СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - будущие чемпионы"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Мы – будущие чемпионы” направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - будущие чемпионы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Миренкова Т.А./

«___» __________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/Понизовцев В.П./

Приказ от «___» ________2016г. № ___





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Мы – будущие чемпионы»

2 класс



Педагог дополнительного образования

Калюжный Олег Игоревич




РАССМОТРЕНА на заседании ШМО начальных классов

Протокол № 1 «26» августа 2016г.

Руководитель ШМО _________/Пороховая И.Г./

РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «27» августа 2016г.

Председатель МС _________/Веремьева Е.Н./

ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «30» августа 2016г.





с. Пригорское,

2016 /2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы – будущие чемпионы» разработана для 2 класса общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);

- планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2016/2017 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2016/2017 учебный год.

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих второклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Мы – будущие чемпионы” направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.

Курс «Мы – будущие чемпионы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Количество часов и место в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: удовлетворение потребностей младших школьников в движении, стабилизирование эмоций, обучение владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепить здоровье школьников посредством развития физических качеств;

  • развить двигательную реакцию, точности движения, ловкости;

  • развить сообразительность, творческое воображение;

  • развить коммуникативные умения;

  • воспитать внимание, культуру поведения;

  • создать проблемные ситуации, активизируя творческие отношения учащихся к себе;

  • обучить умению работать индивидуально и в группе,

  • развить природные задатки и способности детей;

  • развить доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

  • развить коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Содержание программы

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу “Мы – будущие чемпионы” вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

  3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое).

Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1 раздел - “Русские народные игры” (11 часов.)

2 раздел - “Игры народов России” (8 часов.)

3 раздел - “Подвижные игры” (8 часов.)

4 раздел - “Эстафеты” (7 часов.)

Такое распределение изучения игр позволяет педагогу следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу

Русские народные игры”

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

Игры народов России”

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Подвижные игры”

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

Эстафеты”

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

Личностными результатами курса «Мы – будущие чемпионы»

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами курса «Мы – будущие чемпионы»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Формы занятий: занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Планируемый результат:

- у обучающихся выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;

- сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Методические рекомендации

При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. Содержательная направленность практического использования игрового материала на занятиях заключается, прежде всего, в следующем.

Если на проводимом занятии решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности применяемых игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен быть доступен занимающимся и возрастать плавно и постепенно. В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей.

Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком



Список литературы

  1. “Образовательная система “Школа 2100” федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна, изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432 с.

  2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система “Школа 2100”, серия “Методическая библиотека учителя
    начальной школы”.

  3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 61 с. – Стандарты второго поколения.

  4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007. -173 с.

  5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011. - 251 с.

  6. Физическая культура. 1–4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е., Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012. -128 с.

  7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 140 с.

  8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е. – М.: Баласс, 2012. -80 с.

  9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е. – М.: Баласс, 201/1. -80 с.

Тематическое планирование 2 класса

Разделы

Кол-во часов

Теория

практика

1

Русские народные игры

11

1

10

2

Подвижные игры

8

-

8

3

Эстафеты

7

-

7

4

Игры народов России

8

-

8

Итого

34

1

33




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

___________________________________________________________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Миренкова Т.А./

«___» __________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/Понизовцев В.П./

Приказ от «___» ________2016г. № __


КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

 

«Мы – будущие чемпионы»

для 2 класса

на 2016-2017 учебный год


Педагог _________/Калюжный О.И./






Общее количество часов на курс по плану внеурочной деятельности 34 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель: не менее 34.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.





РАССМОТРЕНА на заседании ШМО начальных классов

Протокол № 1 «26» августа 2016г.

Руководитель ШМО _________/Пороховая И.Г./

РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «27» августа 2016г.

Председатель МС _________/Веремьева Е.Н./

ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «30» августа 2016г.

Календарно - тематическое планирование
курса «Мы – будущие чемпионы» 2-й класс (34 часа)



п/п



Тема занятия

Дата проведения

планирования


фактическое

1

Русская народная игра «Жмурки»



2

Русская народная игра «Кот и мышь»



3

Русская народная игра «Горелки»



4

Русская народная игра «Салки»



5

Русская народная игра «Пятнашки»



6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»



7

Русская народная игра «Фанты»



8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»



9

Русская народная игра «Волк»



10

Русская народная игра «Птицелов»



11

Подвижная игра «Совушка»



12

Подвижная игра «Мышеловка»



13

Подвижная игра «Пустое место»



14

Подвижная игра «Карусель»



15

Подвижная игра «Кто быстрее?»



16

Подвижная игра «Конники-спортсмены»



17

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»



18

Подвижная игра «Карлики и великаны»



19

Эстафета «Передача мяча»



20

Эстафета «С мячом»



21

Эстафета зверей



22

Эстафета «Быстрые и ловкие»



23

Эстафета «Вызов номеров»



24

Эстафета по кругу



25

Эстафета с обручем



26

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»



27

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»



28

Бурятская народная игра «Ищем палочку»



29

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»



30

Марийская народная игра «Катание мяча»



31

Татарская народная игра «Серый волк»



32

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»



33

Чувашская игра «Рыбки



34

Русская народная игра «Птицелов»