Управление образования администрации городского округа Шатура МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО» ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Утверждаю» Директор школы ______________ Каримуллина О.В. «___» ___________ 2017 года Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4б класса составитель: Уласевич И.Ю. 2017 – 2018 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 б класса составлена на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Кривандино» и авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —М : Вентана-Граф, 2014. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности; формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
• учить правильно применять математическую терминологию;
• обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
• последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Развивающие:
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• способствовать развитию умений делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
• развивать внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение;
• выявить и развить математические и творческие способности;
• развивать мелкую моторику рук и глазомера.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к математике;
• расширять коммуникативные способности детей;
• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Занимательная математика». Предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: как теоретические – рассказ учителя, чтение математических сказок, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, – так и практические занятия: решение, построение, измерение, а также математические игры, конкурсы, викторины, соревнования.
В содержание занятий включены нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, включенные в содержание программы, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им не только успешно овладеть общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.
Формы организации занятий: коллективная; групповая работа; парная работа; индивидуальная.
Основные виды деятельности учащихся:
• решение занимательных задач, головоломок;
• составление плана решения нестандартной задачи и объяснение хода решения;
• построение чертежей, схем, таблиц, необходимых для решения комбинаторных и нестандартных задач;
• оформление математических газет, буклетов;
• знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
• участие в проектной и исследовательской деятельности;
• построение плоских геометрических фигур и объемных тел на клетчатой бумаге;
• участие в математических конкурсах, олимпиадах;
• выполнение графического диктанта;
• объяснение математических понятий и определений;
• выявление математических закономерностей;
• проведение мини-исследований и формулировка выводов по наблюдениям;
• высказывание своих предположений в паре;
• осуществление самооценки, самопроверки, взаимопроверки.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных и в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснованного своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять ошибки;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или таблице, для ответа на заданный вопрос;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
- конструировать несложные задачи.
Предметные результаты:
- решение и составление ребусов, содержащих числа;
- числовые головоломки: соединение чисел знаками действий, чтобы в ответе получилось заданное число и др.;
- заполнение числовых кроссвордов;
поиск и чтение слов, связанных с математикой;
- занимательные задания с римскими цифрами;
- нестандартные, старинные, логические задачи;
- задачи на доказательство;
- решение олимпиадных задач.
Содержание программы
Курс рассчитан на 34 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Содержание рабочей программы «Занимательная математика» полностью соответствует содержанию авторской программы.
Числа. Арифметические действия. Величины (16 часов)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение и вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 1000» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (12 часов)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика (6 часов)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
К окончанию 4-го года обучения учащиеся научатся:
• выполнять прикидку результатов арифметических действий;
• понимать и объяснять решение нестандартных задач;
• читать и строить вспомогательные модели к задачам;
• распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;
• распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов;
• находить вероятности простейших случайных событий;
• осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
Тематическое планирование
Тематическое планирование изучения курса «Занимательная математика» в 4 б классе полностью соответствует тематическому планированию, изложенному в авторской программе.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Мир занимательных задач | 12 |
2 | Числа. Арифметические действия. Величины | 16 |
3 | Геометрическая мозайка | 6 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
|
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Мир занимательных задач. Интеллектуальная разминка | 1 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» | 04.09 | 04.09 |
2 | Числа. Арифметические действия. Величины. Числа - великаны | 1 1 | Как велик миллион? Что такое гугол? | 11.09 | 11.09 |
3 | Мир занимательных задач. Мир занимательных задач | 2 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 18.09 | 18.09 |
4 | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 25.09 | 25.09 |
5 | Числа. Арифметические действия. Величины. Римские цифры | 2 1 | Занимательные занятия с римскими цифрами. | 02.10 | 02.10 |
6 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | 09.10 | 09.10 |
7 | Мир занимательных задач. Секреты задач | 3 1 | Задачи в стихах повшенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н.Разговоров) | 16.10 | 16.10 |
8 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 23.10 | 23.10 |
9 | Математический марафон | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» | 13.11 | 13.11 |
10 | Геометрическая мозайка. «Спичечный» конструктор | 2 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек по заданному условию. Проверка выполненной работы. | 20.11 | 20.11 |
11 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек по заданному условию. Проверка выполненной работы | 27.11 | 27.11 |
12 | Числа. Арифметические действия. Величины. Выбери маршрут | 3 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определенном транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между городами и сёлами. | 04.12 | 04.12 |
13 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 11.12 | 11.12 |
14 | Математические фокусы | 1 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например: 6+7+8+9+10 и др. | 18.12 | 18.12 |
15 | Геометрическая мозайка. Занимательное моделирование | 3 1 | Моделирование из проволоки. Создание объемных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащегося) | 25.12 | 25.12 |
16 | Моделирование геометрических фигур. | 1 | 15.01 | 15.01 |
17 | Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | 1 | 22.01 | 22.01 |
18 | Числа. Арифметические действия. Величины. Математическая копилка | 7 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач. | 29.01 | 29.01 |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | Поиск в таблице (9х9) слов, связанных с математикой | 05.02 | 05.02 |
20 | «Математика – наш друг!» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений. В том числе и неверных. | 12.02 | 26.02 |
21 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2,3.4,5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10,20,30, 40,50,60,70,80,100. Две рядом стоящие фигуры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | 19.02 | 05.03 |
22 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 26.02 | 05.03 |
23 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 05.03 | 12.03 |
24 | Числовые головоломки | 1 | Заполнение числового кроссворда. | 12.03 | 12.03 |
25 | Мир занимательных задач. Мир занимательных задач | 2 1 | Запись решения в виде таблицы. | 19.03 | 19.03 |
26 | Задачи со многими возможными решениями. | 1 | Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи. | 02.04 | 03.04 |
27 | Числа. Арифметические действия. Величины. Математические фокусы | 3 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | 09.04 | 10.04 |
28 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 16.04 | 17.04 |
29 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 23.04 | 17.04 |
30 | Мир занимательных задач. Блиц – турнир по решению задач | 2 1 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. | 28.04 | 24.04 |
31 | Математическая копилка | 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 х5 см ( на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | 07.05 | 24.04 |
32 | Геометрическая мозайка. Геометрические фигуры вокруг нас | 1 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | 14.05 | 08.05 |
33 | Мир занимательных задач. Математический лабиринт | 2 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. | 21.05 | 15.05 |
34 | Математический праздник. (Итоговое занятие) | 1 | Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | | 22.05 |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от ___ _____________ 2017 года № _____
Руководитель ШМО __________________ / _________________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _________________ /__________________________/
«_____» ___________________ 2017 года