СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса»

I.Пояснительная записка


Программа разработана на основе базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС).

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность предусматривает участие учащихся класса в познавательной деятельности.

Место в учебном плане. Программа рассчитана в 4 классах на 68 часов в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 40 мин.

Цель программы

  • формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

  • Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор,

систематизация, хранение, использование).

II. Планируемые результаты проектной деятельности. Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Метапредметные

а) Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


б) Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


в) Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Предметные

Учащиеся будут:

Уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

III. Содержание занятий 4 класс

Тема1-2.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». -2ч.

Тема3-6.  Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».-4ч.

Тема 7-10. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.-4ч.

Тема 11-14.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.-4ч.

Тема 15-18. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.-4ч.

Тема 19-22. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.-4ч.

Тема 23-26. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 4ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 27-30. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -4ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема 31-34.  Наблюдение и экспериментирование -4ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой и др.

Тема 35-38.  Техника экспериментирования -4ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема39-42.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 4ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема43-46.  Правильное мышление и логика – 4ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 47-50.   Обработка и анализ всех полученных данных - 4ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема51-56.  Что такое парадоксы -6ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема57-62.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 6ч.

Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 63-64.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -2ч.

Составление плана выступления.

 Тема65-67.   Защита исследования перед одноклассниками – 3ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема68.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

 

Тематическое планирование 4 класс (68часов)

 

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

2

3-6

Культура мышления.

4

7-10

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

4

11-14

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

4

15-18

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

4

19-22

Предмет и объект исследования.

4

23-26

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

4

27-30

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

4

31-34

Наблюдение и экспериментирование.

4

35-38

Техника экспериментирования

4

39-42

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

4

43-46

Правильное мышление и логика.

4

47-50

Что такое парадоксы

4

51-56

Обработка и анализ всех полученных данных.

6

57-62

Оформление презентации.

6

63-64

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

2

65-67

Защита исследования перед одноклассниками.

3

68

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого – 68 часов



Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.



8