Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ лицей №1
Приказ от №
___________Шмелева Н.С.
Рабочая программа
По курсу внеурочной деятельности Основы здорового питания_____
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование, 4 «Б» класса
Количество часов 34____________________________________________
Учитель: Януш Олеся Сергеевна_________________________________
Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы здорового питания» разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); областного закона от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2020 - 2021 уч. год; базисного учебного плана лицея на 2020 - 2021 уч. год, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации.
Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких. Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста.
На первом этапе обучения (I модуль) обучающиеся знакомятся с полезными продуктами питания, основными правилами гигиены питания, а при изучении следующих модулей формируется умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Цель программы - воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья; формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи:
развивать представления о правильном питании;
формировать полезные навыки и привычки;
формировать ответственное отношение к своему здоровью;
формировать представления о народных традициях, связанных с питанием;
просвещать родителей в вопросах рационального питания для детей.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом лицея на 2020-2021 учебный год программа курса «Основы здорового питания» в 4 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Требование к результатам усвоения программы
Ученики должны знать:
Ученики должны уметь:
соблюдать режим дня;
выполнять правила правильного питания;
выбирать в рацион питания полезные продукты;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса
Наименования разделов и тем | Виды учебной деятельности |
Поговорим о продуктах Общие сведения о питании и приготовлении пищи (7 ч) |
Вводное занятие. Беседа. Просмотр фильма о правильном питании. | Учиться строить беседу. Уметь называть полезные продукты. Использовать фантазию и воображение при проведении беседы. Уметь выбирать продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день |
Что нужно есть в разное время года. Осенние витамины. Как сохранить здоровье после лета? | Знать о пользе овощей; Уметь готовить витаминные салаты Знать о традициях своего народа; Знать о пользе овощей и фруктов. |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом Беседа по теме. Игра. | Уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; Знать о роли питания и физической активности для здоровья человека. |
Где и как готовят пищу. Видеоматериал. | Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены. Характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека; |
Как правильно составить свой рацион питания. «Составление меню на неделю». | Уметь правильно составлять свой рацион питания. Знать какие продукты входят в рацион. |
Молоко и молочные продукты. Видеоматериал. | Уметь высказывать своё предположение (версию). Знать о пользе молока и молочных продуктах |
Еда и музыка. Какая музыка улучшает пищеварение? | Участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем. Проявлять интерес к изучаемому предмету |
Давайте узнаем о продуктах. Витамины. (11 ч) |
«Путешествие зернышка». Блюда из зерна. Видеоматериал. | Знать о пользе продуктов, получаемых из зерна. Уметь планировать процесс варки. Развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона |
Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | Знать о ежедневном рационе питания школьника. Принимать и сохранять полученный материал и активно включаться в деятельность |
Сахар – друг или враг? Беседа о производстве молока. Игра. | Знать о пользе сахара и соли. Работать по предложенному учителем плану. |
Удивительные превращения пирожка. | Знать типовой режим питания школьника и уметь его соблюдать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; Знать о компонентах ежедневного меню и различных вариантах завтрака. |
Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Дидактическая игра «Доскажи пословицу» |
Кашу маслом не испортишь как появилась каша на земле? |
Витаминный ералаш Конкурс. Презентация. | Знать о пользе витаминов и их значении для организма человека. Принимать и сохранять полученный материал и активно включаться в учебную деятельность на занятии кружка. |
Дары моря. Исследование. Опыт. | Знать о пользе морепродуктов для улучшения здоровья детского организма |
Правильное питание. | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Обобщить (осознать и формулировать) то новое, что получилось |
Вкусные старты. Викторина. Соревнования. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; |
Путешествие в Овощную страну. Беседа, загадки, кроссворд. | Знать о пользе овощей; Уметь готовить витаминные салаты |
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. (8 ч) |
Режим питания. Творческая работа. Ведение дневника «Режим питания на неделю» | Научить планировать свой день с учётом необходимости регулярного питания. Уметь выполнять эти правила в повседневной жизни; Анализировать собственные действия по режиму питания; |
Как правильно накрыть стол в ожидании гостей. Практическая работа «Сервировка стола». | Знать правила сортировки стола. Уметь накрывать стол Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; |
Как правильно вести себя за столом. Этикет. | Знать и уметь применять правила поведения за столом Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; |
День рождения синьора Помидора. Готовим праздничные блюда. | Уметь найти нужную информацию Пересказывать небольшие тексты, называть их тему; |
Вредные и полезные привычки в питании. | Знать о значение полезного питания для жизни человека. Уметь различать полезные и вредные привычки для здоровья человека. |
Как правильно есть дичь или рыбу? Сервировка стола. | Знать, как правильно и безопасно готовить курицу и котлеты. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
«Весёлые вечеринки» Ситуационная игра. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
Как правильно есть дичь или рыбу? Сервировка стола. | Знать о традициях своего края, о приготовлении некоторых национальных блюд. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках. (8 ч) |
Деревенские посиделки. Конкурс. Рисунки. | Знать о традициях своего народа; Уметь искать информацию Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; |
Масленица. Время есть блины. Праздник. Дегустация. | Выявлять особенности питания на Руси Обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности |
Хороши калачи из царской печи. Стол для царя. | Знать о традициях и обычаях питания в разных страна, об истории и культуре питания на Руси и разных народов. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
Кулинарное путешествие по России. Конкурс презентаций. | Знать о традициях своего края, о приготовлении некоторых национальных блюд. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; |
Первые блюда на любое время года. | Знать основные законы здорового питания Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие кружка. |
Формы организаций учебных занятий
рассматривание рисунков, фотографий;
свободное и тематическое рисование;
моделирование и анализ ситуаций;
рассказы, беседы, анкетирование;
сюжетно – ролевые игры;
чтение по ролям;
рассказ по картинкам;
игры по правилам – конкурсы, викторины;
мини – проекты;
совместная работа.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
1 четверть (8 часов) |
Поговорим о продуктах Общие сведения о питании и приготовлении пищи |
1 | Вводное занятие | 4.09 |
2 | Осенние витамины | 11.09 |
3 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 18.09 |
4 | Где и как готовят пищу. | 25.09 |
5 | Как правильно составить свой рацион питания. | 2.10 |
6 | Молоко и молочные продукты. | 9.10 |
7 | Еда и музыка. Какая музыка улучшает пищеварение? | 16.10 |
Давайте узнаем о продуктах Витамины |
8 | «Путешествие зернышка». Блюда из зерна. | 23.10 |
2 четверть (8 часов) |
9 | Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | 6.11 |
10 | Сахар – друг или враг? | 13.11 |
11 | Удивительные превращения пирожка. | 20.11 |
12 | Важность соблюдения режима питания. | 27.11 |
13 | Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? | 4.12 |
14 | Витаминный ералаш | 11.12 |
15 | Дары моря | 18.12 |
16 | Правильное питание. | 25.12 |
3 четверть (10 часов) |
17 | Вкусные старты. | 15.01 |
18 | Путешествие в Овощную страну. | 22.01 |
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. (8ч.) |
19 | Режим питания. | 29.01 |
20 | Как правильно накрыть стол в ожидании гостей. | 5.02 |
21 | Как правильно вести себя за столом. Этикет. | 12.02 |
22 | День рождения синьора Помидора. Готовим праздничные блюда. | 19.02 |
23 | Вредные и полезные привычки в питании. | 26.02 |
24 | Как правильно есть дичь или рыбу? Сервировка стола. | 4.03 |
25 | «Весёлые вечеринки». Ситуационная игра. | 11.03 |
26 | Как правильно есть дичь или рыбу? Сервировка стола. | 18.03 |
4 четверть (8 часов) |
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках. (8 ч) |
27 | Деревенские посиделки. | 1.04 |
28 | Деревенские посиделки | 8.04 |
29 | Масленица. Время есть блины. | 15.04 |
30 | Хороши калачи из царской печи. Стол для царя. | 22.04 |
31 | Кулинарное путешествие по России. | 29.04 |
32 | Кулинарное путешествие по России | 6.05 |
33 | Первые блюда на любое время года. | 13.05 |
34 | Подведём итоги. | 21.04 |
| Всего: 34 часа | |
Выполнение программы
| Кол-во недель | Часы по плану |
I | 8 | 8 |
II | 8 | 8 |
III | 10 | 10 |
IV | 8 | 8 |
год | 34 | 34 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ лицей №1
От____________№_______
(подписьрук.ШМО)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ лицей №1
От____________№_______
(подписьрук.ШМО)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ лицей №1
От____________№_______
(подписьрук.ШМО)
Согласовано Протокол заседания Методического совета МБОУ лицей №1 от ______________ г.№ 1 Удодова Е.М. (подпись рук.МО) | | Согласовано Заместитель директора по УВР Лысак Т.И. (ФИО) 2020 года _______________________ |