СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по всеобщей истории для 6,7,9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по всеобщей истории для учащихся 6, 7 и 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по всеобщей истории для 6,7,9 классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьева/

« » ________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2018г.

№ ___








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ


6-7 , 9 КЛАСС





 

Двораковской Анны Сергеевны



РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла

Протокол № _1_ «29» августа 2018г.

Руководитель ШМО _________/О.И. Трушина/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № _1_ «30» августа 2018г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № _1_ «31» августа 2018г.







с. Пригорское,

2018/2019 учебный год

Данная рабочая программа по всеобщей истории ориентирована на учащихся 6-7, 9 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

  • федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

  • примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  • Устава МБОУ Пригорской СШ;

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);

  • учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

  • календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.


Рабочая программа по всеобщей истории для 6 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:

  • Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы:/ А.А.Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.

  • Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Е. В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2015.

  • Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс/ Е. Н. Сорокина.– М.: ВАКО, 2017.

  • Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2017




Рабочая программа по всеобщей истории для 7 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:

  • Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы:/ А.А.Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.; авторская программа А Я. Юдовская, Л.М. Ванюшина, «Новая история. 1500- 1800».

  • Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.

  • Юдовская А. Я., Ванюшина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: рабочая тетрадь в двух частях/ А. Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2015.

  • Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 класс: Пособие для учителя/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2013.

  • Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800 гг. 7 класс/ К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2014.

Рабочая программа по всеобщей истории для 9 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:

  • Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы:/ А.А.Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.; авторская программа А Я. Юдовская, Л.М. Ванюшина, «Новая история. 1800- 1913».

  • Сороко – Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.

  • Сороко – Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: рабочая тетрадь в двух частях/О.С. Сороко - Цюпа, А.О. Сороко - Цюпа. - М.: Просвещение, 2016.

  • Методические рекомендации. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: Пособие для учителя/ А.О. Сороко – Цюпа, О.Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2016.

  • Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс/ К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2016.


Учебный предмет «Всеобщая история» входит в предметную область «Общественно-научных предметов.

Всеобщая история изучается с 5 по 9 класс на уровне основного общего образования за счет часов основной части учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

На изучение всеобщей истории отводится в 6 классе – 28 часов, в 7 классе - 26 часов, в 9 классе – 34 часа (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).

Срок реализации настоящей программы один год.








I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного, дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;.

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

2) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

3) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

4) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

Ученики научатся:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

Ученики получат возможность:

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям;

  • показывать на исторической карте местоположение государств;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;

  • определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям.


Оценка планируемых результатов

    Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»);

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения зада­ний базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учеб­ного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получе­ние 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.


Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по всеобщей истории.

% выполнения

0-39

40-59


60-79

80-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»




II. Содержание учебного предмета

История Средних веков 6 класс



п/п


Наименование раздела


Количество часов

всего

Контрольные работы

(контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и тд.)

1

Введение

1

-

2

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI вв.)

4

-

3

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2

-

4

Тема 3. Арабы в VI – XI вв.

1

-

5

Тема 4. Феодалы и крестьяне

2

1

6

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

-

7

Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы

2

-

8

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.)

6

1

9

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.

2

-

10

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

3

-

11

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

-

12

Итоговое повторение «Наследие Средних веков в истории человечества»

1

1

ИТОГО

28

3


Всеобщая история 6 класс. История Средних веков. (28ч.)

Введение (1ч).

Живое Средневековье (1ч). Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VIXI вв.) (4ч).

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VIVIII вв. (1ч). Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Меровинги - «ленивые короли». Карл Мартелл. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий.

Возникновение и распад империи Карла Великого (1ч). Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IXXI веках (1ч). Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет - новый избранный король. Владения короля - его домен. Германия в IX-XI вв.

Англия в раннее Средневековье (1ч). Англия в IX-XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи - первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VIXI вв. (2 ч)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии (1ч). Образование Восточной Римской империи – Византии - Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь - столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Император- правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.  Византия - наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Крестово-купольный тип храма - храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств (1ч). Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Образование государства у южных славян - Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава - государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси - государства восточных славян. Чехия и Польша.

Тема 3. Арабы в VIXI вв. (1 ч)

Возникновение ислама. Арабский ха­лифат и его распад. Культура стран халифа­та (1 ч). Аравия - родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Мекка - центр торговли. Мухаммед - проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах- Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран - священная книга ислама. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат - государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык - «латынь Востока». Образование - инструмент карьеры. Медресе - высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура- вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания - мост между арабской и европейской культурами.

Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

Средневеко­вая деревня и ее обитатели (1 ч). Земля - феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.

Самостоятельная работа на тему «Византийская империя. Арабы. Феодальные отношения». В рыцарском замке (1 ч). Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок - жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести - рыцарская культура.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни (1ч). Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город - поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город – центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе – носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Торговля в Средние века (1ч). Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки – общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Тема 6. Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы (2 ч)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики (1ч). Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви, её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы (1 ч). Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Садах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и ее восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.) (6ч)

Как происходило объединение Франции (1ч). Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Франция — централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают нача­лом своих свобод (1ч). Король Англии - Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей - конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент - сословное собрание.

Столетняя война (1ч). Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII - новый король Франции. Город Орлеан - трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна Д’Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны Д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии (1ч). Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1ч). Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Проверочная работа на тему «Образование централизованных государств в Западной Европе». Государства, оставшиеся раздробленным: Германия, Италия в XII - XV веках (1ч).

Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I - император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна - средневековая городская республика, борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIVXV вв. (2 ч)

Гуситское движение в Чехии (1ч). Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус - критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии: папы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками - османами Бал­канского по­луострова (1ч). Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь - первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул - столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (3 ч)

Образование и философия. Средневековая литература (1ч). Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский - философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою - королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.

Средневековое искусство. Культура Ран­него Возрож­дения в Италии (1ч). Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Культура Западной Европы в Средние века». Науч­ные открытия и изобретения (1ч). От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (1ч). Китай: империя Тан - единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки (1ч). Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки, и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Культурные достижения инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Итоговое повторение «Наследие Средних веков в истории человечества» (1 ч)

Промежуточная аттестация. Тест (1ч).


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500-1800. 7 класс (26 ч)

п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

1.

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.

Возрождение. Реформация

18

1

2.

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения

(борьба за первенство в Европе и колониях)

6

-

3.

Итоговое повторение

2

1

ИТОГО

26

2


Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.

Возрождение. Реформация (18 ч)

Введение. От Средневековья к Новому времени (1ч). Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени.

Технические открытия и выход к Мировому океану (1 ч). Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время — эпоха великих изменений. Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия (1 ч). Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. (1ч). Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество в подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля.

Абсолютизм в Европе (1ч). Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик ХIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику (1 ч). Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки в биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.

Европейское общество в раннее Новое время (1ч). Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.

Повседневная жизнь (1 ч). Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Великие гуманисты Европы (1 ч). От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Мир художественной культуры Возрождения (2ч). Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени.Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобретательном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование своей, гуманистической культуры и вклад в её развитие — Леонардо да Винчи. Микеланджело Буонарроти, Рафаэлъ Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.

Возрождение новой европейской науки (1 ч). Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Начало Реформации в Европе (1ч). Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической Церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия — родина Реформации церкви.

Обновление христианства (1 ч). Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация (1 ч). Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов его создатель — Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море (1 ч). Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции (1 ч). Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Тест по теме «Реформация» (1ч).


Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения

(борьба за первенство в Европе и колониях) (6 ч)

Освободительная война в Нидерландах (1ч). «Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в ХУI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение.

Рождение республики Соединенных провинций. Тест по теме: «Реформация» (1 ч). Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.

Парламент против короля. Революция в Англии (1ч). Англия первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины Революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента Начало революции. Созыв долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия республика.

Путь к парламентской монархии (1ч).

Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» I688 г. и рождение парламентской монархии. «НаЬеаs согрus асt» - закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

Международные отношения в XVI-XVIII вв. (1 ч). Причины международных конфликтов в Европе в ХУI— ХУIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в ХVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.


Итоговое повторение (2 ч).

Итоговое повторение по теме «От Средневековья к Новому времени» (1ч). Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.

Промежуточная аттестация. Тест (1 ч).





ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.9 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

1.

Введение

1

-

2.

Раздел I. Новейшая история. Первая половина ХХ в.

16

2

3.

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало ХХI в.

16

-

4.

Итоговое повторение

1

1

ИТОГО

34

3


Введение (1 ч).

Введение. Новейшая история: понятие и периодизация (1 ч). Новейшая история – период двух эпох: 1890 – 1960 гг. и 1970 – е гг. – настоящее время. Модернизация.

Раздел I. Новейшая история. Первая половина ХХ в. (16 ч).

Индустриальное общество в начале ХХ в. (1 ч). Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно – технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Социальный реформизм в начале века. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия.

Политическое развитие в начале ХХ в. (1 ч). Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеобщее избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия.

«Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны (1 ч). «Новый империализм». Азия. Африка. Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно – политических союзов. Франко – русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо – русская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты.

Первая мировая война 1914 – 1918 гг. (1 ч). Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны.

Версальско – Вашингтонская система. Проверочная работа «Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная» (1 ч). Парижская мирная конференция. Лига Наций. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.

Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920 – е гг. США и страны Европы (1 ч). Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии в 1918 – 1919 гг. Распад Автро – Венгерской империи. Образование Чехословакии, Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восстановления в 1920 – х гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920 – е гг. США и страны Европы в 1920 – е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесс. Первое лейбористское правительство. Франция в 1920 – е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Пути выхода (1 ч). Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально – демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта (1 ч). Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Массовые социальные движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США.

Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция (1 ч). Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта.

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания (1 ч). Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика.

Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936—1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма.

Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. (1 ч). Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911—1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Гражданская война 1928—1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в XX в. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция.

Культура и искусство первой половины XX в. (1 ч). Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Литература.

Международные отношения в 1930-е гг. (1 ч). Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин — Рим — Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.

Вторая мировая война. 1939—1945 гг. (2 ч). Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления.

Завершающий период Второй мировой войны. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.

Урок обобщения «Новейшая история I пол. ХХ в. Итоги Второй мировой войны». Тест (1 ч). Обобщение темы курса «Новейшая история I пол. ХХ в.Вторая мировая война».

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало ХХI в. (16 ч).

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» (1 ч). Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945— 1970 гг. (1 ч). Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества (1 ч). Экономические кризисы 1970—1980-х гг. Научно- техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество.

Политическое развитие (1 ч). Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств.

Гражданское общество. Социальные движения (1 ч). Гражданское общество на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Бурные 1960-е годы. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.

Соединённые Штаты Америки (1 ч). Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш - старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика.

Великобритания (1 ч). Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Великобритании.

Франция (1 ч). Временный режим (1944—1946). Четвёртая республика (1946—1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика.

Италия (1 ч). Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони.

Германия: раскол и объединение (1 ч). Оккупационный режим в Германии (1945—1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция». Объединённая Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2007 гг. (1 ч). Становление тоталитарного социализма и его кризис. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989—1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI в. (1 ч). Национал-реформизм и модернизация. Латинская Америка в 1970—2000 гг. Поворот к неоконсерватизму.

Страны Азии и Африки в современном мире (1 ч). Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. «Арабская весна». Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946—1949 гг. Выбор пути развития. Попытка реализации маоистской утопии. Культурная революция. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.

Международные отношения (1 ч). Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960—1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.

Культура второй половины XX — начала XXI в. (1 ч). Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия становления единого информационного пространства.

Глобализация в конце XX — начале XXI в. (1 ч). Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.



Итоговое повторение (1 ч).

Промежуточная аттестация. Доклад (1 ч). Обобщающее повторение курса XX – начало ХХI в. Глобальные проблемы современности. Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.



Календарно - тематическое планирование

по всеобщей истории. Истории Средних веков в 6 классе. (28ч).


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 28 часов.

По 2,5 часа в неделю (совместно с курсом по истории России). Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов;

II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов;

IV четверть ____ часов.

Количество контрольных работ – 3.



п/п


Содержание учебного материала

Дата по плану


Изменения

Введение (1ч)

1

Живое Средневековье



Тема 1. Становление средневековой Европы (VIXI вв.) (4ч)

2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI – VIII вв.



3

Возникновение и распад империи Карла Великого



4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках



5

Англия в раннее Средневековье (1ч)



Тема 2. Византийская империя и славяне в VIXI вв. (2 ч)

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии



7

Образование славянских государств



Тема 3. Арабы в VIXI вв. (1 ч)

8

Возникновение ислама. Арабский ха­лифат и его распад. Культура стран халифа­та



Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

9

Средневеко­вая деревня и ее обитатели



10

Самостоятельная работа на тему «Византийская империя. Арабы. Феодальные отношения».

В рыцарском замке



Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни



12

Торговля в Средние века



Тема 6. Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы (2 ч)

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики



14

Крестовые походы



Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.) (6ч)

15

Как происходило объединение Франции



16

Что англичане считают нача­лом своих свобод



17

Столетняя война



18

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии



19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове



20

Проверочная работа на тему «Образование централизованных государств в Западной Европе». Государства, оставшиеся раздробленным: Германия, Италия в XII - XV веках



Тема 8. Славянские государства и Византия в XIVXV вв. (2 ч)

21

Гуситское движение в Чехии



22

Завоевание турками - османами Бал­канского по­луострова



Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (3 ч)

23

Образование и философия. Средневековая литература



24

Средневековое искусство. Культура Ран­него Возрож­дения в Италии



25

Науч­ные открытия и изобретения



Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония



27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки



Итоговое повторение «Наследие Средних веков в истории человечества» (1ч)

28

Промежуточная аттестация. Тест



























Календарно - тематическое планирование

по всеобщей истории в 7 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 26 часов.

По 2, 5 часа в неделю (совместно с курсом по истории России). Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов;

II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов;

IV четверть ____ часов.

Контрольные работы, тестирование __4__ часов.


п/п

Тема урока

Дата проведения урока

План

Изменения

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.

Возрождение. Реформация (12 ч)

1.

Введение. От Средневековья к Новому времени.



2.

Технические открытия и выход к Мировому океану.



3.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия



4.

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.



5.

Абсолютизм в Европе.



6.

Дух предпринимательства преобразует экономику



7.

Европейское общество в раннее Новое время.



8.

Повседневная жизнь.



9.

Великие гуманисты Европы



10.

Мир художественной культуры Возрождения



11.

Мир художественной культуры Возрождения



12.

Возрождение новой европейской науки



13.

Начало Реформации в Европе.



14.

Обновление христианства.



15.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация



16.

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.



17.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции



18.

Тест по теме «Реформация»



Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения

(борьба за первенство в Европе и колониях) (6 ч)

19.

Освободительная война в Нидерландах.



20.

Рождение республики Соединенных провинций.



21.

Парламент против короля. Революция в Англии.



22.

Путь к парламентской монархии.



23.

Власть у парламента. Тори и виги.



24.

Международные отношения в XVI-XVIII вв.



Итоговое повторение (2 ч)

25.

Итоговое повторение по теме «От Средневековья к Новому времени»



26.

Промежуточная аттестация. Тест.


















Календарно - тематическое планирование

по всеобщей истории в 9 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.

По 3,5 часа в неделю (совместно с курсом по истории России). Всего учебных недель 33.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов;

II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов;

IV четверть ____ часов.

Контрольные работы, тестирование __3__ часов.


п/п

Тема урока

Дата проведения урока

План

Изменения

Введение (1 ч.)

1.

Введение. Новейшая история: понятие и периодизация



Раздел I. Новейшая история. Первая половина ХХ в. (16 ч).

2.

Индустриальное общество в начале ХХ в.



3.

Политическое развитие в начале ХХ в.



4.

«Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны



5.

Первая мировая война 1914 – 1918 гг.



6.

Версальско – Вашингтонская система. Проверочная работа «Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная»



7.

Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920 – е гг. США и страны Европы



8.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Пути выхода



9.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта



10.

Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция



11.

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания



12.

Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в.



13.

Культура и искусство первой половины XX в..



14.

Международные отношения в 1930-е гг.



15.

Вторая мировая война. 1939—1945 гг.



16.

Вторая мировая война. 1939—1945 гг.



17.

Урок обобщения «Новейшая история I пол. ХХ в. Итоги Второй мировой войны». Тест.



Раздел II. Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало ХХI в. (16 ч).

18.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»



19.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945— 1970 гг.



20.

Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества.



21.

Политическое развитие



22.

Гражданское общество. Социальные движения



23.

Соединённые Штаты Америки



24.

Великобритания



25.

Франция



26.

Италия



27.

Германия: раскол и объединение



28.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2007 гг.



29.

Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI в.



30.

Страны Азии и Африки в современном мире



31.

Международные отношения



32.

Культура второй половины XX — начала XXI в.



33.

Глобализация в конце XX — начале XXI в.



Итоговое повторение (1 ч).

34.

Промежуточная аттестация. Доклад













ЛИТЕРАТУРА

  • Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы:/ А.А.Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.; авторская программа А Я. Юдовская, Л.М. Ванюшина, «Новая история. 1500- 1800».

  • Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Е. В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2015.

  • Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс/ Е. Н. Сорокина.– М.: ВАКО, 2017.

  • Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2017.

  • Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.

  • Юдовская А. Я., Ванюшина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: рабочая тетрадь в двух частях/ А. Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2015.

  • Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 класс: Пособие для учителя/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2013.

  • Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800 гг. 7 класс/ К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2014.

  • Сороко – Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.

  • Сороко – Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: рабочая тетрадь в двух частях/О.С. Сороко - Цюпа, А.О. Сороко - Цюпа. - М.: Просвещение, 2016.

  • Методические рекомендации. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: Пособие для учителя/ А.О. Сороко – Цюпа, О.Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2016.

  • Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс/ К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2016.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Д. Низолм. – М., 2001. Новое время. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. – М., 2007.

  • Поздняков В. А. Египет. История, культура, традиции, памятники / В. А. Поздняков. – М., 2011.

  • Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории. 1500–1800 / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. – М., 2003.

  • Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории. 1800–1913 / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. – М.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Сайты для учащихся:

http://www.fipi.ru – ФИПИ

Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru

Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru. Всемирная история: единое научно-образовательное пространство http://www.worldhist.ru

ХРОНОС — Всемирная история в Интернете http://www.hrono.r


Сайты для учителя:

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты".

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе»

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"