Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Гурского сельского поселения
Комсомольского района Хабаровского края
Рассмотрено Утверждаю Согласовано
на МО нач.классов Директор школы: ЗУМР:
«_____»______2 «____»_______2018 г. «_____»_______2018 г.
__________________ __________________ _________________
Воротынская О.Н. Гыскэ И.И. Шестакова И.В.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Первые шаги в профессию»
для 3 класса
начального общего образования
(ФГОС)
Составитель:
Гончаренко Наталья Вениаминовна
учитель начальных классов
2018-2019уч.год
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Ученики 3 класса ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними работа по профессиональной ориентации должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессий;
-сравнивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы. Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2 и 3 классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы изучения данного курса внеурочной деятельности в целом ограничивается ценностью истины. Однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием предметных курсов Образовательной системы «Школа России»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4.Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
3. Описание места курса внеурочной деятельности
На реализацию курса «Мир профессий» в первом классе отводится 33 ч в год, во 2, 3 и 4 классах отводится 34 ч в год (1 час в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-широкая мотивационная основа деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности;
-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принятие и сохранение учебной задачи;
-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-формирование умений ставить цель-создание творческой работы, планировать достижения этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
-умение вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использование предложений и оценки для создания нового.
Познавательные универсальные учебные действия:
-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
-осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
-моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символистическая);
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтез;
-установление причинно-следственных связей, аналогий;
-построение логической цепи рассуждений, сообщений в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивание собеседника и ведение диалога;
-признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
-умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
5.Содержание курса
3 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты, опыт коллективно-творческой деятельности |
1 | Введение в мир профессий | 1 | участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности расширение кругозора о мире профессий заинтересованность в развитии своих способностей участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии возможность пробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности |
2 | Мой труд дома | 1 |
3 | Такие разные профессии | 7 |
4 | Профессии отважных | 10 |
5 | Творческие профессии | 7 |
6 | «Быть нужным людям» | 4 |
7 | Праздник в городе мастеров | 1 |
8 | Профессии наших родителей | 1 |
9 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование 3класс -34 часа
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудование |
1 | 04.09 | Такие разные профессии | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». | Презентация |
2 | 11.09 | Мой труд дома | 1 | Разминка. Мини доклад на заданную тему. | Презентация |
3 | 18.09 | « Я б в рабочие пошел» | 1 | Разминка. Дискуссия на тему рабочих профессий. | Презентация |
4 | 25.09 | Профессия строитель | 1 | Представление мини – рассказов на заданную тему. | Презентация |
5 | 02.10 | Практика: Как появляется дом | 1 | Просмотр фильма на заданную тему. Рассказ учителя. Конструирование. | Презентация |
6 | 09.10 | Профессия - официант | 1 | Разминка. Знакомство с профессией официанта | Презентация |
7 | 16.10 | Профессия – официант. Практика: сервировка стола | 1 | Разминка. Игра в командах «Дегустатор». | Карточки с изображениями сервировки стола |
8 | 23.10 | Профессия - фитотерапевт | 2 | Разминка. Дискуссия о качествах необходимых для данной профессии. | |
9 | 06.11 | Профессия – фитотерапевт. Практика: такие разные растения | 1 | Разминка. Рассказ учителя. | Презентация лечебных растений |
10 | 13.11 | «Профессии отважных» | 1 | Разминка. Рассказ учителя об «отважных профессиях». | Презентация |
11 | 20.11 | Профессия пожарный | 1 | Разминка. Рассказ учителя об «отважных» профессиях. | Презентация |
12 | 27.11 | Профессия пожарный. Практика: противопожарная безопасность | 1 | Разминка. Рассказ учителя о противопожарной безопасности. | Презентация огнетушителя |
13 | 04.12 | Профессия - полицейский | 1 | Разминка. Рассказ учителя об «отважных» профессиях. | |
14 - 15 | 11.12 18.12 | Практика: рисунок «Работа полиции». Приглашение представителя данной профессии. | 2 | Разминка. Рассказ учителя об «отважных» профессиях. | Листы, краски |
16-17 | 25.12 | Практика: безопасное поведение дома и на улице. Профессия – спасатель. | 2 | Разминка. Мини рассказ учащихся о безопасности. | Презентация |
18 | | Профессия – спасатель. | 1 | Разминка. Рассказ учителя о профессии «отважных» Просмотр фильма. | Презентация |
19 | | Профессия – военный. | 1 | Разминка. Рассказ учителя о профессии «отважных». | Презентация |
20 | | Вся жизнь творчество (творческие профессии). | 1 | Знакомство с творческими профессиями. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков представителей творческих профессий. | |
21 | | Профессия - артист Практика: Инсценировка сказки, сценка | 1 | Разминка. Знакомство с данной профессией. Сюжетно – ролевая игра «Я артист». | |
23 | | Профессия - дрессировщик | 1 | Разминка. Просмотр фильма на заданную тему. | Презентация. |
24 25 | | Профессия – дрессировщик. «Арена цирка». | 2 | Разминка. Беседа. Конкурс рисунков. | Листы, краски |
26 | | Практика: «Моё домашнее животное» | 1 | Знакомство со своим домашним питомцем (заочно) | Мини презентация | |
27 | | «Быть нужным людям» | 1 | Разминка. Знакомство с представителями данной профессии (врач, учитель, повар, полиция). | Презентация. | |
28 | | Профессия - стоматолог | 1 | Разминка. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». | | |
29-30 | | Профессия – врач! | 2 | Разминка. Пресс – конференция со школьной медсестрой. | | |
31 | | Праздник в городе мастеров | 1 | Представление мини – проектов: рассказы учащихся о профессиях от А до Я. | | |
32 | | Профессии моих родителей | 1 | Разминка. «Лучший рисунок о профессии моих родителей». | Листы, краски | |
33 -34 | | Итоговое занятие | 2 | Обобщение знаний о профессиях. | Презентация | |
6. Список литературы для учителя
Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (Текст)/ Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. // Вопросы психологии.-1992.-№1
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (Текст) / Л.И. Божович. – М., 1967
Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах (текст): учеб. Пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. – Кемерово, 1996.
Кугач А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу –программы (Текст): учеб. Пособие /А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. – Ярославль, 2004.
Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (текст) / Т.Н. Образцова. – М.; «Педагогика пресс», 1981.
Психология развивающейся личности (Текст) / А.В. Петровский. М., 1987.
Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте (Текст) А. Дмитриева, А. Попова. – М: Прометей, 1993.
Яровая Л.Н. Яровая О.Е. Внеклассные мероприятия 2 класс (Текст): учеб. Пособие / Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко. –М: «Вако», 2004.
Загребина Г.В. Давай устроим праздник ( Текст) / Г.В. Загребина. – Ярославль, 2003.
Игумнова Е. А. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? (текст)/Е.А. Игумнова. – Новосибирск, 1994.
www.nsportal.ru
www.yandex.ru/images
7. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
Расширение кругозора о мире профессий;
Заинтересованность в развитии своих способностей;
Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
Возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результаты второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного ценностного окрашенного социального действия.