СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - певцы и музыканты!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учётомтребований, обозначенных в ФГОС для обучающихся с умствнной отсталостью. В рамках вокально-хоровой работы особое место в программе занимает раздел "Игра на свирели" на основе авторской методики Э.Смеловой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - певцы и музыканты!"»


Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 – 4 класса «Мы – певцы и музыканты» составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации, способствующий их умственному развитию.


В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.


Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

Задачи внеурочной деятельности:

-Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

-Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.

-Овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную деятельность педагога.

-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

-Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

-Знакомство со свирелью, способами звукоизвлечения на ней;

-Коррекция мелкой моторики рук и звукопроизношения;

-Развитие правильного дыхания при игре на свирели и пении;

-Развитие навыков игры на музыкальных инструментах детского оркестра;

-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.

-Развитие творческих способностей младших школьников.




Коррекционная направленность программы обеспечивается композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.


Общая характеристика учебного предмета


Основное внимание во внеурочной деятельности уделяется вокально-хоровой работе, расширению кругозора и формированию музыкального вкуса, а главное - развитию музыкально-исполнительских способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В рамках вокально-хоровой работы особое место в программе занимает раздел «Игра на свирели» на основе авторской методики Э.Смеловой, разработана с учётом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Игра на свирели как дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма, развивает мелкую моторику рук и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребёнка, более свободному чтению, улучшению почерка.

Основные задачи данной методики – научить детей музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развить координацию его слуха и голоса, развитие вокального дыхания.

При этом объединяются индивидуальная и коллективная формы обучения.

Программа по внеурочной деятельности «Мы – певцы и музыканты!» позволяет в условиях образовательного учреждения через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области предмета «Музыка».

Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.



Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

135 ч


Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения.

Задачи:

-формирование мотивационных компонентов учебной деятельности;

-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную деятельность педагога.


1 класс

Личностные учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

–положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;


Коммуникативные учебные действия:

-вступление в контакт и работа в коллективе;

-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращение за помощью и принятие помощи;

-сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- использование простых речевых средств для передачи своего впечатления от музыки;

Регулятивные учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве учебного помещения;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения.

-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Познавательные учебные действия:

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-соотносить содержание иллюстраций с музыкальными впечатлениями.

Предметные учебные действия:

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

-петь с инструментальным сопровождением в диапазоне Ре1 – Си 1

-иметь представление о свирели, способе звукоизвлечения;

-знать музыкальные инструменты и их звучание;

-иметь представление о значении динамических оттенков;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.).


2 класс

Личностные учебные действия:

-осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе;

-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

Регулятивные учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве учебного помещения;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-работать с учебными принадлежностями;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения.

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

Познавательные учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-соотносить содержание иллюстраций с музыкальными впечатлениями;

-расширять свои представления о музыке;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Предметные учебные действия:

-определять на слух высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

-использовать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра;

-дифференцировать части песни;

-определять разные по характеру музыкальные произведения;

-познакомиться с приёмами звукоизвлечения на свирели;

-освоить игру на свирели левой рукой.

-отчётливо произносить текст в медленном и умеренном темпе;

-выделять мелодию в песне и инструментальном произведении.

3 класс

Личностные учебные действия:

-осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека.

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе;

-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

-ориентироваться в пространстве учебного помещения;

-пользоваться учебной мебелью;

-работать с учебными принадлежностями;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.


Познавательные учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения.


Предметные учебные действия:

-иметь представление о музыкальной форме;

-дифференцировать части музыкального произведения;

-распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

-сохранять правильное формирование гласных и округлое звучание при пении в разных регистрах;

-одновременно начинать и заканчивать пение с простейшими элементами динамических оттенков.

-различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.

-соблюдать особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

- использовать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра;

-исполнять на свирели простейшие упражнения.

4 класс

Личностные учебные действия:

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.


Коммуникативные учебные действия:

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.


Регулятивные учебные действия:


-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;


Познавательные учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-наблюдать, работать с информацией.

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи.


Предметные учебные действия:

-самостоятельно исполнять выученные песни;

-соблюдать особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

-петь с инструментальным сопровождением и без сопровождения;

-выразительно исполнять песни, контролировать качество пения;

-распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

-сохранять правильное формирование гласных и округлое звучание при пении в разных регистрах;

-выразительно исполнять песни, контролировать качество пения;

-освоить основы игры на свирели двумя руками;

-уверенно использовать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра.


Содержание учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объёме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

Основные разделы программы: «Вокально-хоровая работа», «Развитие музыкально-исполнительских способностей», «Игра на музыкальных инструментах». Для большей эффективности раздел «Вокально-хоровая работа» поделен на подразделы «Пение» и «Игра на свирели».

Содержание программного материала занятий состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.


1 класс

1.Вокально-хоровая работа (24ч)

Пение(14ч)

Формирование правильной певческой установки. Вокальные упражнения на звуки и слоги. Фонопедические упражнения (по В.Емельянову). Одновременный вдох перед началом пения. Работа над чистотой интонации в попевках. Работа над правильным певческим дыханием. Мягкая атака звука. Музыкально-ритмические упражнения. Постановка артикуляционных гласных звуков. Работа над дикцией в песне. Ясное произношение согласных звуков. Понимание дирижёрских жестов. Пение на одном дыхании музыкальных фраз. Одновременное произношение текста в песне.

Игра на свирели(10ч)

Знакомство со свирелью. Расположение отверстий.

Длительности нот. Восьмая, четвертная.

Графическое изображение ритма.

Сильная доля такта. Приём «Шаг-бег».

Соответствие длительностей и текста.

Ритмическая основа песни «Считалка».

Игра на одном отверстии. «Барабанщик».

Игра на свирели на двух отверстиях. «Про лошадку».

Разучивание р.н. п. «У кота воркота».

Игра на свирели левой рукой.

2.Развитие музыкально-исполнительских способностей(5ч)

Развитие навыков культурного сценического поведения. Музыкально-ритмические движения. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус. Выразительное исполнение песен под разный аккомпанемент. Работа над художественным образом в песне.

3.Игра на музыкальных инструментах(4ч)

Знакомство с музыкальными инструментами детского оркестра.

Основные приёмы игры на бубне, барабане.

Игра на ложках, маракасах.

Знакомство с балалайкой.


2 класс

1.Вокально-хоровая работа (23ч)

Пение(15ч)

Музыкально-ритмические движения. Попевки. Разучивание по фразам. Мягкая атака звука. Понимание дирижёрских жестов. Работа над дикцией в песне. Разучивание с опорой на текст. Работа над чистотой интонирования. Постановка артикуляционных гласных звуков. Ясное произношение текста в песне. Умение держаться в едином темпе. Работа над правильным певческим дыханием в песнях с медленным темпом. Различение звуков по высоте. Интервалы. Длительности нот, звуков. Работа над дикцией в песне. Работа над певческим вдохом.

Игра на свирели(8ч)

Графическое изображение ритма. Приём «Шаг-бег».

Ритмическая основа песни «Андрей-воробей».

Игра на одном отверстии. «На горе ромашка».

Игра на двух отверстиях. «Уж как шла лиса по травке».

Разучивание р.н.п. «Василёк» с аккомпанементом.

Игра левой рукой. «Уж как шла лиса по травке».

Исполнение изученных мелодий в медленном темпе.

Исполнение изученных мелодий в среднем темпе.


2.Развитие музыкально-исполнительских способностей(8ч)

Развитие навыков культурного сценического поведения. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус. Работа с микрофонами. Навыки сценического движения. Выразительное исполнение патриотических песен с маршировкой. Сценическое движение в соответствии с замыслом музыкального произведения. Работа с солистами. Работа над художественным образом в песне.


3.Игра на музыкальных инструментах(3ч)

Основные приёмы игры на маракасах, ложках. Шумовой оркестр.

Исполнение мелодии на металлофоне.


3 класс

1.Вокально-хоровая работа(25ч)

Пение(15ч)

Одновременный вдох перед началом пения. Понимание дирижёрских жестов. Постановка артикуляционных гласных звуков. Работа над дикцией в песне. Разучивание по руке. Определение мелодической линии в песне. Одновременное произношение текста в песне. Развитие музыкального слуха и слуховой памяти. Работа над художественным образом в песне. Пение на одном дыхании длинных фраз. Пение в подвижном темпе. Работа над интонацией. Работа над звуком в песнях с медленным темпом. Умение держаться в едином темпе. Выразительное исполнение песни с фонограммой минус.


Игра на свирели(10ч)

Графическое изображение ритма. Ритмическая основа песни «Два кота».

Игра на одном отверстии левой рукой.

Игра на двух отверстиях левой рукой.

Работа над распределением дыхания при игре на свирели.

Игра на трёх отверстиях.

Разучивание р.н. п. «Как под горкой, под горой».

Знакомство с оркестровкой.

Исполнение с оркестровкой.

Игра правой рукой знакомых попевок.

Ритмическая основа песни «Во поле берёза».

Разучивание песни «Во поле берёза» двумя руками.

Исполнение изученных песен в среднем темпе.


2.Развитие музыкально-исполнительских способностей(7ч)

Развитие навыков культурного сценического поведения. Навыки сценического движения. Выразительное исполнение патриотических песен с маршировкой. Работа с микрофонами. Выразительное исполнение песен под разный аккомпанемент. Работа с солистами. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус.


3.Игра на музыкальных инструментах(2ч)

Определение сильной доли в такте. Определение звучания музыкальных инструментов.


4 класс

1.Вокально-хоровая работа(25ч)

Пение(13ч)

Развитие музыкального слуха и слуховой памяти. «Ручные знаки» Г.Струве. Пение звукоряда. Пение без сопровождения. Работа над интонацией. Ясное произношение текста песни. Самостоятельное исполнение музыкальных фрагментов. Разучивание с оригиналом. Одновременное произношение текста в песне. Пение на одном дыхании длинных фраз. Пение на одном дыхании в подвижном темпе. Пение с соблюдением нюансов. Выразительное исполнение песни с фонограммой минус.


Игра на свирели(12ч)

Работа над распределением дыхания при игре на свирели.

Работа над вдохом и плавным выдохом в песне «Кукушка».

Ритмическая основа песни «Кукушка».

Игра на всех отверстиях двумя руками.

Графическое изображение мелодической линии.

Знакомство с половинной и целой нотой.

Знакомство с нюансами. Графическое изображение ритмической основы.

Игра двумя руками в медленном темпе. Р.н.п. «Светит месяц».

Исполнение изученных песен в среднем темпе.

Знакомство с двухголосным исполнением. «Две свирели».

Выразительное исполнение выученных пьес.

Выразительное исполнение пьес с оркестровкой.


2.Развитие музыкально-исполнительских способностей(6ч)

Навыки сценического движения. Сценическое движение с элементами сценического костюма. Работа с микрофонами. Выразительное исполнение песен под разный аккомпанемент. Работа с солистами. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус.


3.Игра на музыкальных инструментах(3ч)

Выразительное исполнение ритмической основы на шумовых инструментах. Определение звучания музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах под аккомпанемент.


5.Тематическое планирование


1 класс(34ч)

п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности


1.

Вокально-хоровая работа

24























Пение

















14




















Формирование правильной певческой установки. Вокальные упражнения на звуки и слоги. Фонопедические упражнения (по В.Емельянову). Одновременный вдох перед началом пения. Работа над чистотой интонации в попевках. Работа над правильным певческим дыханием. Мягкая атака звука. Музыкально-ритмические упражнения. Постановка артикуляционных гласных звуков. Работа над дикцией в песне. Ясное произношение согласных звуков. Понимание дирижёрских жестов. Пение на одном дыхании музыкальных фраз. Одновременное произношение текста в песне.


Выработка правильной осанки при пении.

Интонирование песни.

Работа над активным дыханием.

Формирование гласных звуков.

Чёткое произношение текста.

Понимание дирижёрских жестов.

Понимание содержания песни.

Работа над плавным дыханием.


















Игра на свирели

















10

















Знакомство со свирелью. Расположение отверстий.

Длительности нот. Восьмая, четвертная.

Графическое изображение ритма.

Сильная доля такта. Приём «Шаг-бег».

Соответствие длительностей и текста.

Ритмическая основа песни «Считалка».

Игра на одном отверстии. «Барабанщик».

Игра на свирели на двух отверстиях. «Про лошадку»

Разучивание р.н. п. «У кота – воркота».

Игра на свирели левой рукой.

Знакомство с инструментом.

Приёмы звукоизвлечения на свирели.

Работа над правильным вдохом при игре на свирели.

Определение звучания музыкальных инструментов оркестра.


Работа над приёмами игры на свирели.

2

Развитие музыкально-исполнительских способностей

5










Развитие навыков культурного сценического поведения. Музыкально-ритмические движения. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус. Выразительное исполнение песен под разный аккомпанемент. Работа над художественным образом в песне.

Основы правильного сценического поведения.

Работа над исполнением песен под разный аккомпанемент.

3

Игра на музыкальных инструментах

4















Знакомство с музыкальными инструментами детского оркестра.

Основные приёмы игры на бубне, барабане.

Игра на ложках, маракасах.

Знакомство с балалайкой.

Обучение приёмам игры на музыкальных инструментах детского оркестра.



2 класс(34ч)

п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности


1.

Вокально-хоровая работа

23























Пение

















15




















Музыкально-ритмические движения. Попевки. Разучивание по фразам. Мягкая атака звука. Понимание дирижёрских жестов. Работа над дикцией в песне. Разучивание с опорой на текст. Работа над чистотой интонирования. Постановка артикуляционных гласных звуков. Ясное произношение текста в песне. Умение держаться в едином темпе. Работа над правильным певческим дыханием в песнях с медленным темпом. Различение звуков по высоте. Интервалы. Длительности нот, звуков. Работа над дикцией в песне. Работа над певческим вдохом.


Выработка правильной осанки при пении.

Интонирование песни.

Работа над активным дыханием.

Формирование гласных звуков.

Чёткое произношение текста.

Понимание дирижёрских жестов.

Понимание содержания песни.

















Игра на свирели
















8
















Графическое изображение ритма. Приём «Шаг-бег».

Ритмическая основа песни «Андрей-воробей».

Игра на одном отверстии. «На горе ромашка».

Игра на двух отверстиях. «Уж как шла лиса по травке».

Разучивание р.н.п. «Василёк» с аккомпанементом.

Игра левой рукой. «Уж как шла лиса по травке».

Исполнение изученных мелодий в медленном темпе.

Исполнение изученных мелодий в среднем темпе.

Знакомство с графическим изображением ритма.

Индивидуальная работа над способом игры на свирели.

Работа над мелкой моторикой рук.

Определение мелодии и аккомпанемента.

Работа над точным исполнением мелодии.

2

Развитие музыкально-исполнительских способностей

8










Развитие навыков культурного сценического поведения. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус. Работа с микрофонами. Навыки сценического движения. Выразительное исполнение патриотических песен с маршировкой. Сценическое движение в соответствии с замыслом музыкального произведения. Работа с солистами. Работа над художественным образом в песне.

Работа в парах в соответствии с творческим заданием.

Работа над пением в микрофон.

Отработка одновременного пения и движения.

Индивидуальная и групповая работа над образом в песне.

3

Игра на музыкальных инструментах

3





















Основные приёмы игры на маракасах, ложках. Шумовой оркестр. Исполнение мелодии на металлофоне.

Обучение приёмам игры на музыкальных инструментах детского оркестра.







3 класс(34ч)

п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности


1.

Вокально-хоровая работа

25























Пение

















15




















Одновременный вдох перед началом пения. Понимание дирижёрских жестов. Постановка артикуляционных гласных звуков. Работа над дикцией в песне. Разучивание по руке. Определение мелодической линии в песне. Одновременное произношение текста в песне. Развитие музыкального слуха и слуховой памяти. Работа над художественным образом в песне. Пение на одном дыхании длинных фраз. Пение в подвижном темпе. Работа над интонацией. Работа над звуком в песнях с медленным темпом. Умение держаться в едином темпе. Выразительное исполнение песни с фонограммой минус.

Коллективная работа.

Распевание при помощи дидактического материала.

Обсуждение содержания песни.

Отработка ясного произношения текста в песне.

Игровые ситуации.

Фронтальная работа с классом.

Работа над певческим дыханием.

Разучивание песни, заучивание текста наизусть.
























Игра на свирели






















8






















Графическое изображение ритма. Ритмическая основа песни «Два кота».

Игра на одном отверстии левой рукой.

Игра на двух отверстиях левой рукой.

Работа над распределением дыхания при игре на свирели.

Игра на трёх отверстиях.

Разучивание р.н. п. «Как под горкой, под горой».

Знакомство с оркестровкой.

Исполнение с оркестровкой.

Игра правой рукой знакомых попевок.

Ритмическая основа песни «Во поле берёза».

Разучивание песни «Во поле берёза» двумя руками.

Исполнение изученных песен в среднем темпе.

Знакомство с графическим изображением и ритмической основой песни.

Обучение игре на свирели одной рукой.

Работа над дыханием в песнях.

Определение мелодии и сопровождения в музыкальном произведении.

Индивидуальная работа по обучению игре правой рукой.


Групповая работа с классом.

2

Развитие музыкально-исполнительских способностей

8










Развитие навыков культурного сценического поведения. Навыки сценического движения. Выразительное исполнение патриотических песен с маршировкой. Работа с микрофонами. Выразительное исполнение песен под разный аккомпанемент. Работа с солистами. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Работа с ритмическими заданиями.

Групповая работа с творческими заданиями.

Работа со сценическим образом в песнях.

3

Игра на музыкальных инструментах

2












Определение сильной доли в такте. Определение звучания музыкальных инструментов.

Обучение приёмам игры на музыкальных инструментах детского оркестра



4 класс(34ч)

п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности

1.

Вокально-хоровая работа

25







Пение


13


Развитие музыкального слуха и слуховой памяти. «Ручные знаки» Г.Струве. Пение звукоряда. Пение без сопровождения. Работа над интонацией. Ясное произношение текста песни. Самостоятельное исполнение музыкальных фрагментов. Разучивание с оригиналом. Одновременное произношение текста в песне. Пение на одном дыхании длинных фраз. Пение на одном дыхании в подвижном темпе. Пение с соблюдением нюансов. Выразительное исполнение песни с фонограммой минус.


Групповая работа с классом.

Работа над песней и чистотой её интонирования.

Работа по кассам букв над дикцией в песне по фразам.

Индивидуальная работа над певческим дыханием. Ритмические упражнения для умения держаться в одном темпе.





















Игра на свирели

















12




















Работа над распределением дыхания при игре на свирели.

Работа над вдохом и плавным выдохом в песне «Кукушка».

Ритмическая основа песни «Кукушка».

Игра на всех отверстиях двумя руками.

Графическое изображение мелодической линии.

Знакомство с половинной и целой нотой.

Знакомство с нюансами. Графическое изображение ритмической основы.

Игра двумя руками в медленном темпе. Р.н.п. «Светит месяц».

Исполнение изученных песен в среднем темпе.

Знакомство с двухголосным исполнением. «Две свирели».

Выразительное исполнение выученных пьес.

Выразительное исполнение пьес с оркестровкой.


Индивидуальная и фронтальная работа над вдохом и выдохом.

Выработка чувства ритма.

Работа над развитием моторики рук.

Групповая работа, заучивание длительностей нот.

Групповая работа по творческим заданиям.

Парная работа со свирелью.

Переклички.

Выделение одного и двух голосов в песне.

Определение звучания инструментов в оркестровке.

2

Развитие музыкально-исполнительских способностей

7










Развитие навыков культурного сценического поведения. Навыки сценического движения. Выразительное исполнение патриотических песен с маршировкой. Работа с микрофонами. Выразительное исполнение песен под разный аккомпанемент. Работа с солистами. Выразительное исполнение песен с фонограммой минус.

Групповая работа по творческим заданиям.

Отработка чёткого движения под музыку.

Работа над звуком

Выразительное исполнение песен в сценической обстановке.

3

Игра на музыкальных инструментах

3












Выразительное исполнение ритмической основы на шумовых инструментах. Определение звучания музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах под аккомпанемент.

Творческие задания.

Музыкальные ребусы.

Создание оркестра под аккомпанемент.



Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Печатные пособия

1.А.И.Конч «Играем на свирели, рисуем и поём» по методике Э.Смеловой. Москва, изд. «ГНОМ и Д».

2. «Свирель поёт» Э.Смелова, 1991, 2014.

2.П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г.

Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении детских хоров, народного и симфонического оркестра.

2.Видеозаписи музыкальных фильмов, фрагментов музыкальных сказок и мультфильмов, выступлений творческих коллективов.

Технические средства обучения

1.Мультимедийный комплекс.

2.Музыкальная аппаратура.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Свирели Э.Смеловой

Набор музыкальных инструментов детского оркестра.

Натуральные объекты

1. Флажки.

2. Ленты.

3.Игрушки зверей.

4.Перчаточные куклы.

Демонстрационные пособия

1. Комплект портретов советских композиторов.

2. Дидактический материал «Волшебная шкатулка».

2. Дидактический материал «Музыкальное домино».

3. Ноты, ребусы.

4. Сюжетные картинки.

5. Иллюстрации по темам.

Музыкальные инструменты

1.Фортепиано.

2.Аккордеон.




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР

______________Суворова Т.Н

от _______________ № _____ Ф.И.О. ____________20____года





16