Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: На заседании методического Совета ОУ Протокол №1 от «25» августа 2017г. | Утверждаю: Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ Е.В. Бабушкина Приказ № 481-0 от 29.08.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
7 А КЛАСС
Автор-составитель программы
учитель русского языка и литературы
Клекта Лариса Николаевна
I кв. категория
Куть-Ях
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» для 7 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. и «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) Васильевой В. В., Ежовой Е. В.: Теория и практика образования в современном мире материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Программа обеспечена пособием Груздевой Е.Н. «Рабочая тетрадь по русскому языку. Комплексный анализ текста: 7 класс. ФГОС/Е.Н.Груздева. – 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. —95 с. Пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, является дополнением ко всем действующим учебникам русского языка, рекомендованным Министерством образования и науки РФ и включённым в Федеральный перечень учебников.
Данный курс является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью программы данного предмета является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА в новой форме. Учащиеся отрабатывают умения и навыки грамотного письма и грамотной речи и эффективно проверяют коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. Система заданий для анализа включает вопросы по основным разделам русского языка, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса «Комплексный анализ текста» является средством формирования универсальных учебных действий в части работы с информацией, обеспечивает личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты будущих выпускников основной школы.
Цель программы
- создание условий для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачи:
- формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
На изучение курса в 7 классе отводится 35 часов в год (35 учебных недель по 1 часу в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
К концу обучения ученик научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В основе реализации целей образовательного процесса по данному курсу лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося. Поэтому планируется использование следующих педтехнологий: проектной, технологии сотрудничества, проблемно-диалогической, ИКТ.
Разделы курса:
1. Введение. Слово и словесность. Слово – это не только единица языка, но и сам язык. Словесность и филология. Словесность и история.
2.Стилистические возможности языковых средств. Лексика. Фразеология. Морфология. Синтаксис.
3.Основные виды словесного выражения. Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности из строения.
4. Средства художественной изобразительности.
5. Понятие о тексте и его строении.
6. Композиция словесного произведения.
7. Образ автора и рассказчика в словесном произведении.
8. Программа курса состоит из трудных тем по орфографии: материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. В этот раздел вошли темы, изученные в 5-6 классах. Во втором разделе – материал, изучаемый в 7 классе.
9.Рассматриваются темы по синтаксису и пунктуации и предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- пересказ (как устный, так и письменный) исходного текста,
- тестирование,
- творческие задания,
- беседы по вопросам орфографии, пунктуации, стилистик
На занятиях будет сочетаться и коллективная и самостоятельная работа.
Основные формы:
- лекции, беседы;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность.
Формы контроля.
В процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1. | Введение. Слово и словесность | 1 | Познавательные: учащиеся выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста; извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал, умеют производить разные виды разборов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной формах; анализируют текст, выделяя существенные и несущественные признаки, определяют основную и второстепенную информации, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: учащиеся осознают качество и уровень усвоения материала, самостоятельно строят свои действия, вносят коррективы и дополнения, предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет достигнут результат?), оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: учащиеся используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, умеют составлять текст, представлять конкретное содержание в форме устного и письменного высказывания, способны слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе. Личностные: учащиеся осознают личностный смысл учения, проявляют желание учиться, признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях, знают основные принципы и правила отношения к окружающей среде, ориентируются в особенностях социальных и семейных отношений и взаимодействий, в системе моральных норм и нравственных качеств, гражданского патриотизма, способны уважать личность и ее достоинства. |
2. | Функционально-стилевая дифференциация текстов | 9 |
3. | Основные виды словесного выражения. Повествование, описание и рассуждение. | 4 |
4. | Средства художественной изобразительности. | 5 |
5. | Понятие о тексте и его строении. | 3 |
6. | Композиция словесного произведения. | 4 |
7. | Образ автора и рассказчика в словесном произведении. | 4 |
8. | Повторение изученного. | 5 |
| Итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Введение. Слово и словесность |
1. | Введение. Слово и словесность. | 1 | |
Функционально-стилевая дифференциация текстов |
2. | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль) | 1 | |
3. | Языковые особенности разных стилей речи. | 1 | |
4. | Речевая ситуация. | 1 | |
5. | Официальная и неофициальная обстановка. | 1 | |
6. | Сфера употребления. | 1 | |
7. | Жанр текста. | 1 | |
8. | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. | 1 | |
9. | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | 1 | |
10. | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. | 1 | |
Основные виды словесного выражения. Повествование, описание и рассуждение. |
11. | Повествование как тип речи. | 1 | |
12. | Описание как тип речи. | 1 | |
13. | Рассуждение как тип речи. | 1 | |
14. | Комплексный анализ текста. | 1 | |
Средства художественной изобразительности. |
15. | Лексические средства выразительности | 1 | |
16. | Стилистические фигуры. | 1 | |
17. | Лексика ограниченной сферы употребления. | 1 | |
18. | Фонетические средства выразительности | 1 | |
19. | Тропы (слова и словосочетания в переносном значении). | 1 | |
Понятие о тексте и его строении. |
20. | Текст, тема текста, основная мысль, идея. | 1 | |
21. | Смысловые части текста, микротемы, план текста. | 1 | |
22. | Создание плана на основе прочитанного текста. | 1 | |
Композиция словесного произведения. |
23. | Языковая композиция текста и смежные понятия: архитектоника, сюжет, фабула. | 1 | |
24. | Композиционно-сюжетные части литературного произведения. | 1 | |
25. | Композиционные приёмы. | 1 | |
26. | Комплексный анализ текста. | 1 | |
Образ автора и рассказчика в словесном произведении. |
27. | Образ повествователя, образ автора. | 1 | |
28. | Образ рассказчика. | 1 | |
29. | Субъект речи и носитель точки зрения. | 1 | |
30. | Акт рассказывания: повествователь – рассказчик – образ автора. | 1 | |
Повторение изученного. |
31. | Составление на основании исходного текста (публицистического стиля) монологического высказывания. | 1 | |
32. | Комплексный анализ текста. | 1 | |
33. | Средства художественной изобразительности. | 1 | |
34. | Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. | 1 | |
35. | Комплексный анализ текста. | 1 | |
Рекомендуемая литература для педагога:
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках – М.,1991г.
Васильева В. В., Ежова Е. В.: «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) Теория и практика образования в современном мире материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Голушкова Е.А. «Практическая стилистика на уроках русского языка», Москва, «Просвещение», 1967г.
Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии – М, 1991г.
Егораева Т.Г. Русский язык. Комментарии к основной проблеме текста. Аргументация. – М,2014г.
Казанский Б.В. Приключения слов – СПб, 2008г.
Кожина М.Н. «Стилистика русского языка», Москва, «Просвещение», 1977г.
Колесов В.В. Язык города – М,1991г.
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М, 1991г.
Минералов Ю.И. Теория художественной словесности – М,1999г.
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл. – М., 2003г.
Пахнова Т.М. Работа с текстом при подготовке к экзамену – М, 2012г.
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации - Саратов», 1994г.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике - М, 1997 г.
Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах - М, 2014г.
Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка – М, 1992г.
Школьная риторика: 7 класс. В 2-х частях / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М,2001г.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Груздева Е.Н. «Рабочая тетрадь по русскому языку. Комплексный анализ текста: 7 класс. ФГОС/Е.Н.Груздева. – 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. —95 с.
Ресурсное обеспечение
1.Телевизор.
2.Компьютер.
3.DVD проектор.