СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России",4 класс.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» автора С.В. Сабиной (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).

Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориен­тирован на формирование у школьников активной граждан­ской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного по­тенциала образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России",4 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СШ №2

Протокол №1 от «28» августа 2015 г. _________Н. П. Панкратова _____________Л. П. Петрова

Руководитель МО _____ И. В. Максимова «___»_______________2015 г. «__»_______________2015 г.






Рабочая программа

внеурочной деятельности «Я – гражданин России»


Класс: 4 «А»

Учитель: Хайретдинова Римма Гакиловна

Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часов в год, 1 час в неделю

Рабочую программу составила ___________(Хайретдинова Р. Г. )












Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» автора С.В. Сабиной (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).

Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориен­тирован на формирование у школьников активной граждан­ской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного по­тенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспи­тания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколе­ний. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный мини­мум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее бу­дет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психоло­гических особенностей необходимо формировать представле­ния о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Предложенная программа предназначена для учащихся 4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прош­лой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифоло­гические, историко-литературные и документальные материа­лы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстра­ции - все это формирует у школьников начальные историко- обществоведческие знания (на уровне представлений), помо­гает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопре­деления на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обще- ствоведческих знаний и представлений у младших школьни­ков в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют поста­новка и решение следующих задач:

  • содействовать ребенку в понимании особенностей обще­ственных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

  • оказывать помощь в осознании своей принадлежности го­сударству, предоставляющему каждому его гражданину опре­деленные права и требующему исполнения определенных обя­занностей;

  • обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об об­щечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;



- создавать условия для расширения кругозора школьни­ков, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объеди­нены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осоз­нать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет зна­ния детей о родной стране, ее территории, природном богат­стве, национальном и религиозном разнообразии народов Рос­сии и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция граж­данина своей страны, причастного к ее настоящему, защищен­ного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы - уни­кальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услы­шанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Реализация программы предполагает разнообразие вне­урочной деятельности детей: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискус­сии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, теат­ральный капустник, ярмарка.

Объём курса в 4 классе – 35 часов (1 час в неделю)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Обучащийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на от­дельных примерах), наши праздники; международное сотруд­ничество; история, предыстория;

  • ориентироваться в историческом времени;

  • определять на карте границы и крупные города России;

  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

  • различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором нахо­дится образовательное учреждение;

  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

  • уважительно относиться к защитникам Родины;

  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содер­жания;

  • различать художественную и научно-популярную литера­туру;

  • анализировать ответы товарищей;

  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в об­ществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздни­ки; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

  • приводить примеры исторических и культурных па­мятников страны (не менее трех), ряда других стран, род­ного края (не менее трех);

  • различать и сравнивать элементарные этические и эс­тетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

  • анализировать литературные источники для приобре­тения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

  • на основе анализа текстов делать умозаключения, вы­воды, устанавливать причинно-следственные связи;

  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Мое настоящее и далекое прошлое (35 часа)

Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1 час)

Раздел I. Древняя Русь (6 часов)

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерус­ского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древнос­ти, родной край в древности (на отдельных примерах).

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, по­ловцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.

Раздел II. Московское государство (6 часов)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечата­ния. Первопечатник Иван Федоров.

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожар­ский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Ра­зин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.

Раздел III. Российская империя (5 часов)

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.

Послепетровская Россия. Российская империя при Екате­рине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пу­гачева. Культура России.

Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрми­таж.

Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородин­ское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы.

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй по­ловине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. ХХ-ХХ1 века. История и современность (11 часов)

Конец Российской империи. Падение царской власти. Ок­тябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР.

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достиже­ния науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России.

Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).

Понятия: конституция, президент, правительство, Фе­деральное собрание.

Заключение (1 час)




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

факт.

Возможные виды деятельности

1

Введение.

От прошлого к будущему. Зачем мне история?

1

3.09


Круг мнений по теме «Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев). Интеллектуальная игра «Что я знаю»

Раздел I. Древняя Русь (6 часов)

2

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства

1

10.09


Видеофрагменты докумен­тальных и художественных фильмов (подготовка и показ). Лента времени

3

Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый

1

17.09


«Крылатые» слова

4

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах)

1

24.09


Встреча с древней Москвой (выставка репродукций картин)

5

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар

1

1.10


Лента времени. Дополнительное чтение

6

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере

1

15.10


Памятные даты. Обсуждение исторического фильма «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн)

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси

1

22.10


«На поле Куликовом» (знакомство с сайтом Государственного военно- исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»1)

Раздел II. Московское государство (6 часов)

9

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства

1

29.10


Лента времени. «Крылатые» слова. Историческая карта

10

Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров

1

5.11


Тема для обсуждения: «Что нужнее современному человеку: книги или компьютер?». Первые буквари. Мой букварь.

11

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века.

1

12.11


Смутное время в литературе, музыке, живописи

12

К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина

1

26.11


Смутное время в литературе, музыке, живописи

13

Крепостное право. Степан Разин

1

3.12


Видеофрагменты художественного фильма «Степан Разин»

14

Жизнь, быт и культура России в XVII веке

1

10.12


История одного музейного экспоната (рассказ по кругу)

Раздел III. Российская империя (5 часов)

15

Петр I и преобразования в России

1

17.12


Реформы Петра I: что они дали России

16

Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета

1

24.12


«И грянул бой!» - Полтавская битва в литературе и живописи. Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица». Газета сегодня (экскурсия в редакцию газеты (типографию))

17

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова.

1

31.12


М.В. Ломоносов - эпоха

русской науки. Школа в Российской империи

18

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. А.В. Суворов: наука побеждать

1

14.01


«Быть верным Отечеству»(о жизни и победах А.В. Суворова).

19

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России

1

21.01


По музеям России (виртуальная экскурсия)

Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)

20

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение

1

28.01


Знакомство с сайтом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника2.

Герои Отечественной войны 1812 года (выставка-жизнеописание). Инсценировка фрагмента литературного произведения о войне 1812 года

21

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение

1

4.02


22

Николай I и декабристы

1

11.02


Пушкин и декабристы «Лицей в Царском Селе» (г. Пушкин) - рассказ- путешествие по залам музея

23

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века.

1

18.02


Россия второй половины XIX века в литературе, живописи и искусстве

24

Жизнь, быт и культура России

1

3.03


Сокровища России XIX века

Раздел V. ХХ-ХХ1 века. История и современность (11 часов)

25

Начало века: войны и революции. Образование СССР

1

10.03


Крейсер «Варяг».

Революция в литературе, живописи, музыке.

26

Начало века: войны и революции. Образование СССР

1

17.03


Инсценировка песен Гражданской войны

27

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла

1

24.03


Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры

28

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла

1

31.03


Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры

29


Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла

1

7.04


Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры

30

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла

1

21.04


Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры

31

Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России

1

28.04


Концерт-презентация «Космические дали»

32

Достижения науки и техники. Культура, искусство России

1

5.05


Концерт-презентация «Космические дали»

33

Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн)

1

12.05


Сочинение-размышление «Будущее нашей страны»

34

Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация).

1

19.05


Сочинение-размышление «Будущее нашей страны»

Заключение (1 час)

35

Заключение

1

26.05


Обсуждение темы «Самое значительное событие нашей истории». Интеллектуальная игра «Что я узнал»



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект.

1.Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара : Издательство «Учебная лите­ратура» : Издательский дом «Федоров», 2011

2. Программа внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова/Сост. Е. Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011

3. Интернет ресурсы.

Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа:http://school-collction.edu.ru

Мультимедийный курс «уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/urok

Технические средства обучения

1.Экспозиционный экран.

2. Персональный компьютер.






1

2

8