ПРоГРАММА КУРСА ВнеУРоЧной ДеятельноСти «ГоРоД МАСтеРоВ»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивно-оздоровительное направления.
Программа связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология».
Цель программы — обеспечить творческую самореализацию обучающихся в процессе создания предметной среды (материальных объектов деятельности ребенка) для решения учебно-познавательных задач, которые возникают в ходе освоения системы «Перспективная начальная школа».
Содержательной основой программы являются пособия (тетради для внеурочной деятельности) для 1–4 классов, выпущенные в издательстве «Академкнига/Учебник»: Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 1–4 классы.
Основная идея программы заключается в организации совместной деятельности педагогов и обучающихся для создания предметной среды (фигурок, аппликаций, макетов, моделей), обеспечивающей выполнение детьми учебно-познавательных задач образовательной деятельности.
Роль педагога в совместной деятельности предусматривает:
— организацию обсуждения условий предстоящей деятельности и ее результатов, творческий обмен идеями и способами работы;
— оказание помощи детям в распределении работы и подборе материалов;
— демонстрацию и оказание помощи при выполнении сложных технологических операций;
— наблюдение за детьми в ходе работы с опасными инструментами.
Общая характеристика курса
Форма организации: совместная деятельность обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, других заинтересованных участников образовательных отношений) в ходе выполнения заданий, представленных в тетрадях для внеурочной деятельности; изготовление поделок.
Виды внеурочной деятельности: выполнение фигурок, аппликаций, макетов, моделей и других изделий в соответствии с конкретными творческими заданиями; совместное обсуждение полученных результатов.
Курс изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: в 1 и 2 классах — по 17 ч, в 3 и 4 классах — по 19 ч, всего — 72 ч. Предлагаемые творческие задания напрямую взаимосвязаны с темами учебников «Окружающий мир» системы «Перспективная начальная школа».
Задания составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, имеют разный уровень сложности и предусматривают:
— деятельность обучающихся по шаблону, с возможностью частичного проявления инициативы;
— стимулирование определенных видов творческой активности;
— исключительно творческую деятельность младших школьников.
Все создаваемые в рамках реализации программы продукты творческой деятельности отличаются новизной, оригинальностью и полезностью.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты предусматривают:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических);
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием оборудования, технологических операций, форм организации и видов
деятельности
2 класс (17 ч)
Аист (2 ч)
Оборудование: нитки швейные, ножницы, карандаши цветные, шило, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, раскрашивание, прокалывание шилом, надрезание ножницами, складывание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию белого аиста, выполненного из бумаги. Сделай такого аиста для оформления класса ко Дню защиты природы.
Волчок (2 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, шило, зубочистка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию волчка. Сделай такой волчок для классного соревнования «Самый юркий волчок».
Земная группа планет Солнечной системы (3 ч)
, Оборудование: цветная бумага картон, швейные нитки, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, завязывание узелка, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели земной группы планет Солнечной системы. Рассмотрите рисунок модели, выполненной из цветной бумаги и ниток для школьной выставки.
Сконструируйте модель из бумаги и ниток, распределив работу между собой.
Цепь питания животных (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, раскрашивание, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) аппликацию «Цепь питания животных». Рассмотри ее и выполни. Она пригодится тебе на уроках по окружающему миру.
Правила поведения на природе (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клейкарандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри знаки охраны природы. Они будут необходимы для уроков по окружающему миру. Изготовь их.
Садовые цветы (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, сборка по схеме, складывание, склеивание, составление композиции, наклеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Садовые цветы». Распределите работу по изготовлению цветов для аппликации между собой. Выполните работу.
Комнатные растения (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скатывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией комнатных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие.
Культурные растения (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией зерновых и овощных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие.
Новый год (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клейкарандаш, дырокол, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, надрезание, складывание, скатывание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри новогодние игрушки (елка, снежинка). Выбери одну из игрушек и подготовь ее для подарка своим родным.
Земноводные и пресмыкающиеся (2 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, надрезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, надрезание, склеивание, сборка.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите рисунки поделок: черепахи, змеи, лягушки.
Распределите поделки между собой и выполните их.
Схема развития цыпленка (2 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Схема развития цыпленка». Она состоит из четырех фрагментов: «Курица», «Курица, сидящая на яйцах», «Вылупившийся цыпленок», «Подросший цыпленок». Распределите работу между собой и выполните аппликацию. Она потребуется вам на уроках по окружающему миру.
Календарно-тематическое планирование(33 часа)
№п/п | Тема | Ко-ли- чество ча-сов | Дата (план)
| Дата ( факт)
| Примечание |
1 | Аист | 2 | 7.09 14.09 | | |
2 | Волчок | 2 | 21.09 28.09 | | |
3 | Земная группа планет Солнечной системы | 3 | 5.10 12.10 19.10 | | |
4 | Организация выставки работ учащихся. | 1 | 26.10 | | |
4 | Цепь питания животных | 3 | 9.11 16.11 23.11 | | |
5 | Правила поведения на природе | 3 | 30.11 7.12 14.12 | | |
6 | Садовые цветы | 3 | 21.12 11.01 18.01 | | |
7 | Комнатные растения | 3 | 25.01 1.02 8.02 | | |
8 | Культурные растения | 3 | 15.02 22.02 1.03 | | |
| Организация выставки работ учащихся | 1 | 15.03 | | |
9 | Новый год | 4 | 22.03 5.04 12.04 19.04 | | |
| Оформление кабинета к празднику новый год | 1 | 26.04 | | |
10 | Земноводные и пресмыкающиеся | 2 | 3.05 10.05 | | |
11 | Схема развития цыпленка | 2 | 17.05 24.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение курса
.
Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 2 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник