсальные учебные действия:

- наблюдать использование числительных в речи;

- воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

- находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

- выступать перед одноклассниками;

- соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

Виды деятельности: практическая и игровая

- проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

- викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».


    1. Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.

Универсальные учебные действия:

- наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

- проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

- наблюдать особенности различных словосочетаний;

- сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

- создавать устное высказывание на предложенную тему;

- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Виды деятельности обучающихся: практическая и игровая

- игра «Словосочетания в пазлах»;

- ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

- конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

- творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

- итоговый конкурс «Любимые игры со словами».




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по ВР

методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ _____________ Липаева М.В.

от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 года

___________ Скиданова Л. В.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!