СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников с ОВЗ 7-8 классов на 2019-2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа гражданско-патриотического воспитания  разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 7б-8б класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников с ОВЗ 7-8 классов на 2019-2020 учебный год»

Приложение

к АОП по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание

для воспитанников 7б-8б классов

на 2019/2020 учебный год, утвержденной приказом от 28.08.2019 №246-од


казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»




СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по воспитательной работе КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

___________________ Д.Ш. Шидиева 27.08.2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б-8б классов)

на 2019/2020 учебный год











Составитель: Калабина Т.С., воспитатель








Леуши, 2019

Рабочая программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б-8б классов) на 2019/2020 учебный год составлена на основе Адаптированной программы по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б-8б классов) на 2019/2020 учебный год, утвержденной приказом от 28.08.2019 №246-од.

































Рассмотрена на заседании методического объединения воспитателей

протокол № 1 от 26.08.2019 г.

Руководитель методического объединения ____________________ Л.А. Болдырева

(подпись) (И.О.Ф.)





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основной задачей школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья становится оказание помощи воспитанникам успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного человека. Введение в обучение и воспитание школы-интерната блока гражданско-патриотического воспитания необходимо для сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, необходимости в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Работа по патриотическому воспитанию в школе–интернате для обучающихся с ОВЗ направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.

Цель программы: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

1. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

2. Оказывать содействие по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

3. Формировать у детей любовь к своей «малой» Родине, родному краю, уважение к её замечательным людям.

4. Формировать у воспитанников с ОВЗ активную жизненную позицию посредством отрицательного отношения к вредным привычкам.

5. Содействовать формированию элементарного понимания у воспитанников с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Реализация Программы призвана способствовать:

- развитию целостной системы патриотического, гражданского воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, родного города и района;

- воспитанию у воспитанников любви к своей «малой» Родине, родному краю, уважения к её замечательным людям;

- формированию ответственного понимания обучающихся с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

- созданию благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.

Содержание программы составлено по каждому занятию для 7б – 8б классов, 5 учебных часов в неделю. Объем программы составляет 35 часов в год и может быть уменьшен в зависимости от календарного графика. Для каждого воспитательного занятия определены цели по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.

Распределение внеклассных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:

7б – 8б классы


Четверть


Количество часов


Количество часов диагностики усвоения программного материала (из общего количества часов)


I

5

1

II

10

2

III

10

2

IV

10

2

Год

35

7

Итого

35 часов



ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

К концу года дети должны:

- иметь элементарные представления о названии страны, столицы, государственных символах России, обычаях и традициях народов Югры;

- понимать значение и происхождение символики РФ и ХМАО – Югры, значение терминов - патриотизм, патриот, подвиг, любовь к Родине, родственные отношения;

- выполнять обязанности гражданина, прописанные в Конституции РФ, под руководством воспитателя.


Тематическое планирование (35 часов)


п/п


Тема


Кол-во часов


Краткое содержание темы


Обязательный минимум ЗУН


Примечание

I.

Введение.

2

Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин».

Диагностика ЗУН на начало года.

Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя.


II.

Семья и семейные ценности.

5

Я и моя семья. Генеалогическое дерево моей семьи. Отношения в семье. Члены семьи и их обязанности. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях.

Иметь элементарные представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений.


III.

Все мы разные, но все мы вместе.

6

Азбука общения. Компания и Я. Дружба – одна на всех. Моя роль в коллективе. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Диагностика усвоения программного материала.

Владеть навыками доброжелательного общения с окружающими под руководством воспитателя.

Владеть коммуникативными навыками поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций под руководством воспитателя.


IV.

Малая Родина.

6

Мое село родное! Моё село на территории Югры. Моё село – моя малая Родина. Профессии людей села. Обычаи и традиции нашего села. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о своей малой Родине.

Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под контролем воспитателя.


V.

Мой край родной – моя Югра.

6

Родная Югра. Бесценный край – моя Югра. Природа Югры моя гордость. Животные моего края. За что люблю тебя, Югра. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о своем округе – Югре.

Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под контролем воспитателя.


VI.

Слава рукам золотым!

5

Беседы о профессиях. Строительные специальности. Труд в нашей жизни. Кулинарный поединок. Подари книге вторую жизнь. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о значении труда в жизни общества.

Владеть навыками бережного обращения с книгой под контролем воспитателя.


VII.

Я - человек, патриот, гражданин.

5

Быть гражданином. Государственная символика РФ. Подвигу народа жить в веках. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления об устройстве нашего государства, о символах Российского государства – флаг, герб, гимн.

Иметь элементарные представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.





















Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 7б – 8б классах

(35 часов в год)


п\п

Тема занятия






Содержание деятельности

Количество часов

Дата

Цель

Основные образовательные умения и навыки


Форма проведения


Методы работы

1

Вводное занятие «Я – человек, патриот, гражданин».

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3.Работа по картинкам.

1


Актуализация имеющихся знаний.

Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя.

Беседа.

Словесные, наглядные, практические

2

Диагностика ЗУН на начало года.

1.Беседа.

2.Тестирование.

3.Подведение итогов.

1


Определение уровня знаний воспитанников.

Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя.

Практическое занятие.

Словесные наглядные, практические

3

Я и моя семья.

1.Просмотр слайдов.

2.Беседа.

3.Ответы на вопросы.


1


Расширение знаний о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях.

Беседа с использованием картинок, слайдов.

Словесные, наглядные, практические.

4

Генеалогическое дерево моей семьи.

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3.Работа по картинкам.

1


Формирование представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений.

Иметь элементарные представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений.

Беседа.

Словесные, наглядные, практические.

5

Отношения в семье.

1.Просмотр слайдов.

2.Беседа.

3.Ответы на вопросы.


1


Формирование навыков доброжелательного общения с родными и близкими.

Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях.

Беседа.

Словесные, наглядные, практические

6

Члены семьи и их обязанности.

1.Просмотр презентации.

2.Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3.Работа по картинкам.

1


Формирование знаний о своих правах и обязанностях; воспитание чувства уважения к родным и близким.

Иметь элементарные представления об обязанностях каждого члена семьи.

Беседа с использованием картинок, слайдов.

Словесные, наглядные, практические.

7

Диагностика усвоения программного материала.

1.Беседа.

2.Тестирование.

3.Подведение итогов.

1


Определение уровня усвоения программного материала.

Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя.

Практическое занятие.

Словесные наглядные практические.

8

Азбука общения.

1. Беседа.

2. Игровые ситуации.

3. Обсуждение.

1


Формирование навыков доброжелательного общения с окружающими посредством знакомства с правилами этикета.

Владеть навыками доброжелательного общения с окружающими под контролем воспитателя.

Практическое занятие.

Словесные, сюжетно-ролевая игра, практические.

9

Компания и Я.

1. Беседа.

2. Игровые ситуации.

3. Обсуждение.

1


Формирование коммуникативных навыков поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Владеть коммуникативными навыками поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Практическое занятие.

Словесные, сюжетно-ролевая игра, практические.

10

Дружба – одна на всех.

1. Беседа.

2. Просмотр презентации.

3. Игра «Хорошо-плохо».

1


Формирование нравственных качеств, воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Владеть навыками доброжелательного общения с окружающими под руководством воспитателя.

Беседа с использованием слайдов

Словесные наглядные практические.

11

Моя роль в коллективе.

1. Беседа.

2. Игровые ситуации.

3. Обсуждение.

1


Формирование нравственных качеств, воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Знать элементарные нормы поведения и этикета в целом. Уметь общаться со сверстниками под руководством воспитателя.

Практическое занятие.

Словесные, сюжетно-ролевая игра, практические.

12

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.


1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Воспитание культуры общения друг с другом.

Уметь отмечать положительные черты в окружающих людях, быть вежливыми в общении с взрослыми под руководством воспитателя.

Беседа с использованием слайдов

Словесные наглядные практические.

13

Диагностика усвоения программного материала.

1.Беседа.

2.Тестирование.

3.Подведение итогов.


1


Определение уровня усвоения программного материала.

Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя.


Практическое занятие.

Словесные наглядные практические.

14

Мое село родное!

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Подведение итогов.

1


Содействие расширению знаний о Родине большой и малой.

Иметь элементарные представления о своей малой Родине.

Беседа с использованием слайдов

Словесные наглядные практические.

15

Моё село на территории Югры.


1. Беседа.

2. Работа с картой ХМАО.

3. Подведение итогов.

1


Содействие расширению знаний о территориальном положении села на территории Югры.

Иметь элементарные представления о территориальном положении села.

Беседа с использованием карты.

Словесные наглядные практические

16

Моё село – моя малая Родина.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Подведение итогов.

1


Содействие расширению знаний о Родине через осознание сопричастности к истории своего села.

Иметь элементарные представления об истории своей малой Родины.

Беседа с использованием слайдов

Словесные наглядные практические.

17

Профессии людей села.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Подведение итогов.

1


Знакомство с профессиями людей, проживающих в селе.

Иметь элементарные представления о профессиях людей, проживающих в селе.

Беседа с использованием слайдов

Словесные наглядные практические.

18

Обычаи и традиции нашего села.

1. Просмотр слайдов.

2. Беседа.

3. Ответы на вопросы.

1


Знакомство детей с обычаями и традициями родного села.

Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под руководством воспитателя.

Беседа.

Словесные наглядные практические.

19

Диагностика усвоения программного материала.

1.Беседа.

2.Тестирование.

3.Подведение итогов.

1


Определение уровня усвоения программного материала.

Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя.

Практическое занятие.

Словесные наглядные практические

20

Родная Югра.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Знакомство с традициями, достопримечательностями, памятниками родного края.

Иметь элементарные представления о традициях, достопримечательностях, памятниках родного края.

Практическое занятие.

Словесные наглядные практические.

21

Бесценный край – моя Югра.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Воспитание любви к Родине.

Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под руководством воспитателя.

Беседа. Практическое занятие.

Словесные наглядные практические.

22

Природа Югры – моя гордость.

1. Просмотр слайдов.

2. Беседа.

3. Работа по картинкам.

1


Формирование знаний по охране природы.

Иметь элементарные представления об охране природы.

Беседа. Практическое занятие.

Словесные наглядные практические

23

Животные моего края.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Формирование знаний по охране природы.

Иметь элементарные представления об охране природы.

Беседа. Практическое занятие.

Словесные наглядные практические

24

За что люблю тебя, Югра.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Воспитание любви к Родине.

Иметь элементарные представления о своем округе-Югре.

Беседа.

Словесные наглядные практические

25

Диагностика усвоения программного материала.

1.Беседа.

2.Тестирование.

3.Подведение итогов.


1


Определение уровня усвоения программного материала.

Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя.

Практическое занятие.

Словесные наглядные практические

26

Беседы о профессиях. Строительные специальности.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Ознакомление с миром профессий.

Иметь элементарные представления о многообразии профессий.

Беседа.

Словесные наглядные практические

27

Труд в нашей жизни.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Расширение представлений воспитанников о значении труда в жизни общества.

Иметь элементарные представления о значении труда в жизни общества.

Беседа.

Словесные наглядные практические

28

Кулинарный поединок.

1. Беседа.

2. Просмотр презентации.

3. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.


1


Воспитание любви к труду на основе знакомства со способами приготовления пищи.

Иметь элементарные представления о способах приготовления пищи.

Практическое занятие.

Словесные наглядные практические.

29

Подари книге вторую жизнь.

1. Распределение обязанностей.

2. Ремонт книг в библиотеке.

3. Подведение итогов деятельности.

1


Формирование навыков бережного обращения с книгой.

Владеть навыками бережного обращения с книгой под руководством воспитателя.

Практическое занятие.

Словесные наглядные практические.

30

Диагностика усвоения программного материала.

1.Беседа.

2.Тестирование.

3.Подведение итогов.


1


Определение уровня усвоения программного материала.

Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя.


Практическое занятие.

Словесные наглядные практические

31

Быть гражданином.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Работа по картинкам.

1


Формирование знания о гражданине, как лице, живущем в государстве, пользующемся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Иметь элементарные представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

Беседа. Практическое занятие.

Словесные наглядные практические.

32

Государственная символика РФ.

1. Беседа.

2. Показ слайдов.

3. Прослушивание и разучивание слов гимна РФ.

1


Расширение знаний о понятиях «гимн», «герб», «флаг».

Иметь элементарные представления об устройстве и символах (флаг, герб, гимн) нашего государства.

Беседа. Практическое занятие.

Словесные наглядные практические

33

Подвигу народа жить в веках.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Подведение итогов.

1


Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине.

Иметь элементарные представления об истории России.

Беседа.

Словесные наглядные практические

34

Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

1. Просмотр презентации.

2. Ответы на вопросы по просмотренной презентации.

3. Подведение итогов.

1


Формирование правовых знаний.

Иметь элементарные представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

Беседа.

Словесные наглядные практические

35

Диагностика усвоения программного материала.

1.Беседа.

2.Тестирование.

3.Подведение итогов.


1


Определение уровня усвоения программного материала.

Владеть элементарными навыками общения с помощью воспитателя.


Практическое занятие.

Словесные наглядные практические





Учебно-методический комплекс


Воспитательная программа

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Адаптированная программа по воспитательному блоку «Гражданско-патриотическое воспитание» для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б – 8б классов) на 2019/2020 учебный год, составитель: воспитатель Т.С. Калабина,

с. Леуши, 2019 г.



1. Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход. Воспитание школьников. — 2010 -№ 1. –31с.

2. Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015.

3. Поговорим о воспитанности.­ – Петрозаводск, 1991.

4. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Просвещение, 2000.

5. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида. Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37

- Дидактические игры.

-Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ

- Физкультминутки

- Игровые упражнения

- Психологические тренинги

- Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

- Презентации.

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23.

2. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. Соч.: в 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1974. Т. 2. — с 160.

4. Черкасова П. А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №2.