СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятнльности "Я-исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности для 4 класса по общеинтеллектуальному направлению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятнльности "Я-исследователь"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37»







Рабочая программа по внеурочной

деятельности учащихся 4 А класса

«Я-исследователь»



(общеинтеллектуальное направление)





Составитель: Баранова Н.И.





.

2016г

Пояснительная записка


Рабочая программа «Я - исследователь» разработана на основе теоретических материалов Брыковой О.В., Громовой Т.В., Саловой И.Г., Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе», Санкт – Петербург, 2011 г., а также практических материалов А.И.Савенкова «Я – исследователь» рабочая тетрадь для младших школьников, Самара, 2011 г.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это становится возможным при грамотной организации проектной деятельности в начальной школе. Занятия во внеурочной деятельности «Я - исследователь» направлены на обучение младших школьников проектированию как универсальному умению.

Актуальность данной программы очевидна, т.к. полученные знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, накоплению смыслов, оценок, поведенческих отношений, готовят ребёнка к переходу в среднее звено. Данные занятия способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса; развитию творческих способностей, критического и творческого мышления; развитию исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков. Основные цели занятий:

  • обучение проектированию как универсальному умению;

  • выявление наиболее одаренных обучающихся класса, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки;

  • развитие творческих способностей данных обучающихся;

  • расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы и повышение уровня знаний и эрудиции младших школьников в интересующих областях науки;

  • пропедевтика научно – исследовательской деятельности младших школьников;

  • научить обучающихся начальной школы работать в рамках саморазвития и самообразования;

  • поддерживать тесный контакт с родителями в расширении кругозора обучающихся в области достижений науки.


Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:

  • формирование системы научных взглядов обучающихся;

  • знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

  • создание условий, способствующих повышению уровня образованности обучающихся;

  • стать пропагандистами в значимой для себя области знаний;

  • участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах, проводимых в рамках гимназии и города;


  • развитие умения самостоятельно добывать знания;

  • умение работать с научной литературой, ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие речи обучающихся;

  • развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений;

  • формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений;

  • развитие познавательного интереса обучающихся;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие критического и творческого мышления;

  • формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции обучающихся;

  • формирование навыков деловых партнерских взаимоотношений.


Достижению данных задач способствует применение на занятиях следующих методов:

  • метод проблемного обучения;

  • частично-поисковый метод;

  • исследовательский метод;

  • метод стимулирования и мотивации;

  • метод контроля и самоконтроля;

  • методы самостоятельной познавательной деятельности.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Рабочая программа имеет научно – техническое направление и предусматривает как теоретические виды деятельности, так и практические.

В процессе изучения внеурочной программы «Я – исследователь» учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  • виды проектов;

  • этапы работы над проектом;

  • существующие источники информации;

  • формы презентации проекта;

  • методы изучения природы;

  • виды продуктов деятельности;

  • правила пользования книгой;

  • правила работы в группе;

  • правила проведения анкетирования;

  • правила проведения интервью;

  • требования к изготовлению продукта деятельности;

  • соблюдение авторских прав.

Умениями:


  • осмысливать задачу;

  • выбирать способ действия, варианты решения проблемы;

  • выдвигать гипотезы;

  • формулировать главный и проблемный вопросы проекта;

  • самостоятельно искать нужную информацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выполнять сравнительный анализ;

  • вычленять существенные признаки;

  • переносить общий способ действий на другие учебные задачи;

  • отстаивать свою точку зрения;

  • находить и исправлять ошибки в работе;

  • адекватно оценивать свою работу и работу товарищей;

  • проводить опыты, наблюдения, измерения;

  • проводить анкетирование, интервью;

  • изготавливать визитные карточки группы, пригласительные билеты;

  • заполнять «Дневник проекта», «Дневник наблюдений»;

  • составлять аннотацию к проекту.


В процессе изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

  • рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);

  • поисковые (исследовательские умения) – изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, эксперта, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы;

  • навыки оценочной деятельности:

  1. самостоятельно развиваться и вести исследование  окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;

  2. иметь четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;

  3. получать  обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели.

  • умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки);

  • коммуникативные умения (планировать инициировать взаимодействия с взрослыми, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.)

  • презентационные умения (навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы).


Девиз занятий по внеурочной деятельности «Я – исследователь: «Исследуй всё, пусть для тебя на первом месте будет разум: представь ему руководить собой».

Содержание программы по классам

Работа над информационным проектом

Работа над исследовательским проектом

Работа над творческим проектом

Работа над ролевым проектом

В разделе «Работа над информационным проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над информационным проектом; целями и задачами информационного проекта; новыми понятиями: «информационный проект», «проблемный вопрос», «опыт», «гипотеза», «эксперимент», «презентация», «сообщение», «схема»; учатся распределяться на группы; знакомятся с правилами работы в группе; с различными источниками информации; формами презентации проекта; правилами работы с книгой; составляют план работы над проектом; учатся обрабатывать информацию; правильно и эстетично оформлять продукт своей деятельности; анализировать свою работу и работу товарищей по классу. В разделе «Работа над исследовательским проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над исследовательским проектом; этапами работы над проектом; методами изучения природы; узнают о том, как выбрать тему будущего проекта; как правильно сформулировать главный и проблемные вопросы проекта; научатся составлять план работы над проектом; составлять отчёт о проделанной работе; выполнять опыты; наблюдения; измерения; изготавливать визитные карточки группы, пригласительные билеты.

В разделе «Работа над творческим проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над творческим проектом; понятиями «индивидуальный» и «групповой» проекты, «схемы», «чертежи», «макеты»; требованиями к оформлению публикации; учатся изготавливать информационный буклет; составлять аннотацию к проекту;

В разделе «Работа над ролевым проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над ролевым проектом; требованиями к компьютерной презентации; соблюдением авторских прав; понятиями «анкетирование», «интервью»; учатся заполнять «Дневник проекта»; самостоятельно составлять и проводить анкетирование и интервью.


Библиографический список используемой и рекомендуемой литературы

Для учителя:


  1. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –Москва. «АРКТИ», 2008 .- 98 с.


  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -Москва, 1998. -272 с.


  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //Начальная школа.- 2005 г. -№5.-. С.33-40


  1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004 г.- № 2.-С. 96-101.


  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. -Ростов-на-Дону,: «Феникс», 2004 г.-384 с.


Для обучающихся:

Савенков А.И. «Я - исследователь!» Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2011. — 32 с.: ил.

.

























Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности «Я – исследователь»


Тема занятия

Краткое содержание урока



1

Вводное занятие.

Это загадочное слово – проект. Зачем заниматься проектной деятельностью?

Какими бывают проекты?

Знакомство с понятием «проект».

Цели и задачи проектной деятельности.

Виды проектов.

Просмотр готовых проектов


2

Тема проекта.

Как выбрать тему будущего проекта?


Заполнение анкеты «Выбор темы будущего проекта».

Знакомство с особенностями работы над проектом.

Выбор темы будущего проекта.


3

Цели и задачи проекта.

Главный вопрос проекта.

Проблемные вопросы проекта

Знакомство с понятиями «главный» и «проблемный» вопросы проекта. Формулирование главного и проблемных вопросов проекта.

Определение цели и задач проекта.


4

Гипотеза.

Этапы работы над проектом.


Знакомство с понятием «гипотеза». Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Знакомство с этапами работы над индивидуальным и групповым проектами


5

Где и как найти информацию по теме проекта?

Учимся работать с книгой.

Учимся выделять значимую информацию

Знакомство с разнообразными источниками информации.

Подбор необходимой литературы.

Выделение главного и второстепенного в собранной информации.



6

Работа с информацией. Учимся обобщать информацию.

Распределение информации по разделам.


Обобщение собранной информации.

Классификация собранной информации по разделам: загадки, картинки, стихи, научные факты и т.д.


7

Учимся делать выводы.


Установление причинно-следственных связей. Оформление выводов.


8

Формы презентации проекта.

Подготовка к защите проекта.

Оценочная шкала.

Знакомство с формами презентации проектов: газета, книжка-раскладушка, сообщение, плакат, альбом, бюллетень, инсценировка, видео, слайд-шоу и т.д.

Знакомство с памяткой «Подготовка к отчёту».

Требования, предъявляемые к защите проекта.

Требования к правильному ответу. Создаём свою шкалу оценок. Как грамотно и тактично оценить работу товарища и свою работу?


9

Защита проекта.

Оценка проделанной работы.

Анализ (рефлексия).

Предъявление результатов зрителям Оценка проекта зрителями по оценочной шкале. Самооценка участников проекта.

Анализ проделанной работы.


10

Групповой проект.

Индивидуальный проект.

Знакомство с групповыми и индивидуальными проектами.

Выбор темы индивидуального проекта. План работы над индивидуальным проектом


11

Работа в группе.

Правила работы в группе.

Распределение обязанностей в группе. Маршрутный лист.


Деление класса на творческие группы.

Название творческих групп. Совместная выработка правил работы в группе. Знакомство с обязанностями участников группы. Выбор ответственного в группе.

Выполнение тренировочных упражнений в группе.

Изготовление маршрутного листа групп.


12

Информационный проект.

Тема и название проекта

Знакомство с информационным проектом.

Информационный проект «Радуга – дуга».


13

Продукт деятельности.

Изготовление продукта деятельности (стенгазеты).

Знакомство с видами продуктов деятельности. Знакомство с требованиями к оформлению продукта деятельности.

Распределение собранной информации по разделам. Совместное изготовление стенгазеты к проекту «Царство льда. Из чего состоит лёд? Что такое снег?».


14

Изготовление продукта деятельности (книжка – раскладушка).

Изготовление книжки – раскладушки к проекту «Радуга-дуга»


15

Исследовательский проект.

Цели и задачи проекта.


Знакомство с особенностями работы над исследовательским проектом. Просмотр презентации готового исследовательского проекта.

Исследовательский проект «Смена времён года», «Живая и неживая природа!»


16

Методы изучения природы.

Наблюдения.

Знакомство с методами изучения природы: наблюдениями, измерениями, опытами.


17

Опыты. Выполнение опытов. Измерения.

«Дневник наблюдений».

Как правильно выполнять опыты? (памятка юному исследователю). Проведение опытов. Как выполнять измерения? Измерение объектов природы.

Знакомство с «дневником наблюдений». Заполнение «Дневника наблюдений».


18

Изготовление продукта деятельности (буклет)

Изготовление буклета к проекту «Смена времен года!»


19

Изготовление продукта деятельности (фотоальбом)

Изготовление фотоальбома к проекту «Живая и неживая природа!»


20

Творческий проект.

Создание творческих групп.

Планирование работы над проектом

Знакомство с особенностями работы над творческим проектом. Просмотр презентации готового творческого проекта.

Творческий групповой проект «Хочу в космос!»

Цели и задачи проекта. Главный и проблемные вопросы проекта. Деление на творческие группы. Распределение обязанностей в группах. Маршрутный лист.


21

Составление аннотации к проекту.

Знакомство с понятием «аннотация».

Коллективное создание аннотации к проекту.


22

Требования к оформлению публикации. Изготовление информационного буклета.


Знакомство с понятием «публикация»; требованиями к оформлению публикации.

Изготовление информационного буклета.


23

Схемы, чертежи, макеты.

Подготовка отчёта о проделанной работе.


Знакомство с понятиями «схема», «чертеж», «макет». Показ готовых схем, чертежей, макетов.

Самостоятельное выполнение схем, чертежей, макетов.

Работа над отчетом о проделанной работе.


24

Продукт деятельности. Изготовление ПД - макета космического корабля.

Изготовление макета космического корабля.


25

Подготовка к презентации проекта.


Подготовка к защите проекта «Хочу в космос!».


26

Ролевой проект. Особенности работы над ролевым проектом.

Анкетирование.

Знакомство с особенностями работы над ролевым проектом. Просмотр презентации готового ролевого проекта.


27

Выбор темы ролевого проекта.

Заполнение анкеты «Выбор темы будущего проекта». Совместное планирование работы над проектом.


28

Планирование работы над ролевым проектом. Распределение обязанностей в группе.

Деление на группы. Распределение обязанностей в группах.


29

Знакомство с «Дневником проекта».

Заполнение «Дневника проекта».

Знакомство с разделами «Дневника проекта».

Заполнение «Дневника проекта».


30

Как провести анкетирование?


Знакомство с правилами проведения анкетирования. Составление анкеты.


31

Как провести интервью?

Знакомство с правилами проведения интервью. Проведение интервью.


32

Требования к компьютерной презентации.


Подготовка к презентации проекта.

Знакомство с требованиями к компьютерной презентации.


33

Изготовление продукта деятельности: компьютерной презентации.

Изготовление компьютерной презентации к проекту «Все профессии важны»


34

Итоговое занятие. Представление и защита индивидуальных проектов.

Подведение итогов за год. Представление индивидуального проекта