ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для учащихся 9 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лиховской СОШ, учебного плана МБОУ Лиховской СОШ на 2022 – 2023 учебный год основного общего образования, годового календарного учебного графика МБОУ Лиховской СОШ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2017., Программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова(«Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е,доработанное.- М.: Просвещение, 2017»
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю, 34учебных недели в год. В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием занятий в МБОУ Лиховской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа реализуется за 33 учебных часа и обеспечит рациональное распределение учебного материала.
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
. владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; . определить наиболее эффективные способы достижения результата;
. вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
. понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
. способность решать творческие задачи,
. представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия.
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
•Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2 Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3 Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение
труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4 Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями.
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимостьздорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5 Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей.
Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6 Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Календарно – тематическое планирование по практическому обществознанию
№ урока | Тема раздела, урока | Количество часов | Вид деятельности учащихся | Форма занятия | Дата |
План | Факт |
| | | | | | |
1 | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни. | 1 | Работа с учебной и справочной литературой | Урок изучения нового материала Интерактивная беседа | 07.09 | |
2 | Человек,индивид, личность.Деятельность.Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста | 1 | Работа с учебной и справочной литературой | Интерактивная беседа | 14.09 | |
3 | Тестовый практикум по теме: «Человек и общество». | 1 | Систематизация учебного материала | Практическая работа | 21.09 | |
4 | Духовная культура. Наука. Образование | 1 | Работа с учебной и справочной литературой | Лекция с элементами практической работы | 28.09 | |
5 | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | Анализ проблемных ситуаций | Устный журнал. Составление презентаций по теме. | 05.10 | |
6-7 | Тестовый практикум по теме:«Сфера духовной культуры.» | 2 | Систематизация учебного материала | Практическая работа | 12.10 19.10 | |
8 | Экономика. Экономические системы. Товар. Производство | 1 | Составление опорных конспекта в виде плана, схемы | Лекция с элементами практической работы | 26.10 | |
9 | Рынок. Рыночные отношения. | 1 | Сравнение материала по нескольким источниками | Лекция с элементами практической работы | 09.11 | |
10 | Экономическая политика государства | 1 | Решение текстовых задач | Семинар | 16.11 | |
11 | Тестовый практикум по теме: «Экономика» | 1 | Систематизация учебного материала | Практическая работа | 23.11 | |
12 | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | | Составление опорных конспекта в виде схемы | Лекция с элементами практической работы | 30.11 | |
13 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Решение текстовых задач | Устный журнал. Составление презентаций по теме. | 07.12 | |
14 | Тестовый практикум по теме: «Социальная сфера» | 1 | Систематизация учебного материала | Практическая работа | 14.12 | |
15 | Власть. Государство | 1 | Работа с документами. Заполнение схемы «Государство». | Лекция с элементами практической работы | 21.12 | |
16 | Политические режимы | 1 | Заполнение таблицы «Политические режимы». | Практическая работа | 11.01 | |
17 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | Составить таблицу «Признаки гражданского общества». | Пресс-конференция | 18.01 | |
18 | Тестовый практикум по теме: «Сфера политики и социального управления». | 1 | Систематизация учебного материала | Практическая работа | 25.01 | |
19 | Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. | 1 | Составление опорных конспекта в виде схемы | Лекция с элементами практической работы | 01.02 | |
20 | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | 1 | Работа с учебной и справочной литературой | Лабораторное занятие | 08.02 | |
21 | Права, свободы и обязанности граждан | 1 | Работа с учебной и справочной литературой | Составление презентации по группе прав | 15.02 | |
22 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1 | Составление опорных конспекта в виде плана | Семинарское занятие. | 22.02 | |
23 | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей | 1 | Поиск необходимой информации из различных источников | Лекция с элементами практической работы | 01.03 | |
24 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | 1 | Составление опорных конспекта в виде плана | Семинарское занятие. | 15.03 | |
25 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | 1 | Решение текстовых задач | Лекция с элементами практической работы | 29.03 | |
26 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Составление опорных конспекта в виде плана | Лекция с элементами практической работы | 05.04 | |
27 | Практикум по решению заданий с диаграммами. | 1 | Систематизация учебного материала | Обучающее решение задач. | 12.04 | |
28 | Практикум по решению заданий на анализ двух суждений | 1 | Систематизация учебного материала | Обучающее решение задач. | 19.04 | |
29 | Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений | 1 | Систематизация учебного материала | Обучающее решение задач. | 26.04 | |
30-31 | Общий практикум по выполнению заданий части 2 | 2 | Систематизация учебного материала | Обучающее решение задач. | 03.05 10.05 | |
32 | Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 | 1 | Систематизация учебного материала | Обучающее решение задач. | 17.05 | |
33 | Итоговое повторение | 1 | Систематизация учебного материала | Контрольное решение тестов | 24.05 | |
10