РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СЛУЖУ РОССИИ»
Программа военно-патриотического воспитания
1.1 Актуальность программы
Военно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания молодежи. Особую значимость эта работа приобретает при работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, поскольку помогает:
Формировать устойчивые ценностные ориентиры
Развивать чувство ответственности и дисциплины
Создавать позитивную модель поведения
Готовить к осознанному выбору профессии, в том числе военной
1.2 Нормативно-правовая база
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы"
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 №53-ФЗ
1.3 Цель программы
Формирование у воспитанников реабилитационного центра гражданско-патриотических качеств, готовности к защите Отечества, осознанного отношения к военной службе и здорового образа жизни.
1.4 Задачи программы
Обучающие:
Изучение истории России, её боевых традиций
Ознакомление с основами военной службы и профессиями
Освоение начальных военных знаний и навыков
Изучение основ безопасности жизнедеятельности
Развивающие:
Развитие физических качеств и выносливости
Формирование лидерских качеств и умения работать в команде
Развитие дисциплинированности и ответственности
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитательные:
Воспитание любви к Родине, гордости за её историю
Формирование уважения к защитникам Отечества
Воспитание готовности к служению обществу
Развитие толерантности и уважения к другим народам
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ
2.1 Возрастные особенности
Подростки 10-13 лет:
Формирование абстрактного мышления
Потребность в героических образцах
Стремление к активной деятельности
Важность группового признания
Подростки 14-17 лет:
Формирование жизненных планов
Профессиональное самоопределение
Стремление к самостоятельности
Критическое отношение к авторитетам
2.2 Особенности воспитанников реабилитационного центра
Опыт социальной дезадаптации
Недоверие к взрослым
Низкая самооценка
Отсутствие устойчивых жизненных ориентиров
Потребность в структуре и четких правилах
Стремление к принадлежности к группе
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Структура программы
Срок реализации: 2 года
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа
Общее количество часов: 432 часа
3.2 Модульная структура
Модуль | 1 год обучения | 2 год обучения | Всего часов |
История и традиции | 36 часов | 36 часов | 72 часа |
Основы военных знаний | 40 часов | 44 часов | 84 часа |
Физическая подготовка | 54 часа | 54 часа | 108 часов |
Строевая подготовка | 24 часа | 24 часа | 48 часов |
Основы медицинских знаний | 18 часов | 18 часов | 36 часов |
Основы выживания | 20 часов | 28 часов | 48 часов |
Проектная деятельность | 12 часов | 24 часа | 36 часов |
ИТОГО | 204 часа | 228 часов | 432 часа |
МОДУЛЬ 1: "ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ"
Цель: Формирование исторического сознания и уважения к боевым традициям России.
1-й год обучения (36 часов)
Тема 1.1 История России с древности до XVIII века (12 часов)
Древняя Русь и борьба с захватчиками
Александр Невский и его победы
Дмитрий Донской и Куликовская битва
Освобождение от монголо-татарского ига
Создание русского централизованного государства
Тема 1.2 Российская империя и её военная мощь (12 часов)
Петр I и создание регулярной армии
Северная война и победы русского оружия
Семилетняя война и полководческое искусство
Суворов и Ушаков - великие военные деятели
Отечественная война 1812 года
Тема 1.3 Символы воинской славы России (12 часов)
Боевые знамена и штандарты
Ордена и медали России
Воинские звания и их история
Форма русской армии в разные эпохи
Военные парады и традиции
2-й год обучения (36 часов)
Тема 1.4 Россия в войнах XX века (18 часов)
Первая мировая война и героизм русских солдат
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Основные сражения и их значение
Герои войны - наши земляки
Локальные конфликты и современные войны
Тема 1.5 Современные Вооруженные Силы РФ (18 часов)
Структура ВС РФ
Виды и рода войск
Современное оружие и военная техника
Военные училища и академии
Реформирование армии в XXI веке
МОДУЛЬ 2: "ОСНОВЫ ВОЕННЫХ ЗНАНИЙ"
Цель: Освоение базовых военных знаний и навыков.
1-й год обучения (40 часов)
Тема 2.1 Воинские уставы и дисциплина (14 часов)
Общевоинские уставы ВС РФ
Права и обязанности военнослужащих
Воинская дисциплина и её значение
Ответственность за нарушения
Взаимоотношения между военнослужащими
Тема 2.2 Основы тактики (14 часов)
Боевые порядки отделения
Действия в наступлении и обороне
Использование местности
Маскировка и скрытность
Основы огневой подготовки
Тема 2.3 Военная топография (12 часов)
Топографические карты и их чтение
Ориентирование на местности
Измерение расстояний и азимутов
GPS-навигация
Походное снаряжение
2-й год обучения (44 часа)
Тема 2.4 Стрелковое оружие (16 часов)
Автомат Калашникова: устройство и принцип работы
Неполная разборка и сборка АК
Правила обращения с оружием
Основы стрельбы (пневматическое оружие)
Снайперское дело
Тема 2.5 Радиосвязь и связь (14 часов)
Средства связи в армии
Радиостанции и их использование
Позывные и радиообмен
Документы связи
Современные средства связи
Тема 2.6 Военно-инженерная подготовка (14 часов)
Инженерные заграждения
Маскировка позиций
Полевая фортификация
Преодоление препятствий
Разминирование (теория)
МОДУЛЬ 3: "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА"
Цель: Развитие физических качеств, необходимых для военной службы.
Программа на оба года (108 часов)
Раздел 3.1 Общефизическая подготовка (54 часа)
Легкая атлетика (бег, прыжки, метания)
Гимнастика (подтягивания, отжимания, пресс)
Лыжная подготовка (зимой)/плавание (летом)
Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол)
Кроссовая подготовка
Раздел 3.2 Специальная физическая подготовка (54 часа)
Марш-броски с грузом
Преодоление полосы препятствий
Рукопашный бой (базовые приемы)
Метание гранат на точность и дальность
Военно-прикладное многоборье
Нормативы физической подготовки:
Упражнение | 10-13 лет | 14-17 лет |
Подтягивания (юноши) | 3-8 раз | 8-15 раз |
Отжимания (девушки) | 8-15 раз | 15-25 раз |
Бег 1000м | 5:00-4:20 | 4:20-3:40 |
Бег 3000м | - | 16:00-13:00 |
Метание гранаты | 15-25м | 25-40м |
МОДУЛЬ 4: "СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА"
Цель: Формирование навыков строевых приемов и воинской выправки.
Программа на оба года (48 часов)
Тема 4.1 Строи и управление ими (16 часов)
Общие положения строевого устава
Элементы строя и команды
Обязанности перед построением
Строевые приемы на месте
Движение строевым шагом
Тема 4.2 Строевые приемы с оружием (16 часов)
Строевые приемы с макетом автомата
Выполнение воинского приветствия
Строевая стойка с оружием
Повороты и движение с оружием
Тема 4.3 Строи отделения и взвода (16 часов)
Развернутый строй отделения
Походные строи
Перестроения на месте и в движении
Прохождение торжественным маршем
Строевая песня
МОДУЛЬ 5: "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ"
Цель: Освоение навыков оказания первой помощи.
1-й год обучения (18 часов)
Тема 5.1 Основы анатомии и физиологии (6 часов)
Строение человеческого организма
Жизненно важные органы
Признаки жизни и смерти
Правила осмотра пострадавшего
Тема 5.2 Первая помощь при травмах (12 часов)
Виды ран и их обработка
Остановка кровотечений
Наложение повязок и жгутов
Помощь при переломах
Транспортировка пострадавших
2-й год обучения (18 часов)
Тема 5.3 Первая помощь при неотложных состояниях (12 часов)
Искусственное дыхание и массаж сердца
Помощь при ожогах и обморожениях
Отравления и их лечение
Шок и противошоковые мероприятия
Помощь при утоплении
Тема 5.4 Санитарно-гигиенические требования (6 часов)
Личная гигиена военнослужащего
Профилактика инфекционных заболеваний
Санитарное состояние места размещения
Гигиенические требование к питанию
МОДУЛЬ 6: "ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ"
Цель: Формирование навыков автономного существования.
1-й год обучения (20 часов)
Тема 6.1 Автономное существование (12 часов)
Сигналы бедствия
Поиск и добыча воды
Съедобные и ядовитые растения
Способы добычи пищи
Ориентирование без приборов
Тема 6.2 Временные укрытия (8 часов)
Выбор места для ночлега
Типы укрытий в разное время года
Добывание и поддержание огня
Узлы и их применение
2-й год обучения (28 часов)
Тема 6.3 Экстремальные ситуации (16 часов)
Действия при природных катастрофах
Поведение при техногенных авариях
Защита от оружия массового поражения
Действия в зоне радиации
Эвакуация и укрытия
Тема 6.4 Туристские навыки (12 часов)
Планирование похода
Туристское снаряжение
Преодоление естественных препятствий
Походная кухня
Экологическая безопасность
МОДУЛЬ 7: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Цель: Развитие исследовательских навыков и творческого мышления.
1-й год обучения (12 часов)
Тема 7.1 Исследовательские проекты (12 часов)
"Герои-земляки в годы Великой Отечественной войны"
"История военной части нашего гарнизона"
"Военные профессии: вчера, сегодня, завтра"
Создание презентаций и стендов
2-й год обучения (24 часа)
Тема 7.2 Практические проекты (24 часа)
Организация военно-спортивной игры
Создание музейной экспозиции
Подготовка и проведение урока мужества
Волонтерская работа с ветеранами
Участие в патриотических акциях
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5.1 Предметные результаты
По завершении 1-го года обучения воспитанник будет:
Знать:
Основные события военной истории России
Структуру Вооруженных Сил РФ
Основы воинских уставов
Правила оказания первой помощи
Принципы здорового образа жизни
Уметь:
Выполнять строевые приемы на месте и в движении
Читать топографические карты
Оказывать первую помощь при травмах
Разжигать костер и строить укрытие
Выполнять нормативы физической подготовки
По завершении 2-го года обучения воспитанник будет:
Знать:
Историю военных конфликтов XX-XXI веков
Устройство стрелкового оружия
Основы тактики общевойскового боя
Способы защиты от ОМП
Военные специальности и требования к ним
Уметь:
Выполнять неполную разборку-сборку АК
Вести радиообмен
Действовать в составе отделения
Выживать в экстремальных условиях
Руководить проектной деятельностью
5.2 Метапредметные результаты
Умение планировать деятельность и контролировать её выполнение
Способность работать в команде и принимать коллективные решения
Навыки публичных выступлений и презентации результатов
Умение анализировать информацию и делать выводы
Готовность к непрерывному самообразованию
5.3 Личностные результаты
Сформированность гражданской позиции и патриотических чувств
Готовность к служению Отечеству
Уважение к защитникам Родины
Толерантность и уважение к другим народам
Дисциплинированность и ответственность
Стремление к здоровому образу жизни
VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
6.1 Принципы оценивания
Комплексность - оценка знаний, умений и личностных качеств
Систематичность - регулярный контроль на всех этапах обучения
Объективность - использование четких критериев оценки
Индивидуальный подход - учет особенностей каждого воспитанника
6.2 Виды контроля
Текущий контроль:
Наблюдение за деятельностью на занятиях
Выполнение практических заданий
Участие в обсуждениях и дискуссиях
Соблюдение дисциплины
Тематический контроль:
Тестирование по теоретическим знаниям
Выполнение нормативов физической подготовки
Демонстрация практических навыков
Защита проектных работ
Итоговый контроль:
Комплексные зачеты по модулям
Военно-спортивные соревнования
Презентация портфолио достижений
Итоговая конференция
6.3 Критерии оценки
Уровень | Знания | Умения | Отношение |
Высокий | Глубокие, системные знания | Уверенное выполнение всех задач | Активная позиция, лидерские качества |
Средний | Достаточные знания с небольшими пробелами | Выполнение основных задач | Заинтересованное участие |
Базовый | Минимально необходимые знания | Выполнение простых задач с помощью | Пассивное участие |
6.4 Портфолио достижений
Каждый воспитанник ведет личное портфолио, включающее:
Сертификаты и дипломы
Фотографии с мероприятий
Творческие работы и проекты
Отзывы наставников
Планы личностного развития
VII. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
7.1 Формы организации деятельности
Теоретические занятия:
Лекции с презентациями
Семинары и дискуссии
Просмотр документальных фильмов
Встречи с ветеранами и военными
Практические занятия:
Внеаудиторная деятельность:
Экскурсии в музеи и воинские части
Участие в патриотических акциях
Походы и соревнования
Волонтерская деятельность
7.2 Методы обучения
Словесные методы:
Рассказ, объяснение, беседа
Дискуссия и дебаты
Инструктаж по выполнению заданий
Наглядные методы:
Демонстрация приемов и действий
Использование схем, карт, плакатов
Просмотр учебных фильмов
Практические методы:
Упражнения и тренировки
Ролевые игры и симуляции
Проектная деятельность
7.3 Воспитательные мероприятия
Календарь патриотических дат:
23 февраля - День защитника Отечества
9 мая - День Победы
22 июня - День памяти и скорби
4 ноября - День народного единства
12 декабря - День Конституции РФ
Традиционные мероприятия:
Военно-спортивная игра "Зарница"
Смотр строя и песни
Конкурс "А ну-ка, парни!"
Фестиваль военно-патриотической песни
Вахта памяти у памятников
VIII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
8.1 Кадровое обеспечение
Руководитель программы:
Привлекаемые специалисты:
Офицеры запаса или в отставке
Инструкторы по физической культуре
Медицинские работники
Экскурсоводы музеев
8.2 Материально-техническая база
Помещения:
Учебный класс на 12 человек
Спортивный зал
Стрелковый тир (или место для стрельбы из пневматического оружия)
Строевой плац
Полоса препятствий (желательно)
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран
Макеты оружия (АК-74, гранаты)
Пневматические винтовки
Медицинские манекены для обучения
Туристское снаряжение
Спортивный инвентарь
Учебно-методические материалы:
8.3 Финансирование
Предполагаемый бюджет на группу 12 человек:
Статья расходов | Сумма (руб.) |
Оборудование и инвентарь | 150,000 |
Учебные материалы | 30,000 |
Экскурсии и поездки | 50,000 |
Форма и атрибутика | 40,000 |
Призы и награды | 20,000 |
ИТОГО за год | 290,000 |
IX. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
9.1 Показатели эффективности
Количественные показатели:
Количество воспитанников, завершивших программу
Процент участия в мероприятиях
Количество призовых мест в соревнованиях
Число выпускников, выбравших военную профессию
Качественные показатели:
Уровень патриотических чувств (анкетирование)
Дисциплинированность воспитанников
Физическая подготовленность
Активность в общественной жизни
9.2 Методы мониторинга
Педагогическое наблюдение
Анкетирование воспитанников
Тестирование знаний и навыков
Анализ портфолио достижений
Отзывы наставников
9.3 Корректировка программы
По результатам мониторинга:
Анализ достижения планируемых результатов
Выявление проблемных зон
Корректировка содержания и методов
Обновление материально-технической базы
X. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Примерное планирование на 1-й год обучения (204 часа)
Месяц | Модуль | Темы | Часы |
Сентябрь | Вводное занятие | Знакомство с программой | 2 |
| История и традиции | Древняя Русь | 8 |
| Строевая подготовка | Основы строевой подготовки | 6 |
| Физическая подготовка | ОФП, тестирование | 8 |
Октябрь | История и традиции | Российская империя | 8 |
| Основы военных знаний | Воинские уставы | 8 |
| Физическая подготовка | ОФП, легкая атлетика | 8 |
Ноябрь | История и традиции | Символы воинской славы | 8 |
| Основы военных знаний | Основы тактики | 8 |
| Строевая подготовка | Строевые приемы | 8 |
Декабрь | Основы военных знаний | Военная топография | 8 |
| Медицинские знания | Анатомия и физиология | 6 |
| Физическая подготовка | Гимнастика | 8 |
Январь | Основы военных знаний | Тактическая подготовка | 8 |
| Медицинские знания | Первая помощь | 12 |
| Физическая подготовка | Лыжная подготовка | 8 |
Февраль | Основы выживания | Автономное существование | 12 |
| Строевая подготовка | Строи подразделений | 8 |
| Физическая подготовка | Специальная подготовка | 8 |
Март | Основы выживания | Укрытия и огонь | 8 |
| Проектная деятельность | Исследовательские проекты | 12 |
| Физическая подготовка | Спортивные игры | 8 |
Апрель | Физическая подготовка | Полоса препятствий | 10 |
| Строевая подготовка | Строевые приемы с оружием | 8 |
| Итоговые мероприятия | Соревнования, зачеты | 8 |
Май | Итоговый контроль | Тестирования, нормативы | 8 |
| Торжественные мероприятия | День Победы | 4 |
| Подведение итогов | Анализ результатов | 4 |
XI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
11.1 Особенности работы с подростками "группы риска"
Принципы работы:
Создание атмосферы доверия и безопасности
Постепенное повышение требований
Индивидуальный подход к каждому
Акцент на положительных примерах
Создание ситуаций успеха
Методические приемы:
Использование наглядных примеров героизма
Связь изучаемого материала с современностью
Активные формы обучения
Групповая работа и взаимопомощь
Четкая структура и дисциплина
11.2 Адаптация для разных возрастных групп
Для младшей группы (10-13 лет):
Больше игровых элементов
Наглядные материалы и демонстрации
Короткие теоретические блоки
Акцент на развитии базовых навыков
Использование соревновательных элементов
Для старшей группы (14-17 лет):
Серьёзный подход к изучению материала
Профориентационная работа
Самостоятельные исследования
Практические занятия в полевых условиях
Подготовка к военной службе
11.3 Работа с девочками
Акцент на медицинской подготовке
Изучение женских военных специальностей
Развитие коммуникативных навыков
Примеры женщин-героев
Адаптированные нормативы физической подготовки
XII. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
12.1 Для воспитанников
Формирование позитивной жизненной перспективы
Развитие гибких навыков и лидерских качеств
Укрепление физического и психического здоровья
Социальная адаптация и интеграция
Профессиональное самоопределение
12.2 Для учреждения
Повышение престижа и узнаваемости
Развитие партнерских связей
Получение грантов и финансирования
Распространение передового опыта
Участие в региональных программах
12.3 Для общества
Воспитание патриотически настроенной молодежи
Снижение уровня подростковой преступности
Популяризация военной службы
Укрепление обороноспособности страны
Сохранение исторической памяти
XIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
13.1 Нормативные документы
Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ
13.2 Учебно-методическая литература
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы
Латчук В.Н. Начальная военная подготовка
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе
Борисов А.Е. Методика организации военно-спортивных игр
13.3 Дополнительная литература
История военного искусства России
Герои Russia: биографический словарь
Энциклопедия российской армии
Методические рекомендации по организации поисковой работе
XIV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа "Служу России" представляет собой комплексную систему военно-патриотического воспитания, адаптированную для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Она направлена не только на формирование патриотических чувств, но и на социальную реабилитацию воспитанников, развитие их личностного потенциала и подготовку к самостоятельной жизни.
Реализация данной программы требует системного подхода, квалифицированных кадров и соответствующего материально-технического обеспечения. Однако вложенные инвестиции эти ресурсы полностью оправданы социальными эффектами и достигаемыми результатами.
Программа может служить базой для разработки аналогичных программ в других учреждениях для детей и подростков, а также быть адаптирована для различных социальных групп.
Автор программы:
Дата разработки:
Учреждение:
Рецензенты: