СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России для дистанционного обучения.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России для дистанционного обучения.»

11




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по «Всеобщей истории. Истории России» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе рабочих программ авторов УМК по Всеобщей истории В.И. Уколовой, В.А. Ведюшкина, Д.Ю. Бовыкина и др. «Всеобщая история. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «Сферы») и УМК по истории России А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е.Барыкина «История России. 6 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова), в соответствии с ФГОС ООО.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Задачи изучения истории:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Базовыми принципами исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход.

Методологическая основа преподавания курса истории основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпред-метных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.

Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.

Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения.

Одной из главных задач истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.

Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.

Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим являются экономические, внутриполитические или внешнеполитические факторы.

На изучение истории 8 классе отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), История России 42 часа, История Нового времени 26 часов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве

7) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

8) базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

9) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

10) способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

11) умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

12) умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

13) уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов;

14) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ РОССИИ



Россия в конце XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи Россия в эпоху преобразований Петра I

Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водные транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в.

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII в.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

История Нового времени. Новое время: понятие и хронологические рамки.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между евро-пейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в ХVIII в.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.





СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ

8 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.XVIIIв.

Эпоха Просвещения.

Эпоха промышленного переворота

Великая французская революция


РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

Россия в эпоху преобразований Петра I

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Народы России в XVIII в.

Россия при Павле I

Региональный компонент



























ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел VI. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи – 42 часа

авторская

программа

К/ч

примерная

программа

Тема урока

УУД



Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

10

Россия в эпоху преобразований Петра I


1. У истоков российской модернизации

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/01/08/u-istokov-rossiyskoy-modernizatsii-prezentatsiya

Сравнивать новое государственное устройство с государственными системами стран Западной Европы; делать выводы.



2. Россия и Европа в конце XVII в.

Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Особенности абсолютизма в Европе и России. Политика колониализма. Роль и место России в мире.

https://www.youtube.com/watch?v=9CUPpchMIgQ



3. Предпосылки Петровских реформ

Предпосылки масштабных реформ. А.Л. Ордин-Нащокин. В.В. Голицын.

https://videouroki.net/video/03-predposylki-petrovskih-reform.html

Объяснять в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в.



4. Начало правления Петра I

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

https://www.youtube.com/watch?v=6p8Dbfhm0Z0

Начать составление характеристики Петра I. Давать оценку Азовским походам и Великому посольству.



Внешняя политика

5. Великая Северная война 1700 - 1721 гг.

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей

https://www.youtube.com/watch?v=HXpce7BKlWQ

Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе об этапах основных событий и итогах Северной войны. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I.



Реформы управления

6. Реформы управления Петра I

Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

https://www.youtube.com/watch?v=gDRfr3Do7CU

Характеризовать важнейшие преобразования Петра I и сис­тематизировать материал в форме таблицы. Объяснять сущность царских указов о единонаследии, по­душной подати. Характеризовать сущность пет­ровского абсолютизма.



Экономическая

политика

7. Экономическая политика Петра I

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии.

https://www.youtube.com/watch?v=_ERNbeResD4

Объяснять смысл понятий: про­текционизм, меркантилизм, при­писные и посессионные крестья­не. Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра I. Давать оценку итогов экономи­ческой политики



Социальная политика

8. Российское общество в Петровскую эпоху

Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество .Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.

https://www.youtube.com/watch?v=UgcdGARi4cM

Использовать тексты историчес­ких источников (отрывки петров­ских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики соци­альной политики власти. Определять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати. Давать оценку итогов социальной политики Петра I.



Церковная реформа

9. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.

https://www.youtube.com/watch?v=uCfvhzDVSbI

Объяснять причины учрежде­ния патриаршества и синода



Оппозиция реформам Петра I

10. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

https://www.youtube.com/watch?v=XecEUmyUTh4

Показывать на исторической карте районы народных движе­ний. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в и аналогичные движения XVII в.



Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

4

Преобразования

Петра I в области культуры

11. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

Наука. Образование. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей Элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. 12. Санкт-Петербург - новая столица

Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

https://www.youtube.com/watch?v=KdQ9LSzlGj8

Характеризовать основные преобразования в сфере образования и науки, культуры и быта. Объяснять значения понятий «кунсткамера», «Академия наук», первичной научной библиотеки для развития науки и образования в России. Раскрывать смысл понятия: ассамблея, и роль ассамблей в реформировании российского быта. Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки.




13. Повседневная жизнь и быт при Петре I

Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

https://www.youtube.com/watch?v=KdQ9LSzlGj8

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с исполь­зованием информации из исто­рических источников «Юности честное зерцало», изобразитель­ные материалы и



14. Значение петровских преобразований в истории страны

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

https://www.youtube.com/watch?v=epqaXpwUEjc

Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. Участвовать в дискуссии о зна­чении деятельности Петра I для российской истории. Обобщать и систематизировать исторический материал.



Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

15. Повторительно-обобщающий урок по теме I «Россия в эпоху преобразований Петра I»

https://www.youtube.com/watch?v=jOXDXH4e7Os

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания по данному периоду.



После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

6

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»


16. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

Елизавета Петровна. Пётр III.

https://www.youtube.com/watch?v=VkaUv2DttiQ

Определять причины и последствия дворцовых переворотов. Называть события, определяе­мые историками как дворцовые перевороты, их даты и участни­ков.Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.Объяснить причины и последствия Дворцовых переворотов. Составлять исторические портреты Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Петра III. Объяснять понятия: кондиции, фаворит.



17. Внутренняя политика и экономика России в 1725 - 1762 гг.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

https://www.youtube.com/watch?v=2CkhiETPzGc

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.Объяснять понятия: откуп, подряд. Описывать изменения в положении отдельных сословий в период Дворцовых переворотов.



18. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России.

Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

https://www.youtube.com/watch?v=NUU8DGrh0KA



19. Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель.

https://www.youtube.com/watch?v=2CkhiETPzGc

Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I. Называть основные направления и задачи внешней политики 1725-1762 гг.

Рассказать об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях и итогах войны, используя материалы Интернета и др.



20. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг.

П.А. Румянцев. П.С. Салтыков. Итоги внешней политики.

https://www.youtube.com/watch?v=cFRFqzKfo-s



21. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

https://www.youtube.com/watch?v=qQstIYbx0Gk

Выявлять особенности национальной и религиозной политики в эпоху дворцовых переворотов



Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

22. Повторительно-обобщающий урок по теме II «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов»

https://infourok.ru/itogovyj-urok-po-teme-rossiya-pri-naslednikah-petra-i-epoha-dvorcovyh-perevorotov-4180708.html

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода Дворцовых переворотов.



Российская империя в период правления Екатерины II

10

Россия в 1760-х – 1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I


23. Россия в системе международных отношений

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.

https://www.youtube.com/watch?v=Bw6s-yXQLbI

Разъяснять особенности взаимоотно­шений между европейскими держа­вами в XVIII в., выявлять факто­ры, влиявшие на характер между­народных отношений. Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XVIII в., объяснять их связь с новыми явлениями в жизни общества, идеями Просвещения. Рассказывать о наиболее известных деятелях эпохи Просвещения XVIII в.



24. Внутренняя политика Екатерины II

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель.

https://www.youtube.com/watch?v=9coU_iOEOOs

Раскрывать смысл понятия «просвещённый абсолютизм» на основе знаний из всеобщей истории. Рассказывать об ос­новных мероприятиях и осо­бенностях политики просве­щённого абсолютизма в России. Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её деятельности.



25. Проекты реформирования России.

Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

https://www.youtube.com/watch?v=9coU_iOEOOs



26. Экономическое развитие России при Екатерине II

Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

https://www.youtube.com/watch?v=9coU_iOEOOs

Рассказывать об экономичес­ком развитии России, исполь­зуя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екате­рине II.



27. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.

https://www.youtube.com/watch?v=-eUGkpD_FEQ

Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).



28. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

https://www.youtube.com/watch?v=HXIHsM-TI3A

Показывать на исторической карте территорию и ход восста­ния под предводительством Е.И. Пугачёва. Раскрывать причины восста­ния и его значение. Давать характеристику Е.И. Пу­гачёва на основе текста учебни­ка, дополнительных источни­ков информации. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II в отно­шении Пугачёвского восстания.



29. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

https://www.youtube.com/watch?v=x3aMGmXTPg4

Характеризовать отношение к малым народам и представителям различных конфессий при Екатерине II. Сопоставлять религиозную и национальную политику при Петре и Екатерине II



30. Внешняя политика Екатерины II

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

https://www.youtube.com/watch?v=926Yo5WaIxo

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики в по­следней трети XVIII в. Показывать на карте террито­рии, вошедшие в состав Рос­сийской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск .Составлять исторические порт­реты А.В. Суворова и Ф.Ф. Уша­кова и оценивать их деятель­ность.



31. Формирование основ глобальной внешней политики России.

Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия - великая европейская держава.

https://www.youtube.com/watch?v=926Yo5WaIxo



32. Начало освоения Новороссии и Крыма

Присоединение Крыма. «Греческий проект».

https://www.youtube.com/watch?v=Aq09PvMitAs

Объяснять геополитическую и экономическую выгоду вхождения Новороссии и Крыма в состав России. Показать роль Г.А. Потемкина в освоении новых территорий



Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

33. Повторительно-обобщающий урок по теме III «Российская империя при Екатерине II»

https://videouroki.net/video/30-povtoritelno-obobshchayushchij-urok-rossijskaya-imperiya-pri-ekaterine-ii-i-pavle-i.html

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать причины, по которым при Екатерине II Россия превратилась в великую европейскую державу. Выполнять тестовые контрольные задания.



Россия

при Павле I

2

Россия при Павле I


34. Внутренняя политика Павла I

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи.

https://www.youtube.com/watch?v=GT3MOOqMEKo

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять исторический портрет ПавлаI на основе информации учебника и дополнительных источников.



35. Внешняя политика Павла I.

Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

https://www.youtube.com/watch?v=iDP64Yr7q9E



Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIIIв

6

Культурное пространство Российской

империи в XVIII в.


36. Общественная мысль, публицистика, литература и пресса.

Становление русского литературного языка. Литература.

https://www.youtube.com/watch?v=1NQKdA9CilE

Характеризовать общественную мысль в России во второй половине XVIII в. Характеризовать деятельность Н. И. Новикова и А.И. Радищева.



37. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Достижения в технике.

https://www.youtube.com/watch?v=Zp0zzM6S2TI

Характеризовать основные тенденции развития образования и науки. Составлять исторический портрет Ломоносова. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и образования XVIIIв. Систематизировать материал о достижениях российской науки. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях нау­ки и культуры XVIII в.



38. Русская архитектура, скульптура и живопись XVIII в.

Архитектура. Живопись и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

https://www.youtube.com/watch?v=lSYLfZU7NVc

Составлять описание отдельных памятников культуры России XVIII. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственных наблюдений. Участвовать з подготовке вы­ставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.».



39. Музыкальное и театральное искусство

Театр. Музыка

https://www.youtube.com/watch?v=UPQjSh0fGBg



Народы России

в XVIII в. Региональный компонент

40. Народы России в XVIII в.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы.

https://www.youtube.com/watch?v=110fr8j9tVI

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIIIв.




41. Перемены в повседневной жизни российских сословий

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

https://www.youtube.com/watch?v=zYiY6wT7yMA

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в. Составлять рассказ о жизни и быте отдельных сословий используя дополнительный материал Интернета. Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России XVIII в. проводить поиск информации для участия в ролевой игре Путешествие по русскому городу конца XVIIIв.»



Итоговое

повторение

1

Итоговое повторение

42. Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия при Павле I», «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.»

https://www.youtube.com/watch?v=jZBraXc4kE0

Систематизировать исторический материал по истории России с конца XVIII в. Высказывать суждения о значении культурного наследия XVIII в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания.



НОВОЕ ВРЕМЯ. XVIII в.- 24 часа



Эпоха

Просвещения

10

Европа в век Просвещения

6

Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители. Просвещённый абсолютизм

2

1. Философы и монархи. Объединения философов

https://www.youtube.com/watch?v=9FY4t0mcuqY

Раскрывать смысл, значение понятий «Просвещение», «общественный договор», «просвещённый абсолютизм», выделять их основные черты. Характеризовать предпосылки распространения идей Просвещения в европейских странах, объяснять их связь с Научной революцией и социальными изменениями в Европе. Проводить поиск и анализ идей и теорий просветителей в нескольких источниках (учебном тексте, фрагментах их сочинений), систематизировать информацию и составлять сравнительную таблицу, самостоятельно разрабатывая её структуру. Описывать специфику взаимоотношений монарха и подданных в странах просвещённого абсолютизма. Формулировать и обосновывать оценку эпохи Просвещения как идейной основы современного демократического устройства Европы



2. Деятельность просвещенных монархов

https://www.youtube.com/watch?v=NcLOGuudD_E



Особенности развития западноевропейских государств в XVIII в.

2

3. По единому образцу: Европа в XVIII в.

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-po-edinomu-obrazcu-evropa-v-viii-v-1324909.html

Характеризовать особенности развития западноевропейских государств в XVIII в. Анализировать карту Европы XVIII в. с опорой на легенду, соотносить информацию учебного текста и карты, размещать её на контурной карте. Составлять исторические портреты (характеристики) Фридриха Великого и Иосифа II, приводить оценки, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к этим историческим личностям. Высказывать суждения о значении деятельности просвещённых монархов для развития отдельных стран Европы



4. Особенности развития западноевропейских государств в XVIII в.

https://edupres.ru/prezentatsii-po-istorii/8-klass/file/34752-evropejskie-gosudarstva-xviii-stoletiya



Развитие Франции в XVIII в.

2

5. Сила и слабость Франции

https://www.youtube.com/watch?v=YgLFjUhr6ho

Характеризовать развитие Франции в XVIII в., её место среди европейских держав. Проводить исследование: сопоставлять особенности экономического и социально-политического развития Франции и Англии в конце XVII–XVIII в. по предложенному алгоритму. Определять на основе анализа источников положение и характер взаимоотношений основных групп французского общества. Описывать политику королей Людовика XV и Людовика XVI по управлению государством, высказывать аргументированные оценки влияния действий королей на положение страны, излагать суждения о причинах неудачи реформ Тюрго



6.Социальные конфликты французского общества.



Новая система международных отношений

2

Международные отношения середины XVII–XVIII в.

Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав

2

7. Международные отношения: в поисках равновесия.

https://www.youtube.com/watch?v=gtR602GqTFw

Разъяснять особенности взаимоотношений между европейскими державами в XVIII в., выявлять факторы, влиявшие на характер международных отношений. Группировать (классифицировать) факты военных конфликтов по различным признакам, составлять хронологическую таблицу «Международные отношения в XVII–XVIII вв.», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Составлять описание вооружения и обмундирования европейских воинов XVIII в. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. Анализировать карту военных действий крупных кампаний XVII–XVIII вв. с опорой на легенду, наносить информацию на контурную карту. Выявлять мотивы и цели участников раздела Польши, высказывать оценки этого события в процессе коммуникации с одноклассниками, самостоятельно определяя критерии оценивания



8. Возвышение России и Прус­сии — новый фактор европейской политики XVIII в.

https://www.youtube.com/watch?v=Bw6s-yXQLbI



Культура Западной Европы

2

Культура эпохи Просвещения. Художественные стили: барокко, рококо, классицизм и сентиментализм

2

9. Культура Западной Европы в XVIII в.

https://www.youtube.com/watch?v=WjJuBgc7kQY

Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XVIII в., объяснять их связь с новыми явлениями в жизни общества, идеями Просвещения. Раскрывать смысл, значение понятий «барокко», «рококо», «классицизм», «сентиментализм», выделять их характерные черты. Рассказывать о наиболее известных деятелях литературы и искусства XVIII в. и их произведениях. Составлять описание наиболее известных художественных произведений, литературных сочинений и архитектурных памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. Проводить поиск и анализ информации об искусстве XVIII в. в нескольких источниках (текстовых, изобразительных), готовить презентацию (сообщение). Сопоставлять особенности искусства XVI–XVII вв. и искусства XVIII в. на основе сравнительного анализа иллюстраций



10. Смена и смешение художественных стилей: барокко, рококо, классицизм и сентиментализм.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-vseobschey-istorii-dlya-klassa-na-temu-stili-hudozhestvennoy-kulturi-viii-v-barokko-klassicizm-3949026.html



Страны Европы и Северной Америки в середине XVII – XVIII в.

5

Английские колонии в Северной Америке и возникновение США

3

Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки. «Отцы-основатели»

3

11. Война североамериканских колоний за независимость.

https://www.youtube.com/watch?v=a297uqsZLKY

Анализировать карту заселения Северной Америки европейцами сопорой на легенду, объяснять на её основе особенности хозяйственного освоения земель и типы колоний. Составлять исторический портрет (характеристику) Б. Франклина и Д. Вашингтона, приводить оценки, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к этим историческим деятелям. Выделять основные этапы освоения Америки и борьбы североамериканских колоний за независимость, составлять хронологическую таблицу. Использовать знания об опыте взаимоотношений переселенцев в Америке, о «плавильном котле» наций в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде. Формулировать и обосновывать выводы о значении идей и принципов Декларации независимости и Конституции США для развития европейской цивилизации



12. Образование США

https://www.youtube.com/watch?v=a297uqsZLKY



13.«Отцы-основатели»

https://www.youtube.com/watch?v=f_bQX1x8R5M



Промышленная революция в Англии

2

Аграрная революция в Англии. Причины и предпосылки промышленной революции

2

14. Великобритания. Промышленная революция.

https://www.youtube.com/watch?v=NUU8DGrh0KA

Характеризовать социально-политическое развитие Великобритании в XVIII в. Приводить оценки Георга III, изложенные в учебной литературе. Группировать (классифицировать) факты о промышленной революции по различным признакам, составлять сравнительные таблицы, на основании которых соотносить единичные исторические факты и общие явления. Высказывать суждения о последствиях и значении промышленной революции для развития человечества в процессе коммуникации с одноклассниками



15. Экономические и социальные послед­ствия промышленной революции.

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/vseobschaya-istoriya/promyshlennyy-perevorot-i-ego-posledstviya



Страны Востока в XVIXVIII вв.

8

Мусульманский мир

5

Страны Востока в XVI–XVIII вв. Османская империя: от могущества к упадку

2

16. Могущество и упадок Османской империи. https://www.youtube.com/watch?v=tuJ3G6x4M6c

Характеризовать действия турецких султанов по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать (классифицировать) факты об истории османских завоеваний, составлять хронологическую таблицу. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Характеризовать основные черты и особенности устройства османского общества. Составлять описание знаменитых архитектурных сооружений XVI в.



17. Достижения и особенности турецкой культуры.

https://geomap.com.ua/ru-wh8/1214.html



Иран в XVI–XVIII вв.

1

18. Иран: новый расцвет. Индия в эпоху Великих Моголов

https://www.youtube.com/watch?v=m3bFtlNnBc8

Характеризовать действия правителей Ирана по созданию мощной державы, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать (классифицировать) факты об истории иранских завоеваний, составлять хронологическую таблицу. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Высказывать суждения о направленности и результативности реформ Аббаса I. Составлять план текста «Иран в XVI–XVIII вв.».



Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания

2

19. Индия в эпоху Великих Моголов

https://infourok.ru/urok-indiya-v-vv-klass-1067714.html

Характеризовать действия правителей государства Великих Моголов по созданию мощной империи, анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать факты об истории проникновения европейцев в Индию, составлять хронологическую таблицу. Анализировать историческую карту. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к деятельности Акбара, оценивать его политику веротерпимости, высказывать суждения о важности подобной политики для поликультурного государства в процессе коммуникации с одноклассниками



20. Европейские завоеватели в Индии.

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/8-klass/traditsionnye-obschestva-v-xix-nachale-xx-veka/britanskoe-vladychestvo-v-indii



Страны Дальнего Востока

3

Империя Цин в Китае.

Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугавав

Японии

2

21. Китай: сила традиций

22.Рас­цвет державы Цин. «Запретный город» в Пекине

https://www.youtube.com/watch?v=8yFcRfkAyr0

Характеризовать особенности географического положения и природных условий Китая и Японии, определивших своеобразие их истории и культуры. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Составлять описание «запретного города» на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. Выделять характерные черты государственного устройства Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Высказывать суждения о политике «закрытия» Японии и Китая, обосновывать оценку целесообразности изоляции государства от торговых и культурных контактов, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками



23. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии

https://www.youtube.com/watch?v=my9MUBbcWbk



Итоговое повторение

1


1

Итоговое повторение

1

24. Урок итогового повторения

https://uchitelya.com/istoriya/155116-itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-kursu-istoriya-novogo-vremeni-xviii-vek-8-klass.html

Характеризовать период раннего Но­вого времени как время поступатель­ного развития человеческого обще­ства. Раскрывать значение культур­ных достижений различных народов и цивилизаций мира в XVI-XVIII вв.



Всего:

68












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!