Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Астыровская средняя общеобразовательная школа»
Горьковского района, Омской области
Согласовано на МО | | Утверждаю Директор ________Л. А. Боровикова |
Программа внеурочной деятельности
«Шкатулка игр»
Составила:
Барышникова Алена Юрьевна,
учитель начальных классов
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Программа ориентирована на реализацию общеинтеллектуального и
духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей, с учетом
социально-психологического статуса младшего школьника
на основе требований ФГОС. Программа предназначена для учащихся второго
класса, рассчитана на 33 часов (1 час в неделю) и составлена на основе
примерной программы внеурочной деятельности «Что кому нравится»
(автор И. В. Карпеева).
В основе программы лежат идеи начального литературного образования В.А.Левина, Л.Е.Стрельцовой, И.А.Чураковой и других. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения дошкольного художественного
развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования,
Способы занятия школьников с книгой игровые и коммуникативные: игровое непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым.
Цель программы - создать условия для перехода младшего школьника от игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребенка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной.
Задачи:
обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослыми посредством книги;
обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;
обеспечить опыт игры с элементами художественной формы.
Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры искусством к общению художественны ми средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте. Основная форма организации занятий - коллективная игра, с условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
-проявление познавательных мотивов;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
-понимание чувств других людей и сопереживание им;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Pегулятивные универсальные учебные действия:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи:
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
-воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
-знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
-узнавать сюжет по иллюстрациям;
-отличать поэтический текст от прозаического;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Планируемые результаты:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание повседневной жизни)
Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию.
Ученик получит возможность научится: отличать прозаический текст от поэтического; сравнивать, сопоставлять различные тексты; работать в группе, создавая инсценировки по фольклорным произведениям.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества)
У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.
Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, чтению, общению, книге.
Основные разделы программы:
АБВГдеЙка. Чтение стихов и сказок о звуках речи и буквах, о словах и письменности: Я. Аким, В. Берестов, Е. Благинина, , Б. Заходер, В. Лунин, С.Маршак, С.Михалков. Т. Рождественская, И. Токмакова, С. Черный, А. Шибаев, Ю. Энтин, Г. Юдин, и др.
Лепка и рисование иллюстраций к произведениям. Сочинение своих историй.
Чудесный короб. Детский игровой фольклор, Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых фольклорных жанров. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка. Литературные стихотворения-шутки, колыбельные песенки, считалки, загадки, скороговорки.
Лукошко сказок. Кумулятивная сказка: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) жанра.
Детская авторская поэзия и проза: К. Чуковский, С. Маршак, Саша Черный, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, Ю. Морин и др. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Первичные представление об олицетворении, понятие о рифме.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Форма организации | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
Ауд. | Внеауд. |
1. | Звуковые игры | Дидактические игры со звуками. Инсценирование. | 3 | 1 | 1 | 1 |
2. | На что похожа буква. | Дидактические игры. Выставка поделок и рисунков. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Буква, звук, история. | Беседа. Выставка продуктов детского творчества. | 3 | 1 | 1 | 1 |
4. | Веселая азбука. | «Чтение»-игра. Выставка детского творчества. | 2 | | | 1 |
5. | Прибаутка. | «Чтение»-игра. | 1 | | 1 | |
6. | Литературные стихи-шутки. | «Чтение»-игра. | 1 | 1 | | |
7. | Колыбельная песенка. | «Чтение»-игра. | 1 | | 1 | |
8. | Считалка. | «Чтение»-игра. | 1 | | | 1 |
9. | Загадка. | «Чтение»-игра. | 1 | 1 | | |
10. | Скороговорка. | «Чтение»-игра. | 1 | | 1 | |
11. | Закличка. | «Чтение»-игра. | 1 | 1 | | |
12. | Расскажи сказку. | Беседа. Учебно -художественные игры. | 2 | | 1 | 1 |
13. | Сказка-цепочка. | Беседа. Учебно- художественные игры. | 2 | | 1 | 1 |
14. | С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». | «Чтение»-игра. Учебно- художественные игры. | 1 | | | 1 |
15. | Сочиняем сказки. | Беседа. Выставка детского творчества. | 2 | | 1 | 1 |
16. | Рассказ и стихотворение. | «Чтение»-рассматривание. Учебно-художественные игры. | 2 | | 1 | 1 |
17. | Звучащие стихи. | Конкурс чтецов. | 2 | | 1 | 1 |
18. | Как Незнайка сочинял стихи. | Учебно-художественные игры. | 2 | | 1 | 1 |
19. | Итоговое занятие | КТД «ЮниЛиты» -итоговый продукт | 2 | | 1 | 1 |
ИТОГО | 33 | 6 | 14 | 12 |
Методические рекомендации
Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность.
Рекомендации по организации занятий:
1.Речевые разминки
-формирование умений слушать вопрос;
-формирование умений участия в диалоге;
-развитие артикуляционного аппарата.
2.Организация восприятия художественных произведений.
Формы деятельности:
совместное «чтение»-слушание художественных произведений, разно
образных по форме и настроению и увлекающих детей;
«чтение»-игра (считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, песенки и др.);
индивидуальное чтение (для тех, кто уже умеет читать);
• слушание аудиозаписей или чтения наизусть.
3. Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:
учебно-художественные игры (игры с запретами, игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация и др.);
задания, способствующие повторному переживанию прочитанного
(сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
Типовые задачи, решаемые на 2-3 этапах занятия:
Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.
Опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка, инсценировка).
Наблюдение за звуковым составом слова в связи с предметом изображения; узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения.
Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки. Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.
Определение главного персонажа сказки, его роли в событиях.
Наблюдение за строением игровых стихотворных текстов путем сравнения их друг с другом внутри одного жанра и разных жанров.
Сравнение текстов игровых стихотворений и иллюстраций к ним с целью выявления сходства и различия в словесном и изобразительном описании действия, предмета, события.
4. Организация работы с книгой
Формы деятельности:
-Рассматривание книги;
- Работа с выставкой книг.
Алгоритм рассматривания книги:
Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл.. Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются.
Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается - одно в книге произведение или несколько.
Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
5.Подведение итогов. КТД «ЮниЛиты»- итоговый продукт
Литература
Т. Н. Тишина, И. В. Карпеева, Т. В. Аристова, Е.Н. Бойко. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы. Примерные программы/ отв. Редактор Т. С. Горбунова.- Омск: БОУДПО «ИРООО, 2010»
Дьячкова Е.В. Организация внеурочной работы с книжкой игрушкой. 1 класс. //Начальная школа. - 1991. - №5.
Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.Волина. - М.Просвещение, 1991.
Литература фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова. -М., 1992.
Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В.Игнатьева.-М.: Дрофа, 1998, с.92-93.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения).
8.Светловская Н.Н.Методика внеклассного чтения. - 2-е изд. перераб. М: Просвещение, 1991.