СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» для 7 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. и  «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) Васильевой  В. В., Ежовой Е. В.: Теория и практика образования в современном мире материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано:

На заседании методического

Совета ОУ

Протокол №1

от «25» августа 2017г.



Утверждаю:

Директор НРМОБУ

«Куть-Яхская СОШ»

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 481-0 от 29.08.2017г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



7 А КЛАСС















Автор-составитель программы

учитель русского языка и литературы

Клекта Лариса Николаевна

I кв. категория











Куть-Ях

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» для 7 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. и «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) Васильевой В. В., Ежовой Е. В.: Теория и практика образования в современном мире материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

Программа обеспечена пособием Груздевой Е.Н. «Рабочая тетрадь по русскому языку. Комплексный анализ текста: 7 класс. ФГОС/Е.Н.Груздева. – 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. —95 с. Пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, является дополнением ко всем действующим учебникам русского языка, рекомендованным Министерством образования и науки РФ и включённым в Федеральный перечень учебников.

Данный курс является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью программы данного предмета является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА в новой форме. Учащиеся отрабатывают умения и навыки грамотного письма и грамотной речи и эффективно проверяют коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста.  Система заданий для анализа включает вопросы по основным разделам русского языка, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса «Комплексный анализ текста» является средством формирования универсальных учебных действий в части работы с информацией, обеспечивает личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты будущих выпускников основной школы.

Цель программы

- создание условий для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Задачи:

- формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

- приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.

На изучение курса в 7 классе отводится 35 часов в год (35 учебных недель по 1 часу в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


К концу обучения ученик научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

Ученик получит возможность научиться:

- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию;

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


В основе реализации целей образовательного процесса по данному курсу лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося. Поэтому планируется использование следующих педтехнологий: проектной, технологии сотрудничества, проблемно-диалогической, ИКТ.

Разделы курса:

1. Введение. Слово и словесность. Слово – это не только единица языка, но и сам язык. Словесность и филология. Словесность и история.

2.Стилистические возможности языковых средств. Лексика. Фразеология. Морфология. Синтаксис.

3.Основные виды словесного выражения. Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности из строения.

4. Средства художественной изобразительности.

5. Понятие о тексте и его строении.

6. Композиция словесного произведения.

7. Образ автора и рассказчика в словесном произведении.

8. Программа курса состоит из трудных тем по орфографии: материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. В этот раздел вошли темы, изученные в 5-6 классах. Во втором разделе – материал, изучаемый в 7 классе.

9.Рассматриваются темы по синтаксису и пунктуации и предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

- пересказ (как устный, так и письменный) исходного текста,

- тестирование,

- творческие задания,

- беседы по вопросам орфографии, пунктуации, стилистик

На занятиях будет сочетаться и коллективная и самостоятельная работа.


Основные формы:

- лекции, беседы;

- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

- поисково-исследовательская деятельность.


Формы контроля. 


В процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.




































Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1.

Введение. Слово и словесность

1


Познавательные: учащиеся выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста; извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал, умеют производить разные виды разборов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной формах; анализируют текст, выделяя существенные и несущественные признаки, определяют основную и второстепенную информации, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: учащиеся осознают качество и уровень усвоения материала, самостоятельно строят свои действия, вносят коррективы и дополнения, предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет достигнут результат?), оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные: учащиеся используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, умеют составлять текст, представлять конкретное содержание в форме устного и письменного высказывания, способны слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе.

Личностные: учащиеся осознают личностный смысл учения, проявляют желание учиться, признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях, знают основные принципы и правила отношения к окружающей среде, ориентируются в особенностях социальных и семейных отношений и взаимодействий, в системе моральных норм и нравственных качеств, гражданского патриотизма, способны уважать личность и ее достоинства.


2.

Функционально-стилевая дифференциация текстов

9

3.

Основные виды словесного выражения. Повествование, описание и рассуждение.

4


4.


Средства художественной изобразительности.

5

5.

Понятие о тексте и его строении.

3

6.

Композиция словесного произведения.

4

7.

Образ автора и рассказчика в словесном произведении.

4

8.

Повторение изученного.

5


Итого

35
















Календарно-тематическое планирование курса


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Введение. Слово и словесность

1.

Введение. Слово и словесность.

1


Функционально-стилевая дифференциация текстов

2.

Функционально-стилевая дифференциация текстов

(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль)

1


3.

Языковые особенности разных стилей речи.

1


4.

Речевая ситуация.

1


5.

Официальная и неофициальная обстановка.

1


6.

Сфера употребления.

1


7.

Жанр текста.

1


8.

Понимание текста с опорой на тип,

стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

1


9.

Оценка содержания, языковых особенностей

и структуры текста.

1


10.

Выражение собственного мнения о прочитанном,

его аргументация.

1


Основные виды словесного выражения. Повествование, описание и рассуждение.

11.

Повествование как тип речи.

1


12.

Описание как тип речи.

1


13.

Рассуждение как тип речи.

1


14.

Комплексный анализ текста.

1


Средства художественной изобразительности.

15.

Лексические средства выразительности

1


16.

Стилистические фигуры.

1


17.

Лексика ограниченной сферы употребления.

1


18.

Фонетические средства выразительности

1


19.

Тропы (слова и словосочетания в переносном значении).

1


Понятие о тексте и его строении.

20.

Текст, тема текста, основная мысль, идея.

1


21.

Смысловые части текста, микротемы, план текста.

1


22.

Создание плана на основе прочитанного текста.

1


Композиция словесного произведения.

23.

Языковая композиция текста и смежные понятия: архитектоника, сюжет, фабула.

1


24.

Композиционно-сюжетные части литературного произведения.

1


25.

Композиционные приёмы.

1


26.

Комплексный анализ текста.

1


Образ автора и рассказчика в словесном произведении.

27.

Образ повествователя, образ автора.

1


28.

Образ рассказчика.

1


29.

Субъект речи и носитель точки зрения.

1


30.

Акт рассказывания: повествователь – рассказчик – образ автора.

1


Повторение изученного.

31.

Составление на основании исходного текста (публицистического стиля) монологического высказывания.

1


32.

Комплексный анализ текста.

1


33.

Средства художественной изобразительности.

1


34.

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

1


35.

Комплексный анализ текста.

1





Рекомендуемая литература для педагога:

  1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках – М.,1991г.

  2. Васильева В. В., Ежова Е. В.: «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) Теория и практика образования в современном мире материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

  3. Голушкова Е.А. «Практическая стилистика на уроках русского языка», Москва, «Просвещение», 1967г.

  4. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии – М, 1991г.

  5. Егораева Т.Г. Русский язык. Комментарии к основной проблеме текста. Аргументация. – М,2014г.

  6. Казанский Б.В. Приключения слов – СПб, 2008г.

  7. Кожина М.Н. «Стилистика русского языка», Москва, «Просвещение», 1977г.

  8. Колесов В.В. Язык города – М,1991г.

  9. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М, 1991г.

  10. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности – М,1999г.

  11. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл. – М., 2003г.

  12. Пахнова Т.М. Работа с текстом при подготовке к экзамену – М, 2012г.

  13. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации - Саратов», 1994г.

  14. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике - М, 1997 г.

  15. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах - М, 2014г.

  16. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка – М, 1992г.

  17. Школьная риторика: 7 класс. В 2-х частях / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М,2001г.


Рекомендуемая литература для обучающихся:

  1. Груздева Е.Н. «Рабочая тетрадь по русскому языку. Комплексный анализ текста: 7 класс. ФГОС/Е.Н.Груздева. – 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. —95 с.


Ресурсное обеспечение

1.Телевизор.

2.Компьютер.

3.DVD проектор.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!