СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности МХК»




















Рабочая программа по внеурочной деятельности

МХК


Предмет (курс) Музыка


Класс 5


Ступень: основное общее образование


Срок реализации: 1 год
























2020



Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных школ.

Цели учебного предмета

Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.

Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.

Цели и задачи

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Методы, формы обучения и режим занятий

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии.


Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.


Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.






































Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Темы уроков

Кол.

часов

Содержание

учебной темы, основные изучаемые

вопросы

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы обучающихся

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 35ч

1.Сюжеты и образы античной мифологии - 20ч

Сотворение мира.


Зарождение мифа, религиозные представления и верования человека. Роль мифа в культуре. Древние образы и сюжеты. Ф.Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей».

Знать: понятия миф, космос; Гея(Земля), Уран(Небо), Кронос (Зевс),

Тартар(Бездна),

Зевс(Юпитер).

Уметь: объяснить смысл картин на мифологический сюжет о сотворении мира.

Выполнить рисунок

Прочитать мифы о рождении Зевса и его борьбе с титанами. Написать статью о Зевсе или репортаж с горы Олимп (оформить)


2-3.

Бог-громовержец Зевс. Окружение Зевса.


Образ главного божества Олимпа. Атрибуты Зевса. Миф и его воплощение в произведениях искусства. Фиши «Алтарь Зевса в Пергаме», Н. Пуссен «Детство Юпитера».

Свита Зевса, особенности про­тиворечивой характеристики бога-громовержца. Символы и воз­
любленные Зевса. Картины Тициана, Клода Лоррена, Гвидо Рении, В. А. Серова

2. Знать: содержание мифов о рождении Зевса.

Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о рождении Зевса.

3. Знать: богов Фемиду, Нику, Ганимеда, Гебу, Деметру, Сизифа, Данаю, Филемона и Бавкиду, Тантала, Европу.

Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты об окружении Зевса.

Поисковое задание: Объяснить крылатые выражения (Учебник)


Составить рассказ о своем знаке зодиака, с именем какого олимпийского бога связано название вашего созвездия.

4.

Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».


Миф о титане духа и воли. Басни Эзопа. Толкование образа в эпоху античности, особая популярность мифа в эпоху романтизма. Воплощение мифа в музыке (Лист, Бетховен), скульптуре и живописи (Ф.Снейдерс, П.Рубенс, Ф.Гордеев).

Знать: содержание мифа о Прометее, о конфликте Зевса и Прометея, басни Эзопа о Прометее.

Уметь: применять знания на практике.


Прометей – вор или герой?

Просмотр мультфильма «Прометей»

Творческая работа – поделка, рисунок «Мой Прометей».

Познакомьтесь с содержанием мифа о Посейдоне.

5.

Посейдон владыка морей.


Олимпийский бог, владыка моря. Атрибуты и свита Посейдона. Храм Посейдона в Афинах. Вели­чественный образ бога в произ­ведениях искусства: Л.Бсрнини «Нептун и Тритон». К.Расстрелли «Посейдон», И.К.Айвазовский «Посейдон, несущийся по морю»

Знать: содержание мифа о Посейдоне.

Уметь: анализировать, сопоставлять, приводить примеры, работать с литературой.

Сравнительный анализ произведений Бернини,

Растрелли

Праздник Нептуналии


Подготовить

Творческий проект: картины, сочинения и т.д. Темы по выбору:

«Рождение Гефеста»;

«Вулкан – огненная стихия» (римская мифология);

«Бог, покрытый потом» (греческая мифология);

«Мастер – золотые руки»;

«Атрибуты Вулкана»;

«Божественный кузнец. Жизнь Гефеста на Олимпе».

6-7.

Бог огня Гефест.

Бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Трактовка образа Гефеста у Гомера. Вергилия. Картина Веласкеса «Кузница Вулкана».

Знать: содержание мифов о боге огня Гефесте (Вулкане).

Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о Гефестею

Творческая работа: «Рождение Гефеста»,

«Мастер - золотые руки»

Подготовить экскурсию по туристическим местам Греции.

8.

Афина богиня

мудрости и

справедливой войны.


Культ Афины в Древней Греции. Чудесное рождение Афины. Статуи Фидия а архитектурном ансамбле Парфенона. Картины Я.Тинторетто, Веласкеса.

Знать: содержание мифов о богине Афине.

Уметь: работать с источниками знаний, развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Творческая работа «Афина и Арахна»

Сделать рисунок к наиболее понравившемуся мифу, связанному с богиней Афиной.

Прочитать миф о рождении Аполлона и его битве с Пифоном.

9.

Аполлон

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия в различные культурно-исторические эпохи. Различия в художественной интерпретации образа. Храм Аполлона в Дельфах. Музы Аполлона. Скульптуры Праксителя. Л.Бернини, картина Тициана «Наказание Марсия», Н.Пуссен «Парнас», балет И.Ф.Стра­винского «Аполлон Мусагет».

Знать: содержание мифов о боге Аполлоне.

Уметь: применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.

Анализ произведений

Подготовиться к диспуту

10-11.

Мифическая неизвестность

Греческие боги-разрушители и боги-созидатели (противоречивый образ -например. «Аполлон - смертельная красота»)

Нас приглашает в гости Прометей (Афины. Парфенон и т.д.)... Заимствованные слова? А я и не заметил!

Что мы знаем о божественных культах и ритуалах? Крылатые выражения - такие древние и современные (диспут).

Музы Парнаса: 9. а кто 10-й?

(современное искусство, СМИ).

Чем страна Греция привлекает туристов?

Почему мифы Греции «живут» в наши дни? (диспут).

Расскажи другу свой любимый миф

(конкурс рассказов: кто расскажет больше и интересней)

Знать: о богах-разрушителях и богах-созидателях, о музах Парнаса, почему мифы Греции «живут» в наши дни.

Уметь: эмоционально оценить окружающий мир.

Диспут


12.

Орфей и Эвридика.

Миф о рождении музыки. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. А.Каннова «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей», балет И.Ф.Стравинского «Орфей».

Знать: содержание мифов об Орфее и Эвредике, оперу Глюка «Орфей и Эвредика», балет Стравинского «Орфей».

Уметь: развивать свои творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни, формировать слуховой и зрительный опыт.

Прослушивание оперы Глюка

Изобразить свое видение мифа об Орфее и Эвридике (рисунок, коллаж, открытка, поделка)

Познакомиться с произведениями Леохара, Рубенса, Буше.


13.

Диана (Артемида)покровительница охоты


Культ богини, его отражение в храме Артемиды в Эфесе. Произведения Леохара, Рубенса, Буше.

Знать: содержание мифов о Диане(Артемиде).

Уметь: использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, заниматься поисковой деятельностью.

Сравнительный анализ произведений


14-15.

Триумф Диониса.


Культ Диониса, рождение греческого театра. Особенности театрали­зованного действа. Воплощение образа Диониса в произведениях искусства.


Знать: содержание мифов о Дионисе.

Уметь: самостоятельно работать с литературными источниками, объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о Дионисе, работать с тестами.

Описание-сочинение по картине Микеланджело «Вакх»


16.

Арес (Марс)неукротимый бог войны.


Коварство и вероломность Ареса: верные спутницы бога. Создание Марсова поля. Картины Н.Пусссна и П.Рубенса

Знать: содержание мифов о Аресе(Марсе).

Уметь: приводить примеры, работать с литературой.

Заполнение таблицы «Греческий Арес и Римский Марс


17.

Афродита богиня любви


Культ Афродиты в Древней Греции. Миф о рождении Афродиты. Миф об Адонисе - «прекрасном баловне Киприды». Эрот (купидон, Амур) -юный бог любви, рожденный Афродитой. Миф о Нарциссе и Эхо. Амуре и Психее. Картины Тициана, Боттичелли. Джорджоне. Веласкеса, Тинторетто, Буше.

Знать: содержание мифов об Афродите, Эроте.

Уметь: сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом.

Творческая работа – «Экскурсия в музей»


18.

Богиня цветов - Флора.


Культ Флоры. Особенности изображения Флоры в произведениях искусства: Тициан, Н.Пуссен, С.Боттичелли.

Знать: содержание мифов о Флоре, живописные полотна Боттичелли, Пуссена.

Уметь: работать с текстом, уметь доказывать и защищать свои идеи.

«Весна» Боттичелли и А. Вивальди


19-20.

Викторина (урок-зачёт)


Итоговый контроль знаний по результатам изучения материала первого раздела курса.

Знать: имена всех богов и их деяния.

Уметь: обобщать материал, творчески мыслить, работать с текстовыми заданиями.

Выполнить буклет «Греческая мифология»


П. Мифология древних славян -15 ч

21.

Перун бог грома и молнии.

1

Один из главных богов славянского пантеона. Атрибуты, свита Перуна. Трансформация образа во времени и различных культурах.

Знать: славянского бога Перуна, Перуницу, Девану, сказку про цветок папоротника, историю древней Руси.

Уметь: читать и анализировать тексты.

Вопросы.

Какое место занимает бог Перун среди других славянских богов?

Как мог выглядеть идол бога Перуна?

Расскажите про Перунов цвет. Почему он такой?

Как и почему казнили бога Перуна после принятия Русью христианства?

Подготовьте рассказ о боге Перуне.

Составьте 5 вопросов по этой теме.


22.

Велес.


1

Характеристика образа, символы, атрибуты, чествование Велеса, пе­реосмысление культа в христиан­скую эпоху.

Знать: величайшего бога древности Велеса, его типичные черты, славянский пантеон богов.

Уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры; работать с литературой.

Почему книга называется «Велесова»?

Как была обнаружена «Велесова книга»?

Почему ученые сомневаются в подлинности «Велесовой книги».

Какие сказочные и былинные герои встретились вам на страницах «Велесовой книги»?

Постарайтесь придумать и изобразить обложку «Велесовой книги».


23.

Дажъбог.


1

Культ бога, народные легенды о Дажьбоге, слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Отражение культа в народных обрядах и праздниках.

Знать: Даждьбога и что он даёт людям.

Уметь: применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения.

Поисково-исследовательская работа:

«Сказочники» - миф о Дажьбоге;

«Историки» - родословная бога

«Филологи» - тайна имени бога

«Астрологи» - атрибуты, символы, праздники.


Оформить в виде стенгазеты (А-3)

24.

Световид.

1

Бог-прорицатель, аналогия с Аполлоном. Святки - символические игры в честь Световида..

Знать: о боге Световиде, деде Богов.

Уметь: подбирать и систематизировать материал по выбранной теме, выявлять связи, формулировать выводы, объяснять особенности славянской мифологии, обрядов и праздников; закономерности их возникновения, анализировать факты, сопоставлять миф и реальность, сравнивать традиции различных культур.

Составить кроссворд

Проработка литературы, поиск и систематизация материала к проектной работе.

25-26-27.

Защита исследовательских работ (проект).

3

Применение знаний на практике.

Знать: последовательность работы над исследовательским проектом.

Уметь: защищать творческую работу, исследовательский проект (применять знания на практике).

Защита проектов.


Подготовить экспонаты (рисунки, поделки) для выставки «Древнеславянская мифология»

28.

Макошь.

1

Богиня урожая и удачи, атрибуты. Особенности изображения в произ­ведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Христианское переос­мысление языческой богини в Параскеву Пятницу, иконы и храмы.

Знать: культ богини Макошь, особенности её образа.

Уметь: рассуждать, сравнивать, делать выводы.

Вопросы:

Почему древнюю славянскую богиню зовут Макошь? Как имя богини связано с функциями, которые она выполняет.

Почему Макошь была такой почитаемой богиней?

Кто помогает Макоши прясть нить судьбы? Расскажите о них

Соберите материал о святой Параскеве Пятнице. Постарайтесь найти общее и различное в образе Макоши и Параскевы Пятницы.

Расскажите о Макоши, Доле и Недоле. Изобразите их.


29.

Лада- богиня любви и очарования.

1

Культ богини Ладо. Общность с греческой богиней Афродитой. Произведения народного творчества - песни, заклички. Опера-сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, художественный фильм реж. П.Кадочникова «Снегурочка».

Знать: о богине любви и очарования в славянской мифологии Ладе; о храмах, возведённых в честь Параскевы Пятницы, о характерных особенностях её изображения на иконах XVI века.

Уметь: логически мыслить; классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; объяснять особенности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Перечислите всех детей Лады, каковы их функции?

Как по внешним признакам можно распознать каждое божество, входящее в семью Лады?


Найдите в русском языке слова, родственные именам богинь Лады и Лели.

Прокомментируйте тот факт, что используемые в русских народных песнях запевки «Диди-Ладо» или «Ой, Дид-Ладо» содержат имена богов. (Дид-Лада можно перевести как Великая Лада (Dedis Lado)).

Изобразите каждого из богов семьи Лады с атрибутами (или только атрибуты).

30.

Купало. Ярило, Кострома.

1

Персонажи весенних праздников и покровители земного плодородия. Отражение языческих божеств в народных праздниках, обрядах и поверьях

Знать: праздники древних славян, посвящённых богам Купалу, Ярилу, Костроме.

Уметь: обобщать материал, творчески мыслить, самостоятельно действовать, применять знания на практике.

Чем примечателен бог Ярила?

Что общего между Ярилой и древнегреческими богами Дионисом и Эротом?

Как праздновали день Ярилы?

Сравните праздники Ярилы и Диониса. Что общего? Что различного?

Подготовиться к конференции: «Обряды. традиции, праздники»


31-32.

Языческая мифология славян.

2

Язычество и христианство в славянской мифологии. Почитание славянами своих предков. Традиции, обычаи. Праздники времен года. Значение славянской мифологи для развития мировой культуры.

Знать: религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян, особенности славянской мифологии.

Уметь: проследить связь времён от древности до современности, обобщать изученный материал.

Инсценировать фрагменты славянских праздников. Вопросы.

1.Какое место в жизни славян занимали духи?

2.Как давно и почему возникло представление о духах?

3.Что охраняет Баба Яга?


Изобразите карту двух миров, где пограничником была Баба Яга.

Домовой – дух, имеющий семью. Кикимора – жена домового. А какими, на ваш взгляд, были их дети?

Расскажите о семье домового. Изобразите семейный портрет.

Придумайте новый способ задобрить духов(обереги).

33-34.

Выставка нашей Фантазии.

2

Итоговая выставка рисунков, фоторабот, коллажей и т.д.

Знать: всех древне славянских богов, особенности их характера и сферу деятельности

Уметь: повторять, осмысливать ранее полученные знания и использовать эти знания на практике.

Выставка лучших работ.


35

Обобщающий урок

1







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!