МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №24» г. ГУКОВО
| | Утверждаю: Директор МБОУ «Лицей №24» _______________/О.С.Макрицкая приказ № 130 от 28.08.2020 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Заниматика»
(общеинтеллектуальное направление)
для 1 класса
учителя первой категории
Богомоловой Юлии Юрьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 28.08. 2020г.
учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Заниматика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например движение, математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Внеурочная деятельность отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия: начальное общее образование, 1 класс.
Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа за год, 1 час в неделю.
Формы и методы работы: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм и методов проведения занятий:
1 .Словесный метод:
Рассказ (беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
3.Практический метод:
4.Объяснительно-иллюстративный:
5.Частично-поисковый метод:
II. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей №24». Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные универсальные учебные действия
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Форма организации занятий. | Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. |
Преобладающие формы занятий | групповая |
III. Содержание учебного курса
Числа. Арифметические действия. Величины. (14 ч)
Математика — это интересно. Математика - царица наук. Танграм: древняя китайская головоломка. Путешествие точки. Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. Танграм: древняя китайская головоломка. Волшебная линейка. Праздник числа 10 . Конструирование многоугольников из деталей танграма. Игра-соревнование «Весёлый счёт». Игры с кубиками. Конструкторы. Весёлая геометрия. Математические игры.
Мир занимательных задач (6 ч)
Задачи-смекалки. Прятки с фигурами. Математические игры. Числовые головоломки.
Математическая карусель .Уголки.
Геометрическая мозаика (13 ч)
Игра в магазин. Монеты. Конструирование фигур из деталей танграма. Игры с кубиками. Математическое путешествие.
Математические игры. Секреты задач. Математическая карусель. Числовые головоломки. Математические игры.
IV. Календарно-тематическое планирование
На основании календарного графика, исключающего 8 марта,3 мая,10 мая содержание программного материала скорректировано на 30 часов за счет использования блочно-модульной технологии подачи учебного материала (за счет уменьшения уроков, отводимых на итоговое повторение).
№ | Название темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
| I четверть | 7 часов | | |
1 | Математика — это интересно. | 1 ч. | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | 07.09 |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 ч. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | 14.09 |
3 | Путешествие точки. | 1 ч. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | 21.09 |
4 | "Спичечный" конструктор. | 1 ч. | Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль. | 28.09 |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 ч. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 05.10 |
6 | Волшебная линейка. | 1 ч. | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 12.10 |
7 | Праздник числа 10. | 1 ч. | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 19.10 |
| II четверть | 8 часов | | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 ч. | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 02.11 |
9 | Игра- соревнование «Веселый счёт». | 1 ч. | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | 09.11 |
10 | Игры с кубиками. | 1 ч. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 16.11 |
11 | Конструкторы. | 1 ч. | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | 23.11 |
12 | Весёлая геометрия | 1 ч. | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 30.11 |
13 | Математические игры. | 1 ч. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». | 07.12 |
14 | «Спичечный» конструктор. | 1 ч. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 14.12 |
15 | Задачи-смекалки. | 1 ч. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | 21.12 |
| III четверть | 8 часов | | |
16 | Прятки с фигурами. | 1 ч. | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | 11.01 |
17 | Математические игры. | 1 ч. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. | 18.01 |
18 | Числовые головоломки. | 1 ч. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 25.01 |
19 | Математическая карусель. | 1 ч. | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | 01.02 |
20 | Математическая карусель. | 1 ч. | 08.02 |
21 | Уголки. | 1 ч. | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 22.02 |
22 | Игра в магазин. Монеты. | 1 ч. | Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20. | 01.03 |
23 | Конструирование фигур из деталей танграма. | 1 ч. | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 15.03 |
| IV четверть | 7 часов | | |
24 | Игры с кубиками. | 1 ч. | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль. | 29.03 |
25 | Математическое путешествие. | 1 ч. | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. | 05.04 |
26 | Математические игры. | 1 ч. | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях. | 12.04 |
27 | Секреты задач. | 1 ч. | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 19.04 |
28 | Секреты задач. | 1 ч | 26.04 |
29 | Числовые головоломки. | 1 ч. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 17.05 |
30 | Математические игры. | 1 ч. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». | 24.05 |
Используемая литература
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
7. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
8. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 –
4 классы. М., 2004
9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004