СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вдумчивый читатель".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вдумчивый читатель".»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение «объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы» и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий.

Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.Реализация указанных целей достигается в процес­се формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингви­стической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • Формирование прочных орфографических и пунк­туационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словар­ного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • Обеспечение соответствия программы по русскому языку за курс 6 класса требованиям образовательного учреждения.


Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Преподаватель сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.
Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.


Чтение книг в зависимости от того, являются ли они художественными или научными, осуществляется с использованием как общих правил, так и особенных, связанных с типом книг.

Поэтому, первое, с чего необходимо начать работу с книгой, - определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу.

Затем нужно научиться определять основную мысль текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.

Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную литературу.

Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому преподавателю необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Можно предлагать обучающимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, савторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами. Основным для работы с ключевым понятием при этом является изучаемый текст (научный или художественный).

Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень важно читать книги о самом авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы. Критическое (оценочное) отношение у читателя вырабатывается при сопоставлении двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанные с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения помогут глубоко вникнуть в смысл высказываний авторов, выработать собственную позицию. В отличие от науки история и литература допускают существование двух или более книг об одних и тех же событиях, концепции которых могут резко противоречить друг другу, но при этом будут одинаково убедительны и правдоподобны.


Рабочая программа курса "Вдумчивый читатель" составлена для 6-го класса, рассчитана на 2 часа в неделю. Количество часов с учетом календарного учебного графика МАОУ СОШ №27 на 2018-2019 уч.год – 58часов.

















































Содержание курса.





Наименование раздела


Количество часов

Описание примерного содержания занятий

1

Введение

2

Вводное занятие.

2

Учимся читать учебные тексты

4

Анализ текста Н.М. Шанского «Русский язык»

Анализ текста «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк»

3

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

6

Работа с текстом «Имя числительное».

Работа с текстом «Правописание».

Работа с текстом «Правописание суффиксов имён прилагательных»

4

Учимся читать и решать учебные тексты

12

Работа с текстом стихотворения И.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий».

Работа с текстом Л.Леонова «Родничок».

Работа с текстом

М. Пришвина «Реки»

Работа с текстом М.Пришвина «Весна света»

Работа с текстом М.Пришвина «Кошачьи хвосты»

Работа с текстом М.Пришвина «Долгожданный переворот»


5

Учимся логически мыслить

4

Работа с текстом «Местоимение»


Работа с текстом Д.С. Лихачёва «Будем счастливыми»

6

Учимся читать и понимать тексты

14

Работа с текстом М.Пришвина «Сыроежка».

Работа с текстом В. Тельпугова «Необыкновенная история».

Работа с текстом А.И. Солженицына «Вязовое бревно».


Работа с текстом «Мать» из книги «Троицкий подарок для детей».

Работа с текстом К. Паустовского «Добрая книга».


Работа с текстом «Иностранный язык».

Работа с текстом «Азбука».

Работа с текстом «Обозначение цифр».


Работа с текстом Н. Сладкова «Жизнь на Земле».

Работа с текстом «Лилия».

Работа с текстом «Конкурс».





7

Текстовые связи

16

Работа с текстом М.Пришвина «Рождение месяца».

Работа с текстом публицистического стиля речи «Крыжовник».

Работа с текстом публицистического стиля речи «Белокуриха».

Работа с текстом публицистического стиля речи «Золотые кони хана Батыя».

Работа с текстом публицистического стиля речи «Вологда»

Работа с текстом публицистического стиля речи «Дятловы горы».

Комплексный анализ текста Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени».

Анализ текста Д.С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь».

Комплексный анализ текста М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Подведение итогов.Выступление мини-групп с исследованием на тему: «Комплексный анализ текста»



Всего

58ч
































Календарно-тематическое планирование .

урока

Тема

урока

Количество часов

Дата проведения

1-2

Вводный урок. Виды чтения

2


3-4

Анализ текста Н.М. Шанского «Русский язык»

2


5-6

Анализ текста «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк»

2


7-8

Работа с текстом «Имя числительное»

2


9-10

Работа с текстом «Правописание»

2


11-12

Работа с текстом «Правописание суффиксов имён прилагательных»

2


13-14

Работа с текстом стихотворения И.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий»

2


16-15

Работа с текстом Л.Леонова «Родничок»

2


17-18

Работа с текстом М. Пришвина «Реки»

2


19-20

Работа с текстом М.. Пришвина «Весна света»

2


21-22

Работа с текстом М.. Пришвина «Кошачьи хвосты»

2


23-24

Работа с текстом М.. Пришвина «Долгожданный переворот»

2


25-26

Работа с текстом «Местоимение»

2


27-28

Работа с текстом Д.С. Лихачёва «Будем счастливыми»

2


29-30

Работа с текстом М.Пришвина «Сыроежка»

2


31-32

Работа с текстом В. Тельпугова «Необыкновенная история»

2


33-34

Работа с текстом А.И. Солженицына «Вязовое бревно»

2


35-36

Работа с текстом «Мать» из книги «Троицкий подарок для детей»

2


37-38

Работа с текстом К. Паустовского «Добрая книга»

2


39-40

Работа с текстом «Иностранный язык»

2


41-42

Работа с текстом «Азбука»

2


43-44

Работа с текстом «Обозначение цифр»

2


45-46

Работа с текстом Н. Сладкова «Жизнь на Земле»

2


47-48

Работа с текстом «Лилия»

2


49-50

Работа с текстом «Конкурс»

2


51-52

Работа с текстом М.Пришвина «Рождение месяца»

2


53-54

Работа с текстом публицистического стиля речи «Крыжовник»

2


55-56

Работа с текстом публицистического стиля речи «Белокуриха»

2


57-58

Подведение итогов

2


















Планируемые результаты курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Обучающийся научится:

— ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,

сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

—находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую

единицу информации в тексте);

—решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

—формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в

тексте таблицы, изображения;

- интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

- откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ееее осмысления.

- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

- критически относиться к рекламной информации;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.

















Научно-методическое обеспечение.

1.Современные стратегии чтения:теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие/ Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева .- 3 изд.,испр.и доп.- М.: ФОРУМ, 2016- 368 С. - (Высшее образование).

2. От "тихой радости чтения"- к восторгу сочинительства:монография/Е.С.Романычева, Г.В.Пранцова.- М.: Библиомир,2016- 232 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

4.Задания на понимание текста (рабочая тетрадь по русскому языку) О.Н. Зайцева.-2-е изд.- М.: «Экзамен»,2014.ФГОС

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

6. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

7. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. : Баласс, 2011.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!