РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ВОЛЕЙБОЛ»
Возраст детей: (14 - 16 лет)
Срок реализации программы 1 учебный год
Анненков Сергей Алексеевич, учитель физической культуры
п. Петрин
2018год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся подвижнее, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Актуальность и новизна программы заключается в том, что занятия по ней позволяют обучающимся детям восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, осуществляет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.
Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
-укрепление здоровья;
-содействие правильному физическому развитию;
-приобретение необходимых теоретических знаний;
-овладение основными приемами техники и тактики игры;
-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
-привитие ученикам организаторских навыков;
-повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
-подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
-отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
-Достижение высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
-Призовые места на соревнованиях районного, окружного и областного уровня;
- Устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;
- Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
Умение контролировать психическое состояние
Учебно-тематический план (76 часов).
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Теория | 1 |
2 | Специальная подготовка техническая | 43 |
3 | Специальная подготовка тактическая | 26 |
4 | ОФП | На каждом занятии |
5 | Соревнования | 6 |
Содержание программы
Тематика занятий: Теория (1 час ). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Техническая подготовка (43 часа).
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Тактическая подготовка (26 часа)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка (на каждом занятии)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования (6 часов)
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или
выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Список литературы:
Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. М., 1996 г.
Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
Волейбол / Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск,1995г.
Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
Ивойлов А. В. Волейбол. М., 2004 г.
Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2007.
Медицинский справочник тренера. М., 2006 г.
О з о л и н Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2007
Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и спорт» 1969.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата занятия | Наименование раздела, темы | Кол-часов |
Предпол. | Факт. | Теория | Практика |
| | | Теория -1ч | | |
1 | | | Правила игры в волейбол | 1 | |
| | | Общефизическая тренировка | | |
2 | | | Техника безопастности, падения и кувырки | | |
3 | | | Стойка игрока. Перемещение в сойке | | |
4 | | | Верхняя передача мяча. парах с шагом. | | |
5 | | | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | | |
6 | | | Нижний прием мяча | | |
7 | | | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | | |
8 | | | Игра в парах через сетку верхний и нижний прием мяча | | |
9 | | | Комбинации из передвижений и остановок игрока | | |
10 | | | Верхняя прямая подача | | |
11 | | | Верхняя прямая подача в 4, 5, 6 игровые зоны | | |
12 | | | Верхняя прямая подача в 4, 5, 6 игровые зоны | | |
13 | | | Прямой нападающий удар | | |
14 | | | Прямой нападающий удар | | |
15 | | | Атака первым темпом.Учебная игра | | |
16 | | | Атака первым темпом. Учебная игра. | | |
17 | | | Атака со второй линии. Учебная игра. | | |
18 | | | Атака со второй линии. Учебная игра. | | |
19 | | | Одиночный блок. Учебная игра. | | |
20 | | | Одиночный блок. Учебная игра. | | |
21 | | | Игра «Мяч через сетку» по основным правилам | | |
22 | | | Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству | | |
23 | | | Повторный инструктаж по технике безопасности | | |
24 | | | Двусторонняя игра | | |
25 | | | Групповое блокирование | | |
26 | | | Групповое блокирование | | |
27 | | | Сброс мяча за блок | | |
28 | | | Сброс мяча за блок | | |
29 | | | Игра 3/3 в трех метровой зоне | | |
30 | | | Игра 3/3 в трех метровой зоне | | |
31 | | | Двухсторонняя игра | | |
32 | | | Работа над ранее не освоенными элементами волейбола | | |
33 | | | Атака из 4 номера по линии | | |
34 | | | Атака из 4 номера по диагонали. | | |
35 | | | Атака из 4 номера по 4 | | |
36 | | | Командные действия в защите | | |
37 | | | Командные действия в защите | | |
38 | | | Двухсторонняя игра | | |
39 | | | Позиционное нападение. Учебная игра | | |
40 | | | Позиционное нападение. Учебная игра | | |
41 | | | Соревнования | | |
42 | | | Соревнования | | |
43 | | | Беговые упражнения | | |
44 | | | Силовые упражнения | | |
45 | | | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | | |
46 | | | Комбинации из ранее изученных элементов | | |
47 | | | Скоростно - силовая тренировка | | |
48 | | | Подача мяча «Планер» | | |
49 | | | Подача мяча «Планер» | | |
50 | | | Учебная игра | | |
51 | | | Игра связки (все ученики) | | |
52 | | | Двухсторонняя игра | | |
53 | | | Личные действия в защите | | |
54 | | | Групповое блокирование 3 блок | | |
55 | | | Групповое блокирование 3 блок | | |
56 | | | Игра 3/3 в трех метровой зоне | | |
57 | | | Игра 3/3 в трех метровой зоне | | |
58 | | | Совершенствование нападающего удара | | |
59 | | | Совершенствование нападающего удара | | |
60 | | | Командные действия в защите | | |
61 | | | Командные действия в защите | | |
62 | | | Тактические занятия | | |
63 | | | Тактические занятия | | |
64 | | | Двухсторонняя игра | | |
65 | | | Двухсторонняя игра | | |
66 | | | Атака вторым темпом | | |
67 | | | Силовая тренировка | | |
68 | | | Атака из 4 игровой зоны в 4 | | |
69 | | | Скидка мяча из 4 игровой зоны в 4 | | |
70 | | | Отработка борьбы за переходящий мяч | | |
71 | | | Соревнования | | |
72 | | | Соревнования | | |
73 | | | Тактика игры | | |
74 | | | Силовая тренировка | | |
75 | | | Двухсторонняя игра | | |
76 | | | Двухсторонняя игра | | |
11