МБОУ «Шеровичская школа»
«Рассмотрено» на заседании педсовета Протокол №___________ от «___» ___________2019 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Шеровичская школа» от «___»__________2019 | «Утверждаю» Директор МБОУ «Шеровичская школа» от «___» __________2019 |
Рабочая программа
по предмету:
Всеобщая история. История нового времени
для 9 класса
Разработал:
учитель истории
Макаренков С.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Нового времени» для 9класса составлена на основе:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
Приказ Минобрнауки РФ ОТ 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1577 ( п. п. 11.1,11.2; п.11.3(п 4), п. 18.3.1).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345».
Цель курса:
Продолжить образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
Задачи данной программы:
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирном историческом процессе;
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми народами, в духе демократических ценностей современного общества;
Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи взаимообусловленности;
Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Учебный план МБОУ «Шеровичская школа» в 2019-20 учебном году выделяет на изучение истории в 9 классе 105 часов( 3 часа в неделю)
Курс «Новая история» для 9 класса охватывает период XIX –нач. XX вв. Курс является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 7,8 классах. Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 35 часов. В связи с переходом на линейную систему программа ориентирована на УМК:
Всеобщая история. История Нового времени. XIX век. 8 класс / Н. В. Загладин. - М.: ООО «ТИД Русское слово», 2014
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
освоение гуманистических ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих за рубежом и в России;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучению и познанию;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных мировых традициях и народов России);
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и др.
Метапредметными результатами освоения предмета обучающимися являются:
способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
Планируемые предметные результаты освоения всеобщей истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития государств мира в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «республика», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «со- циализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие государств в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать государства в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие государств в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории при составлении описаний исторических и культурных памятников, объектов культурно-исторического наследия.
Содержание предмета:Всеобщая история.
Страны Европы и Америки в первой половине XIX века.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815 – 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция – от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны.
Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
США во второй половине XIX века: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и юг. Гражданская война.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX века.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в XIX веке.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Такугавы, преобразования эпохи Мейдзи.
Война за независимость в Латинской Америке.
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступления. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время.
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX веке.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX веке.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за предел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Мир в 1900 – 1914 гг.
Страны Европы и США в 1900 – 1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900 – 1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем
освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции в странах Азии. Мексиканская революция 1910 – 1917 гг. Руководители освободительной борьбы.
Учебно – тематическое планирование. 35 часов
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов |
| Введение | 1 |
1. | Наполеон и его империя | 6 |
2. | Становление национальных государств в Европе | 4 |
3. | Европа на пути промышленного развития | 4 |
4. | Ведущие страны мира во второй половине 19 века | 5 |
5. | Восток в орбите влияния Запада | 7 |
| Мир в начале 20 века | 2 |
7. | Наука, культура и искусство в 19-начале 20 вв. | 4 |
8 | Итоговое повторение | 2 |
Календарно-тематическое планирование по новой истории.
9 класс
№ П\П | Тема раздела, урока | Кол. часов | Дата план | Дата фак |
1 | Введение. Европа в начале XIX в. | 1 | | |
| Раздел 1. Наполеон и его империя (6 часов) | 6 | | |
2 | Империя Наполеона I. | 1 | | |
3 | Борьба народов Европы против Французской империи | 1 | | |
4 | Поход в Россию и крушение Французской империи. | 1 | | |
5 | Священный союз и революционные движения в Европе в 1820-1830-е гг. | 1 | | |
6 | Победа Освободительного движения в Латинской Америке | 1 | | |
7 | Урок повторения и обобщения материала | 1 | | |
| Раздел 2. Становление национальных государств в Европе (4 часа). | | | |
8 | Национальные революции 1848-1849 гг. в Европе | 1 | | |
9 | Становление национальных государств в Италии и Германии. | 1 | | |
10 | Франко-германская война и Парижская коммуна. | 1 | | |
11 | Урок повторения и обобщения | 1 | | |
| Раздел 3. Европа на пути промышленного развития (4часа). | | | |
12 | Рост промышленного производства, рабочее движение в Европе в 1-й пол 19 века. | 1 | | |
13 | Индустриальные страны во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. | 1 | | |
14 | Общественная мысль Европы в 19 веке. | 1 | | |
15 | Урок повторения и обобщения материала | 1 | | |
| Раздел 4. Ведущие страны мира во второй половине 19 века (5 часов). | | | |
16 | Великобритания и ее доминионы | 1 | | |
17 | Гражданская война в США (1861-1865 гг.) | 1 | | |
18 | Страны Западной и Центральной Европы. | 1 | | |
19 | Япония на пути модернизации. | 1 | | |
20 | Урок повторения и обобщения | 1 | | |
| Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада ( 7 часов). | | | |
21 | Индия под властью Британской империи. | 1 | | |
22 | «Опиумные войны» Закабаление Китая иностранными державами. | 1 | | |
23 | Османская империя и Персия в 19-начале 20 вв. | 1 | | |
24 | Завершение колониального раздела мира. | 1 | | |
25 | Колониализм: последствия для метрополий и колоний. | 1 | | |
26 | Латинская Америка к началу 20 века | 1 | | |
27 | Урок повторения и обобщения | 1 | | |
| Мир в начале 20 века. | 2 | | |
28- 29 | Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже 19-20 веков. | 2 | | |
| Наука, культура и искусство в 19-начале 20 века. | 4 | | |
30- 31 | Технический прогресс и развитие научной картины мира | 2 | | |
32 | Культурное наследие19- ачала 20 века. | 1 | | |
33 | Урок повторения и обобщения. | 1 | | |
34- 35 | Итоговое повторение | 2 | | |