СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Художественно-эстетического направления "Смотрю на мир глазами художника" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника" позволяет реализовать принцип неприрывности...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Художественно-эстетического направления "Смотрю на мир глазами художника" для 1-4 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

________________________

Протокол № _____________

от «___» _______ 20______

Руководитель ШМО

___________

«Согласовано»

Зам. директора

по УВР Джаншанова Т.П.»

_____________

«___» ___________ 20 ______


«Утверждаю»

Директор «МОУ «СОШ №20»

И.П.Жукова____________

«___» __________ 20_______




                           





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Смотрю на мир глазами художника»

для 1-4 классов















Составитель: педагог начального образования

Захарова Н.Е.










г.Энгельс





Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления составлена на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения),

Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).


Программа дополнительного образования «Смотрю на мир глазами художника» позволяет реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языка искусства к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства.

Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.

Обычно выделяют следующие направления художественно - эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

  • духовно-нравственное воспитание учащихся средствами искусства;

  • воспитание творческих потребностей и способностей.


Эстетическое образование преимущественно осуществляется в рамках классно-урочной системы, а вот – художественное воспитание, эстетическое самообразование и самовоспитание, воспитание творческих потребностей и способностей – в большей мере получает свою реализацию в системе дополнительного образования и программах внеурочной деятельности.

Задачи программы внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению:

  • формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов школьников, их приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов;

  • широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала школьников;

  • формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

  • использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления обучающихся посредством внедрения современных методик арт-терапии;

  • привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации обучающихся для профилактики и коррекции асоциального поведения;

  • вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

  • выявление художественно одаренных обучающихся, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

•  развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

•  научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;


Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Программа разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

Психофизические особенности обучающихся 1-4 классов, организация психолого-медико-педагогического сопровождения отражаются в приложении к рабочим программам учебных предметов 1-4 классов.


Формы организации учебного процесса:

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа "Смотрю на мир глазами художника" предусматривает че­редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Со­вместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий по­ложительный результат дает стимул для дальнейшего творчест­ва и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.



Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю во 2, 3, 4 классах; 33 часа в год, 1 час в неделю в 1 классе.



Содержание курса

  1. Живопись.

Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и составных цветах, о теплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (белой и черной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов (усиливают яркость друг друга). Знакомство с живописным приемом подмалевок, накопление навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвертый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов – освоение детьми знаний о темном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.


  1. Графика

 Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста темного и светлого пятен и т.д.) Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвертый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приемов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача – рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.)

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов


  1. Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвертый год обучения. Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.


  1. Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помошью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приемом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвертый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации (шерстяные нитки), которыми создается не только контур изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с приемом использования не только вырезанной формы, но и «трафарета»,полученного от вырезания. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.


  1. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, от дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвертый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания. Надрезания бумаги. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.


  1. Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу .скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдается предпочтение более крупным, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме того, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвертый год обучения. Выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической крышке. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию мелкой моторики.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

  1. Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют  наиболее  удачные  произведения  и  пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве 'процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работы сверстников. Кроме того, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Т.о., происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Четвертый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных учащихся. В результате восприятия продуктов творческой деятельности учащиеся с помощью педагога могут определить, кто из них достиг наилучших результатов. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.


Требования к уровню подготовки учащихся


   Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и  воспринимать проявления  художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания  и  выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства  и  различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.


   Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

   в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

   в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой  деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации уже известных.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки:

  однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

  тематические - по итогам изучения разделов, тем;

  итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.





Учебно-тематический план


№ п/п

Темы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год обучения

Всего

1

Живопись

10

11

11

12

44

2

Графика

9

10

10

11

40

3

Скульптура

4

3

4

4

15

4

Аппликация

4

4

4

4

16

5

Бумажная пластика

3

3

2

1

9

6

Работа с природными материалами

2

2

2

1

8

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

1

1

4


Итого

33

34

34

34

136





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс



Дата

Номер

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1.09

1

Волшебные приключения Кляксы

1

8.09

2

Леший (гуашь, монотипия)

1

15.09

3

Сарафан надела осень

1

22.09

4

Перо Жар-птицы (теплые и холодные цвета)

1

29.09

5

Какими бывают облака (разбелы и затемнения)

1

6.10

6

Сказка в корзинке (яблоки и груши)

1

13.10

7

Осенние деревья (контурный рисунок)

1

20.10

8

Орнамент из листьев на геометрических формах

1

27.10

9

Кто в лесу живет?

(аппликация из природного материала)

1

10.11

10

Инопланетяне

1

17.11

11

Дом моего друга-инопланетянина (интерьер)

1

24.11

12

Какого цвета снег

1

1.12

13

Рисование с натуры и по памяти «Снежинка»

1

8.12

14

Если посмотреть поближе

(на основе изучения природных узоров

создаем ограду или решетку для окон)

1

15.12

15

Красивые подсвечники

(лепка из пластилина по мотивам ДПИ)

1

22.12

16

Два зонтика Оле Лукойе

1

29.12

17

Закладки для книг

1

12.01

18

Звери (работа по шаблону)

1

19.01

19

Два жадных медвежонка (работа в парах)

1

26.01

20

Оригами «Кошелек»

1

2.02

21

В саду у доброй и злой волшебницы

(коллективное панно)

1

9.02

22

Наскальные рисунки (изображение животных и людей)

1

23.02

23

Русская матрешка

1

2.03

24

Нарядные сапожки (орнаментальные украшения)

1

9.03

25

Птичий базар (сказочная декоративная птица)

1

16.03

26

Сказочное животное

1

23.03

27

Фантастическое растение

1

6.04

28

Одуванчик-солнышко (коллективная работа)

1

13.04

29

Подводный бал

1

20.04

30

Пирамиды (преобразование поверхности геом. тел)

1

27.04

31

Цветут сады

1

4.05

32

Уголок парка. У водоема

1

11.05

33

Раздел

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

18.05


Итого:

33









Перечень работ по разделам (1 класс):

Раздел Живопись:

Волшебные приключения Кляксы, Сарафан надела осень, Перо Жар-птицы, Какими бывают облака, Два зонтика Оле Лукойе, Птичий базар, Сказочное животное, Фантастическое растение, Подводный бал, Цветут сады.

Раздел Графика:

Леший, Осенние деревья, Дом моего друга-инопланетянина, Какого цвета снег, Рисование с натуры и по памяти «Снежинка», Если посмотреть поближе, Наскальные рисунки, Русская матрешка, Нарядные сапожки.


Раздел Скульптура:

Сказка в корзинке, Инопланетяне, Красивые подсвечники, Два жадных медвежонка


Раздел: Аппликация:

Орнамент из листьев на геометрических формах, Закладки для книг, Звери, В саду у доброй и злой волшебницы


Раздел: Бумажная пластика

Оригами «Кошелек», Одуванчик-солнышко, Пирамиды


Раздел: Работа с природными материалами

Кто в лесу живет, Уголок парка, У водоема




































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс


Дата

Номер

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

6.09

1

Осенний букет (создание и зарисовка натюрморта)

1

13.09

2

Рисование с натуры. Яблоко

1

20.09

3

Зарисовки растений

1

27.09

4

Твое окно (коллажная техника)

1

4.10

5

Аппликация из ткани (по выкройке)

«Красивые светильники»

1

11.10

6

Лес, словно терем расписной. Пейзаж по контрасту

1

18.10

7

Домик с трубой и сказочник-дым

1

25.10

8

Танцующие с шарфами дети

(смешение цветов наложением перекрестной штриховки)

1

8.11

9

Космическое путешествие на планету Фантазия

1

15.11

10

Сказочный персонаж

1

22.11

11

Волшебный замок

1

29.11

12

Коллективное панно

"Архитектура средневековой Европы)

1

6.12

13

Заколдован невидимкой (холодные цвета)

1

13.12

14

Зимняя сказка (контраст темного и белого)

1

20.12

15

Декоративный цветок

1

27.12

16

Ветки ели или сосны с шишками

1

17.01

17

Лягушка (получение конуса из круга путем надреза)

1

24.01

18

Коллекция узоров

(передача фактуры различных предметов)

1

31.01

19

Кошка и собака

1

7.02

20

Рисуем животных

1

14.02

21

Поздравительная открытка (пластика плоской формы)

1

21.02

22

Сочиняем букет (8 марта)

1

28.02

23

Панно из зерен

1

7.03

24

Панно из зерен

1

14.03

25

Море. Акварель по мокрому листу)

1

21.03

26

Раковины, морские звезды и черепахи

1

4.04

27

Здравствуй, гостья Весна! (портрет)

1

11.04

28

Волшебное превращение. Из гусеницы в бабочку

(аппликация из ткани)

1

18.04

29

Комнатные цветы и их характеры

1

25.04

30

Растительный орнамент (орнамент в квадрате)

(коллективное панно «Лоскутное одеяло)

1

2.05

31

Лето (рельефное панно, квиллинг)

1

16.05

32

Корабли пустыни (теплые цвета)

1

23.05

33

Лето (пейзаж)

1

30.05

34

Раздел

Организация и обсуждение выставки детских работ

1



Итого:

34








Перечень работ по разделам (2 класс):


Раздел Живопись:

Осенний букет, Рисование с натуры. Яблоко, Лес, словно терем расписной, Космическое путешествие на планету Фантазия, Сказочный персонаж, Волшебный замок, Заколдован невидимкой, Зимняя сказка, Море, Корабли пустыни, Лето (пейзаж)


Раздел Графика:

Зарисовки растений, Домик с трубой и сказочник-дым, Танцующие с шарфами дети, Ветки ели или сосны с шишками, Коллекция узоров, Рисуем животных, Сочиняем букет (8 марта), Здравствуй, гостья Весна! Комнатные цветы и их характеры, Растительный орнамент «Лоскутное одеяло


Раздел Скульптура:

Кошка и собака, Поздравительная открытка, Раковины, морские звезды и черепахи


Раздел: Аппликация:

Твое окно, Аппликация из ткани «Красивые светильники», Декоративный цветок, Волшебное превращение. Из гусеницы в бабочку


Раздел: Бумажная пластика

Коллективное панно "Архитектура средневековой Европы, Лягушка, Лето


Раздел: Работа с природными материалами

Панно из зерен
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс


Дата

Номер

урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

6.09

1

Палитра времени года


13.09

2

Рисование с натуры. Натюрморт «Кувшин и яблоко»


20.09

3

Монотипия (композиция из отпечатков листьев на бумаге

«Букет в вазе»)


27.09

4

Осенние ветки в вазе


4.10

5

Дождливая погода (холодные цвета)


11.10

6

Графическая иллюстрация к стихотворению


18.10

7

Пейзаж из геометрических фигур

(ритм, воздушная перспектива


25.10

8

На другой планете

(по сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери)


8.11

9

Рисование с натуры. Натюрморт из предметов

крестьянского быта (восковые мелки)


15.11

10

Пластилиновое панно в квадрате (коллективная работа)


22.11

11

Пластилиновое панно в квадрате (коллективная работа)


29.11

12

Машины

1

6.12

13

Детская площадка (макет)


13.12

14

Танец снежинок (коллективная работа, панно)


20.12

15

Пластилиновый человечек


27.12

16

Проволочные человечки. Рисуем человека в движении


17.01

17

Зимние забавы. Тематическая композиция


24.01

18

Русская зима. Пейзаж в графике


31.01

19

Русь белокаменная


7.02

20

Каким бываю я (или мои друзья)


14.02

21

Мой папа (23 февраля)


21.02

22

Мать и дитя (рисуем животных)


28.02

23

Вот какая мама! (8 марта)


7.03

24

Веселый зоопарк


14.03

25

Рисование с натуры. Птица


21.03

26

Цирк. Животные на арене


4.04

27

Роспись на камне

2

11.04

28

Скульптура из дерева (образ, найденный в сучке или ветке дерева)


18.04

29

Хороводы» (из бумаги, сложенной гармошкой)


25.04

30

Весенние цветы


2.05

31

Рисование с натуры. Ветка сирени


16.05

32

Травы полевые (отработка штриха)

1

23.05

33

Импрессионизм. Рисуем на пленэре

1

30.05

34

Раздел

Организация и обсуждение выставки детских работ

1



Итого:

34














































Перечень работ по разделам (3 класс):


Раздел Живопись:

Палитра времени года, Рисование с натуры. Кувшин и яблоко, На другой планете(по сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери), Зимние забавы, Русь белокаменная, Мой папа (23 февраля), Мать и дитя (рисуем животных), Вот какая мама! (8 марта), Весенние цветы, Рисование с натуры. Ветка сирени, Импрессионизм. Рисуем на пленэре

Раздел Графика:

Монотипия «Букет в вазе», Дождливая погода, Графическая иллюстрация к стихотворению, Рисование с натуры. Натюрморт из предметов крестьянского быта, Проволочные человечки. Рисуем человека в движении, Русская зима, Каким бываю я (или мои друзья), Веселый зоопарк, Рисование с натуры. Птица, Травы полевые


Раздел Скульптура:

Пластилиновое панно в квадрате, Пластилиновый человечек, Цирк. Животные на арене


Раздел: Аппликация:

Осенние ветки в вазе, Пейзаж из геометрических фигур, Танец снежинок, «Хороводы»


Раздел: Бумажная пластика

Машины, Детская площадка


Раздел: Работа с природными материалами

Роспись на камне, Скульптура из дерева



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс


Дата

Номер

занятия

Наименование разделов и тем

Количество часов

7.09

1

Ночной город (цветовые контрасты)

1

14.09

2

Горный пейзаж (воздушная перспектива)

1

21.09

3

Подсолнухи (оттенки цвета)

1

28.09

4

Зонтики (цветовые нюансы)

1

5.10

5

Натюрморт с яблоками (различные художественные приемы: лессировка, раздельный мазок; проработка светотени)

1

12.10

6

Стилизация природных форм в декоративные

1

19.10

7

Дерево (теплый колорит, цветные карандаши)

1

26.10

8

Дерево (теплый колорит, цветные карандаши)

1

9.11

9

Пейзаж из ниток

1

16.11

10

Рельеф «Космос»

1

23.11

11

Рельеф «Космос»

1

30.11

12

Декоративная аппликация из засушенных растений

1

7.12

13

Пейзажи (зима, весна, лето, осень)

1

14.12

14

Игры в лесу (изображение животных, смешанная техника)

1

21.12

15

Мир басен Крылова (иллюстрации черной гелевой ручкой)

1

28.12

16

Вырезанки

1

12.01

17

Веселые человечки. Рисуем человека в движении с помощью овалов

1

19.01

18

Человек в движении

1

26.01

19

Игра в снежки (изображение фигур в движении)

1

2.02

20

Люди труда в изобразительном искусстве

1

9.02

21

Оберег

1

16.02

22

Семья

1

23.02

23

Сказочные женские образы

1

2.03

24

Цирк (самый веселый клоун)

1

9.03

25

Артисты цирка (возможности цвета и линии)

1

16.03

26

Летящие кубики (перспектива)

1

23.03

27

Фонари

1

6.04

28

Фантастический город (коллективная работа)

1

13.04

29

Букет к 9 мая

1

20.04

30

Образы весны и лета

1

27.04

31

Силуэты

1

4.05

32

Иллюстрации к хокку

1

11.05

33

Лето

1

18.05

34

Раздел Организация и обсуждение выставки детских работ

1



Итого:

34













Перечень работ по разделам (4 класс)


Раздел Живопись:

Ночной город, Горный пейзаж, Подсолнухи, Зонтики, Натюрморт с яблоками, Игра в снежки, Люди труда в изобразительном искусстве, Семья, Цирк (самый веселый клоун), Букет к 9 мая, Образы весны и лета, Лето


Раздел Графика:

Стилизация природных форм в декоративные, Дерево, Игры в лесу, Мир басен Крылова, Веселые человечки, Сказочные женские образы, Артисты цирка, Летящие кубики, Силуэты, Иллюстрации к хокку


Раздел Скульптура:

Рельеф «Космос», Человек в движении, Фонари


Раздел: Аппликация:

Пейзаж из ниток, Декоративная аппликация из засушенных растений, Пейзажи (зима, весна, лето, осень), Вырезанки


Раздел: Бумажная пластика

Фантастический город (коллективная работа)


Раздел: Работа с природными материалами

Оберег

































ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

  1. осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  2. приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;

  3. развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

  4. развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  5. осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

  6. приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

  7. учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

  8. овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  9. обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

  10. обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  11. обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  12. приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

  13. приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.М., Просвещение, 2011

  2. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класы. Под руководством Б.М. Неменского. Программы общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2011

  3. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В.,Посевина Г.Д., Ростов н/Д.: «Феникс», 2004

  4. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. Ярославль: Академия развития, 2001

  5. Л.Д. Назарова Искусство как метод преподавания различных дисциплин М., Творческий центр, 2008

  6. М.А.Гусакова Аппликация М., Просвещение, 1982

  7. К.Лубковская, И.Згрыхова Сделаем это сами М., Просвещение, 1983

  8. Н.М. Сокольникова Основы живописи для учащихся Обнинск «Титул», 1996

  9. Н.М. Сокольникова Основы рисунка для учащихся, Обнинск, Титул, 1996

  10. И.А. Лыкова Программа художественного развития и воспитания детей «Цветные ладошки», М., Просвещение, 2004