СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Практическое обществознание", 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Практическое обществознание", 9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для учащихся 9 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лиховской СОШ, учебного плана МБОУ Лиховской СОШ на 2022 – 2023 учебный год основного общего образования, годового календарного учебного графика МБОУ Лиховской СОШ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2017., Программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова(«Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е,доработанное.- М.: Просвещение, 2017»

В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю, 34учебных недели в год. В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием занятий в МБОУ Лиховской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа реализуется за 33 учебных часа и обеспечит рациональное распределение учебного материала.

Срок реализации программы – 1 год.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; . определить наиболее эффективные способы достижения результата;

. вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

. понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

  • формирование умения коллективного взаимодействия.

. способность решать творческие задачи,

. представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия.

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей: 

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

•Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема 1 Человек и общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Тема 2 Сфера духовной культуры.

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Тема 3 Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение

труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Тема 4 Социальная сфера

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями.

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимостьздорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Тема 5 Сфера политики и социального управления

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей.

Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 6 Право.

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.






































Календарно – тематическое планирование по практическому обществознанию


№ урока


Тема раздела,

урока

Количество часов

Вид деятельности

учащихся

Форма занятия


Дата

План

Факт








1

Общество и человек.

Природа и общество. Сферы

общественной

жизни.

1

Работа с учебной и справочной литературой

Урок изучения нового материала Интерактивная беседа

07.09


2

Человек,индивид,

личность.Деятельность.Межличностные отношения. Особенности

подросткового

возраста

1

Работа с учебной и справочной литературой

Интерактивная беседа

14.09


3

Тестовый практикум по теме: «Человек и общество».

1

Систематизация учебного материала

Практическая работа

21.09


4

Духовная культура. Наука. Образование

1

Работа с учебной и справочной литературой 

Лекция с элементами практической работы

28.09


5

Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

Анализ проблемных ситуаций

Устный журнал. Составление презентаций по теме.

05.10


6-7

Тестовый практикум по теме:«Сфера духовной культуры.»

2

Систематизация учебного материала

Практическая работа

12.10

19.10


8

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство

1

Составление опорных конспекта в виде плана, схемы

Лекция с элементами практической работы

26.10


9

Рынок. Рыночные отношения.

1

Сравнение материала по нескольким

источниками

Лекция с элементами практической работы

09.11


10

Экономическая политика государства

1

Решение текстовых задач

Семинар

16.11


11

Тестовый практикум по теме: «Экономика»

1

Систематизация учебного материала

Практическая работа

23.11


12

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.


Составление опорных конспекта в виде схемы

Лекция с элементами практической работы

30.11


13

Нации и межнациональные отношения

1

Решение текстовых задач

Устный журнал. Составление презентаций по теме.

07.12


14

Тестовый практикум по теме: «Социальная сфера»

1

Систематизация учебного материала

Практическая работа

14.12


15

Власть. Государство

1

Работа с документами.

Заполнение схемы «Государство».

Лекция с элементами практической работы

21.12


16

Политические режимы

1

Заполнение таблицы «Политические режимы».

Практическая работа

11.01


17

Гражданское общество и правовое государство.

1

Составить таблицу «Признаки гражданского общества».

Пресс-конференция

18.01


18

Тестовый практикум по теме: «Сфера политики и социального управления».

1

Систематизация учебного материала

Практическая работа

25.01


19

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.

1

Составление опорных конспекта в виде схемы

Лекция с элементами практической работы

01.02



20

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

Работа с учебной и справочной литературой

Лабораторное занятие

08.02


21

Права, свободы и обязанности граждан

1

Работа с учебной и справочной литературой

Составление презентации по группе прав

15.02


22

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

1

Составление опорных конспекта в виде плана

Семинарское занятие.

22.02


23

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

1

Поиск необходимой информации из различных источников

Лекция с элементами практической работы

01.03


24

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

1

Составление опорных конспекта в виде плана

Семинарское занятие.

15.03


25

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

1

Решение текстовых задач

Лекция с элементами практической работы

29.03


26

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

Составление опорных конспекта в виде плана

Лекция с элементами практической работы

05.04


27

Практикум по решению заданий с диаграммами.

1

Систематизация учебного материала

Обучающее решение задач.

12.04


28

Практикум по решению заданий на анализ двух суждений

1

Систематизация учебного материала

Обучающее решение задач.

19.04


29

Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений

1

Систематизация учебного материала

Обучающее решение задач.

26.04


30-31

Общий практикум по выполнению заданий части 2

2

Систематизация учебного материала

Обучающее решение задач.

03.05

10.05


32

Обучающий практикум по выполнению заданий части 2

1

Систематизация учебного материала

Обучающее решение задач.

17.05


33

Итоговое повторение

1

Систематизация учебного материала

Контрольное решение тестов

24.05




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!