
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «информатика и ИКТ» для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. №1897) и на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы МОУ «СОШ №3» г. Тырныауза по учебнику (Информатика 5 класс Л.Л. Босова ФГОС 2013 г.).
Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год, 1 час в неделю.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
знать:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Уметь:
Личностные УУД:
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий;
Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати;
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере;
Самоопределение – готовность и способность к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества;
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;
Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;
Понимание значения различных кодов в жизни человека;
Освоение общемирового культурного наследия;
Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку.
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»;
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Метапредметные УУД :
Познавательные УУД:
Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира;
Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров;
Общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры;
Общеучебные – актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера;
иметь навыки управления компьютером;
Общеучебные – ставить и формулировать проблемы. понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой;
Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;
Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.знание исторических аспектов создания текстовых документов;
Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов;
Умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации.
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью;
Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника;
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью;
Формулировать свои затруднения;
Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
Умение слушать и вступать в диалог;
Умение слушать и вступать в диалог;
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Умение слушать и вступать в диалог;
Регулятивные УУД:
Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу;
планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов;
Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии;
Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью;
Преобразовывать практическую задачу в образовательную;
Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
3. Содержания учебного предмета « Информатика» общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–х классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
В данном разделе изучаются такие понятия как информация, источники и приемники информации, виды информации по форме представления – обучающиеся должны научиться представлять одну и ту же информацию по разному (в виде текста, рисунка, схемы и т.д.);
Что умеет компьютер? Как устроен компьютер? Изучение аппаратного и программного обеспечения компьютера;
В этом разделе обучающиеся учатся десятипальцевому вводу текста с клавиатуры. Запоминают основную позицию пальцев на клавиатуре;
Изучаем рабочий стол, главное меню, запуск программ. Управление компьютером с помощью мыши;
Что такое оперативная и долговременная память. Память. Память человека и память человечества;
Схема передачи информации. Создаем личную электронную почту, пересылаем вложенные документы.
В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.
В данном разделе мы изучаем текстовые документы, создаем и сохраняем, редактируем и вырезаем фрагменты текста;
Решение логических задач с помощью таблиц. Структура таблицы;
От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы;
Изучаем графический редактор. Какие графические редакторы бывают? Устройства ввода графической информации;
Поиск и систематизация информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Разработка плана действий и его запись.
Перечень контрольно-проверочных работ
Вид работы | Контрольная работа | Практическая, лабораторная работа |
1 четверть | | 1 |
2 четверть | 1 | |
3 четверть | | 1 |
4 четверть | 1 | 1 |
Год | | |
Календарно-тематическое планирование по информатике ФГОС в 5 классе.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
План | Факт |
Информация вокруг нас. |
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Как человек получает информацию. (п.1.1 ) | 1 | | |
2. | Виды информации по форме представления. Действия с информацией. (п. 1.3 ) | 1 | | |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. |
3. | Как устроен компьютер.(п. 2.2 ) | 1 | | |
4. | Что умеет делать компьютер?(п. 2.1 ) | 1 | | |
Ввод информации в память компьютера |
5. | Устройство ввода информации. Клавиатура. (п. 3.1;3.2 ) | 1 | | |
6. | П.р. №1. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Память компьютера. Жесткий диск | 1 | | |
Управление компьютером. |
7. | Программы и документы.(п. 4.1 ) | 1 | | |
8. | Рабочий стол. (п. 4.2 ) | 1 | | |
9. | Управление компьютером с помощью мыши.(п. 4.3 ) | 1 | | |
10. | Главное меню. Запуск программ.(п. 4.4) | 1 | | |
Хранение информации. |
11. | Память человека и память человечества. (п. 5.1 ) | 1 | | |
12. | Оперативная и долговременная память.(п. 5.2 ) | 1 | | |
13. | Файлы и папки.(п. 5.3 ) | 1 | | |
Передача информации. |
14. | К.р №1. Схема передачи информации.(п. 6.1 ) | 1 | | |
15. | Электронная почта.(п. 6.2 ) | 1 | | |
Кодирование информации. |
16. | В мире кодов.(п. 7.1 ) | 1 | | |
17. | Способы кодирования информации. Метод координат.(п. 7.2 ) | 1 | | |
Текстовая информация. |
18. | Текст как форма представления информации.(п. 8.1 ) | 1 | | |
19. | Текстовые документы.(п. 8.2) | 1 | | |
20. | Компьютер- основной инструмент подготовки текстов.(п. 8.3) | 1 | | |
21. | Ввод текста.(п. 8.4 ) | 1 | | |
22. | Редактирование текста. (Обучение)(п. 8.5 ) | 1 | | |
23. | Практическая работа №2 Форматирование текста.(п. 8.6 ) | 1 | | |
Представление информации в форме таблиц. |
24. | Структура таблицы.(п. 9.1 ) | 1 | | |
25. | Табличный способ решения логических задач.(п. 9.2 ) | 1 | | |
Наглядные формы представления информации. |
26. | От текста к рисунку, от рисунка к схеме. (п. 10.1 ) | 1 | | |
27. | Диаграммы.(п. 10.2 ) | 1 | | |
Компьютерная графика |
28. | Графический редактор(п. 11.1 ) | 1 | | |
29. | Устройство ввода графической информации. (п. 11.2) | 1 | | |
30. | П.р.№3 «Ввод графической информации» Инструменты графического редактора. | 1 | | |
Обработка информации. |
31. | Систематизация информации. Разнообразие задач обработки информации.(п. 12.2 ) | 1 | | |
32. | Поиск информации. Изменение формы представления информации.(п. 12.3;12.4 ) | 1 | | |
33. | К.р2. «Создание движущихся изображений» | 1 | | |
34/35 | Резерв | 1 | | |