СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в профессию» для 3 класса начального общего образования (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Ученики 3 класса ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними работа по профессиональной ориентации должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в профессию» для 3 класса начального общего образования (ФГОС)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Гурского сельского поселения

Комсомольского района Хабаровского края



Рассмотрено Утверждаю Согласовано


на МО нач.классов Директор школы: ЗУМР:

«_____»______2 «____»_______2018 г. «_____»_______2018 г.

__________________ __________________ _________________

Воротынская О.Н. Гыскэ И.И. Шестакова И.В.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Первые шаги в профессию»

для 3 класса

начального общего образования

(ФГОС)




Составитель:

Гончаренко Наталья Вениаминовна

учитель начальных классов

2018-2019уч.год

Пояснительная записка

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Ученики 3 класса ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними работа по профессиональной ориентации должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессий;

-сравнивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы. Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2 и 3 классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Актуальность программы изучения данного курса внеурочной деятельности в целом ограничивается ценностью истины. Однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием предметных курсов Образовательной системы «Школа России»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

В данном курсе игровая мотивация перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

  • что я знаю об этой профессии;

  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.

  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4.Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

3. Описание места курса внеурочной деятельности

На реализацию курса «Мир профессий» в первом классе отводится 33 ч в год, во 2, 3 и 4 классах отводится 34 ч в год (1 час в неделю).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-широкая мотивационная основа деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности;

-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-формирование умений ставить цель-создание творческой работы, планировать достижения этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

-умение вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использование предложений и оценки для создания нового.

Познавательные универсальные учебные действия:

-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

-осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

-моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символистическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтез;

-установление причинно-следственных связей, аналогий;

-построение логической цепи рассуждений, сообщений в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

-признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.







5.Содержание курса



3 класс



Раздел

Кол-во часов

Планируемые результаты, опыт коллективно-творческой деятельности

1

Введение в мир профессий

1

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности

  • расширение кругозора о мире профессий

  • заинтересованность в развитии своих способностей

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии

  • возможность пробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности

  • способность добывать новую информацию из различных источников

2

Мой труд дома

1

3

Такие разные профессии

7

4

Профессии отважных

10

5

Творческие профессии

7

6

«Быть нужным людям»

4

7

Праздник в городе мастеров

1

8

Профессии наших родителей

1

9

«Все профессии нужны, все профессии важны»

1

Итого 34 часа

















Тематическое планирование 3класс -34 часа

Дата

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Ресурсы, оборудование

1

04.09

Такие разные профессии

1

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».


Презентация

2

11.09

Мой труд дома

1

Разминка. Мини доклад на заданную тему.


Презентация

3

18.09

« Я б в рабочие пошел»

1

Разминка. Дискуссия на тему рабочих профессий.

Презентация

4

25.09

Профессия строитель

1

Представление мини – рассказов на заданную тему.


Презентация

5

02.10

Практика: Как появляется дом

1

Просмотр фильма на заданную тему. Рассказ учителя. Конструирование.


Презентация

6

09.10

Профессия - официант

1

Разминка. Знакомство с профессией официанта

Презентация

7

16.10

Профессия – официант. Практика: сервировка стола

1

Разминка. Игра в командах «Дегустатор».

Карточки с изображениями сервировки стола

8

23.10

Профессия - фитотерапевт

2

Разминка. Дискуссия о качествах необходимых для данной профессии.



9

06.11

Профессия – фитотерапевт. Практика: такие разные растения

1

Разминка. Рассказ учителя.

Презентация лечебных растений

10

13.11

«Профессии отважных»

1

Разминка. Рассказ учителя об «отважных профессиях».


Презентация

11

20.11

Профессия пожарный

1

Разминка. Рассказ учителя об «отважных» профессиях.


Презентация

12

27.11

Профессия пожарный. Практика: противопожарная безопасность

1

Разминка. Рассказ учителя о противопожарной безопасности.

Презентация огнетушителя

13

04.12

Профессия - полицейский

1

Разминка. Рассказ учителя об «отважных» профессиях.



14 - 15

11.12

18.12

Практика: рисунок «Работа полиции». Приглашение представителя данной профессии.

2

Разминка. Рассказ учителя об «отважных» профессиях.


Листы, краски

16-17

25.12

Практика: безопасное поведение дома и на улице. Профессия – спасатель.

2

Разминка. Мини рассказ учащихся о безопасности.

Презентация

18


Профессия – спасатель.

1

Разминка. Рассказ учителя о профессии «отважных» Просмотр фильма.


Презентация

19


Профессия – военный.

1

Разминка. Рассказ учителя о профессии «отважных».


Презентация

20


Вся жизнь творчество (творческие профессии).

1

Знакомство с творческими профессиями. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков представителей творческих профессий.



21


Профессия - артист Практика: Инсценировка сказки, сценка

1

Разминка. Знакомство с данной профессией. Сюжетно – ролевая игра «Я артист».



23


Профессия - дрессировщик

1

Разминка. Просмотр фильма на заданную тему.

Презентация.

24 25


Профессия – дрессировщик. «Арена цирка».

2

Разминка. Беседа. Конкурс рисунков.

Листы, краски

26


Практика: «Моё домашнее животное»

1

Знакомство со своим домашним питомцем (заочно)

Мини презентация


27


«Быть нужным людям»

1

Разминка. Знакомство с представителями данной профессии (врач, учитель, повар, полиция).


Презентация.


28


Профессия - стоматолог

1

Разминка. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».



29-30


Профессия – врач!

2

Разминка. Пресс – конференция со школьной медсестрой.




31


Праздник в городе мастеров

1

Представление мини – проектов: рассказы учащихся о профессиях от А до Я.




32


Профессии моих родителей

1

Разминка. «Лучший рисунок о профессии моих родителей».


Листы, краски


33 -34


Итоговое занятие

2


Обобщение знаний о профессиях.

Презентация






6. Список литературы для учителя

  1. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (Текст)/ Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. // Вопросы психологии.-1992.-№1

  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (Текст) / Л.И. Божович. – М., 1967

  3. Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах (текст): учеб. Пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. – Кемерово, 1996.

  4. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу –программы (Текст): учеб. Пособие /А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. – Ярославль, 2004.

  5. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (текст) / Т.Н. Образцова. – М.; «Педагогика пресс», 1981.

  6. Психология развивающейся личности (Текст) / А.В. Петровский. М., 1987.

  7. Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте (Текст) А. Дмитриева, А. Попова. – М: Прометей, 1993.

  8. Яровая Л.Н. Яровая О.Е. Внеклассные мероприятия 2 класс (Текст): учеб. Пособие / Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко. –М: «Вако», 2004.

  9. Загребина Г.В. Давай устроим праздник ( Текст) / Г.В. Загребина. – Ярославль, 2003.

  10. Игумнова Е. А. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? (текст)/Е.А. Игумнова. – Новосибирск, 1994.

  11. www.nsportal.ru

  12. www.yandex.ru/images







7. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  • Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  • Расширение кругозора о мире профессий;

  • Заинтересованность в развитии своих способностей;

  • Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

  • Возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

  1. Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  2. Результаты второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

  3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного ценностного окрашенного социального действия.