СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Озеленитель"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Озеленитель"»














Программа внеурочной деятельности

для обучающихся 5-6 классов



«Озеленитель»






Уровень сложности программы: базовый

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год







Автор составитель:

Чумакова Надежда Алексеевна











2017-2018уч. год



Содержание учебного предмета, курса

Краткая характеристика содержания предмета или курса в целом:

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является следующее:

- весенне-осенний период работа на пришкольном участке и выращивание однолетников, а в зимний период уход за комнатными растениями и выращивание рассады;

- основной идеей этой программы является развитие способности детей к изучению окружающего мира, к получению знаний и умений в области цветоводства, а также умелому применению этих знаний на практике.

Особенностью места проведения занятий является использование пришкольного участка, школьных рекреаций

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – защита проектов, участие в выставках.

Уровень сложности

Программа имеет базовый уровень освоения, который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Адресат программы

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений 11 –15 лет.

Объем программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность составляет 34 учебные недели, один раз в неделю по 3 часа. Общий объем программы составляет 102 часа. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в учебно-тематическом плане.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Для успешной и эффективной реализации программы используются различные формы организации деятельности:

- аудиторные: изучение теории, практические занятия;

-практические занятия вне аудитории: занятия на пришкольном участке;

-индивидуальные задания, работа в парах, группах, выполнение коллективных работ, выполнение самостоятельной работы, дискуссии.

Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, оптимального сочетания классических и современных приемов обучения, выбирая их с учетом сформированности и пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей.

В подростковом возрасте появляется чувство взрослости. В этом возрасте дети включаются в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности. Основным новообразованием в психике подростка является потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста:

  • повышенной возбудимостью;

  • относительной неустойчивостью нервной системой;

  • быстро протекающими изменениями в его организме;

  • завышенными притязаниями, переходящими в дерзость;

  • переоценкой своих возможностей;

  • категоричностью суждений;

  • самоуверенностью и т.д.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в учебном кабинете.

Занятия строятся с учетом возрастных особенностей, которые проводятся в групповой форме, ориентированной на взаимодействие детей друг с другом, с использованием разных форм работы и видов деятельности.

Основным условием реализации программы является создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, что способствует эмоциональному благополучию ребенка и стимулирует мотивацию к занятиям.

Непременным условием реализации программы является создание благоприятной комфортной обстановки на занятиях, сознательной дисциплины, инициативности и трудолюбия.

Стратегическая цель программы: создание единого воспитательного пространства в школе, обеспечивающего максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Интегрированность, преемственность содержания программы:

Освоив программу базового уровня появляется возможность выбора профессии связанной с растениеводством.
Вариативность содержания:

Особенностью данной программы является то, что она включает базовую

инвариативную часть и вариативную часть. Инвариативная часть состоит из основных базовых теоретических разделов.

Вариативная часть отражает специфику работы на пришкольном участке, с учетом ландшафта школы и т.д.

Программа дает возможность:

-расширить теоретические знания в области растениеводства;

- включиться в биологические исследования; освоить методики подготовки проектных работ, презентаций по результатам исследовательской деятельности.

Подобный подход позволит сформировать практические навыки для:

- проведения биологических исследований;

- пробудит познавательный интерес к растениеводству.

Обоснованность и разнообразие используемых педагогических технологий: 

  • технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми;

  • учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума;

  • под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу;

  • ИКТ - Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации, средством осуществления которых является компьютер. Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. 

  • здоровьесберегающие технологи, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. 

Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы:

  • текущий контроль, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся, для этого вида контроля используются методы: наблюдение,  устный (фронтальный опрос, беседа);  индивидуальный (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся);. 

  • тематический контроль, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела и имеющий целью систематизировать знания и умения обучающихся, этот вид контроля подготавливает обучающихся к зачетным занятиям. Здесь используются следующие методы: практический: (зачет, сдача материала по экскурсии), самоконтроль (самостоятельное нахождение ошибок, устранение обнаруженных пробелов), наблюдения. 

  • итоговый контроль, проводимый в конце учебного года: защита проектов;

  • комбинированный контроль (творческий проект); 
    В качестве системы оценивания в творческом объединении используется коллективный анализ проектных работ обучающихся, где отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы, разбираются типичные ошибки.

Итог деятельности в конце учебного года – это творческая, исследовательская работа, проектная работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно.

По уровню освоения программа «Озеленитель» является практико-ориентированной.

Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий по растениеводству.

Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Формы и виды деятельности учащихся:

  • рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, анализ;

  • экскурсии, беседы, проекты;

  • устные речевые высказывания, установление причинно-следственных связей;

  • рассуждения, проектная деятельность;

  • поисково-исследовательская деятельность;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • ИКТ;

  • массовые, групповые, индивидуальные.


Перечень изучаемого материала:

Общий обзор способов размножения растений

Размножение у растений идет двумя путями: половым (семенное) и бесполым ( вегетативное). В цветоводстве в пределах одного рода растения могут размножаться различно.

Семенное размножение

Семенное размножение начинается с момента высева семян в грунт. При семенном размножение у сеянцев не всегда сохраняются признаки маточного растения. Маточное растение- это растение родитель, у которого были взяты семена, вегетативные части. Но при семенном размножение можно получить растение с новыми декоративными свойствами – новые сорта, или форма. Сорт растений - это совокупность растений, созданных в результате селекции, обладающая определенными передающимися по наследству морфологическими, биологическими признаками и свойствами. Цветение наступает значительно позже, иногда на 6-й – 10-й год, чем при вегетативном. Таким путем размножают в основном однолетние, двулетние и выращиваемые как многолетние  растения, некоторые многолетние цветочные культуры, деревья и кустарники (лилии, люпины, купальницы, можжевельники, сосны, ели).

Подготовка семян к посеву: семена разных видов порастают по-разному. Стратификация – период дозревания семян при пониженных температурах, во влажной среде и доступе воздуха. Обычно такие условия создаются у нас осенью, когда земля прикрывается листьями, снегом. Такие же условия необходимо создать и при подготовки к весеннему посеву. При стратификации смешивают семена с песком (1:3), увлажняют и хранят при температуре +5 – 0 , можно использовать торф, который сокращает сроки стратификации. Заложенные на стратификацию семена проверяют два раза в месяц, высыпая, перемешивая и при необходимости увлажняя. При появление корешков ящики закапывают в снег, при этом они проходят стадию яровизации. Купены, дельфиниум, хохлатка, ирисы, лилии, синеголовник, фиалки, адонис. Мелколуковичные. Высевать декоративные культуры легче всего осенью. За зимний период семена проходят естественную стратификацию. Но семена некоторых пород (кизильник, боярышник) даже при благоприятных условиях всходят только через год.

Яровизация- легкое проращивание семян с последующим выдерживанием при пониженных  температурах и доступе воздуха. Сухие очищенные и проверенные на всхожесть семена, высыпают в посуду слоем до 12-15 см, заливают небольшим количеством воды, перемешивая и накрывая сверху влажной мешковиной, которая не должна соприкасаться с семенами. Через 5-8 часов, добавляют еще воды, помешивать нужно каждые шесть часов в первые два дня. Когда начнется прорастание семян их выносят на лед, что позволяет получить нужную температуру ( -1 - +3). Яровизация позволяет летникам зацветать на 20-25 дней раньше срока, более обильное цветение, более крупные соцветия, более быстрому развитию газонных злаков. При яровизации газонных семян необходимое количество насыпают в холщевый мешок и опускают на 2-3 часа в воду, затем промывают в ванной теплой водой (комнатная температура) до тех пор, пока вода, вытекающая из мешка, не станет светлой. Затем семена высыпают на деревянную доску слоем до 10 см, по мере необходимости проводят опрыскивание, обычно через 8 дней семена прорастают и их сразу же подсевают. При таком способе посева газонных трав всходы появляются на 1-2 недели раньше.

Намачивание семян. Влага и тепло побуждают семена прорастать, поэтому трудно прорастающие, и семена, прорастание которых надо ускорить замачивают в воде комнатной температуры. Вода должна быть чистой и меняться ежедневно, до момента образование пены – признак перехода крахмала в сахар. Семена вынимают из воды и держать влажными пока семеня не проклюнуться. Сейчас в магазинах появились влажные салфетки для проращивание семян, основанные на данном принципе. Обриета, горечавка, арабис, гейхера, ясколка, кошачья лапка, колокольчик, тимьян, вероники, армерии, ветриницы.

Ошпаривание кипятком или горячая стратификация. Растения жарких стран (канны, хурьма, бананы) с твердой оболочкой опускают в марлевом мешочке на 20 секунд в кипяток, а затем  на несколько секунд в емкость с холодной водой. Можно наоборот, сначала семена проморозить, а потом ошпарить кипятком несколько раз. Необходима операция для повреждения оболочки.

Механическое повреждение оболочки. Семена с твердой оболочкой иногда подпиливают или перетирают с крупным песком для нарушение оболочки (шиповник, кедровый орех, грецкие орехи, косточковые культуры. Смолу хвойных растений убирают раствором нашатырного спирта.

Протравливание семян. Семена носители многих инфекций, поэтому их лучше протравить. Протравливают семена влажным способом: растворами формалина, марганцовки, спецпрепаратами, содой, янтарной кислотой, микроэлементами (способ очень прост и очень эффективен). Гормонизация семян – намачивание в растворах стимуляторов. Для этих же целях используют мочу животных, в Китая – навозную жижу. После протравливание семян их просушивают два часа и сеют.

Обработка ультрозвуком. Применяют для ускорение проращивания семян, требующих значительной по времени стратификации. Обработка ведется при частоте 760 клгерц в течение 5 минут, а некоторых в течение 30 минут.

Обработка семян соком алоэ. Небольшие неповрежденные листья алоэ хранят 25 дней при температуре 3 градуса. После этого выжимают сок и вымачивают в нем семена.

Из-за неблагоприятной погоды не всегда удается произвести высев во время, поэтому необходимо задержать дальнейшее прорастание, поместив ростки в прохладные условия (10 град).

Вегетативное размножение

При вегетативном размножении полученные растения обладают всеми признаками маточного растения. К вегетативному размножению относится размножение вегетивными частями: черенками, отводками, отпрысками, делением корневищ, клубней, луковицами, детками-клубнелуковицами, плетями, усами и прививкой. Нужно иметь в виду, что при очень длительном размножении сорта вегетативно происходит ухудшение сортовых качеств и вырождение сорта. Поэтому время от времени сорта нужно омолаживать семенами.

Размножение делением. Один из самых распространенных способов. Делят корневища, клубни, корнелуковицы. Размножение делением прежде всего растения, разрастающиеся в ширину. Их вынимают из почвы, острым ножом или лопатой делят на необходимые части, раны обрабатывают ранетом, толченым углем со смесью гетероуксина, и растения высаживают в грунт. У некоторых растений (флокс, хоста, примула, ясколка, почвопокровники) можно не вынимать весь куст, отделив 1\3 и уже ее вынуть и разделить. В таком случае вы омолаживаете куст и получаете новые растения. При делении важно, чтобы каждая делянка имела ростовые почки и немного корней. Плохо переносят деление аконит, гипсофила, люпин, мак восточный, морозник, джефферсония, ясенец, можжевельники.

Делением корневищ (ирисы, канны, хосты, астильбы, лилейники, злаки, траденсканция, примулы, маргаритки). Деление клубней – георгины, клубневые бегонии, анемоны, лютики гибридные. Главное, чтоб в делянки имелась хотя бы одна почка.

Деление клубнелуковицами – гладиолусы. Обычно прорастают только верхушечные почки, остальные остаются спящими. Они просыпаются. Когда верхушечная почка перестает расти, поэтому при желании получить несколько экземпляров, луковицу разрезают на несколько частей, раны обрабатывают и высаживают. Наибольшее количество получают при горизонтальном делении. Есть способ при котором, луковицу не делят, но при посадке кладут на бок, или вверх донцем, предварительно подрезав его.

Размножение корневыми отпрысками. Многие декоративные растения способны давать корневые отпрыски (поросль), которые могут становиться самостоятельными растениями. Отпрыски быстро развивают­ся, так как получают не только корневое питание, но и органические ве­щества от материнского растения. Отпрысками размножают такие растения, как тысячелистник птармика, астры, валериана, гелиантус, ландыш, монарда, гречиха, физостегия и многие декоративные кустарники (сирени, кизильники, клены, тополь, вишня, смородина). Отпрыски отделяют весной. Чтобы получить большее количество корневых отпрысков, повреждают корни у растения или уничтожают главный стебель.

Растения, выросшие из поросли (например, сирень), склонны в даль­нейшем образовывать такую же поросль. Поэтому во многих хозяйствах для получения подвоев сирень размножают семенами, черенками, а не по­рослью.

Размножение плетями, или усами. Земляника, камне­ломка (саксифрага), традесканция, хлорофитум,  михения крапиволистная, барвинки и некоторые другие дают более или менее тонкие стелющиеся или свешиваю­щиеся стебли, оканчивающиеся новыми маленькими растениями. Послед­ние легко укореняются, развиваясь в самостоятельные растения.

Размножение отводками. Отводками называются пригнутые к земле и укоренившиеся побеги маточных растений. Отводками размножают: гвоздику, магнолии, плодовые кустарники, розы, кизильники, виноград, лианы и другие растения. Лучшие результаты при размножении отводками дают однолетние ветви. Есть два варианта: маточные растения с однолетней древесиной размещают на расстоянии 1,5 м одно от другого. Через год после посадки коротко обрезают над поверхностью земли. Такая обрезка вызывает образование новых побегов. Следующей весной эти прошлогодние побеги пригибают укрепляют крючками и засыпают узлы побегов землей; для лучшего роста концы побегов приподнимают кверху, привязывая их к воткнутым в землю колышкам; второй способ отгибание отдельных ветвей, их пришпиливание и окучивание. Для быстрого укоренения на закопанных в землю побегах: делают косые надрезы, снимают кольцом кору, перетягивают побеги проволокой, расщепляют ствол. Размножение отводками не только избавляет от прививки, например, сирени, но и устраняет необходимость очищать размноженные  кусты сортовой  сирени от дикой поросли подвоя. Плетистую розу можно размножить, используя метод укоренения концов побегов (отводки). Для этого выбирают выросшие и сформировавшиеся в текущем году гибкие побеги длиной 90 —120 см, пригибают их к земле, а концы длиной 25 см прикапывают, укрепляя металлическими или деревянными крючками. Если же побег поднимается, на него навешивают груз, например небольшой, вытянутой формы камень, подвязанный на шпагате. На следующий год укоренившийся побег отделяют от материнского растения.

Воздушная отводка. Растения с толстыми и крепкими стволами, которые нельзя пригнуть к земле. На полуодревесневших   одно-двухлетних  ветвях  делают  кольцевой срез коры шириной 0,5—1 см. Это место обертывают смоченным в воде сфагновым мхом слоем 3—4 см так, чтобы он на 4—5 см был выше и ниже места среза. Сверху мох обматывают шпагатом и плотно закрывают мелко перфорированной пленкой,   концы  которой  укрепляют  шпагатом.   Под  пленкой охраняется постоянная влажность.  Такая пленка непроницаема водяных паров, но свободно пропускает кислород, необходимый для корнебразования и углекислоту. После укоренения верхнюю часть растения отрезают.  Оставшаяся нижняя часть может быть использована на черенки.

И убедился, что на калине красной, а это трудно укореняемый вид, уже через две недели могут появиться целые заросли корней.

Я проделал опыты над некоторыми сортами яблони, пурпурной формой лещины, спиреей и рододендроном. Результаты были не столь впечатляющи - но были. Очень трудно укоренялась пурпурная лещина (пришлось применить этиолирование — затемнение побега), но все получилось.

Размножение воздушными отводками, то есть побегами, укоренившимися неотделенными от маточного растения, - способ старый. Он применялся в Европе более 400 лет назад.

Суть в том, что на небольшом отрезке коры (1-2 см) делается расщепление или надрез. Поврежденное место укрываю влажным материалом, например мхом-сфагнумом, и обертываю полиэтиленом. Вскоре на месте среза образуются корни. Остается лишь отделить побег от маточного растения.

 Воздушные отводки желательно формировать весной на побегах прошлого года - молодые части растений более склонны к укоренению. Но можно получить такие отводки и осенью, когда одревеснеют побеги текущего года. Способ оправдал себя на сиренях, азалиях, магнолиях и других ценных породах.

У растений, выращенных через воздушные отводки, заметно несоответствие надземной и подземной частей. Чтобы избавиться от этого дефекта, после посадки надземную часть растения укорачивают. Если этого не сделать, растение может погибнуть.

Перед посадкой корневую систему нужно обработать стимуляторами роста. Это поможет быстро сформировать нужную массу мелких мочковатых корней

 

Размножение луковичных растений детками. У большин­ства луковичных растений у донца луковиц образуются лу­ковки-детки, которыми они главным образом и размно­жаются. При выкопке взрослых лу­ковиц детки отделяют от маточ­ной луковицы и высаживают в хорошо удобренную почву. В следующем году детки уже превращаются во взрослые растения.

Отдельные луковичные рас­тения образуют различные коли­чества молодых луковиц. Так, взрослые луковицы тюльпанов при ежегодной пересадке дают 3—4 молодых луковицы, при двухлетней культуре — 4—6; лилии при трехлетней культуре — 3—6 луковок-деток (а иногда и более); у гиацинтов же за один год от одной маточной луковицы образуется неболее двух мелких луковичек-деток.

Количество образующихся деток у некоторых луковичных растений можно увеличить: тщательным уходом за растениями, удалением цветных  бутонов в стадии окрашивания, более мелкой посадкой  маточных луковиц.

К другим луковичным применяют особые приемы. Маточные луковицы не должны иметь механических по­вреждений. Они должны быть чистые; для этого их протирают влажной чистой тряпкой или промывают в чистой воде. После промывки луко­вицы помещают на 5—10 минут в 5%-ный раствор марганцовокислого калия. Вынутые из раствора луковицы хорошо просушивают 2—3 дня в сухом теплом помещении и только после просушки их препарируют чистым острым ножом.

Старые,   отцветшие луковицы крестообразно надрезают снизу,  вырезают или высверливают у них конусом донышко. При крестообразных надрезах деток получается в 6 раз меньше, чем при вырезании донца, но зато при надрезах молодые лувички бывают крупнее. Донце вырезают у очень крупных (5—6 см диаметре) луковиц. У более мелких луковиц (не менее 4 см в диаметре) делают острым ножом два-четыре надреза, пересекающихся точно в центре. Если донце   делят   на  четыре части, надрезают до середины луковицы, если на большее количество частей, то на 1/3 луковицы. Полный вырез донца должен заканчиваться в один прием, так как при повторной подчистке повреждаются срезы луковиц и создаются благоприятные условия для их загнивания. Сажают луковицы на глубину 12-15 см донцем кверху.

Луковки-детки в первый год жизни питаются за счет пластических веществ маточной луковицы, нако­пленных ею в предыдущий вегетационный период. К концу текущего  вегетационного периода маточная луковица отмирает.

Уход. За высаженными в грунт маточ­ными луковицами гиацинтов  необходимо все время тщательно следить. Почву содержат в чистом и рыхлом состо­янии. Прополку и рыхление проводят в зависимости от появления сорняков и уплотнения почвы. Первые прополки и рыхление делают при появлении ростков. В это время первый раз подкармливают, из расчета 50—70 г на 1 м2. Удобрение вносят в сухом виде путем разбрасывания его в междурядья, с последующей заделкой. Примерно через месяц делают вторую прополку с рыхлением и одновременным внесением в той же дози­ровке. Третью подкормку с одновременной прополкой и рыхлением про­водят через 20—25 дней.

Для более быстрого действия минеральные удобрения вносят в почву в жидком виде, из расчета одна лейка раствора на 2—3 м2; в одной лейке воды растворяют 40—50 г удобрения. При применении жидких удобрений почва должна быть влажной, в противном случае могут получиться ожоги. Через два года (в июле) после отмирания надземных органов луко­вички выкапывают и сортируют по величине.

Размножение лилий. Стеблям и чешуйками луковицами. У старых луковиц выдергивают стебли, достигшие 15 см, отделяют некоторое количество чешуи и высаживают в землю. К концу вегетации на каждом стебле образуется 12—15 луковок и на каждой чешуйки 2—3 луковки. Старая луковица сохраняется и продолжает расти.

Размножение стеблевыми бульбочками. Некоторые стеблевые лилии образуют в пазухах листьев бульбочки, которые, попав во влажную почву, практически сразу укореняются и трогаются в рост и в следующем году превращаются во взрослые растения. Луковицы, полученные из стеблевых бульбочек, зацветают обычно на второй-третий год.

Размножение черенками. Наиболее удобный   и   распространенный  способ размножения растений—черенкование Черенок — часть стебля (обычно   длиной 3—8 см, с двумя-тремя глазками), корня или   листа, отделенная от материнского растения, которая в благопри­ятных условиях   образует новые корни и развивается в самостоятельное расте­ние.

Черенкованием размножают как растения цветников, так и растения вну­треннего озеленения. Черенкование при­меняют в тех случаях, когда сеянцы не обеспечивают раннего цветения; необходим массовый, вполне однородный посадочный материал, не получающийся достаточно чистым при выращивании его из семян (например, вербена, петуния и некоторые пестроли­стные растения). Размножают черенками махровые формы лобелии, -пе­тунии и других растений; большинство оранжерейно-комнатных растений; растения, требующие при семенном размножении продолжительного вре­мени для своего роста и развития.

Черенки бывают трех видов: стеблевые, листовые и корневые. У стеблевых черенков возобновляются только корни, так как стебель и листья (или почки) уже имеются; у корневых черенков возобновляются побеги, а листовые черенки дают и корни и стебли. Укоренившись, че­ренки развиваются в самостоятельные растения. Черенки нужно брать только с нормально развитых здоровых растений.

Верхушечная и прикорневая части стебля побега обладают различными свойствами.  Из  верхушечных черенков  обычно вырастают растения,   которые   зацветают   раньше. Между ними имеются  различия  и в способности образования корней. Черенки, взятые у взрослого растения с верхней части кроны, укореняются хуже, чем взятые с побегов нижних ярусов кроны. Для укоренения черенков необходимо оптимальное количество тепла, воздуха и света. До появления корней на нижнем срез черенка обычно образуется наплыв — каллюс. У некоторых черенков корни развиваются не из каллюса, а из камбия вблизи поверхности среза. Если укореняют летний черенок, у которого оставлен один лист или начал развиваться с одной стороны пазушный побег, то нарастание каллюса и последующий рост корней происходят наиболее интенсивно. Образование каллюса и корней на черенке происходит под действием особого гормона, появляющегося в результате фотосинтеза в листьях и перемещающегося к основанию черенка. Этот гормон называют ауксином или ризокаллином. Чем моложе растение,  тем больше его листья вырабатывают ауксина.Поэтому черенки, взятые с молодых растений, укореняются быстрее, чем взятые со взрослых.

Черенки некоторых растений, полученные с маточников старше Ю-летнего возраста, образуют корни только при применении стимули­рующих веществ. Черенки этих же растений, взятые с экземпляров старше 50-летнего возраста, даже после обработки их стимулирующими вещест­вами корней не образуют.

В последнее время получены вещества, которые по своему действию на корнеобразование сходны с растительным гормоном ауксином. К числу этих органических веществ (называемых ростовыми стимулирующими веществами) относятся гетероауксин, препарат 2,4-ДУ (2,4-дихдорфенок-сиуксусная кислота) и натриевая соль этого соединения. В зависимости от концентрации они оказывают на рост корней либо ускоряющее, либо тормозящее действие. Под влиянием гетероауксина процесс корнеобразования протекает значительно быстрее. Нужно иметь в виду: чтобы получить хорошие результаты, надо черенкам предоставить оптимальные условия укоренения.

Укорачивание длины дня положительно действует на укоренение черенков; хорошее влияние оказывают также и красные лучи спектра. Некоторые применяют укоренение черенков в листьях и растертой массе молодых  верхушечных побегов  алоэ. Укоренение черенков с помощью картофеля. Выберите среднего размера картофелину, не очень крупную, без признаков повреждения, очень тщательно удалите из нее "глазки", воткните в нее 20-25 сантиметровые черенки (можно несколько штук), высадите картофелину вместе с воткнутыми в неё черенками в рыхлую плодородную землю в тени деревьев, накройте половинкой пластмассовой бутылки, периодически поливайте. Вы получите корнесобственные растения. Таким способом можно укоренять черенки любых растений: семечковых, косточковых, кустарников. Этот прием обоснован тем, что сахар картофеля в виде запасного питания - крахмала, так же как и мёд, первое время будет питать черенок, пока тот ни укорениться. Крахмал очень легко переходит в своё первоначальное состояние - сахарозу, как вы уже знаете, состоящую из глюкозы и фруктозы.

Размножение стеблевыми черенками. Стебле­выми черенками размножают большинство декоративных растений. Черенки бывают безлистные (зимние/) и облиственные (летние).

У некоторых растений к концу лета в глубине стеблей закладываются группы меристематических клеток, из которых у черенков развиваются корни. Черенки таких растений легко укореняются в безлистном состоя­нии, например розы, айва. Черенки этих растений срезают осенью, зимой или ранней весной. У большинства же растений корневые зачатки в стеб­лях предварительно не возникают, и придаточные корни у них образуются уже после отделения черенка от материнского растения.

Облиственные черенки срезают летом с растений открытого грунта или в другие периоды года со специально сохраненных в теплицах маточ­ников или используют на черенки побеги от обрезки взрослых горшечных растений.

Черенки режут чистым острым ножом, непосредственно под глазком, не раздавливая ветки. Нижний срез у растений с супротивными листьями делают почти перпендикулярно оси черенка в непосредственной близости к нижней почке (под самой почкой), верхний срез делают на расстоянии от 0,7 до 1,5 см от верхней почки; у растений со спиральным расположе­нием листьев нижний срез проводят наискось против почки.

Листья должны быть по возможности сохранены. Однако для эконо­мии места в черенковом ящике и во избежание загнивания нижних листьев у таких черенков с крупными листьями обрезают нижние листья. Это также необходимо потому, что листья испа­ряют много влаги, вянут и быстро загнивают. У гортензии и многих других растений листья обрезают наполовину.Чем больш зрелых листьев на черенке, тем лучше и быстрее он укореняется.

Пеоны размножают черенками, которые должны иметь лист и стебель, расколотого пополам. С одного 10-летнего куста в один год
получить 50 — 65 укоренившихся черенков; черенковые пеоны зацветают на третий год.

Черенки  растений,   содержащих  в  листьях  много  воды  (седум,   мезембриантемум),   перед   посадкой   необходимо   провялить    и солнце (укореняют их без прикрытия).   Провяливание  черенков  герани также хорошие результаты при ее размножении.

Ранние черенки укореняют в оран­жереях, весенне-летние — в парниках. Черенки быстро укореняющихся рас­тений можно укоренять и в открытом грунте (например, седум, флокс).

Многие   многолетники   раз­множают    травянистыми      черенками. Для этого у астр,    арабиса,    гвоздик, седума,   солидаго   и других  растений берут верхушки   побегов с дву­мя-тремя междоузлиями,  у многолетнего флокса  используют   и   остав­шуюся часть побега, нарезая из нее черенки с одним или двумя междоуз­лиями. Верхушку не обрезают.

Для укоренения подбирают   место,   защищенное   от   прямых   солнечных   лучей и ветра.  Почва  супесчаная,  перед посадкой ее  обильно поливают. Перегной­ную землю для укоренения че­ренков не применяют, так как в ней черенки загнивают. Почва должна быть влажная, но не сы­рая. Необходим хороший дре­наж; застой воды для черенков очень вреден. Посадка проводится густо, наклонно, на глубину 6—8 мм. После посадки черенки обильно поливают. В дальнейшем поливают по мере надобности. Первое время черенки часто опрыскивают, но не допускают переувлажнения  почвы. Можно и лучше использовать маленькие парнички, пластиковые бутылки.

Черенки, укоренившиеся до сентября, могут быть пересажены на постоянное место для доращивания. Оставшиеся в грядах черенки укрывают на зиму ли­стьями.

Размножение корневыми черенками. Этот спо­соб применяется для размножения хост, бувардий, драцен, марант, роз и других растений. Применяется он и при культуре некоторых много­летников с мясистыми, глубоко уходящими в почву корнями, не перено­сящими деления. Для размножения их боковые мелкие корни рано вес­ной разрезают на корневые черенки (длиной 3—6 см) и высаживают в почву. Корни корнесобственных роз, заго­товленные с осени и хранившиеся в подвале зимой, режут на части длиной 5—6 см и сажают в ящики на глубину 1—2 см. В теплице корни прора­стают и дают самостоятельные растения.

 



Межпредметные связи учебного предмета, курса:

Учащиеся занимающиеся в кружке «Озеленитель» ведут в весенне-осенний период работу на пришкольном участке и участвуют в выращивании однолетников, а в зимний период ведут уход за комнатными растениями и выращивают рассаду;

Основной идеей этой программы является развитие способности детей к изучению окружающего мира, к получению знаний и умений в области цветоводства, а также умелому применению этих знаний на практике.

Использование различных дополнительных сведений о растениях, о способах их выращивания и разведения в значительной степени повышает познавательный интерес к учебным предметам, формирует у учащихся целостную систему знаний.

Программа взаимодействует и расширяет рамки общеобразовательных предметов: биология и краеведение.


Воспитывающий и развивающий потенциал учебного курса:



Воспитывающий:

  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования;

  • в воспитании трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

  • в воспитании целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем.

  • в сформированности мировоззрения учащихся, их моральных качеств, эстетического вкуса;

  • в интересе и стремлении к приобретению знаний и умений;

Развивающий:

    • развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    • развивать умения наблюдательности и сравнения на основе логического мышления;

    • развивать познавательную деятельность учащихся к созидательной деятельности;

    • доводить до совершенства, приобретенные системы знаний, умений и навыков графической деятельности, выполнять легко и быстро.

    • развивать у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время;

    • сформировывать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которые обеспечат воспитание свободной личности.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

Личностными результатами является готовность и способность обучающихся к саморазвитию,ценностно-смысловые установки и личностные качества;

сформированность основ российской, гражданской идентичности:

  • патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  •  осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,          своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению  на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;

  • готовность к рациональному подходу;

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • ценностное представление о семье и родине;

  • уважительное отношение к народным традициям и культуре.



Метапредметными результатами являются:

  • поиск новых решений возникшей организационной проблемы;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет -ресурсы.

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать новые задачи;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;

  • умение оценивать правильность выполнения задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

  • умение формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

  • умение формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

  • развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

  • формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.



Предметными результатами являются:

  • наличие экологической культуры;

  • умение находить и устранять допущенные ошибки;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда;

  • умение рационально организовать рабочее место;

  • освоенный обучающимися опыт  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания;

  • развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;

  • развитие визуально – пространственного мышления;

  • приобретение опыта создания творческих работ базирующихся на ИКТ;

  • формирование стойкого интереса к творческой деятельности;    

  • включение в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города, республики;

  • умение выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению;

  • умение овладеть приемами обработки материала и освоение ведения музейной документации, правил хранения артефактов;

  • принимать участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении;

  • формирование устойчивых навыков самореализации, социальной активности, инициативности, ответственности;

  • умение выстроить личностную образовательную траекторию.

 

Система оценки результатов освоения программы

Формы подведения итогов реализации программы:

- промежуточная аттестация: выставки, проведение экскурсий;

-итоговая аттестация: защита проектов.

Формы демонстрации результатов: защита проектов.




Содержание программы


Тема 1. Введение (6 часа)

Теоретические сведения

Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка. Запуск проекта.

Практическая работа

Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями на территории школьного двора, используемыми в озеленении.

Варианты объектов труда

Пришкольный учебно-опытный участок, цветочно-декоративные растения


Тема 2. Биологические особенности однолетников (9 часа)

Теоретические сведения

Классификация однолетников.

Практическая работа

«Оформление гербария однолетних растений», «Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки», «Заготовка почвы на зимний период». Работа с литературой, выписка кратких сведений об однолетниках.

Варианты объектов труда

Однолетники, семена однолетников, почва, литература


Тема 3. Биологические особенности комнатных растений (24 часов)

Теоретические сведения

Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Питание растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Практическая работа

«Составление каталога школьных комнатных растений», «Проведение паспортизации растений», «Работа со справочной литературой», «Размещение растений соответственно их требованиям к освещению», «Полив, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений», «Пересадка комнатных растений» «Размножение черенками, листьями, корнями, луковицами», «Оформление фотоальбома». «Растения нашей школы». Работа над проектом.

Варианты объектов труда

Комнатные растения, таблички, литература

Тема 4. Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (9 часа)

Теоретические сведения

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений.

Практическая работа

«Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Наблюдение за состоянием комнатных растений», «Борьба с вредителями с помощью народных средств».


Варианты объектов труда

Литература, комнатные растения, народные средства для борьбы с вредителями комнатных растений.


Тема 5. Питание комнатных растений и их подкормка (9 часа)

Теоретические сведения

Удобрения минеральные и органические. Потребность растений в питании. Охрана труда при выполнении практических работ.

Практическая работа

«Виды удобрений для цветочно-декоративных культур», «Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой». Работа над проектом.

Варианты объектов труда

Литература, удобрения, комнатные растения, таблицы, проект


Тема 6. Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады однолетников (24 часов)

Теоретические сведения

Условия для прорастания семян.

Практическая работа

«Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян», «Подготовка ящиков для рассады», «Посев однолетников на рассаду», «Подготовка почвы», « Подготовка ящиков и почвы», «Агротехника выращивания рассады», «Посев семян в грунт», «Пикировка рассады», «Уход за рассадой», «Написание этикеток». Работа над проектом.

Варианты объектов труда

Литература, ящики, почва, семена однолетников, рассада, лейка, лопаточка, таблички, проект


Тема 7. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на пришкольном участке (15 часа)

Теоретические сведения

Понятие о почве, её свойствах, плодородии, значении обработки. Виды почв. Почвы нашей местности.

Практическая работа

Экскурсия: «Знакомство с почвами пришкольного участка». «Перекопка почвы и распределение клумб», «Уход за посевами», «Пересадка рассады на постоянное место», «Наблюдение за ростом и развитием растений», «Составление плана работ по уходу на летний период».

Варианты объектов труда

Рассада, всходы, почва, лопаты, лейки, вода, готовые клумбы


Тема 8. Заключение, защита проектов (6 часа)

Теоретические сведения

Подведение итогов работы кружка «Юный цветовод» за год.

Практическая работа

Защита проектов, организация выставки проектных работ

Варианты объектов труда

Проектные работы


Воспитывающий и развивающий потенциал курса:

Данная программа эколого-биологической направленности.

Программа направлена на:

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- создание условий творческой самореализации личности ребенка.

Программа имеет большое природоохранное значение (создание зеленых зон, приток чистого воздуха, защита от вредителей, улучшение микроклимата). В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений; влиянием различных способов подготовки семян на их прорастание, сроков посева и на их урожайность.

Межпредметные связи курса:

Курс «Озеленитель» закономерно и логично рассматривается в системе предметов естественно-научного цикла: биология, химия, география.

Интегративный подход к его изучению позволяет взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьников сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления.

Учебно-тематический план


Разделы программы


Количество часов

Теория

Практика

1

Введение


6

3

3

2

Биологические особенности однолетников


9

6

3

3

Биологические особенности комнатных растений


24

10

14

4

Насекомые – вредители комнатных растений


9

4

5

5

Питание комнатных растений и их подкормка

9

3

6

6


Семена однолетников и подготовка их к посеву

Выращивание рассады однолетников

24


10

14


7

Подготовка почвы под цветочно-декоративные

растения на пришкольном участке

15

5

10

8

Заключение

6


6


ИТОГО

102

41

61

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов (в том числе теория и практика)

Формы организации и характеристика деятельности учащихся

1

Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Запуск проекта.

Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

3

Беседа: участвуют в беседе, делают записи в тетради, работают с литературой

2

Ознакомление с цветочно-декоративными растениями на территории школьного двора, используемыми в озеленении.

3

Экскурсия на пришкольный участок: знакомятся с растениями

3

Классификация однолетников.

«Оформление гербария однолетних растений».

3

Практическая работа: оформляют гербарий

4

«Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки», «Заготовка почвы на зимний период»

3

Практическая работа: выкапывают и пересаживают растения в горшки и заготавливают почву

5

Работа с литературой, выписка кратких сведений об однолетниках.

3

Практическая работа: работают с литературой и делают записи в тетради

6

Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Техника безопасности при выполнении практических работ.

«Составление каталога школьных комнатных растений»


3

Беседа: делают записи и составляют каталог школьных растений

Практическая работа

7

Питание растений. Особенности сезонного ухода.

«Пересадка комнатных растений».

3

Беседа: делают записи


Практическая работа: пересаживают комн. растения

8

Размножение комнатных растений.

«Размножение черенками, луковицами, отводками, листьями, делением куста».

3

Беседа: делают записи

Практическая работа: размножают растения разными способами

9

«Рыхление. Опрыскивание»

3

Практическая работа: рыхлят и опрыскивают растения

10

Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях.

«Проведение паспортизации растений»

3

Практическая работа: наблюдают за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях и проводят паспортизацию растений

11

«Работа со справочной литературой», «Размещение растений соответственно их требованиям к освещению»

3

Практическая работа: работают с литературой, делают записи и размещают растения соответственно их требованиям к освещению

12

Полив, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений», « Пересадка комнатных растений»

3

Практическая работа: поливают, рыхлят почву, опрыскивают растения, определяют необходимость пересадки растений, пересадка комнатных растений

13

«Оформление фотоальбома «Растения нашей школы». Работа над проектом.

3

Практическая работа: оформляют фотоальбом, работают над проектом

14

«Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями», «Наблюдение за состоянием комнатных растений»

3

Практическая работа: знакомство с вредителями, наблюдают за состоянием комнатных растений

15

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими.

Решение проблемы защиты растений от вредителей и возбудителей болезней растений.

3

Беседа: делают записи

Практическая работа: борьба с вредителями

16

«Борьба с вредителями с помощью народных средств».

3

Практическая работа: ведут борьбу с помощью народных средств

17

Охрана труда при выполнении практических работ.

«Удобрения. Потребность растений в питании».

3

Беседа: делают записи


Практическая работа: ведут подкормку растений

18

«Виды удобрений для цветочно-декоративных культур»

3

Практическая работа: ведут подкормку растений

19

«Составление календаря подкормки комнатных растений в школе», «Работа с дополнительной литературой». Работа над проектом

3

Практическая работа: составляют календарь подкормки, работают с литературой и работают над проектом

20

Условия для прорастания семян.

«Очистка, определение всхожести», «Дражирование, стратификация семян»

3

Беседа: делают записи

Практическая работа: работают с семенами

21

«Подготовка ящиков для рассады»

3

Практическая работа: готовят ящики

22

«Подготовка почвы».

3

Практическая работа: готовят почву

23

«Посев однолетников на рассаду»

3

Практическая работа: ведут посев

24

«Агротехника выращивания рассады»

3

Практическая работа

25

«Пикировка рассады»

3

Практическая работа: производят пикировку

26

«Уход за рассадой»

3

Практическая работа: ухаживают за рассадой

27

«Написание этикеток». Работа над проектом

3

Практическая работа: пишут этикетки, работают над проектом

28

«Подготовка посадочного материала в грунт», «Посев семян в грунт»

3

Практическая работа: готовят посадочный материал, проводят посев семян в грунт

29

«Уход за рассадой», агротехника выращивания

3

Практическая работа: ухаживают за рассадой

30

Виды почв.

«Почвы нашей местности».

3

Беседа: делают записи

Практическая работа: знакомятся с видами почв

31

«Знакомство с почвами пришкольного участка». «Перекопка почвы и распределение клумб», «Уход за посевами»

3

Экскурсия

Практическая работа: перекапывают почву и распределяют клумбы, ухаживают за посевами

32

«Пересадка рассады на постоянное место», «Составление плана работ по уходу на летний период».

3

Практическая работа: пересаживают рассаду и составляют план работ на лето

33

Защита проектов

3

Практическая работа: защищают проекты

34

Выставка проектных работ

3

Практическая работа: проводят выставку работ


ИТОГО

102







































Критерии оценки проектной работы и ее публичной защиты.

Ф.И. участника _____________________________________________________________________________ Класс___________________

Тема ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель проекта ___________________________________________________________________________________________________________________



Область

оценивания

Критерии

Индикаторы

Возможные

баллы

Баллы

Оценка

постановки

цели и задач,

их решения

Актуальность

проблемы,

заявленной

в теме

1. Тема всем известная, изучена подробно, при этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством.

2. Проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны.

3. Тема малоизученная, для раскрытия которой требуется самостоятельно сделать многие выводы, сопоставляя разные точки зрения.

0-2


3-5

6-10



Соответствие

целей и задач

основным идеям

работы.

1. Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы.

2. Цель и задачи работы сформулированы не конкретно.

3. Цель и задачи работы не сформулированы

2-3

1

0


Оценка проектной работы

Проект

  1. Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора.

  2. Автор проявил незначительный интерес к теме, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода.

  3. Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему, применены элементы творчества.

  4. Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее работы.

1

2


3


4


Раскрытие темы

  1. Тема не раскрыта.

  2. Тема раскрыта фрагментарно.

  3. Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

  4. Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

0

1

2

3


Анализ проделанной работы

  1. Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы.

  2. Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы.

  3. Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в работе, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы.

0

1

2-6



Оформление проектной работы

Структура работы

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение: цель, задачи, гипотеза, актуальность, обзор литературы по проблеме.

  4. Основная часть.

  5. Выводы.

  6. Список литературы.

  7. Приложения.

1

1

0-3

0-3

1

1

1


Библиография

  1. Нет списка источников

  2. Есть список источников (преобладают ссылки на Интернет-ресурсы)

  3. Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику (в список включены как ссылки на Интернет-ресурсы, так и на печатные издания разных типов)

0

1

2




Техническое исполнение

  1. Использованы авторские идеи.

  2. Проект имеет законченный продукт.

  3. Продукт выполнен аккуратно, технически грамотно.

  4. Оформление выдержано в едином стиле (шрифт, интервалы, поля, форматирование по ширине, оформление таблиц, диаграмм и т.д.)

1

1

1

0-3



Содержание

речи

Достоверность

информации

1.Информация достоверна.

2. Есть неточности в изложении материала.

3. Информация содержит много фактических ошибок.

0-3


Подбор

информации

1. Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.

2. Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала.

0-2

3-5



Использование

наглядного

материала

1. При выступлении оратором использован разнообразный вспомогательный материал

2. Наглядный материал был хорошего качества

3. Правильно использовался наглядный материал

1

1

1


Практическая

значимость

1. Имеется возможность прямого практического применения.

2. Возможность использования отдельных элементов на практике.

3. Практическая значимость отсутствует.

2

1

0


Организация

речи


1. Вступление органично перешло в основную часть речи.

2. Основные положения были ясными, соотносились друг с другом и были изложены в виде содержательных законченных высказываний.

3. Переходы от одного пункта к другому были плавными и логичными.

4. Заключение связало воедино всю речь.

2

2

2

2

2


Презентация

речи

Речь оратора

1. Аудитории было понятно изложение информации.

2. Изложение информации было ярким, запоминающимся

3. Оратор говорил с энтузиазмом

4. Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи.

5. Изложение информации было спонтанным.

6. Изложение информации было беглым.

7. Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции.

1

1

1

1

О

О

1-2



Движения

оратора

1. Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении.

2. Движения оратора были адекватными.

1

1


Достижения

автора

Контакт

с аудиторией

1. Установил оратор контакт со слушателями и приспособил содержание речи к интересам, знаниям и установкам аудитории

2. Выступление при влекло внимание слушателей, расположило их к оратору.

3. Оратор в течение выступления поддерживал контакт с аудиторией.

4. Выступление оратора было уравновешенным.

1

1

1

1


Устное

выступление

1. Выступление уложилось в рамки регламента.

2. Отвечает на вопросы аудитории

1

1


Композиция

доклада

1. Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме.

2. Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки.

3. Нет «лишней» информации, сообщение не перегружено ненужными подробностями.

0

1

2


Особое

мнение жюри


1. Работа не вызвала особого интереса аудитории

2. Работа вызвала некоторый интерес аудитории

3. Работа вызвала большой интерес аудитории

4. Работа вызвала большой интерес аудитории и у автора имеется своя оригинальная форма общения с аудиторией.

0

1-2

3-4

5


Итого баллов -

Оценка -





Материально-техническое обеспечение программы курса внеурочной деятельности


Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд):


Материалы:

  1. Семена

  2. Земля (почва)

  3. Удобрения

  4. Комнатные растения

  5. Рассада


Инструменты:

  1. Лопаты

  2. Лопаточка

  3. Грабли

  4. Царапка

  5. Лейка


Оборудование:

  1. Ящик для рассады

  2. Контейнер для семян

  3. Стенд для выставки

  4. Секционные шкафы

  5. Компьютер

  6. Проектор

  7. Аудиторская доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц


Учебно-методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности



  1. Учебные и методические пособия

    1. Ю.Ю.Баранов Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации; пособие для учителей общеобразовательных организаций-М.: Просвещение, 2013.



  1. Профильные энциклопедические словари и справочники

2.1.Алла Нестерова, Газоны, цветники и дорожки,


изд. Вече, 2002

2.2.Ольга Воронова, Сам себе ландшафтный дизайнер. Изд. Эксмо 2007

2.3.Ханнеке ван Дейк, Клумбы и бордюры, изд. Лабиринт Пресс, 2003

2.4.Ганичкина Октябрина Любимые цветы М. Оникс, 2008

2.5.Всё о комнатных растениях. Справочник. АСТ АСТРЕЛЬ, М., 2001

2.6.Комнатные растения от А до Я. М. ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006

2.7.Журнал «Ландшафтныйдизайн», № 1, 2002


  1. Видео- и аудио материалы

    1. Альбом Комнатные цветы

    2. Однолетники


  1. Компьютерная поддержка программы

    1. Презентация «Техника безопасности при работе на пришкольном участке»

    2. Диск КиМ «Уроки биологии»


  1. Перечень объектов для экскурсий

    1. Пришкольный участок


  1. Календарь знаменательных дат

    1. День работников сельского хозяйства – 13 октября


  1. Оборудование рабочего места ученика

    1. Стол

    2. Стул






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!