СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) "В мире географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность разработанной программы продиктована изучением окружающего мира и его составляющих - растений, животных, компонентов неживой природы. помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей ее развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) "В мире географии"»

Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Славгородская средняя общеобразовательная школа»






Рассмотрено

На заседании ШУМО

естественно-научного цикла

Руководитель ШУМО

_______ /С.Г. Астахова/

Протокол № ___ от

«___» __________ 2018г.

Согласовано

Зам.директора по ВР

___________/Е.А. Кран/

«_______»__________2018г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Славгородская СОШ»

___________/С. А. Пирская/ «_____»__________2018г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

«В мире географии»





Класс: 5

Разработчик программы: Ретенгер Дарья Геннадьевна,

учитель географии







с. Славгородское, г. Славгород, Алтайский край

2018 год



Структура программы «В мире географии»



  1. Пояснительная записка.

  2. Предполагаемые результаты реализации программы.

  3. Структура курса.

  4. Содержание программы.

  5. Календарно-тематическое планирование.

  6. Материально-техническое обеспечение программы.

  7. Лист внесения изменений.

  8. Информация о прохождении программного материала.




























1.Пояснительная записка

Рабочая программа для учащихся 5 класса составлена на основе пособий:

1.«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223с. (стандарты второго поколения).

2.«Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Актуальность разработанной программы продиктована изучением окружающего мира и его составляющих – растений, животных, компонентов неживой природы – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения  является природное и социоприродное окружение школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения школьников.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Программный материал внеурочной деятельности «В мире географии» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания по географии, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие ценностей других народов.

«В мире географии» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в группе обучающихся 5-х классов.

Данная программа рассчитана на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).

Программа представляет собой оптимизационную модель, так как основана на реализации внеурочной деятельности без дополнительного целевого финансирования общеобразовательного учреждения и реализацию программы осуществляет учитель географии в рамках своих должностных обязанностей.

2. Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «В мире географии»

Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к природным богатствам Земли в целом и родного края и своего города в частности.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Учащиеся должны знать:
 - наиболее типичных представителей животного и растительного мира России, мира;
- какую пользу приносят представители животного и растительного мира;
 - некоторые пословицы, поговорки, загадки о явлениях природы, компонентах живой и неживой природы;
- планета Земля - наш большой общий дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на природу;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело века и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически грамотные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях


3. Структура курса.

Общая характеристика программы по географии

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном географическом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания географии и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Деятельностный характер предмета «география» позволяет устанавливать разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные и межпредметные умения и навыки.

В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.

Место программы в базисном учебном плане

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;

  • метапредметные;

  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.

Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «география» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Что касается географии, то он расширяет географический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Формы проведения занятий и виды деятельности:

Формами организации занятий являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа (творческие отчеты, мини-драматизации сказок, рифмовок). Во время занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Однако учитывая практико-ориентированную направленность, программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения.

С целью достижения качественных результатов во время занятия предусматривается использование современных технических средств, изобразительной наглядности, реквизитов. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Место проведения занятий:

Занятия будут проводиться как в кабинете географии, так и в школьном музее или актовом зале (при необходимости).


4. Содержание программы «В мире географии»

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить одну задание на другое, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Предметное содержание, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по географии для учащихся 5 класса.

Требования к результатам внеурочной деятельности:

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль резуль­татов;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 

коммуникативные

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще

­го решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия


Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому занятия по внеурочной деятельности «В мире географии» будет способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности.

Программа ориентирована на личность ребёнка, т.к. расширяет географический кругозор детей.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя,

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- эстетичность всех проводимых мероприятий;

- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

5. Календарно-тематическое планирование

Теоретическая и практическая часть присутствует на каждом занятии

Тема занятия/раздела

Общее количество часов

Дата

План

Факт

1.

Вводное занятие


1 час



2-4.

На какой Земле мы живем


3 часа



5-7.

Планета Земля


3 часа



8-19.

План и карта.


12 часов



20-21.

Человек на Земле.


2 часа



22-31.

Литосфера – твердая оболочка Земли.


10 часов



32-34.

Исследовательская работа


3 часа



35.

Подведение итогов работы за год.


1 час




Итого:

35 часов







6. Материально-техническое обеспечения программы.

1. Авторские методики/разработки:

  • разработка тем программы;

  • описание отдельных занятий;

2. Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;

  • видеоматериалы по темам;

  • аудиоматериалы по темам;

  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

  • наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);

3. Методические материалы:

  • методическая литература для учителя;

  • литература для обучающихся;

4.Материалы по результатам освоения программы:

  • перечень творческих достижений;

5. Материально-техническое обеспечение:

  • игровые средства обучения;

  • персональный компьютер.

Список литературы:

  1. Для учащихся:

  2. 1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

  3. 2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

  4. 3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

  5. 4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

  6. 5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Перечень Интернет-ресурсов:

  1. http://www.voutube.com

  2. http://www.openclass.ru/node: my-geography.ru:

  3. http: //www.gao.spb.ru/Russian

  4. http: //www.fmm.ru

  5. http: //www.mchs.gov.ru

  6. http: //www.national-geographic.ru

  7. http: //www.nature.com

  8. http: //www.ocean.ru

  9. http: //www.pogoda.ru

  10. http: //www.sgm.ru/rus

  11. http: //www.unknowplanet.ru

  12. http: //www.weather.com

7. Лист внесения изменений


Дата

Тема занятия

ФИО учителя

Причина внесения изменений

План

Факт



























































































































8. Информация о прохождении программного материала.

Обьекты контроля

Запланировано занятий

Проведено занятий

Не выполнено

Причины невыполнения

I четверть

8






II четверть

8






III четверть

10






IV четверть

9






Год

35