Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных школ.
Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.
Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
№ п/п | Темы уроков | Кол. часов | Содержание учебной темы, основные изучаемые вопросы | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Формы и вопросы контроля | Возможные виды самостоятельной работы обучающихся |
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 35ч 1.Сюжеты и образы античной мифологии - 20ч |
| Сотворение мира. | 1ч | Зарождение мифа, религиозные представления и верования человека. Роль мифа в культуре. Древние образы и сюжеты. Ф.Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей». | Знать: понятия миф, космос; Гея(Земля), Уран(Небо), Кронос (Зевс), Тартар(Бездна), Зевс(Юпитер). Уметь: объяснить смысл картин на мифологический сюжет о сотворении мира. | Выполнить рисунок | Прочитать мифы о рождении Зевса и его борьбе с титанами. Написать статью о Зевсе или репортаж с горы Олимп (оформить) |
2-3. | Бог-громовержец Зевс. Окружение Зевса. | 2ч | Образ главного божества Олимпа. Атрибуты Зевса. Миф и его воплощение в произведениях искусства. Фиши «Алтарь Зевса в Пергаме», Н. Пуссен «Детство Юпитера». Свита Зевса, особенности противоречивой характеристики бога-громовержца. Символы и воз любленные Зевса. Картины Тициана, Клода Лоррена, Гвидо Рении, В. А. Серова | 2. Знать: содержание мифов о рождении Зевса. Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о рождении Зевса. 3. Знать: богов Фемиду, Нику, Ганимеда, Гебу, Деметру, Сизифа, Данаю, Филемона и Бавкиду, Тантала, Европу. Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты об окружении Зевса. | Поисковое задание: Объяснить крылатые выражения (Учебник) | Составить рассказ о своем знаке зодиака, с именем какого олимпийского бога связано название вашего созвездия. |
4. | Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». | 1ч | Миф о титане духа и воли. Басни Эзопа. Толкование образа в эпоху античности, особая популярность мифа в эпоху романтизма. Воплощение мифа в музыке (Лист, Бетховен), скульптуре и живописи (Ф.Снейдерс, П.Рубенс, Ф.Гордеев). | Знать: содержание мифа о Прометее, о конфликте Зевса и Прометея, басни Эзопа о Прометее. Уметь: применять знания на практике. | Прометей – вор или герой? Просмотр мультфильма «Прометей» | Творческая работа – поделка, рисунок «Мой Прометей». Познакомьтесь с содержанием мифа о Посейдоне. |
5. | Посейдон — владыка морей. | 1ч | Олимпийский бог, владыка моря. Атрибуты и свита Посейдона. Храм Посейдона в Афинах. Величественный образ бога в произведениях искусства: Л.Бсрнини «Нептун и Тритон». К.Расстрелли «Посейдон», И.К.Айвазовский «Посейдон, несущийся по морю» | Знать: содержание мифа о Посейдоне. Уметь: анализировать, сопоставлять, приводить примеры, работать с литературой. | Сравнительный анализ произведений Бернини, Растрелли Праздник Нептуналии | Подготовить Творческий проект: картины, сочинения и т.д. Темы по выбору: «Рождение Гефеста»; «Вулкан – огненная стихия» (римская мифология); «Бог, покрытый потом» (греческая мифология); «Мастер – золотые руки»; «Атрибуты Вулкана»; «Божественный кузнец. Жизнь Гефеста на Олимпе». |
6-7. | Бог огня Гефест. | 2ч | Бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Трактовка образа Гефеста у Гомера. Вергилия. Картина Веласкеса «Кузница Вулкана». | Знать: содержание мифов о боге огня Гефесте (Вулкане). Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о Гефестею | Творческая работа: «Рождение Гефеста», «Мастер - золотые руки» | Подготовить экскурсию по туристическим местам Греции. |
8. | Афина — богиня мудрости и справедливой войны. | 1ч | Культ Афины в Древней Греции. Чудесное рождение Афины. Статуи Фидия а архитектурном ансамбле Парфенона. Картины Я.Тинторетто, Веласкеса. | Знать: содержание мифов о богине Афине. Уметь: работать с источниками знаний, развивать коммуникативные навыки работы в группах. | Творческая работа «Афина и Арахна» | Сделать рисунок к наиболее понравившемуся мифу, связанному с богиней Афиной. Прочитать миф о рождении Аполлона и его битве с Пифоном. |
9. | Аполлон | 1ч | Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия в различные культурно-исторические эпохи. Различия в художественной интерпретации образа. Храм Аполлона в Дельфах. Музы Аполлона. Скульптуры Праксителя. Л.Бернини, картина Тициана «Наказание Марсия», Н.Пуссен «Парнас», балет И.Ф.Стравинского «Аполлон Мусагет». | Знать: содержание мифов о боге Аполлоне. Уметь: применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации. | Анализ произведений | Подготовиться к диспуту |
10-11. | Мифическая неизвестность | 2ч | Греческие боги-разрушители и боги-созидатели (противоречивый образ -например. «Аполлон - смертельная красота») Нас приглашает в гости Прометей (Афины. Парфенон и т.д.)... Заимствованные слова? А я и не заметил! Что мы знаем о божественных культах и ритуалах? Крылатые выражения - такие древние и современные (диспут). Музы Парнаса: 9. а кто 10-й? (современное искусство, СМИ). Чем страна Греция привлекает туристов? Почему мифы Греции «живут» в наши дни? (диспут). Расскажи другу свой любимый миф (конкурс рассказов: кто расскажет больше и интересней) | Знать: о богах-разрушителях и богах-созидателях, о музах Парнаса, почему мифы Греции «живут» в наши дни. Уметь: эмоционально оценить окружающий мир. | Диспут | |
12. | Орфей и Эвридика. | 1ч | Миф о рождении музыки. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. А.Каннова «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей», балет И.Ф.Стравинского «Орфей». | Знать: содержание мифов об Орфее и Эвредике, оперу Глюка «Орфей и Эвредика», балет Стравинского «Орфей». Уметь: развивать свои творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни, формировать слуховой и зрительный опыт. | Прослушивание оперы Глюка Изобразить свое видение мифа об Орфее и Эвридике (рисунок, коллаж, открытка, поделка) | Познакомиться с произведениями Леохара, Рубенса, Буше. |
13. | Диана (Артемида)— покровительница охоты | 1ч | Культ богини, его отражение в храме Артемиды в Эфесе. Произведения Леохара, Рубенса, Буше. | Знать: содержание мифов о Диане(Артемиде). Уметь: использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, заниматься поисковой деятельностью. | Сравнительный анализ произведений | |
14-15. | Триумф Диониса. | 2ч | Культ Диониса, рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Воплощение образа Диониса в произведениях искусства. | Знать: содержание мифов о Дионисе. Уметь: самостоятельно работать с литературными источниками, объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о Дионисе, работать с тестами. | Описание-сочинение по картине Микеланджело «Вакх» | |
16. | Арес (Марс)— неукротимый бог войны. | 1ч | Коварство и вероломность Ареса: верные спутницы бога. Создание Марсова поля. Картины Н.Пусссна и П.Рубенса | Знать: содержание мифов о Аресе(Марсе). Уметь: приводить примеры, работать с литературой. | Заполнение таблицы «Греческий Арес и Римский Марс | |
17. | Афродита — богиня любви | | Культ Афродиты в Древней Греции. Миф о рождении Афродиты. Миф об Адонисе - «прекрасном баловне Киприды». Эрот (купидон, Амур) -юный бог любви, рожденный Афродитой. Миф о Нарциссе и Эхо. Амуре и Психее. Картины Тициана, Боттичелли. Джорджоне. Веласкеса, Тинторетто, Буше. | Знать: содержание мифов об Афродите, Эроте. Уметь: сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом. | Творческая работа – «Экскурсия в музей» | |
18. | Богиня цветов - Флора. | | Культ Флоры. Особенности изображения Флоры в произведениях искусства: Тициан, Н.Пуссен, С.Боттичелли. | Знать: содержание мифов о Флоре, живописные полотна Боттичелли, Пуссена. Уметь: работать с текстом, уметь доказывать и защищать свои идеи. | «Весна» Боттичелли и А. Вивальди | |
19-20. | Викторина (урок-зачёт) | | Итоговый контроль знаний по результатам изучения материала первого раздела курса. | Знать: имена всех богов и их деяния. Уметь: обобщать материал, творчески мыслить, работать с текстовыми заданиями. | Выполнить буклет «Греческая мифология» | |
П. Мифология древних славян -15 ч |
21. | Перун — бог грома и молнии. | 1 | Один из главных богов славянского пантеона. Атрибуты, свита Перуна. Трансформация образа во времени и различных культурах. | Знать: славянского бога Перуна, Перуницу, Девану, сказку про цветок папоротника, историю древней Руси. Уметь: читать и анализировать тексты. | Вопросы. Какое место занимает бог Перун среди других славянских богов? Как мог выглядеть идол бога Перуна? Расскажите про Перунов цвет. Почему он такой? Как и почему казнили бога Перуна после принятия Русью христианства? | Подготовьте рассказ о боге Перуне. Составьте 5 вопросов по этой теме. |
22. | Велес. | 1 | Характеристика образа, символы, атрибуты, чествование Велеса, переосмысление культа в христианскую эпоху. | Знать: величайшего бога древности Велеса, его типичные черты, славянский пантеон богов. Уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры; работать с литературой. | Почему книга называется «Велесова»? Как была обнаружена «Велесова книга»? Почему ученые сомневаются в подлинности «Велесовой книги». Какие сказочные и былинные герои встретились вам на страницах «Велесовой книги»? | Постарайтесь придумать и изобразить обложку «Велесовой книги». |
23. | Дажъбог. | 1 | Культ бога, народные легенды о Дажьбоге, слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Отражение культа в народных обрядах и праздниках. | Знать: Даждьбога и что он даёт людям. Уметь: применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения. | Поисково-исследовательская работа: «Сказочники» - миф о Дажьбоге; «Историки» - родословная бога «Филологи» - тайна имени бога «Астрологи» - атрибуты, символы, праздники. | Оформить в виде стенгазеты (А-3) |
24. | Световид. | 1 | Бог-прорицатель, аналогия с Аполлоном. Святки - символические игры в честь Световида.. | Знать: о боге Световиде, деде Богов. Уметь: подбирать и систематизировать материал по выбранной теме, выявлять связи, формулировать выводы, объяснять особенности славянской мифологии, обрядов и праздников; закономерности их возникновения, анализировать факты, сопоставлять миф и реальность, сравнивать традиции различных культур. | Составить кроссворд | Проработка литературы, поиск и систематизация материала к проектной работе. |
25-26-27. | Защита исследовательских работ (проект). | 3 | Применение знаний на практике. | Знать: последовательность работы над исследовательским проектом. Уметь: защищать творческую работу, исследовательский проект (применять знания на практике). | Защита проектов. | Подготовить экспонаты (рисунки, поделки) для выставки «Древнеславянская мифология» |
28. | Макошь. | 1 | Богиня урожая и удачи, атрибуты. Особенности изображения в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, иконы и храмы. | Знать: культ богини Макошь, особенности её образа. Уметь: рассуждать, сравнивать, делать выводы. | Вопросы: Почему древнюю славянскую богиню зовут Макошь? Как имя богини связано с функциями, которые она выполняет. Почему Макошь была такой почитаемой богиней? Кто помогает Макоши прясть нить судьбы? Расскажите о них | Соберите материал о святой Параскеве Пятнице. Постарайтесь найти общее и различное в образе Макоши и Параскевы Пятницы. Расскажите о Макоши, Доле и Недоле. Изобразите их. |
29. | Лада- богиня любви и очарования. | 1 | Культ богини Ладо. Общность с греческой богиней Афродитой. Произведения народного творчества - песни, заклички. Опера-сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, художественный фильм реж. П.Кадочникова «Снегурочка». | Знать: о богине любви и очарования в славянской мифологии Ладе; о храмах, возведённых в честь Параскевы Пятницы, о характерных особенностях её изображения на иконах XVI века. Уметь: логически мыслить; классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; объяснять особенности, анализировать, сопоставлять, сравнивать. | Перечислите всех детей Лады, каковы их функции? Как по внешним признакам можно распознать каждое божество, входящее в семью Лады? | Найдите в русском языке слова, родственные именам богинь Лады и Лели. Прокомментируйте тот факт, что используемые в русских народных песнях запевки «Диди-Ладо» или «Ой, Дид-Ладо» содержат имена богов. (Дид-Лада можно перевести как Великая Лада (Dedis Lado)). Изобразите каждого из богов семьи Лады с атрибутами (или только атрибуты). |
30. | Купало. Ярило, Кострома. | 1 | Персонажи весенних праздников и покровители земного плодородия. Отражение языческих божеств в народных праздниках, обрядах и поверьях | Знать: праздники древних славян, посвящённых богам Купалу, Ярилу, Костроме. Уметь: обобщать материал, творчески мыслить, самостоятельно действовать, применять знания на практике. | Чем примечателен бог Ярила? Что общего между Ярилой и древнегреческими богами Дионисом и Эротом? Как праздновали день Ярилы? | Сравните праздники Ярилы и Диониса. Что общего? Что различного? Подготовиться к конференции: «Обряды. традиции, праздники» |
31-32. | Языческая мифология славян. | 2 | Язычество и христианство в славянской мифологии. Почитание славянами своих предков. Традиции, обычаи. Праздники времен года. Значение славянской мифологи для развития мировой культуры. | Знать: религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян, особенности славянской мифологии. Уметь: проследить связь времён от древности до современности, обобщать изученный материал. | Инсценировать фрагменты славянских праздников. Вопросы. 1.Какое место в жизни славян занимали духи? 2.Как давно и почему возникло представление о духах? 3.Что охраняет Баба Яга? | Изобразите карту двух миров, где пограничником была Баба Яга. Домовой – дух, имеющий семью. Кикимора – жена домового. А какими, на ваш взгляд, были их дети? Расскажите о семье домового. Изобразите семейный портрет. Придумайте новый способ задобрить духов(обереги). |
33-34. | Выставка нашей Фантазии. | 2 | Итоговая выставка рисунков, фоторабот, коллажей и т.д. | Знать: всех древне славянских богов, особенности их характера и сферу деятельности Уметь: повторять, осмысливать ранее полученные знания и использовать эти знания на практике. | Выставка лучших работ. | |
35 | Обобщающий урок | 1 | | | | |