Управление образования администрации городского округа Шатура МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО» ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Утверждаю» Директор школы ______________ Каримуллина О.В. «___» ___________ 2017 года Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4б класса составитель: Уласевич И.Ю. 2017 – 2018 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 б класса составлена на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Кривандино» и авторской программы курса внеурочной деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде» (математика) часть 2, 1 - 4 классы / под ред. Р.Г.Чураковой. - М : АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2017 год.
Цель программы — обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по математике (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни).
Задачи программы:
формирование универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
развитие познавательного интереса обучающихся, интеллектуальных способностей;
выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по математике.
Форма организации внеурочной деятельности:
самостоятельная работа обучающихся при поддержке взрослых (педагогов, других заинтересованных участников образовательных отношений) в ходе освоения тетрадей «Школьная олимпиада» (курс, кружок, факультатив).
Виды внеурочной деятельности:
выполнение олимпиадных задач, заданий; совместное обсуждение хода решения и полученных результатов.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса «Занимательная математика», в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса предусматривают:
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения олимпиадных задач;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения олимпиадных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение основами логического, алгоритмического и комбинаторного мышления, пространственного воображения и математической речи.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• называть и записывать любое натуральное число до 1 000 000 включительно;
• сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
• выполнять изученные действия с величинами;
• решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
• определять вид многоугольника;
• определять вид треугольника;
• изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
• изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
• находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
• вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
• вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
• распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;
• решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));
• измерять вместимость в литрах;
• выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
• распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
• понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
• проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
• различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
• решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
• решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
• решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
• решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
• вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
• измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;
• понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
• решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
• использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
• читать простейшие круговые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
• сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
• определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
• измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
• понимать связь вместимости и объема;
• понимать связь между литром и килограммом;
• понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
• вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
• находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);
• решать задачи с помощью уравнений;
• видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
• использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
• читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
• осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
• строить простейшие круговые диаграммы;
• понимать смысл термина «алгоритм»;
• осуществлять построчную запись алгоритма;
• записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.
Содержание программы
Курс рассчитан на 34 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Содержание рабочей программы «Занимательная математика» полностью соответствует содержанию авторской программы.
Учимся решать задачи (выполнение обучающимися заданий типа: реши задачу, для решения задачи используй таблицу, заполни таблицу, дополни ответ, покажи на чертеже, начерти схему, проведи отрезок, определи, найди число). Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада) (далее — Тетрадь).
Разностное сравнение (выполнение обучающимися заданий типа: реши задачу и запиши ответ, запиши буквенные выражения, проверь свой ответ, приведи пример).
Кратное сравнение (реши задачу, вычисли и запиши ответ, определи длину).
Алгоритм умножения столбиком (найди значение произведения, найди ответы на требования задачи, устно сделай прикидку, рассмотри последовательность, проверь правильность вычислений).
Разряд единиц миллионов и класс миллионов (представь число в виде суммы разрядных слагаемых, запиши в порядке возрастания [убывания], запиши число).
Всегда ли математическое выражение является числовым? (Используя буквенное выражение, запиши равенство, запиши сумму, запиши решение задачи, запиши формулу, рассмотри равенство.)
Стоимость единицы товара, или цена (реши задачу и запиши ответ).
Деление с остатком (составь и запиши, запиши по порядку, запиши число, реши задачу, определи правило). Учимся решать задачи (реши задачу, вычисли и запиши ответ).
Деление с остатком (составь и запиши, запиши по порядку, запиши число, реши задачу, определи правило).
Час, минута и секунда (реши задачу, вычисли и запиши ответ).
Длина пути в единицу времени, или скорость (вырази, расположи в порядке, докажи).
Вместимость и объем (отметь на рисунке, вычисли).
Числовые последовательности (запиши следующее число в последовательности, реши задачу).
Нахождение доли от величины и величины по ее доле (покажи на схеме, проверь свой вывод, сравни полученную величину, расположи дроби).
Решение задач на движение (реши задачу, вычисли и запиши ответ, запиши формулу, вычисли значение пройденного пути, вычисли число минут).
Решение задач на работу (реши задачу, вычисли и запиши ответ).
Учимся решать задачи с помощью уравнений (составь уравнение, реши и запиши ответ задачи, реши задачу с помощью уравнения).
Геометрические задачи (выполни чертеж, дополни его в соответствии с условиями задачи, вычисли сторону квадрата, вычисли вторую сторону прямоугольника, приведи пример, начерти схему и вычисли объем, выполни измерения и вычисли площадь).
Обыкновенные дроби (реши задачу, вычисли и запиши ответ).
Решаем задачи и повторение пройденного (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь закономерность).
Тематическое планирование
Тематическое планирование изучения курса «Занимательная математика» в 4 б классе полностью соответствует тематическому планированию, изложенному в авторской программе.
№ | Темы (разделы) | Кол-во часов | Страницы тетради |
1 | Учимся решать задачи | 4 | 4-12 |
2 | Разностное сравнение | 3 | 13-18 |
3 | Кратное сравнение | 2 | 19-24 |
4 | Алгоритм умножения столбиком | 1 | 25-27 |
5 | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | 1 | 28-29 |
6 | Всегда ли математическое выражение является числовым? | 1 | 30-33 |
7 | Стоимость единицы товара, или цена | 2 | 34-38 |
8 | Учимся решать задачи | 2 | 39-44 |
9 | Деление с остатком | 1 | 45-48 |
10 | Час, минута и секунда | 1 | 49-52 |
11 | Длина пути в единицу времени, или скорость | 1 | 53-54 |
12 | Вместимость и объем | 1 | 55-58 |
13 | Числовые последовательности | 1 | 59-61 |
14 | Нахождение доли от величины и величины по ее доли | 1 | 62-64 |
15 | Решение задач на движение | 3 | 65-72 |
16 | Решение задач на работу | 1 | 73-76 |
17 | Учимся решать задачи с помощью уравнений | 1 | 77-80 |
18 | Геометрические задачи | 3 | 81-87 |
19 | Обыкновенные дроби | 1 | 88-90 |
20 | Решаем задачи и повторяем пройденное | 3 | 91-95 |
| Всего | 34 | |
Календарно-тематическое планирвоание
№ п/п | Название раздела или темы | Кол-во часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание |
1-4 | Учимся решать задачи | 4 | 06.09 13.09 20.09 27.09 | 06.09 13.09 20.09 27.09 | |
5-7 | Разностное сравнение | 3 | 04.10 11.10 18.10 | 04.10 11.10 18.10 | |
8-9 | Кратное сравнение | 2 | 25.10 08.11 | 25.10 08.11 | |
10 | Алгоритм умножения столбиков | 1 | 15.11 | 15.11 | |
11 | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | 1 | 22.11 | 22.11 | |
12 | Всегда ли матетматическое выражение является числовым? | 1 | 29.11 | 29.11 | |
13-14 | Стоимость единиц товара. Или цена | 2 | 06.12 13.12 | 06.12 13.12 | |
15-16 | Учимся решать задачи | 2 | 20.12 27.12 | 20.12 27.12 | |
17 | Деление с остатком | 1 | 17.01 | 17.01 | |
18 | Час, минута, секунда | 1 | 24.01 | 24.01 | |
19 | Длина пути в единицу времени, или скорость | 1 | 31.01 | 31.01 | |
20 | Вместимость и объем | 1 | 07.02 | 07.02 | |
21 | Числовые последовательности | 1 | 14.02 | 28.02 | |
22 | Нахождение доли от величины и величины по ее доли | 1 | 21.02 | 07.03 | |
23-25 | Решение задач на движение | 3 | 28.02 07.03 14.03 | 14.03 14.03 14.03 | |
26 | Решение задач на работу | 1 | 21.03 | 21.03 | |
27 | Учимся решать задачи с помощью уравнений | 1 | 04.04 | 05.04 | |
28-30 | Геометрические задачи | 3 | 11.04 18.04 25.04 | 12.04 19.04 26.04 | |
31 | Обыкновенные дроби | 1 | 16.05 | 03.05 | |
32-34 | Решаем задачи и повторяем пройденное | 3 | 23.05 | 10.05 17.05 24.05 | |
Итого | 34 | | | |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от ___ _____________ 2017 года № _____
Руководитель ШМО __________________ / _________________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _________________ /__________________________/
«_____» ___________________ 2017 года