Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СШ №2
Протокол №1 от «28» августа 2015 г. _________Н. П. Панкратова _____________Л. П. Петрова
Руководитель МО _____ И. В. Максимова «___»_______________2015 г. «__»_______________2015 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Класс: 4 «А»
Учитель: Хайретдинова Римма Гакиловна
Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: 35 часов в год, 1 час в неделю
Рабочую программу составила ___________(Хайретдинова Р. Г. )
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» автора С.В. Сабиной (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Предложенная программа предназначена для учащихся 4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко- обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обще- ствоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
Объём курса в 4 классе – 35 часов (1 час в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Обучащийся научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Мое настоящее и далекое прошлое (35 часа)
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1 час)
Раздел I. Древняя Русь (6 часов)
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.
Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах).
Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.
Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.
Раздел II. Московское государство (6 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.
Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.
Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя (5 часов)
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.
Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.
Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы.
Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.
Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. ХХ-ХХ1 века. История и современность (11 часов)
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР.
Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.
Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России.
Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).
Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Заключение (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. | Возможные виды деятельности |
1 | Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? | 1 | 3.09 | | Круг мнений по теме «Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев). Интеллектуальная игра «Что я знаю» |
Раздел I. Древняя Русь (6 часов) |
2 | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства | 1 | 10.09 | | Видеофрагменты документальных и художественных фильмов (подготовка и показ). Лента времени |
3 | Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый | 1 | 17.09 | | «Крылатые» слова |
4 | Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах) | 1 | 24.09 | | Встреча с древней Москвой (выставка репродукций картин) |
5 | Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар | 1 | 1.10 | | Лента времени. Дополнительное чтение |
6 | Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере | 1 | 15.10 | | Памятные даты. Обсуждение исторического фильма «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн) |
7 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси | 1 | 22.10 | | «На поле Куликовом» (знакомство с сайтом Государственного военно- исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»1) |
Раздел II. Московское государство (6 часов) |
9 | Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства | 1 | 29.10 | | Лента времени. «Крылатые» слова. Историческая карта |
10 | Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров | 1 | 5.11 | | Тема для обсуждения: «Что нужнее современному человеку: книги или компьютер?». Первые буквари. Мой букварь. |
11 | Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. | 1 | 12.11 | | Смутное время в литературе, музыке, живописи |
12 | К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина | 1 | 26.11 | | Смутное время в литературе, музыке, живописи |
13 | Крепостное право. Степан Разин | 1 | 3.12 | | Видеофрагменты художественного фильма «Степан Разин» |
14 | Жизнь, быт и культура России в XVII веке | 1 | 10.12 | | История одного музейного экспоната (рассказ по кругу) |
Раздел III. Российская империя (5 часов) |
15 | Петр I и преобразования в России | 1 | 17.12 | | Реформы Петра I: что они дали России |
16 | Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета | 1 | 24.12 | | «И грянул бой!» - Полтавская битва в литературе и живописи. Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица». Газета сегодня (экскурсия в редакцию газеты (типографию)) |
17 | Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. | 1 | 31.12 | | М.В. Ломоносов - эпоха русской науки. Школа в Российской империи |
18 | Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. А.В. Суворов: наука побеждать | 1 | 14.01 | | «Быть верным Отечеству»(о жизни и победах А.В. Суворова). |
19 | Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России | 1 | 21.01 | | По музеям России (виртуальная экскурсия) |
Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов) |
20 | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение | 1 | 28.01 | | Знакомство с сайтом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника2. Герои Отечественной войны 1812 года (выставка-жизнеописание). Инсценировка фрагмента литературного произведения о войне 1812 года |
21 | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение | 1 | 4.02 | |
22 | Николай I и декабристы | 1 | 11.02 | | Пушкин и декабристы «Лицей в Царском Селе» (г. Пушкин) - рассказ- путешествие по залам музея |
23 | Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. | 1 | 18.02 | | Россия второй половины XIX века в литературе, живописи и искусстве |
24 | Жизнь, быт и культура России | 1 | 3.03 | | Сокровища России XIX века |
Раздел V. ХХ-ХХ1 века. История и современность (11 часов) |
25 | Начало века: войны и революции. Образование СССР | 1 | 10.03 | | Крейсер «Варяг». Революция в литературе, живописи, музыке. |
26 | Начало века: войны и революции. Образование СССР | 1 | 17.03 | | Инсценировка песен Гражданской войны |
27 | Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла | 1 | 24.03 | | Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры |
28 | Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла | 1 | 31.03 | | Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры |
29 | Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла | 1 | 7.04 | | Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры |
30 | Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла | 1 | 21.04 | | Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры |
31 | Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России | 1 | 28.04 | | Концерт-презентация «Космические дали» |
32 | Достижения науки и техники. Культура, искусство России | 1 | 5.05 | | Концерт-презентация «Космические дали» |
33 | Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн) | 1 | 12.05 | | Сочинение-размышление «Будущее нашей страны» |
34 | Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). | 1 | 19.05 | | Сочинение-размышление «Будущее нашей страны» |
Заключение (1 час) |
35 | Заключение | 1 | 26.05 | | Обсуждение темы «Самое значительное событие нашей истории». Интеллектуальная игра «Что я узнал» |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект.
1.Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011
2. Программа внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова/Сост. Е. Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
3. Интернет ресурсы.
Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа:http://school-collction.edu.ru
Мультимедийный курс «уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/urok
Технические средства обучения
1.Экспозиционный экран.
2. Персональный компьютер.
1
2
8