СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаги в науку" (Проектно-исследовательская деятельность)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы «Проектная мастерская» под ред. А.В.Леонтович. М.: «Просвещение», 2020г. Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов. Программа состоит из двух частей: теоретической и практической. Программа курса рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.   В ходе освоения данной программы обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаги в науку" (Проектно-исследовательская деятельность)»



  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностые результаты

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность

научиться:

-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,

использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к мнениям, суждениям и оценкам, реконструировать их основания;

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного

знания.

-целенаправленно и осознанно

развивать свои коммуникативные способности; осваивать новые языковые средства;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность

научиться:

-распознавать и ставить вопросы, ответы на

которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма:

-использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент;

- использовать догадку, озарение,

интуицию;

-использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих фактов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

Предметные результаты

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.

-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект.

2.Содержание учебного курса

1. Понятие о научно- исследовательской деятельности (Зч). Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Научный стиль речи, его особенности. Виды проектов. Практические работы:

Анализ текста на предмет выявления стиля речи.

2. Методология научного творчества (18ч.)

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Работа с книгой и электронным пособием. Каталоги. Поисковые системы.

Отбор литературы по теме исследования. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.

Практические работы:

    • Работа в разных поисковых системах. Сбор информации.

    • Оформление списка использованной литературы и электронных носителей.

    • Составление тезисного конспекта к предложенному тексту.

    • Составление развёрнутого конспекта с использованием нескольких литературных источников.

  1. Этапы работы в рамках научного исследования (19ч.) Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

  2. Оформление исследовательской работы (6 ч).

Структура содержания (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы). Общие правила оформления текста работы (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения). Правила оформления электронной презентации. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: правила оформления цитат. Правила оформления библиографических ссылок. Правила оформления списка использованной литературы.

Оформление списка использованных электронных источников.

Практические работы:

  • Оформление текста по заданным параметрам.

  • Составление презентации к исследовательской работе.

Работа над введением научного исследования. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.

5. Представление результатов научно-исследовательской работы (24ч.)

Планирование сообщения о своем исследовании.

Выделение главного и второстепенного. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Публичное выступление.


3. Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1

Понятие о научно- исследовательской деятельности

3

2

Методология научного творчества

18

3

Этапы работы в рамках научного исследования

19

4

Оформление исследовательской работы

6

5

Представление результатов научно-исследовательской работы

24

6

Итого

70

























Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема

Кол-во

часов

Теори-

тические

занятия

Практи-

ческие занятия

1.

Понятие о научно- исследовательской деятельности.(3ч)




1.1.

Виды исследовательских работ

1

1


1.2.

Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции школьников

1

1


1.3.

Работа в Интернете

1


1

2.

Методология научного творчества (18ч.)




2.1.

Основные понятия научно-исследовательской работы (часть 1)

1

1


2.2.

Основные понятия научно-исследовательской работы

(часть 2)

1

1


2.3.

Составление рабочего словаря терминов

1


1

2.4.

Практикум по основным терминам

1


1

2.5.

Общая схема научного исследования

1

1


2.6.

Постановка проблемы

1


1

2.7.

Актуальность работы

1


1

2.8

Аргументирование интереса к поставленной проблеме

1


1

2.9

Методы научного познания (теория)

1

1


2.10

Методы научного познания (практикум)

1


1

2.11

Способы применения логических законов и правил

1


1

2.12

Методы поиска информации

1

1


2.13

Источники информации

1

1


2.14

Работа в библиотеке

1


1

2.15

Работа в Интернете

1


1

2.16

Ссылки и правила цитирования (теория)

1

1


2.17

Ссылки и правила цитирования (практикум)

1


1

2.18

Оформление библиографии

1


1

3.

Этапы работы в рамках научного исследования (19ч.)




3.1.

Тема работы. Отличие темы от проблемы

1

1


3.2

Соответствие тем критериям научного исследования

1

1


3.3

Объект и предмет работы

1

1


3.4

Практикум по определению объекта и предмета исследования

1


1

3.5

Цель работы

1

1


3.6

Формулировка цели работы

1


1

3.7

Задачи работы

1

1


3.8

Практикум по сформулированию задач

1


1

3.9

Гипотеза. Отличие утверждения от гипотезы

1

1


3.10

Варианты гипотезы к выбранной теме

1


1

3.11

Методы исследования и проектирования

1

1


3.12

Составление плана исследовательской работы

1


1

3.13

Изучение литературы по выбранной теме

1


1

3.14

Работа с понятийным аппаратом

1

1


3.15

Опытно-экспериментальная деятельность

1


1

3.16

Результаты, выводы, заключение

1


1

3.17

Результаты и их обработка

1

1


3.18

Статистическая обработка результатов

1


1

3.19

Анализ и обсуждение результатов

1


1

4.

Оформление исследовательской работы (6 ч.)




4.1

Структура содержания исследовательской работы

1

1


4.2

Корректировка плана в ходе выполнения работы

1


1

4.3

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы

1

1


4.4

Черновик исследования

1


1

4.5

Типичные ошибки оформления работы

1


1

4.6


Анализ и корректировка работы

1


1

5.

Представление результатов научно-исследовательской работы (24ч.)




5.1

Подготовка отчета о работе

1

1


5.2

Подготовка буклета

1


1

5.3

Написание статьи

1


1

5.4

Тезисы

1


1

5.5

Требования к оформлению презентаций

1


1

5.6

Оформление работы к презентации

1


1

5.7

Подготовка материала к докладу

1


1

5.8

Инфографика

1

1


5.9

Стендовая защита

1


1

5.10

Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии

1

1


5.11

Кто такие эксперты и чем они интересуются

1

1


5.12

Прогнозирование вопросов экспертов

1

1


5.13

Типичные ошибки при выступлении

1

1


5.14

Защита работы перед аудиторией (1)

1


1

5.15

Защита работы перед аудиторией (2)

1


1

5.16

Защита работы перед аудиторией (3)

1


1

5.17

Защита работы перед аудиторией (4)

1


1

5.18

Защита работы перед аудиторией (5)

1


1

5.19

Защита работы перед аудиторией (6)

1


1

5.20

Защита работы перед аудиторией (7)

1


1

5.21

Защита работы перед аудиторией (8)

1


1

5.22

Защита работы перед аудиторией (9)

1


1

5.23

Защита работы перед аудиторией (10)

1


1

5.24

Разработка дальнейших планов

1


1


Итого

70

26

44