СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экологический светофор» для учащихся 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Экологический светофор"

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экологический светофор» для учащихся 6 класса»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»с.п.Заюково


«Рассмотрена»

Руководитель МО

________ А.Х.Апшева


Протокол № ______

от «____»_________2016 г.


«Согласована»

Заместитель по ВР

__________М.Б.Абитова


«____»___________2016 г.


«Утверждена»

Директор МОУ «СОШ№4»

__________ Х.З.Ойтов


Приказ № _____


от «___»_____________2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Экологический светофор»

для учащихся 6 класса

на 2016- 2017учебный год


Направление – социально-педагогическое

Сроки реализации программы- 1 год

В неделю -1 час

В год- 34 ч

Название программы «Экологический светофор»

Программа- типовая

Возраст детей- 11-12 лет









Руководитель объединения учитель биологии


Ойтова Ромета Хажмухамедовна





Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический светофор»

Предметные результаты:


- интерес к познанию мира природы;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях

- о моделях поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её;

- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бе­режного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизнен­ной ситуации;

- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потреб­ностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, фор­мы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях
^ Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

^ Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.



























Содержание программы


  1. Организационное занятие

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2. Основы экологического образования

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

 Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".

3. Экология и экономия в собственном кошельке

Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности

4. Природа - наш общий дом

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".

5. Основные составляющие природы.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

6. Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"

Давайте поиграем в пищевые цепочки.

7. Мир полон хищников

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" 

8. И на хищника управа есть

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

9. Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

10. Дружба в природе

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы". 

11. Тайны живой природы.

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.

12. Как построить экосистему.

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.

13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?" 

14. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"

Составь рассказ по экологическому рисунку.

15. Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.

16. Вода и живые организмы

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".

17. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

18. Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."

19. Экология человека.

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).

20. Экология и генетика

Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

21. Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию

22. Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

23. Природа моей страны.

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.

Урок феи Экологии. Работа с литературой по теме.

24. Красная книга

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.


25. Экология нашего села

Состояние окружающей среды нашего села. Ее связь с состоянием окружающей среды района. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному селу?

26. Они любили свою Землю

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Урок феи Экологии. Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.


"Бомбы замедленного действия" на нашей планете

27. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.

Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?

28. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

29"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе

Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.

30 "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

31. Пугающий призрак АЭС

Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше?

Все для гурманов есть в природе

32.По великому чайному пути

Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.

Урок феи Экологии. "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.

33. Растения - наш доктор Айболит

Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

приготовление и польза для здоровья.


34. Экологический марафон

Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

















































Календарно-тематическое планирование объединения дополнительного образования («Экологический светофор») на 34 часа

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Форма организации деятельности

план

факт

1

Основы экологического образования

1

02.09.16

02.09.16

беседа

2

Экология и экономия в собственном
кошельке.

1

09.09.16

09.09.16

беседа

3

Природа - наш общий дом

1

16.09.16

16.09.16

игра

4

Основные составляющие природы

1

23.09.16

23.09.16

беседа

5

Пищевые связи

1

30.09.16

30.09.16

беседа

6

Мир полон хищников

1

07.10.16

07.10.16

беседа

7


И на хищника управа есть

1

14.10.16


14.10.16


викторина

8

Конкуренция и соперничество

1

21.10.16

21.10.16

беседа

9

Дружба в природе

1

28.10.16

28.10.16

беседа

10

Тайны живой природы

1

11.11.16

11.11.16

игра

11

Как построить экосистему

1

18.11.16

18.11.16

беседа

12

Воздух, значение его чистоты для живых организмов

1

25.11.16

25.11.16

проект

13

Царство почвы - уникальный мир природы

1

02.12.16

02.12.16

викторина

14


Вода - чудо природы

1

09.12.16


09.12.16


беседа

15

Вода и живые организмы

1

16.12.16

16.12.16

игра

16

Экология в нашем доме

1

23.12.16

23.12.16

проект

17

Экомир моей семьи

1

30.12.16

30.12.16

проект

18

Экология человека

1

13.01.17

13.01.17

викторина

19


Экология и генетика

1

20.01.17


20.01.17


беседа

20


Экология насекомых

1

27.01.17


27.01.17


игра

21

Растения лечат людей

1

03.02.17

03.02.17

проект

22

Природа моей страны

1

10.02.17

10.02.17

проект

23

Красная книга

1

17.02.17

17.02.17

викторина

24

Экология нашего села

1

24.02.17

24.02.17

беседа

25

Они любили свою Землю

1

03.03.17

03.03.17

проект

26

"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель.

1

10.03.17

10.03.17

беседа

27

"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

1

17.03.17

17.03.17

викторина

28

"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе.

1

07.04.17

07.04.17

беседа

29

"Бомба замедленного действия" - химикаты
"Яд - "приданое" цивилизации".

1

14.04.17

14.04.17

игра

30

Пугающий призрак АЭС.

1

21.04.17

21.04.17

проект

31

По великому чайному пути.

1

28.04.17

28.04.17

беседа

32

Растения –наш доктор Айболит

1

05.05.17

05.05.17

беседа

33

Экологический марафон

1

12.05.17

12.05.17

игра

34

Подведение итогов

1

19.05.17

19.05.17

викторина










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!