казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
Рабочая программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б-8б классов) на 2019/2020 учебный год составлена на основе Адаптированной программы по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б-8б классов) на 2019/2020 учебный год, утвержденной приказом от 28.08.2019 №246-од.
протокол № 1 от 26.08.2019 г.
Руководитель методического объединения ____________________ Л.А. Болдырева
Основной задачей школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья становится оказание помощи воспитанникам успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного человека. Введение в обучение и воспитание школы-интерната блока гражданско-патриотического воспитания необходимо для сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, необходимости в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Работа по патриотическому воспитанию в школе–интернате для обучающихся с ОВЗ направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
1. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
2. Оказывать содействие по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
3. Формировать у детей любовь к своей «малой» Родине, родному краю, уважение к её замечательным людям.
4. Формировать у воспитанников с ОВЗ активную жизненную позицию посредством отрицательного отношения к вредным привычкам.
5. Содействовать формированию элементарного понимания у воспитанников с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
- развитию целостной системы патриотического, гражданского воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, родного города и района;
- воспитанию у воспитанников любви к своей «малой» Родине, родному краю, уважения к её замечательным людям;
- формированию ответственного понимания обучающихся с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- созданию благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.
Распределение внеклассных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
- иметь элементарные представления о названии страны, столицы, государственных символах России, обычаях и традициях народов Югры;
- понимать значение и происхождение символики РФ и ХМАО – Югры, значение терминов - патриотизм, патриот, подвиг, любовь к Родине, родственные отношения;
- выполнять обязанности гражданина, прописанные в Конституции РФ, под руководством воспитателя.
№ п\п | Тема занятия | Содержание деятельности | Количество часов | Дата | Цель | Основные образовательные умения и навыки | Форма проведения | Методы работы |
1 | Вводное занятие «Я – человек, патриот, гражданин». | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Актуализация имеющихся знаний. | Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические |
2 | Диагностика ЗУН на начало года. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение уровня знаний воспитанников. | Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные, практические |
3 | Я и моя семья. | 1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3.Ответы на вопросы. | 1 | | Расширение знаний о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. | Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях. | Беседа с использованием картинок, слайдов. | Словесные, наглядные, практические. |
4 | Генеалогическое дерево моей семьи. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Формирование представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений. | Иметь элементарные представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
5 | Отношения в семье. | 1.Просмотр слайдов. 2.Беседа. 3.Ответы на вопросы. | 1 | | Формирование навыков доброжелательного общения с родными и близкими. | Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях. | Беседа. | Словесные, наглядные, практические |
6 | Члены семьи и их обязанности. | 1.Просмотр презентации. 2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3.Работа по картинкам. | 1 | | Формирование знаний о своих правах и обязанностях; воспитание чувства уважения к родным и близким. | Иметь элементарные представления об обязанностях каждого члена семьи. | Беседа с использованием картинок, слайдов. | Словесные, наглядные, практические. |
7 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение уровня усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
8 | Азбука общения. | 1. Беседа. 2. Игровые ситуации. 3. Обсуждение. | 1 | | Формирование навыков доброжелательного общения с окружающими посредством знакомства с правилами этикета. | Владеть навыками доброжелательного общения с окружающими под контролем воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные, сюжетно-ролевая игра, практические. |
9 | Компания и Я. | 1. Беседа. 2. Игровые ситуации. 3. Обсуждение. | 1 | | Формирование коммуникативных навыков поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. | Владеть коммуникативными навыками поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. | Практическое занятие. | Словесные, сюжетно-ролевая игра, практические. |
10 | Дружба – одна на всех. | 1. Беседа. 2. Просмотр презентации. 3. Игра «Хорошо-плохо». | 1 | | Формирование нравственных качеств, воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. | Владеть навыками доброжелательного общения с окружающими под руководством воспитателя. | Беседа с использованием слайдов | Словесные наглядные практические. |
11 | Моя роль в коллективе. | 1. Беседа. 2. Игровые ситуации. 3. Обсуждение. | 1 | | Формирование нравственных качеств, воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. | Знать элементарные нормы поведения и этикета в целом. Уметь общаться со сверстниками под руководством воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные, сюжетно-ролевая игра, практические. |
12 | Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Воспитание культуры общения друг с другом. | Уметь отмечать положительные черты в окружающих людях, быть вежливыми в общении с взрослыми под руководством воспитателя. | Беседа с использованием слайдов | Словесные наглядные практические. |
13 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение уровня усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
14 | Мое село родное! | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Подведение итогов. | 1 | | Содействие расширению знаний о Родине большой и малой. | Иметь элементарные представления о своей малой Родине. | Беседа с использованием слайдов | Словесные наглядные практические. |
15 | Моё село на территории Югры. | 1. Беседа. 2. Работа с картой ХМАО. 3. Подведение итогов. | 1 | | Содействие расширению знаний о территориальном положении села на территории Югры. | Иметь элементарные представления о территориальном положении села. | Беседа с использованием карты. | Словесные наглядные практические |
16 | Моё село – моя малая Родина. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Подведение итогов. | 1 | | Содействие расширению знаний о Родине через осознание сопричастности к истории своего села. | Иметь элементарные представления об истории своей малой Родины. | Беседа с использованием слайдов | Словесные наглядные практические. |
17 | Профессии людей села. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Подведение итогов. | 1 | | Знакомство с профессиями людей, проживающих в селе. | Иметь элементарные представления о профессиях людей, проживающих в селе. | Беседа с использованием слайдов | Словесные наглядные практические. |
18 | Обычаи и традиции нашего села. | 1. Просмотр слайдов. 2. Беседа. 3. Ответы на вопросы. | 1 | | Знакомство детей с обычаями и традициями родного села. | Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под руководством воспитателя. | Беседа. | Словесные наглядные практические. |
19 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение уровня усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические |
20 | Родная Югра. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Знакомство с традициями, достопримечательностями, памятниками родного края. | Иметь элементарные представления о традициях, достопримечательностях, памятниках родного края. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
21 | Бесценный край – моя Югра. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Воспитание любви к Родине. | Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под руководством воспитателя. | Беседа. Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
22 | Природа Югры – моя гордость. | 1. Просмотр слайдов. 2. Беседа. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Формирование знаний по охране природы. | Иметь элементарные представления об охране природы. | Беседа. Практическое занятие. | Словесные наглядные практические |
23 | Животные моего края. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Формирование знаний по охране природы. | Иметь элементарные представления об охране природы. | Беседа. Практическое занятие. | Словесные наглядные практические |
24 | За что люблю тебя, Югра. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Воспитание любви к Родине. | Иметь элементарные представления о своем округе-Югре. | Беседа. | Словесные наглядные практические |
25 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение уровня усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические |
26 | Беседы о профессиях. Строительные специальности. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Ознакомление с миром профессий. | Иметь элементарные представления о многообразии профессий. | Беседа. | Словесные наглядные практические |
27 | Труд в нашей жизни. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Расширение представлений воспитанников о значении труда в жизни общества. | Иметь элементарные представления о значении труда в жизни общества. | Беседа. | Словесные наглядные практические |
28 | Кулинарный поединок. | 1. Беседа. 2. Просмотр презентации. 3. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. | 1 | | Воспитание любви к труду на основе знакомства со способами приготовления пищи. | Иметь элементарные представления о способах приготовления пищи. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
29 | Подари книге вторую жизнь. | 1. Распределение обязанностей. 2. Ремонт книг в библиотеке. 3. Подведение итогов деятельности. | 1 | | Формирование навыков бережного обращения с книгой. | Владеть навыками бережного обращения с книгой под руководством воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
30 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение уровня усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические |
31 | Быть гражданином. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Работа по картинкам. | 1 | | Формирование знания о гражданине, как лице, живущем в государстве, пользующемся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. | Иметь элементарные представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. | Беседа. Практическое занятие. | Словесные наглядные практические. |
32 | Государственная символика РФ. | 1. Беседа. 2. Показ слайдов. 3. Прослушивание и разучивание слов гимна РФ. | 1 | | Расширение знаний о понятиях «гимн», «герб», «флаг». | Иметь элементарные представления об устройстве и символах (флаг, герб, гимн) нашего государства. | Беседа. Практическое занятие. | Словесные наглядные практические |
33 | Подвигу народа жить в веках. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Подведение итогов. | 1 | | Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине. | Иметь элементарные представления об истории России. | Беседа. | Словесные наглядные практические |
34 | Права, свободы и обязанности человека и гражданина. | 1. Просмотр презентации. 2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации. 3. Подведение итогов. | 1 | | Формирование правовых знаний. | Иметь элементарные представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. | Беседа. | Словесные наглядные практические |
35 | Диагностика усвоения программного материала. | 1.Беседа. 2.Тестирование. 3.Подведение итогов. | 1 | | Определение уровня усвоения программного материала. | Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя. | Практическое занятие. | Словесные наглядные практические |