СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России для дистанционного обучения.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России для дистанционного обучения.»

12





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по «Всеобщей истории. Истории Росии» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе рабочих программ авторов УМК по Всеобщей истории В.И. Уколовой, В.А. Ведюшкина, Д.Ю. Бовыкина и др. «Всеобщая история. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «Сферы») и УМК по истории России А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е.Барыкина «История России. 6 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова), в соответствии с ФГОС ООО.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Задачи изучения истории:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Базовыми принципами исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход.

Методологическая основа преподавания курса истории основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпред-метных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.

Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.

Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения, традиции трудовой и предпринимательской культуры, благотворительности и меценатства.

Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения.

Одной из главных задач истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.

Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.

Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим являются экономические, внутриполитические или внешнеполитические факторы.

На изучение истории в 9 классе отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве

7) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

8) базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

9) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

10) способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

11) умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

12) умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

13) уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов;

14) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ РОССИИ



Российская империя в XIX – начале XX вв. Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.





Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Кризис империи в начале ХХ века

На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Региональный компонент. Наш регион в XIX в.



ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. (26 часа)

Новейшая история Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. (8 часов)

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (10 часов)

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии, Латинской Америки и Африки в ХIХ в. (4 часа)

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке. Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.


Развитие культуры в XIX в. ( 2 часа)

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в. ( 2 часа)

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.



СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ

9 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в.

Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны


Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Страны Азии в ХIХ в.

Война за независимость в Латинской Америке

Народы Африки в Новое время

Развитие культуры в XIX в.

Международные отношения в XIX в.

Мир в 1900—1914 гг.





IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX вв.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Отечественная война 1812 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Крепостнический социум. Деревня и город

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

«Народное самодержавие» Александра III

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Этнокультурный облик империи

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Кризис империи в начале ХХ века

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

Общество и власть после революции

«Серебряный век» российской культуры

Региональный компонент











КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (42 ЧАСОВ)



Тема урока

УУД

Кол-во часов

По плану

По факту

Тема. I. Россия в первой четверти XIX века (9часов)

1

Россия и мир на рубеже XVIII - XIX вв.

Европа на рубеже XVIII - XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII - XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический и строй

https://www.youtube.com/watch?v=pxV9BwJGnN4

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историчес­кую карту).

1



2

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского и их значение.

Император Александр I. Конституционные проекты

и планы политических реформ.

https://www.youtube.com/watch?v=_4yA1Cy9bq0


Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра в начале XIX в.Определять значение понятий. Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы. Приводить и обосновывать оценку деятельности российс­ких реформаторов начала XIX в.Объяснять значение понятий Государственный совет, ли­беральные проекты. Приводить и обосновывать оценку деятельности М.М. Сперанского.

1



3

Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

https://www.youtube.com/watch?v=cluxOwR25Co

Характеризовать основные цели внешней политики России в началеXIX в.Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в.Объяснять причины участия России в антифранцузских коа­лициях. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн с Швецией, Турцией, Ираном

1



4

Отечественная война 1812 г.Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны.

Вклад народов России в победу.

https://www.youtube.com/watch?v=VUmBu6f7Vm8

Рассказывать, используя исто­рическую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об од­ном из участников Отечествен­ной войны 1812 г. (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Отечественной вой­ны 1812 г. для российского об­щества.

1



5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 - 1825 гг.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия - великая мировая держава.

https://www.youtube.com/watch?v=9b2QF-kw-_s

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1815-1825 гг. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса. Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации

1



6

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 - 1825 гг.

Конституционные проекты и планы политических реформ. Проекты аграрных реформ.

https://www.youtube.com/watch?v=zgkTuwHMme8


Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры Александра I, возможные причины изменения внутриполитического курса. Давать характеристику личнос­ти и деятельности Александра I.

1



7

Национальная политика Александра I

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. - первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

https://www.youtube.com/watch?v=qGeHjnLbUPI

Определять характерные черты национальной политики Александра I. Раскрывать причины начала Кавказской войны.


1



8

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России.

https://www.youtube.com/watch?v=762xX7I1KWM

Характеризовать социально-экономическое развитие Рос­сии в первой четверти XIX в. (в том числе в сравнении с за­падноевропейскими странами). Использовать историческую карту для характеристики социально-экономического развития России.

1



9

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.

Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

https://www.youtube.com/watch?v=Us-BU3M6KM4

Раскрывать предпосылки и це­ли движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, срав­нивать их основные положе­ния, определяя общее и разли­чия.Составлять биографическую справку, сообщение об участни­ке декабристского движения (по выбору) на основе научно-популярной литературы. Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу». Раскрывать причины неудачи выступления декабристов. Определять и аргу­ментировать свое отношение к декабристам и оценку их деятельности. Излагать оценку движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к ним и оценку их деятельности.

1



Тема II. Россия во второй четверти XIX века (8 часов)

10

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

https://www.youtube.com/watch?v=TuUZ9ANFuqk

Рассказывать о преобразовани­ях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIXв. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий: ко­дификация законов, корпус жан­дармов. Давать характеристику (состав­лять исторический портрет) Николая I. Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, П. Д. Кисе­лева, А. Х. Бенкендорфа

1



11

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Изменения в социальной структуре российского общества.

Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.

Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

https://www.youtube.com/watch?v=D1F33jdT8nc

Характеризовать социально-экономическое развитие Рос­сии во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с за­падноевропейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, исполь­зуя историческую карту. Давать оценку деятельности Е.Ф. Канкрина

1



12

Общественное движение при Николае I

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30-50-х гг. XIX в.

https://www.youtube.com/watch?v=bXjfF5WWbok

Объяснять смысл понятий: за­падники, славянофилы, теория официальной народности, уто­пический социализм. Характеризовать основные по­ложения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западни­ков и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты.

1




13

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

https://www.youtube.com/watch?v=12LE0yFat3A

Рассказывать о положении на­родов Российской империи, на­циональной политике власти (с использованием материалов ис­тории края). Характеризовать особенности религиозной политики Николая I.

1





14

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817- 1864 гг.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос.

https://videouroki.net/video/15-vneshnyaya-politika-nikolaya-i-kavkazskaya-vojna-1817-1864-godov.html

Характеризовать основные на­правления внешней политики России во второй четверти XIX в.Рассказывать, используя исто­рическую карту, о военных кампаниях — войнах с Перси­ей и Турцией, Кавказской вой­не, характеризовать их итоги. Показывать на карте террито­риальный рост Российской им­перии в первой половине XIX в.

1



15

Крымская война 1853— 1856 гг.

Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=tObrJaS2QlI

Рассказывать, используя исто­рическую карту, об основных событиях войны 1853-1856 гг. Подготовить сообщение об од­ном из участников Крымской войны, защитников Севастополя (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Крымской войны для российского общества.

1



16

Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.

https://www.youtube.com/watch?v=druMuzl5tJ4

Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рас­сматриваемого периода. Подготовить сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. Характеризовать достижения отечественной культуры рас­сматриваемого периода. Составлять описание памятни­ков культуры первой половины XIX в. (в том числе находя­щихся в городе, крае), выявляя их художественные особеннос­ти и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчест­ве (по выбору).Проводить поиск информации о культуре края в рассматрива­емый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д.

1



17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия XIX в.»

https://lib.znate.ru/docs/index-114171.html

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументиро­вать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной исто­рии XIXв., давать оценку деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и миро­вой истории XIX в.

1



Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (8 часов)

18

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

https://www.youtube.com/watch?v=_CgVnPNlCek

Характеризовать предпосылки кардинальных изменений в Европе и России.


1



19

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Император Александр II и основные направления его внутренней политики.

https://www.youtube.com/watch?v=xD6KxbgKBjM

Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Определять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку

1



20

Реформы 1860 - 1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

https://www.youtube.com/watch?v=Kwvt53yOc8g

Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура. Характеризовать политическую деятельность М.Т. Лорис-Меликова. Приводить оценки характера и значенияреформ1860- 1870-х гг., излагаемые в учеб­ной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку.

1



21

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия.

Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

https://www.youtube.com/watch?v=Wiwm6B5LcPw

Характеризовать экономичес­кое развитие России в порефор­менные десятилетия на основе информации исторической кар­ты. Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства. Раскрывать, в чём заключа­лись изменения в социальной структуре российского общест­ва в последней трети XIX в. Рассказывать об экономическом состоянии России, положении основных слоев населения поре­форменной России, используя информацию учебника, доку­ментальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.).

1



22

Общественное движение при Александре II и политика правительства

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

https://www.youtube.com/watch?v=8smy_-yGpKo

Раскрывать существенные чер­ты идеологии консерватизма, либерализма, радикального об­щественного движения. Раскрывать существенные черты идеологии народничества. Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического дви­жения в 1870-1880-е гг. Давать характеристики участни­ков народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Излагать оценки значения народнического движения, высказывать свое отношение к нему.

1



23

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850 - 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

https://www.youtube.com/watch?v=KycXdWLUmRQ

Характеризовать особенности национальной политики Александра II. Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политики власти. Объяснять значения понятий: сепаратизм, антисемитизм. Давать оценку национальной политики самодержавия при Александре II.


1



24

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.

Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

https://videouroki.net/video/26-vneshnyaya-politika-aleksandra-ii-russko-tureckaya-vojna-1877-1878-godov.html

Характеризовать основные цели и направлении явнешней по­литики Александра II. Рассказывать, используя исто­рическую карту, о наиболее значительных военных кампа­ниях. Характеризовать отношение российского общества к освобо­дительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Показывать на карте террито­рии, включённые в состав Рос­сийской империи во второй по­ловине XIX в.

1



25

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху Великих реформ»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-na-temu-povtorenie-po-teme-rossiya-v-epohu-velikih-reform-3561326.html

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументиро­вать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной исто­рии в период правления Александра II , давать оценку деятелей «эпохи Великих реформ».

1



Тема IV. Россия в 1880-1890-е гг. (7 часов)

26

Александр III: особенности внутренней политики

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=wb9YL8tUcEk

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III. Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие. Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргумен­тировать свою оценку. Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III.

1



27

Перемены в экономике и социальном строе

Особенности экономического развития страны в 1880 - 1890-е гг.

Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

https://videouroki.net/video/28-peremeny-v-ehkonomike-i-socialnom-stroe.html

Давать общую характеристику экономической политики Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Сравнивать экономические программы Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятельность правительства Александра III в области экономики и внутренней политики. Рассказывать о положении ос­новных слоев российского об­щества в этот период, характе­ризовать его. Раскрывать, в чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоев населения поре­форменной России, используя информацию учебника, докумен­тальные и изобразительные материалы по истории края (уст­ное сообщение, эссе и др.)

1



28

Общественное движение при Александре III

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция.

https://www.youtube.com/watch?v=yrboHhSdFzg


Излагать оценки значения об­щественного движения, выска­зывать своё отношение к ним. Сравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия. Объяснять причины распространения марксизма в России. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Г. В. Плеханова

1



29

Национальная и религиозная политика Александра III.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

https://www.youtube.com/watch?v=HicuVajQAck

Характеризовать особенности национальной и религиозной политика Александра III. Сравнивать национальную и религиозную политику Александра III и Александра II.

1



30

Внешняя политика Александра III

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

https://www.youtube.com/watch?v=8Wb1P6OdYbs

Характеризовать основные це­ли и направления внешней по­литики России во последней трети XIX в.Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III. Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования франко - русского союза.

1



31

Культурное пространство империи во второй половине XIX в

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно - демократическая литература.

Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

https://www.youtube.com/watch?v=eUuDCEDkfIs

Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в. Характеризовать достижения отечественной науки рас­сматриваемого периода. Подготовить сообщение о представителе российской науки второй половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет.Высказывать оценку вклада российских ученых XIX в. в мировую науку. Характеризовать достижения российских писателей и художников второй поло­вины XIX в. Подготовить сообще­ние о творчестве известного писателя, художника или скульптора вто­рой половины XIX в. (по выбору).Высказывать оценку вклада российских писателей и художников XIX в. в мировую культуру, российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру. Объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии) Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору).

1



32

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Наш регион в XIX в.

https://www.youtube.com/watch?v=k4XU412Cv8k

Характеризовать условия жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в. Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в.

1



33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1880 - 1890-е гг.»

https://multiurok.ru/files/kontrolnaia-rabota-po-teme-rossiia-v-1880-1890-kh.html

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументиро­вать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной исто­рии конца XIX в., давать оценку её деятелей.

1



Тема V. Россия в начале XX в. (9 часов)

34

Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и противоречия развития

Мир на рубеже XIX - XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.

Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.

https://www.youtube.com/watch?v=VSXUI8Eddjk


Давать характеристику геопо­литического положения и эко­номического развития России в началеXX в., используя ин­формацию исторической карты. Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в началеXX в.

1



35

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала.

Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

https://www.youtube.com/watch?v=s39B6-zg_AA

Давать характеристику эко­номического развития России в началеXX в. Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства. Раскрывать сущность аграрно­го вопроса в России в началеXX в. Характеризовать положение, образ жизни различных сосло­вий и социальных групп в Рос­сии в начале XX в. (в том чис­ле на материале истории края).

1



36

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг.

Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

https://www.youtube.com/watch?v=NSVah0iZ9sM

Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Раскрывать содержание и да­вать оценку планов и опыта ре­форм в России в начале XX в. Давать характеристику импе­ратора Николая П. Объяснять причины радикали­зации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических те­чениях в России в начале XX в., характеризовать их определяю­щие черты. Объяснять значение понятий социал-демократы, эсеры. Сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты сходства и различия

1



37

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт.

Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

https://www.youtube.com/watch?v=SCUaNqNeqnY

Характеризовать основные направления внешней полити­ки России, причины русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историчес­кую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его зна­чение на основе информации учебника и исторических доку­ментов. Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России.

1



38

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

Революция 1905-1907 гг. Народы России в 1905-1907 гг. «Основные законы Российской империи». Классификация политических партий.

https://www.youtube.com/watch?v=yyBXDIcRqOY

Раскрывать причины и харак­тер российской революции 1905-1907 гг. Рассказывать об основных собы­тиях революции 1905-1907 гг. и их участниках. Объяснять смысл понятий: Государственная дума, кадеты, ок­тябристы, социал-демократы. Характеризовать обстоятель­ства формирования политичес­ких партий и становления пар­ламентаризма в России. Излагать оценки значения от­дельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку.

1



39

Социально-экономические реформы

П.А. Столыпина

Реформы П.А. Столыпина и их значение

https://www.youtube.com/watch?v=HPFg07PQ2M8

Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столы­пина, давать оценку её итогов и значения. Объяснять смысл понятий: от­руб, хутор, переселенческая по­литика. Составлять характеристику (ис­торический портрет) П.А. Сто­лыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию.

1



40

Политическое развитие страны в 1907 - 1914 гг.

Общественное и политическое развитие России в 1912 - 1914 гг.

https://www.youtube.com/watch?v=GIuYeJP3miE

Раскрывать основную сущность и последствия изменений в по­литической и общественной жизни России после революции 1905 г. Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий.

Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина Раскрывать причины нового подъема революционных настроений накануне Первой мировой войны

1



41

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.

https://www.youtube.com/watch?v=FCWz-7_z7RY

Характеризовать основные сти­ли и течения в российской ли­тературе и искусстве начала XXв., называть выдающихся представителей культуры и их достижения.

Составлять описание произве­дений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в горо­де, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д.Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов).Собирать информацию о куль­турной жизни своего края, горо­да в началеXX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).

1



42

Повторительно-обобщающий по теме «Россия в начале XX в.»

http://www.myshared.ru/slide/1005341

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументиро­вать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной исто­рии второй половины XIX в. – началаXX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и миро­вой истории второй половины XIX в. - началаXXв

1



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (26 ЧАСОВ)


Тема I. Начало индустриальной эпохи

43

Экономика делает решающий рывок

https://www.youtube.com/watch?v=7JGYKucsty4


1



44

Меняющееся общество

https://www.youtube.com/watch?v=BhNaMxbwhD8

Объяснять значение понятия Новое время. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества

1



45

Политическое развитие стран Запада в XIX – начале XX в.

https://www.youtube.com/watch?v=DV4mErRxXeQ

С помощью фактов доказывать, что промышленный переворот завершился. Группировать достижения по рейтингу социальной значимости. Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества

1



46

Новое общество – новые идеи

https://www.youtube.com/watch?v=IAPHidd9XfE

Объяснять понятия: либерализм, консерватизм; причины многообразия социально-политических учений. Характеризовать учения, выделять их особенности. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

1



47

Образование и наука

https://www.youtube.com/watch?v=voxvPGVErHI


1




Век художественных исканий. Повседневная жизнь общества

https://www.youtube.com/watch?v=x8Vy6Q31LrQ

Самостоятельное изучение и проектная деятельность

1



48

Повторительно-обобщающий по теме «Начало индустриальной эпохи»

https://videouroki.net/tests/vsieobshchaia-istoriia-1-ghlava-fgos.html




1



Тема II. Страны Европы и США в первой половине XIX века.

50

Консульство и Империя. Венский конгресс и послевоенное устройство Европы

https://www.youtube.com/watch?v=yahqlS4TJGw

Давать оценку роли Наполеона в изменении французского общества, страны в целом. Характеризовать внутреннюю политику в стране. Анализировать изменения положения низших слоёв общества, состояние экономики в эпоху республики и империи. Оценивать достижения курса Наполеона в социальной политике.

1



51

Англия. Экономическое лидерство

https://www.youtube.com/watch?v=bHtM4E1zl2k

Рассказывать о попытках Великобритании уйти от социального противостояния. Объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании. Раскрывать условия формирования гражданского общества

1



52

Франция до последней трети 19 века

https://www.youtube.com/watch?v=F1DlEy02L6w

Рассказывать об особенностях промышленной революции во Франции. Характеризовать общество, политический курс правительства накануне и после 1830 г. Формулировать своё отношение к политике Ришелье, аргументировать своё мнение

1



53

Италия на пути к объединению

https://www.youtube.com/watch?v=Kx5F7FQMO5w

Объяснять причины раздробленности Италии. Оценивать поступки национальных лидеров Италии. Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии

1



54

Объединение Германии

https://www.youtube.com/watch?v=HkMndnOe1Tw

Анализировать ситуацию в Европе и её влияние на развитие Германии. Называть причины, цели, состав участников, итоги революции. Оценивать значение образования Северогерманского союза

1



55

Австрия и Турция: судьба мн https://www.youtube.com/watch?v=kSCWLB-a-Js огонациональной империи


Рассказывать об особенностях промышленной революции во Франции. Характеризовать общество, политический курс правительства накануне и после 1830 г. Формулировать своё отношение к политике Ришелье, аргументировать своё мнение

1



56

США до последней трети 19 века

https://www.youtube.com/watch?v=p5ZE_swxxJE


Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер. Называть итоги Гражданской войны и её уроки

1



57

Международные отношения в первой половине 19 века

https://www.youtube.com/watch?v=eHt1W9i3jUk

Самостоятельное изучение и проектная деятельность

1



58

Повторительно-обобщающий по теме «Страны Европы и США в первой половине XIX века».

https://ppt4web.ru/geografija/strany-evropy-i-ssha-v-pervojj-polovine-i-veka.html


1



Тема III. Азия, Африка и латинская Америка в XIX - начале XX вв.

59

Индия и Центральная Азия

https://www.youtube.com/watch?v=EATsujfhbhI

Доказывать, что Индия – «жемчужина британской короны». Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок. Рассказывать о деятельности ИНК и Тилака. Составлять словарь терминов по теме урока. Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах. Анализировать развитие, культуру стран Африки. Характеризовать особые пути раз- вития Либерии и Эфиопии. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

1



60

Китай: от великой страны к полуколонии Япония: удачный опыт модернизации

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-yaponiya-udachniy-opit-modernizacii-1376241.html

. Рассказывать о попытках модернизации и причинах их неудач. Характеризовать курс Цыси. Анализировать реформы Кан Ю-вэя и их возможные перспективы

Объяснять своеобразие уклада Японии. Устанавливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации. Раскрывать смысл реформ Мэйдзи и их последствия для общества. Сравнивать способы и результаты «открытия» Китая и Японии европейца- ми на конкретных примерах

1



61

Латинская Америка: нелегкий груз независимости

Африка в 19 веке

https://www.youtube.com/watch?v=pEQaYq2qwNY

Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику. Выделять особенности развития Латинской Америки в сравнении с Север- ной Америкой. Выделять цели и средства национально-освободительной борьбы. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Доказывать, что реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Характеризовать двухпартийную систему. Сравнивать результаты первой и второй избирательных реформ. Находить на карте и называть владения Британской империи

1



Тема IV. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

62

Англия до Первой мировой войны

https://www.youtube.com/watch?v=v1gyuTktbbE

Объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании. Раскрывать условия формирования гражданского общества

1



63

Франция :Вторая империя и Третья р https://www.youtube.com/watch?v=IipQ-gi0wmg еспублика


Выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французского города и деревни. Объяснять причины установления Третьей республики. Сравнивать курс, достижения Второй и Третьей республик во Франции

1



64

Германия на пути к европейскому лидерству

https://www.youtube.com/watch?v=JLpsADXoKMs

Характеризовать политический курс О. Бисмарка. Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы. Объяснять причины подготовки Германии к войне


1



65

Австро – Венгрия до первой мировой войн https://www.youtube.com/watch?v=sc9w56r6NLM ы


Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер. Называть итоги Гражданской войны и её уроки

1



66

Италия тяжелое наследие раздробленности

https://www.youtube.com/watch?v=Hgyg8njrz3w

Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии

1



67

США в эпоху « позолоченного века»

https://www.youtube.com/watch?v=tlwm-V3y4NU

Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер. Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер.

1



68

Международные отношения в 19 веке и начале 20 в.

https://www.youtube.com/watch?v=mNpzbzwLSvc

Работать с картой в ходе изучения особенностей международных отношений в эпоху Нового времени. Объяснять причины многочисленных войн в эпоху Нового времени. Характеризовать динамичность, интеграцию отношений между странами в Новое время

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!