СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шкатулка игр», 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шкатулка игр», 1-4 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Астыровская средняя общеобразовательная школа»

Горьковского района, Омской области


Согласовано

на МО


Утверждаю

Директор

________Л. А. Боровикова





Программа внеурочной деятельности

«Шкатулка игр»












Составила:

Барышникова Алена Юрьевна,

учитель начальных классов





2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Программа ориентирована на реализацию общеинтеллектуального и

духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей, с учетом

социально-психологического статуса младшего школьника

на основе требований ФГОС. Программа предназначена для учащихся второго

класса, рассчитана на 33 часов (1 час в неделю) и составлена на основе

примерной программы внеурочной деятельности «Что кому нравится»

(автор И. В. Карпеева).

В основе программы лежат идеи начального литературного образования В.А.Левина, Л.Е.Стрельцовой, И.А.Чураковой и других. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

- учитывает личностные достижения дошкольного художественного

развития ученика и опирается на них;

- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;

- ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования,

Способы занятия школьников с книгой игровые и коммуникативные: игровое непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым.

Цель программы - создать условия для перехода младшего школьника от игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребенка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной.

Задачи:

  • обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослыми посредством книги;

  • обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;

  • обеспечить опыт игры с элементами художественной формы.

Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры искусством к общению художественны ми средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте. Основная форма организации занятий - коллективная игра, с условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

-проявление познавательных мотивов;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

-понимание чувств других людей и сопереживание им;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Pегулятивные универсальные учебные действия:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать правильность выполнения действия по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи:

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия:

-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;

-воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;

-знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;

-узнавать сюжет по иллюстрациям;

-отличать поэтический текст от прозаического;

-включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности:

  • задавать вопросы.




Планируемые результаты:

Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание повседневной жизни)

Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию.

Ученик получит возможность научится: отличать прозаический текст от поэтического; сравнивать, сопоставлять различные тексты; работать в группе, создавая инсценировки по фольклорным произведениям.

Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества)

У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.

Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, чтению, общению, книге.

Основные разделы программы:

АБВГдеЙка. Чтение стихов и сказок о звуках речи и буквах, о словах и письменности: Я. Аким, В. Берестов, Е. Благинина, , Б. Заходер, В. Лунин, С.Маршак, С.Михалков. Т. Рождественская, И. Токмакова, С. Черный, А. Шибаев, Ю. Энтин, Г. Юдин, и др.

Лепка и рисование иллюстраций к произведениям. Сочинение своих историй.

Чудесный короб. Детский игровой фольклор, Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых фольклорных жанров. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка. Лите­ратурные стихотворения-шутки, колыбельные песенки, считалки, загадки, скороговорки.

Лукошко сказок. Кумулятивная сказка: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) жанра.

Детская авторская поэзия и проза: К. Чуковский, С. Маршак, Саша Черный, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, Ю. Морин и др. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Первичные представление об олицетворении, понятие о рифме.


Тематический план


п/п

Тема занятия

Форма организации

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Ауд.


Внеауд.


1.

Звуковые игры

Дидактические игры со звуками. Инсценирование.

3

1

1

1

2.

На что похожа буква.

Дидактические игры. Выставка поделок и рисунков.

3

1

2


3.

Буква, звук, история.

Беседа. Выставка продуктов детского творчества.

3

1

1

1

4.

Веселая азбука.

«Чтение»-игра. Выставка детского творчества.

2



1

5.

Прибаутка.

«Чтение»-игра.

1


1


6.

Литературные стихи-шутки.

«Чтение»-игра.

1

1



7.

Колыбельная песенка.

«Чтение»-игра.

1


1


8.

Считалка.

«Чтение»-игра.

1



1

9.

Загадка.

«Чтение»-игра.

1

1



10.

Скороговорка.

«Чтение»-игра.

1


1


11.

Закличка.

«Чтение»-игра.

1

1



12.

Расскажи сказку.

Беседа. Учебно -художественные игры.

2


1

1

13.

Сказка-цепочка.

Беседа. Учебно- художественные игры.

2


1

1

14.

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

«Чтение»-игра. Учебно- художественные игры.

1



1

15.

Сочиняем сказки.

Беседа. Выставка детского творчества.

2


1

1

16.

Рассказ и стихотворение.

«Чтение»-рассматривание. Учебно-художественные игры.

2


1

1

17.

Звучащие стихи.

Конкурс чтецов.

2


1

1

18.

Как Незнайка сочинял стихи.

Учебно-художественные игры.

2


1

1

19.

Итоговое занятие

КТД «ЮниЛиты» -итоговый продукт

2


1

1

ИТОГО

33

6

14

12


Методические рекомендации

Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность.

Рекомендации по организации занятий:

1.Речевые разминки

-формирование умений слушать вопрос;

-формирование умений участия в диалоге;

-развитие артикуляционного аппарата.

2.Организация восприятия художественных произведений.


Формы деятельности:

  • совместное «чтение»-слушание художественных произведений, разно­
    образных по форме и настроению и увлекающих детей;

  • «чтение»-игра (считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, песенки и др.);

  • индивидуальное чтение (для тех, кто уже умеет читать);

• слушание аудиозаписей или чтения наизусть.
3. Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:

  • учебно-художественные игры (игры с запретами, игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация и др.);

  • задания, способствующие повторному переживанию прочитанного
    (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).

Типовые задачи, решаемые на 2-3 этапах занятия:

  • Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.

  • Опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка, инсценировка).

  • Наблюдение за звуковым составом слова в связи с предметом изображения; узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения.

  • Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки. Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.

  • Определение главного персонажа сказки, его роли в событиях.

  • Наблюдение за строением игровых стихотворных текстов путем сравнения их друг с другом внутри одного жанра и разных жанров.

  • Сравнение текстов игровых стихотворений и иллюстраций к ним с целью выявления сходства и различия в словесном и изобразительном описании действия, предмета, события.

4. Организация работы с книгой
Формы деятельности:

-Рассматривание книги;

- Работа с выставкой книг.

Алгоритм рассматривания книги:

Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл.. Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются.

Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается - одно в книге произведение или несколько.

Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

5.Подведение итогов. КТД «ЮниЛиты»- итоговый продукт

Литература

  1. Т. Н. Тишина, И. В. Карпеева, Т. В. Аристова, Е.Н. Бойко. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы. Примерные программы/ отв. Редактор Т. С. Горбунова.- Омск: БОУДПО «ИРООО, 2010»

  2. Дьячкова Е.В. Организация внеурочной работы с книжкой игрушкой. 1 класс. //Начальная школа. - 1991. - №5.

  3. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.Волина. - М.Просвещение, 1991.

  4. Литература фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова. -М., 1992.

  5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.

  6. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В.Игнатьева.-М.: Дрофа, 1998, с.92-93.

  7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения).

8.Светловская Н.Н.Методика внеклассного чтения. - 2-е изд. перераб. М: Просвещение, 1991.