СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" ( 4 класс по Е.Э.Кочуровой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой. Я использовала ее для слабых детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" ( 4 класс по Е.Э.Кочуровой)»

Управление образования администрации городского округа Шатура

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ




«Утверждаю»

Директор школы ______________ Каримуллина О.В.

«___» ___________ 2017 года

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 4б класса








составитель: Уласевич И.Ю.



















2017 – 2018 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 б класса составлена на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Кривандино» и авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —М : Вентана-Граф, 2014. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Цель программыформирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности; формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

•  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

•  учить правильно применять математическую терминологию;

•  обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

•  последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Развивающие:

•  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

•  способствовать развитию умений делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

•  развивать внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение;

•  выявить и развить математические и творческие способности;

•  развивать мелкую моторику рук и глазомера.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к математике;

• расширять коммуникативные способности детей;

• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Занимательная математика». Предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: как теоретические – рассказ учителя, чтение математических сказок, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, – так и практические занятия: решение, построение, измерение, а также математические игры, конкурсы, викторины, соревнования.

В содержание занятий включены нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, включенные в содержание программы, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им не только успешно овладеть общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.

Формы организации занятий: коллективная; групповая работа; парная работа; индивидуальная.

Основные виды деятельности учащихся:

•  решение занимательных задач, головоломок;

•  составление плана решения нестандартной задачи и объяснение хода решения;

•  построение чертежей, схем, таблиц, необходимых для решения комбинаторных и нестандартных задач;

•  оформление математических газет, буклетов;

•  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

•  участие в проектной и исследовательской деятельности;

•  построение плоских геометрических фигур и объемных тел на клетчатой бумаге;

•  участие в математических конкурсах, олимпиадах;

•  выполнение графического диктанта;

•  объяснение математических понятий и определений;

•  выявление математических закономерностей;

•  проведение мини-исследований и формулировка выводов по наблюдениям;

•  высказывание своих предположений в паре;

•  осуществление самооценки, самопроверки, взаимопроверки.


Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных и в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснованного своего суждения;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять ошибки;

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа;

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или таблице, для ответа на заданный вопрос;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;

- конструировать несложные задачи.

Предметные результаты:

- решение и составление ребусов, содержащих числа;

- числовые головоломки: соединение чисел знаками действий, чтобы в ответе получилось заданное число и др.;

- заполнение числовых кроссвордов;

поиск и чтение слов, связанных с математикой;

- занимательные задания с римскими цифрами;

- нестандартные, старинные, логические задачи;

- задачи на доказательство;

- решение олимпиадных задач.


Содержание программы

Курс рассчитан на 34 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Содержание рабочей программы «Занимательная математика» полностью соответствует содержанию авторской программы.

Числа. Арифметические действия. Величины (16 часов)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение и вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 1000» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата  с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач (12 часов)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических

средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика (6 часов)

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

К окончанию 4-го года обучения учащиеся научатся:

•  выполнять прикидку результатов арифметических действий;

•  понимать и объяснять решение нестандартных задач;

•  читать и строить вспомогательные модели к задачам;

•  распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;

•  распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

•  читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов;

•  находить вероятности простейших случайных событий;

•  осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).


Тематическое планирование

Тематическое планирование изучения курса «Занимательная математика» в 4 б классе полностью соответствует тематическому планированию, изложенному в авторской программе.

п/п

Тема

Количество часов

1

Мир занимательных задач

12

2

Числа. Арифметические действия. Величины

16

3

Геометрическая мозайка

6

Итого

34





Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата проведения

1

Мир занимательных задач.

Интеллектуальная разминка

1

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»


04.09


04.09

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа - великаны

1


1

Как велик миллион? Что такое гугол?


11.09


11.09

3

Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач

2

1


Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.


18.09


18.09

4

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

25.09

25.09

5

Числа. Арифметические действия. Величины.

Римские цифры

2


1


Занимательные занятия с римскими цифрами.


02.10


02.10

6

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.


09.10


09.10

7

Мир занимательных задач.

Секреты задач

3

1


Задачи в стихах повшенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н.Разговоров)


16.10


16.10

8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

23.10

23.10

9

Математический марафон

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»

13.11

13.11

10

Геометрическая мозайка.

«Спичечный» конструктор

2

1


Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек по заданному условию. Проверка выполненной работы.


20.11


20.11

11

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек по заданному условию. Проверка выполненной работы


27.11


27.11

12

Числа. Арифметические действия. Величины.


Выбери маршрут

3



1




Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определенном транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между городами и сёлами.



04.12



04.12

13

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

11.12

11.12

14

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например: 6+7+8+9+10 и др.

18.12

18.12

15

Геометрическая мозайка.

Занимательное моделирование

3

1


Моделирование из проволоки. Создание объемных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащегося)



25.12


25.12

16

Моделирование геометрических фигур.

1


15.01


15.01

17

Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

1


22.01


22.01

18

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическая копилка

7


1



Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.



29.01



29.01

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

Поиск в таблице (9х9) слов, связанных с математикой

05.02

05.02

20

«Математика – наш друг!»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений. В том числе и неверных.

12.02

26.02

21

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2,3.4,5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10,20,30, 40,50,60,70,80,100. Две рядом стоящие фигуры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

19.02

05.03

22

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

26.02

05.03

23

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

05.03

12.03

24

Числовые головоломки

1

Заполнение числового кроссворда.

12.03

12.03

25

Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач

2

1


Запись решения в виде таблицы.


19.03


19.03

26

Задачи со многими возможными решениями.

1

Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи.

02.04

03.04

27

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические фокусы

3

1


Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

09.04

10.04

28

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

16.04

17.04

29

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

23.04

17.04

30

Мир занимательных задач.

Блиц – турнир по решению задач

2

1


Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

28.04

24.04

31

Математическая копилка

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 х5 см ( на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

07.05

24.04

32

Геометрическая мозайка.

Геометрические фигуры вокруг нас

1

1


Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

14.05

08.05

33

Мир занимательных задач.

Математический лабиринт

2

1


Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

21.05

15.05

34

Математический праздник. (Итоговое занятие)

1

Задачи в стихах. Игра «Задумай число».


22.05



«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

от ___ _____________ 2017 года № _____

Руководитель ШМО __________________ / _________________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _________________ /__________________________/

«_____» ___________________ 2017 года