Внеурочная деятельность
Курс «Православная культура» 9 класс
Количество часов за год в соответствии с учебным планом 34 часа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15 (Реестр примерных основных общеобразовательных программ/Министерство образования и науки Российской Федерации), приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) — М., 2011; Примерная образовательная программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; Авторская программа по учебному курсу православная культура для 9 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.Л учебного предмета православная культура (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с.)
УМК
1. Шевченко Л. Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.9 класс. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013
2.Шевченко Л. Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.9 год обучения. — М., Центр.
Изучение православной культуры направлено на достижение следующих целей:
приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;
воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества
Задачи программы:
обобщить полученные школьниками за период обучения в основной полной школе знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
расширить культурный кругозор и дать знания об религиозных культурах мира;
дать знания о нормах христианской этики и их отражении в традициях
развить умения и навыки практического использования полученных знаний в области духовно-нравственной культуры (этических категорий добра и зла, смысла жизни) с учетом традиций христианского благочестия и примеров их воплощения в жизни святых и героев Отечества;
способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России.
Требования к подготовке учащихся. Требования к уровню знаний в области православной культуры определяются в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования Российской Федерации (2002г.). Они представлены в Концепции учебного предмета.
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмет» и выраженных через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
Учащиеся должны знать/ понимать:
православную картину мира;
историю православного творчества;
православных мастеров и их творения;
православные праздники и традиции;
уметь:
объяснить смысл таинств и обрядов православной церкви
Формы контроля. Проверка проводится в формах текущего (домашние работы), промежуточного и итогового контроля. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (проекты, презентации и т.д.).
Общая характеристика учебного курса «Православная культура».
Учебный курс «Православная культура» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Курс «Православная культура» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство».
Описание места учебного курса в учебном плане.
Актуальность изучения данного курса в 9 классе общеобразовательной школы определяется социальным заказом и педагогической целесообразностью. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с годовым календарным учебным графиком программа отводит курсу «Православная культура» в 9 классе 1 час в неделю (34 часа.
Результаты обучения и усвоения курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю и культуру России; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса
Часть 1. Творец. Раздел 1. Божественное творчество.
Творчество. Что такое православное творчество? О дарах и творчестве. Для чего они даются человеку. О таланте и | числе жизни, о тайне одаренности. О Божественной красоте и творчестве. О таланте, душе, ответственности и духовных дарах. О свободе, вдохновении и православном творчестве.
Творчество в жизни человека. Был ли призван человек к творчеству? Священное Писание о призвании человека к творчеству. Предназначение человека к сотворчеству (соработничеству).
Нравственные качества: смирение мастера - понимание им того, что не он сам пишет, но владеющая им «рука книжника-скорописца». О красоте души мастера - псалом 44 - «красен добротою». Молитвенное состояние души - обращенность души мастера к Богу.
Творец. Божественное мироздание. Бог Творец. Божественная любовь. Божественное мироздание. Как вошли в культуру слова Творец, творение? О двух видах просвещения. В чем заключается процесс Божественного творчества. Может ли человек понять пути Божественного творчества?
Библия рассказывает о том, как Бог творил мир. Процесс божественного творчества: у Бога нераздельно слово и дело «рече и быша; повеле и создашася», («сказал... и стало так... Бытие, глава 1). Разум человека пытается понять - «почему?». Божественные законы творчества. Святоотеческие пояснения, комментарии на 150 псалом: Бог не только создает, но и продолжает промышлять о созданном (и небо не надает на землю и земля...). Законы творчества - законы Творца. Все имеет причину и цель. Основной закон творчества - любовь (сотворения мира по любви Божией, забота о мире и человеке - «негоже человеку быть одному». Бытие 18). Дни творения. Что говорит наука? Как сотворение мира отражено в искусстве? Премудрость и красота мироустроения: «Небеса поведают славу Божию» - псалом 18). Законы мира материального - проявление Божественной воли. Красота. Гармония. Имена Божии - Красота, Доброта, Любовь. Бог (священномученик Дионисий Ареопагит) и Его свойства (Всеблагой, Всеведущий и др.) отражены в Его творениях. Мир-храм Божий. Шестоднев. Человек - венец творения Божия. Креационная и эволюционная теории происхождения мира. Ученые креационисты: мир сотворен 7 тысяч лет назад так, как рассказано и 11иблии. Как вера и наука говорят о происхождении мира: «Он будет свет...» (Бытие 1, 1) - теория большого взрыва; «да будет твердь...» (Бытие 1,6) образование солнечной системы из облака паров и газов; «да соберется вода в одно место...» (Бытие 1, 6) - на остывающей поверхности земли вода стала собираться в низинах; «да произрастит земля...» (Бытие, глава 1, стих 9) - образование на поверхности земли микроорганизмов; «да будут светила...», «пар поднимался от земли...» (Бытие 1, 14-15; 2, 5-6) - поглощение растениями углерода прояснило атмосферу, что сделало видимыми светила; «да произведет вода пресмыкающихся..,. птицы полетят...» (Бытие 1, 20) - первые живые существа жили в воде, затем развили способность летать; «произведет земля душу живую...» (Бытие 1, 20) - на земле развивалась жизнь, появились животные; «сотворим человека...» (Бытие 1, 26-27).
Библия и наука — о чудесах творений. О соотношении веры и знания в понимании мироздания. Существуют ли противоречия между наукой и религией в вопросе о сотворении мира? О теориях происхождения мира. Все ли законы мироздания открыты современному знанию? Чудо как событие, нарушающее известные научные законы. Великие ученые - о премудрости устроения мира.
Божественное творчество. Сотворение человека. Как был сотворен человек и как он устроен? Человек как венец Божественного творческого действия. Сотворение по образу и подобию Божию. Качества сотворенного человека: любящий, обладающий свободной волей, творческим даром. Проявление творческого дара человеком в наречении имен животных.
«Сотворим человека...» (Бытие 1, 26-27). Сотворение человека из праха земного - материи, уже существовавшей, но бездушной. Устроение человека: дух, душа, тело.
Творчество Божественное и человеческое. Божественное домостроительство спасения человека продолжение Божественного творчества. Как Бог строил дом спасения человека? Как человек участвует в процессе Божественного домостроения? Что означают слова «построить храм души»? Главные страсти и добродетели души. Какие страсти мешают построить храм души? Какие добродетели сражаются за красоту души человека? Соработничество. Христианское понимание природы человека. Науки антропология и тео логия дают знания о человеке. Как научиться заботиться о красоте своей души? Советы святых отцов христианской Церкви о созидании храма души. Можно ли назвать работу над построением храма своей души подвигом? Кого христианская культура характеризует как подвижника? Как создается чистота ума, воли, чувств? Качества Божественной творческой воли: премудрая, благая, промыслительная. промысл Божий.
Красота души человека. Как и чем украшается душа человека? Добрые качества души: милосердие, прощение, понимание, смирение. Как человеку следует относиться к другим людям, если он заботится о красоте своей души? Как поступать по справедливости? Как относиться к завистливым людям? Ответственен ли человек за свой талант? Что мешает человеку сохранять красоту своей души? Созидание души. Созидание нерукотворной красоты - храма. Смысл жизни - стяжание любви (Духа Святого). Цель - путь к Божественной любви. Устроение храма души человека - путь к святости. Образ и подобие Божие.
Смысл и назначение церковного искусства. О нормах и правилах православного творчества. О назначении церковного искусства. Какими качествами отличается произведение церковного искусства? Молитвенность. Гармоничность. Обращенность к святыне. Благодарение. Красота. Виды и жанры церковного искусства: зодчества, иконопись, церковное пение и другие. Темы произведений церковного искусства. Значение церковного искусства и его связь с богослужением. Смысл творчества православного мастера - рассказ о святости, Царствии Небесном. В каком случае произведение могло быть отнесено к произведениям светского искусства? Православное творчество как проявление любви к Богу. Зодчество, иконопись, церковнославянский язык, богослужение. Смысл творчества - прославление Творца Соработничество Творцу как реализация в своем творчестве канонов духовной жизни, определенных Творцом. Состояние души православного мастера - радость о Господе; небесная радость творчества.
Православное понимание смысла творчества: Бог дал человеку дары целомудрия и страха Божия, кротости и любви, чистоты, смиренномудрия и силы, дар творчества. Для чего? Можно спросить у Бога: молитва - разговор с Богом. Дал для славословия (восхваления), прошения, благодарения. Это цель православного творчества. Смысл - отдать дар умноженным (притча о талантах). Бог дал - человек должен приумножить - т.е. характер творчества - соработничество. Что значит соработничество? Следовать путем заповедей, «как Бог велел». На этом пути человек реализует полученные дары целомудрия и страха Божия, кротости и любви, чистоты, смиренномудрия, те дары, которые Бог дал. Феномены православного творчества, где каждый является примером славословия («Всякое дыхание да славит Господа» - псалом 150), прошения («Помилуй мя Боже» - псалом 50), благодарения ( «Благослови душе моя Господа» - псалом 102, Евангелие - притчи: о талантах - верный раб, приумноживший полученный дар; о девах благоразумных: они исполняя заповеди); неблагодарность - неисполнение повелений, не приумножение полученных даров в жизни. Примеры данных нравственных качеств личности этого человека.
Особенности церковного искусства: связь с богослужением (обряд богослужения, молитва, переживание опыта вечности), связь с жизнью Церкви, темы сюжетов, святость. Лечение Церкви - созидание нового народа, преображение. Такое же и значение церковного искусства. Православные мистера (художник - иконописец, зодчий, создатель церковных песнопений). Виды (жанры) православного искусства: иконопись, зодчество, церковная музыка, духовная поэзия.
Отличие православного творчества (мастера) от светского жизнь по Евангелию. Подготовка православного мастера к созданию произведения: благословение на труд, молитвенная подготовка, воля Божия. Святость.
Часть 2. Соработничество.
Православные мастера и их творения.
Раздел 2. Православный храм.
Духовный смысл и устройство православного храма. Отличие храма от дома. Для чего возводили храмы. Храм - дом молитвы. Значение храма в жизни человека - Небо на земле. Богослужение - общение земли с Небом. Сослужение ангелов. Божественная Литургия, Херувимская: «Иже Херувимы...» О различии молитвы личной и церковной. Евангелие - беседа с самарянкой (Ин. 4, 21, 23-24). Православное богослужение. Церковные службы и Таинства. История построения скинии. Евангелие о доме Божием. Изгнание торгующих из храма (Мк. 9, 15-39, 27-33.) Примеры влияния храма на душу из житий святых: Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о крещении племянника Ордынского хана Берклая, в крещении царевича Петра.
Созидание храма. Великие христианские храмы мира, имена святых и событий, в честь которых они освящены. Изменение архитектурных стилей, как проявление изменения духовного мира, мировоззрения человека. Храмы как центры просветительства (после IV века). Появление памятников церковного храмостроительства. Вершина - храм Святой Софии. Правила церковных Соборов о посещении и поведении в храме, примеры. Понимание пространства православного храма. Архитектура православного храма. Литургическое пространство храма. Храм - место единения человека с Богом. Храмовое творчество - вершина проявления творческого духа человека. Оно славит Бога, оно не от разума, хотя исследователи и искусствоведы находят и принцип «золотого сечения» и др. мудрости.
Устройство храма. Формы храма. Иконостас. Престол и его принадлежности. Сосуды и церковная утварь. Символическое значение различных частей храма. Как устроен иконостас православного храма.
История храмостроения. Происхождение храма. О благоговейном отношении к храму древних христиан. Первохристианские храмы. Кубикулы, крипты, капеллы. Базилика. История Иерусалимского храма. Типология христианских храмов. История развития храмостроения (раннехристианский период, архитектура: два типа - базилики и мартирии.
Храмостроительство Византии. Восточно-византийский храм. История и архитектурные особенности. Примеры: Храм Святой Софии, структура храма крестово-купольного. Примеры: храмы на Святой Земле, в Закавказье, Балканские страны (Болгария, монастырь св. Иоанна Рыльского, Сербия - династия Нейманей).
Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христинское искусство Запада. Путь западных мастеров. Аррхитектура (архитектурные особенности храмов романского, готического периодов, стиля Возрождения. Знаменитые храмы Средневевековья : романские храмы - базилики; готика. Святой Дионисий «Ареопагитики» - учение о проникающем в мир небесном свете. История возведения знаменитых храмов. Примеры: Шатурский собор, собор Парижской Богоматери, Амьенский собор. Стиль Возрождения - Храм святого апостола Петра - Рим. Обмирщенность сознания мастеров периода Возрождения. Изменение стилей: барокко, классицизм, романтизм. Причины изменения стилей зодчества.
Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура - цель, по словам послов князя Владимира «приобщиться к сладости». Русское зодчество. Деревянное и каменное зодчество разных веков. Особенности русского национального стиля. Русско-греческий стиль. Стили русское узорочье», «русское барокко», классицизм, шатровая архитектура. Древнерусские храмы XI-XIII веков. I. Именное зодчествоXV-XIVвеков, XVII-XVIIIвеков, XVIII- I X , XX веков. Строители христианских храмов. Почитаемые Святыни.
Раздел 3. Иконопись и иконописцы
Смысл и содержание иконы. Смысл и содержание иконы. Православная икона - священный образ. Происхождение христианского образа. Отличие от картины. История возникновения святых образов. Смысл и содержание православной иконы. Исторические этапы развития иконописи до 11 века. Изменение стиля иконописания – свидетельство изменения внутреннего состояния мастера. Отход от церковного образа в XVII веке. Иконостас. Лицо, Лик. Иконостас как граница видимого и невидимого мира. Лики святых. Икона и духовный опыт художника-иконописца. Иконописный канон. Техника написания иконы. Изобразительные приемы в иконописи. Отличие иконописи от западной живописи. Иконописные школы. Богословие иконы. Икона как отражение христианского мировоззрения и библейской антропологии. Слово и образ. Икона в литургическом пространтве храма. Икона как выражение православия. Невозможность полноценного понимания православной иконы вне Церкви. Священный образ как одно из проявлений церковного предания. Художественный и символический язык иконы. Слово и образ. Икона как отражение христианского мировоззрения. Отличие иконы от светской живописи. Виды священных изображений.
Первохристианское искусство. Первохристианское изобразительное искусство. Символичность первохристианских изображений. Символы первохристианского искусства. Происхождение христианского образа. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Изображения в катакомбах. Сюжеты и символы.
Церковное искусство Византии. Ранние иконы - синайские, техника создания иконы, примеры. Церковное искусство в эпоху Константина Великого. Учение Вселенских соборов о церковном образе. Богословие православной иконы. Иконография и Фаворский свет. Иконопочитание. Иконоборчество. Торжество православия. Догмат о почитании священных икон - сформулирован на 7 Вселенском Соборе, вытекает из основного исповедания Церкви - о вочеловечении Сына Божия. Сюжеты священных изображений. О способах иконописных изображений и особенностях иконописи разных периодов. Ранний период VI-VIII вв. Македонский период IX-XI вв. Комниновский период XI-XIII вв. Палеологовский ренессанс XIV-XV вв. Влияние византийской иконописи на развитие живописных школ.
Древнерусское искусство. Молитвенное делание и русское искусство. Русь иконная. Типы икон: путные, обетные, мерные. Чудотворные иконы. Родительское благословение иконой. Роль иконы в истории России. Икона в русской художественной литературе. Понимание образа человека в древнерусской живописи. Отличие древнерусской иконы и западноевропейской живописи на религиозные темы. Содержание древнерусской иконы. Иконописные школы Древней Руси: новгородская, киевская, местные школы. Комниновский стиль. Русские иконописцы Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их творения. Пути искусства живописного в Синодальный период. Русская иконопись XVII века. Протопоп Аввакум «Об иконописании». Симон Ушаков. Московская иконописная школа XVII века. Стилевые особенности русской иконописи XVIII-XIX веков. Православная икона в современном мире.
Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография и иконографический тип. Изводы. Как было принято изображать события Священной истории, Спасителя, Богородицу. Иконография Спасителя, Богородицы, Святой Троицы. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Праздники. Ангельский мир. Святые. Особенности иконографии.
Раздел 4. Церковное музыкальное искусство
Музыка в православном богослужении. О составных частях богослужения; о главных церковных песнопениях; о святых песнотворцах. 150 псалом - о музыкальных инструментах. Родословие детей Адама. Иувал. Святоотеческое понимание духовности: душа человека произошла от Божия дыхания-т.е. от Духа Святого; «Святым Духом всякая душа славится и чистотой возвышается» (песнопение Степенны 4 гласа). Цель церковных песнопений - прославление Бога. Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения. О составных частях богослужения. О главных церковных песнопениях и их разделении по содержанию. Стихира, кондак, тропарь. Словарь песнопений православного богослужения. Жанр канона и его место в православном богослужении. Песнопения Всенощной и Литургии.
Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий. Духовный смысл церковнославянского языка. Канон церковного пения. Истоки церковной музыки. Осмогласие. Как мировоззрение и мироощущение отражается в музыке.
История церковной музыки. Греческое церковное пение. О предмете и материале пения. О способах и манере церковного пения. О характере и церковном строе песнопений. О составе поющих лиц. О способе и системе писания нот. Музыкальный строй греческого церковного пения. Система осмогласия. Октоих. Святые создатели церковных песнопений: Роман Сладкопевец, Иосиф Песнопевец, Иоанн Дамаскин. Светские композиторы.
История русской церковной музыки. О периодах развития русского церковного пения и его особенностях. Древнейшее церковное пение на Руси. Кондакарное пение Знаменное пение. Церковное пение в XIV-XVII веках. Демественный распев. Путевой распев. Книжная справа. Киевское и итальянское влияние. Монастырские распевы. Характерные отличия знаменного и партесного пения. Придворная певческая капелла. Церковные и светские композиторы - создатели церковных песнопений. Стилевые особенности созданных ими церковных песнопений. Смысл и содержание церковных служб и песнопений Всенощной и Литургии.
Тематическое планирование
изучения предмета «Православная культура»
(9 класс)
№ раздела (темы) |
Раздел |
Количество часов |
| | |
-
| Божественное творчество | 9 |
-
| Православный храм | 8 |
-
| Иконопись и иконописцы | 10 |
-
| Церковное музыкальное искусство | 7 |
Календарно-тематическое планирование курса «Православная культура» 9 класс
Автор учебника: Л.Л.Шевченко
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Характеристика основных видов деятельности ученика | Скорректированные сроки прохождения |
Часть 1.Творец. Раздел 1. Божественное творчество. 9 часов |
1. | Творчество.Что такое православное творчество. | 1 | сентябрь | Дать знание о православном понимании задач творчества и источниках творческого дара. | |
2. | Творец. Божественное мироздание. | 1 | сентябрь | Дать знание о православном понимании происхождения мира как его сотворении. | |
3. | Библия и наука – о чудесах творений. | 1 | сентябрь | Познакомить о православном понимании понятий «закон»,»чудо» по отношению к предметам окружающего мира. | |
4. | Божественное творчество. Сотворение человека. | 1 | сентябрь | Дать знания о христианской антропологии. | |
5. | Творчество Божественное и человеческое. | 2 | октябрь | Дать знания о христианской антропологии о красоте души человека, его внутреннем мире, о состояниях души до грехопадения и после. | |
6. | Красота души человека. | 1 | октябрь | Дать знания о христианских традициях по Евангелию; соотнесение норм христианской этики с нравственными основами человека. | |
7. | Смысл и назначение церковного искусства. | 2 | октябрь | Дать знания об особенностях церковного искусства. | |
Часть 2. Соработничество. Православные мастера и их творения. Раздел 2. Православный храм. 8 часов |
8. | Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение. | 1 | ноябрь | Углубление раскрытия темы духовного смысла православного храма. | |
9. | История храмостроения. Происхождение храма. | 1 | ноябрь | Дать знания об истории происхождения христианского храма. | |
10. | Храмостроительство Византии. | 1 | ноябрь | Дать знания об особенностях христианского храма византийского типа. | |
11. | Храмовое искусство Запада. | 2 | ноябрь-декабрь | Дать знания об особенностях храмов романского, готическог стилей , стиля эпохи Возрождения. | |
12. | Древнерусское зодчество и его мастера. | 2 | декабрь | Дать знания о русской церковной архитектуре и русских зодчих разных веков. | |
13. | | 1 | декабрь | Резерв учителя. | |
Раздел 3. Иконопись и иконописцы. 10 часов. |
14. | Смысл и содержание иконы. | 1 | январь | Углубление знаний об иконе как священном образе и особенностях иконописанмя. | |
15. | Первохристианское искусство. | 1 | январь | Дать знания о первохристианском искусстве. | |
16. | Церковное искусство Византии. | 2 | февраль | Дать знания о развитии иконописи во времена Византийской империи; познакомить с особенностями византийского стиля, основными периодами. | |
17. | Древнерусское искусство. | 3 | февраль-март | Дать знания о древнерусском иконописном искусстве разных веков. | |
18. | Сюжеты и образы древнерусской иконы. | 2 | март | Дать знания о сюжетах православной иконы. | |
Раздел 4. Церковное музыкальное искусство. 7 часов. |
19. | Музыка в православном богослужении. | 2 | апрель | Дать знания о значении музыкального искусства в церковном богослужении. | |
20. | История церковной музыки. Греческое церковное пение. | 1 | апрель | Дать знания об истории развития церковной музыки. | |
21. | История русской церковной музыки. | 2 | апрель-май | Дать знания об истории развития русской церковной музыки. | |
22. | Повторение. | 1 | май | | |
23. | Повторение. | 1 | май | | |
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО
Учителей начальных классов
Протокол от 31.08.2018г. №1
Руководитель ШМО
---------------------- Т.Е. Пономарева
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УР
---------------------- Л.А.Игнашина
31.08.2018г.