Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
городского округа Судак
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете школы Протокол № 11 от 30.08.2022г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________ О.А. Васильева от 30.08.2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 2» городского округа Судак ________ Н.В. Шишкина Приказ № 300 от 30.08.2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Клуб путешественников»
Класс/параллель: 4- б кл. (2022/2023 учебный год).
Всего часов на учебный год: 34.
Учебных недель: 34.
Количество часов в неделю: 1.
Направление: общекультурное
Срок реализации программы: 1 год.
Учитель курса ВД: Васильева Елена Александровна
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Программу составил: классный руководитель 4-б класса Васильева Елена Александровна
г. Судак – 2022 г.
Пояснительная записка
Нормативные документы. Федеральные и республиканские документы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. в последней действующей в 2017 году редакции от 01 мая 2017 года, с изменениями.
2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 18 мая 2021 года. Одобрен Советом Федерации 19 мая 2021 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями от 29.06.2017 № 613) – ФГОС СОО.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. приказа от 05.08.2016 № 422н, с изм., внесенными приказом от 25.12.2014 № 1115н) (далее – Профессиональный стандарт «Педагог»).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08. 2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.07.2013 г. № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе» (далее – Перечень мер и мероприятий развития воспитательной компоненты).
12. Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06.
13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
14. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
15. «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Республики Крым в соответствии с требованиями ФГОС СОО», разработанные Чудовой Т.Н., методистом центра подготовки руководящих кадров, школоведения и аттестации ГБОУ ДПО РК КРИППО г. Симферополь.
16. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 05.09.2016г. № 0114/3122 «О разработке программ и курсов внеурочной деятельности».
17. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 13.07.2022г. № 2915/01-14 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования».
Внутришкольные документы:
Учебный план внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год, утвержден приказом от 30.08.2022г. № 300.
Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 2» городского округа Судак, утверждено приказом от 30.08.2022г. № 300.
Направление внеурочной деятельности: общекультурное.
Актуальность курса заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках курса, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Цели и задачи реализации программы
Целью курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников» являются формирование целостной картины мира, развитие познавательной активности и кругозора.
Обучающие задачи:
1) расширение географического кругозора учащихся;
2) формирование и развитие устойчивого познавательного интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
3) получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
4) ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
5) знакомство со странами, народами, достопримечательностями мира;
6) развитие умения работать с различными источниками информации;
7) развитие умения применить географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
8) закрепление и практическое использование отдельных аспектов географического содержания.
Воспитательные задачи:
1) формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
2) формирование у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группе:
3) формирование общественной активности личности, гражданской позиции.
Развивающие задачи:
1) развитие эстетического вкуса;
2) развитие творческих способностей учащихся, реализация их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности;
3) развитие ассоциативного мышления, как основы развития памяти и воображения;
4) формирование потребности в саморазвитии.
5) развитие самостоятельности учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов
Адресат программы: учебный курс предназначен для обучающихся 4 класса; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Форма реализации: дискуссия, планирование, игра, практикум, беседа, экскурсия, конкурс.
Форма аттестации: безоценочная.
.
Срок освоения программы: 1 год.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийные средства, раздаточный материал к занятиям, магнитная доска, демонстрационные таблицы, наборы сюжетных картинок по тематике курса.
Взаимосвязь с рабочей программой воспитания: рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников» сформирована с учетом рабочей программы воспитания и призвана обеспечить достижение личностных результатов.
Результат освоения курса: участие в конкурсах, викторинах, экскурсии по родному краю, родному городу, создание презентаций, подготовка и защита проектов, участие в фотовыставке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения занятий является формирование следующих умений:
осознание себя членом общества, жителем своего города, сформированное чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре, природе и желании участвовать в ее делах и событиях
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;
осознание и выполнение правил и норм поведения в природе.
Метапредметными результатами изучения занятий являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Обучающийся будет уметь:
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
работать по предложенному учителем плану;
планировать свою деятельность, высказывать свою версию, использовать необходимые средства
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Обучающийся может уметь:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
оценивать качество и уровень усвоения знаний;
прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные УУД:
Обучающийся будет уметь:
добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
осознанно строить речевое высказывание;
отстаивать свою позицию, обобщать известную информацию.
Обучающийся может уметь:
использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска в книгах, в справочниках и пространстве сети Интернет
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся будет уметь:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
вступать в беседу со взрослыми.
давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Обучающийся может уметь:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
содержание КУРСА
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Имена в истории. Известные люди нашего края. Проектная работа. - 5 часов
Наш край в годы Великой Отечественной войны – 4 часа
Добрых рук мастерство. Народные художественные промыслы и декоративное искусство. Посещение выставок. - 3 часа
Устное народное творчество: кубанские говоры, легенды и были нашего края- 5 часов
Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники – 4 часа
Праздники нашего города -2 часа
Природа моего края. Экскурсии - 7 часов
Детские игры наших дедушек и бабушек- 2 часа
Проектная работа - 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Количество часов | Примечание |
1 | Имена в истории. Известные люди нашего края. Проектная работа | 5 | |
2 | Наш край в годы ВОВ | 4 | |
3 | Добрых рук мастерство. Народные художественные промыслы и декоративное искусство. Посещение музеев | 3 | |
4 | Устное народное творчество: говоры, легенды и были нашего края | 5 | |
5 | Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники | 4 | |
6 | Праздники нашего города | 2 | |
7 | Природа моего края. Экскурсии | 7 | |
8 | Детские игры наших дедушек и бабушек. | 2 | |
9 | Проектная работа | 2 | |
| Итого: | 34 ч | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Форма проведения | Электронный образовательный ресурс |
Имена в истории. Известные люди нашего края. Проектная работа ( 5 ч) |
1 | Имена в истории Судакского округа. | | | Рассказ | |
2 | Известные люди нашего края. Проектная работа. | | | Рассказ, консультация | https://www.youtube.com/watch?v=_WWoqhWfoHo |
3 | Путешествие по полям. Известные земледельцы. | | | Презентация Беседа | |
4 | Поэты и писатели моего края. Экскурсия в библиотеку. | | | Экскурсия | |
5 | Виртуальная экскурсия в музей. | | | Экскурсия | |
Наш край в годы ВОВ ( 4 ч) |
6 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | | | Рассказ, беседа | |
7 | Виртуальное путешествие на 77 лет назад. | | | Видеофильм | https://www.youtube.com/watch?v=_WWoqhWfoHo |
8 | Экскурсия в города- герои. | | | Экскурсия | |
9 | Герои ВОВ. Проектная работа. | | | Беседа.Соз-дание проектной работы. | |
Добрых рук мастерство. Народные художественные промыслы и декоративное искусство. Посещение музеев ( 3 ч) |
10 | Добрых рук мастерство. Виртуальная экскурсия в Краеведческий музей. | | | Виртуальная экскурсия | https://www.youtube.com/watch?v=XjQdOQ4js28 |
11 | Народные и художественные промыслы и декоративное искусство. | | | Рассказ, презентация | |
12 | Посещение картинной галереи. | | | Экскурсия | |
Устное народное творчество: говоры, легенды и были нашего края (5 ч) |
13 | Устное народное творчество: говоры, легенды и были нашего края | | | Чтение легенд, беседа | |
14 | Быт казаков | | | Презентация | |
15 | Казачьи сказки | | | Видеофильм | https://vk.com/video-4260395_148000027 |
16 | Атамань- колыбель истории казаков. | | | Видеофильм | https://vk.com/video-4260395_148000027 |
17 | Легенды и были нашего края. Школьный театр. | | | Просмотр спектакля школьного театра | |
Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники ( 4 ч) |
18 | Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники | | | Рассказ | |
19 | Обряды. Творческая работа на тему «Традиции народов нашего края». | | | Творческая работа | |
20 | Традиции, связанные с детьми. Прогулка в парк | | | Прогулка | |
21 | Блюда национальной кухни. | | | Презентация. Игра | |
Праздники нашего города ( 2 ч) |
22 | Праздники нашего города | | | Презентация | |
23 | Наш город. Экскурсия на набережную. | | | Экскурсия | |
Природа моего края. Экскурсии ( 7 ч) |
24 | Природа моего края. Виртуальная экскурсия по всем уголкам Крыма. | | | Экскурсия | |
25 | Растения Крымского полуострова. Экскурсия на природу. | | | Экскурсия | |
26 | Лекарственные растения. Экскурсия на природу и сбор лекарственных растений. | | | Экскурсия | |
27 | Грибной край. Экскурсия на природу в парк/лес. | | | Экскурсия | |
28 | Забота о братьях наших меньших. Проектная работа «Животные нашего края». | | | Создание проектной работы | |
29 | Домашние питомцы. Фотовыставка. | | | Фотовыставка. Рассказ | |
30 | Зеленые зоны нашего города. Экскурсия по зеленым уголкам города. | | | Экскурсия | |
Детские игры наших дедушек и бабушек (2 ч) |
31 | Детские игры наших бабушек и детушек. Круглый стол | | | Беседа. Игра | |
32 | Парки развлечений – любимое место детей. Экскурсия в парк | | | Экскурсия | |
Проектная работа ( 2 ч) |
33 | Проектная работа «Мой край» | | | Создание проектной работы. | |
34 | Защита проектов. Летние развлечения. | | | Защита проектов | |