СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Православная культура"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:расширить культурный кругозор и дать знания об религиозных культурах мира.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Православная культура"»


Внеурочная деятельность

Курс «Православная культура» 9 класс

Количество часов за год в соответствии с учебным планом 34 часа

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15 (Реестр примерных основных общеобразовательных программ/Министерство образования и науки Российской Федерации), приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) — М., 2011; Примерная образовательная программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; Авторская программа по учебному курсу православная культура для 9 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.Л учебного предмета православная культура (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с.)


УМК

1. Шевченко Л. Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.9 класс. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013

2.Шевченко Л. Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.9 год обучения. — М., Центр.

Изучение православной культуры направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального об­щения, любви к Родине, семье, согражданам;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества



Задачи программы:

обобщить полученные школьниками за период обу­чения в основной полной школе знания об истории хри­стианской православной культуры и ее связи с истори­ей родной земли;

расширить культурный кругозор и дать знания об религиозных культурах мира;

дать знания о нормах христианской этики и их от­ражении в традициях

развить умения и навыки практического использо­вания полученных знаний в области духовно-нравствен­ной культуры (этических категорий добра и зла, смыс­ла жизни) с учетом традиций христианского благочес­тия и примеров их воплощения в жизни святых и геро­ев Отечества;

способствовать решению задач нравственного вос­питания школьников: формированию качеств патрио­тизма и гражданственности, ответственному, уважи­тельному отношению к святыням родной земли, к на­следию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России.

Требования к подготовке учащихся. Требования к уровню знаний в области православной культуры определяются в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования Российской Федерации (2002г.). Они представлены в Кон­цепции учебного предмета.

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмет» и выраженных через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

Учащиеся должны знать/ понимать:

  • православную картину мира;

  • историю православного творчества;

  • православных мастеров и их творения;

  • православные праздники и традиции;



уметь:

  • сопоставлять и объяснять учения других религий;

  • противостоять религиозным деструктивным сектам;

объяснить смысл таинств и обрядов православной церкви



Формы контроля. Проверка проводится в формах текущего (домашние работы), промежуточного и итогового контроля. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (проекты, презентации и т.д.).



Общая характеристика учебного курса «Православная культура».

Учебный курс «Православная культура» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Курс «Православная культура» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство».


Описание места учебного курса в учебном плане.

Актуальность изучения данного курса в 9 классе общеобразовательной школы определяется социальным заказом и педагогической целесообразностью. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с годовым календарным учебным графиком программа отводит курсу «Православная культура» в 9 классе 1 час в неделю (34 часа.


Результаты обучения и усвоения курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами.

Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю и культуру России; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание курса



Часть 1. Творец. Раздел 1. Божественное творчество.

Творчество. Что такое православное творчество? О дарах и творчестве. Для чего они даются человеку. О таланте и | числе жизни, о тайне одаренности. О Божественной красоте и творчестве. О таланте, душе, ответственности и духовных дарах. О свободе, вдохновении и православном творчестве.

Творчество в жизни человека. Был ли призван человек к творчеству? Священное Писание о призвании человека к творчеству. Предназначение человека к сотворчеству (соработничеству).

Нравственные качества: смирение мастера - понимание им того, что не он сам пишет, но владеющая им «рука книжника-скорописца». О красоте души мастера - псалом 44 - «красен добротою». Молитвенное состояние души - обращенность души мастера к Богу.

Творец. Божественное мироздание. Бог Творец. Божественная любовь. Божественное мироздание. Как вошли в культуру слова Творец, творение? О двух видах просвещения. В чем заключается процесс Божественного творчества. Может ли человек понять пути Божественного творчества?

Библия рассказывает о том, как Бог творил мир. Процесс божественного творчества: у Бога нераздельно слово и дело «рече и быша; повеле и создашася», («сказал... и стало так... Бытие, глава 1). Разум человека пытается понять - «почему?». Божественные законы творчества. Святоотеческие пояснения, комментарии на 150 псалом: Бог не только создает, но и продолжает промышлять о созданном (и небо не надает на землю и земля...). Законы творчества - законы Творца. Все имеет причину и цель. Основной закон творчества - любовь (сотворения мира по любви Божией, забота о мире и человеке - «негоже человеку быть одному». Бытие 18). Дни творения. Что говорит наука? Как сотворение мира отражено в искусстве? Премудрость и красота мироустроения: «Небеса поведают славу Божию» - псалом 18). Законы мира материального - проявление Божественной воли. Красота. Гармония. Имена Божии - Красота, Доброта, Любовь. Бог (священномученик Дионисий Ареопагит) и Его свойства (Всеблагой, Всеведущий и др.) отражены в Его творениях. Мир-храм Божий. Шестоднев. Человек - венец творения Божия. Креационная и эволюционная теории происхождения мира. Ученые креационисты: мир сотворен 7 тысяч лет назад так, как рассказано и 11иблии. Как вера и наука говорят о происхождении мира: «Он будет свет...» (Бытие 1, 1) - теория большого взрыва; «да будет твердь...» (Бытие 1,6) образование солнечной системы из облака паров и газов; «да соберется вода в одно место...» (Бытие 1, 6) - на остывающей поверхности земли вода стала собираться в низинах; «да произрастит земля...» (Бытие, глава 1, стих 9) - образование на поверхности земли микроорганизмов; «да будут светила...», «пар поднимался от земли...» (Бытие 1, 14-15; 2, 5-6) - по­глощение растениями углерода прояснило атмосферу, что сделало видимыми светила; «да произведет вода пресмыкающихся..,. птицы полетят...» (Бытие 1, 20) - первые живые существа жили в воде, затем развили способность летать; «произведет земля душу живую...» (Бытие 1, 20) - на земле развивалась жизнь, появились животные; «сотворим человека...» (Бытие 1, 26-27).

Библия и наука — о чудесах творений. О соотношении веры и знания в понимании мироздания. Существуют ли противоречия между наукой и религией в вопросе о сотворе­нии мира? О теориях происхождения мира. Все ли законы мироздания открыты современному знанию? Чудо как со­бытие, нарушающее известные научные законы. Великие ученые - о премудрости устроения мира.

Божественное творчество. Сотворение человека. Как был сотворен человек и как он устроен? Человек как венец Божественного творческого действия. Сотворение по образу и подобию Божию. Качества сотворенного человека: любящий, обладающий свободной волей, творческим даром. Проявление творческого дара человеком в наречении имен животных.

«Сотворим человека...» (Бытие 1, 26-27). Сотворение человека из праха земного - материи, уже существовавшей, но бездушной. Устроение человека: дух, душа, тело.

Творчество Божественное и человеческое. Божественное домостроительство спасения человека продолжение Божественного творчества. Как Бог строил дом спасения человека? Как человек участвует в процессе Божественного домостроения? Что означают слова «построить храм души»? Главные страсти и добродетели души. Какие страсти мешают построить храм души? Какие добродетели сражаются за красоту души человека? Соработничество. Христианское понимание природы человека. Науки антропология и тео логия дают знания о человеке. Как научиться заботиться о красоте своей души? Советы святых отцов христианской Церкви о созидании храма души. Можно ли назвать работу над построением храма своей души подвигом? Кого христианская культура характеризует как подвижника? Как создается чистота ума, воли, чувств? Качества Божественной творческой воли: премудрая, благая, промыслительная. промысл Божий.

Красота души человека. Как и чем украшается душа человека? Добрые качества души: милосердие, прощение, понимание, смирение. Как человеку следует относиться к другим людям, если он заботится о красоте своей души? Как поступать по справедливости? Как относиться к завистливым людям? Ответственен ли человек за свой талант? Что мешает человеку сохранять красоту своей души? Созидание души. Созидание нерукотворной красоты - храма. Смысл жизни - стяжание любви (Духа Святого). Цель - путь к Божественной любви. Устроение храма души человека - путь к святости. Образ и подобие Божие.

Смысл и назначение церковного искусства. О нормах и правилах православного творчества. О назначении церковного искусства. Какими качествами от­личается произведение церковного искусства? Молитвенность. Гармоничность. Обращенность к святыне. Благодарение. Красота. Виды и жанры церковного искусства: зодчества, иконопись, церковное пение и другие. Темы произведений церковного искусства. Значение церковного искусства и его связь с богослужением. Смысл творчества православного мастера - рассказ о святости, Царствии Небесном. В каком случае произведение могло быть отнесено к произведениям светского искусства? Православное творчество как проявление любви к Богу. Зодчество, иконопись, церковнославянский язык, богослужение. Смысл творчества - прославление Творца Соработничество Творцу как реализация в своем творчестве канонов духовной жизни, определенных Творцом. Состояние души православного мастера - радость о Господе; небесная радость творчества.

Православное понимание смысла творчества: Бог дал человеку дары целомудрия и страха Божия, кротости и любви, чистоты, смиренномудрия и силы, дар творчества. Для чего? Можно спросить у Бога: молитва - разговор с Богом. Дал для славословия (восхваления), прошения, благодарения. Это цель православного творчества. Смысл - отдать дар умноженным (притча о талантах). Бог дал - человек должен приумножить - т.е. характер творчества - соработничество. Что значит соработничество? Следовать путем заповедей, «как Бог велел». На этом пути человек реализует полученные дары целомудрия и страха Божия, кротости и любви, чистоты, смиренномудрия, те дары, которые Бог дал. Феномены православного творчества, где каждый является примером славословия («Всякое дыхание да славит Господа» - псалом 150), прошения («Помилуй мя Боже» - псалом 50), благодарения ( «Благослови душе моя Господа» - псалом 102, Евангелие - притчи: о талантах - верный раб, приумножив­ший полученный дар; о девах благоразумных: они исполняя заповеди); неблагодарность - неисполнение повелений, не приумножение полученных даров в жизни. Примеры данных нравственных качеств личности этого человека.

Особенности церковного искусства: связь с богослужением (обряд богослужения, молитва, переживание опыта вечности), связь с жизнью Церкви, темы сюжетов, святость. Лечение Церкви - созидание нового народа, преображение. Такое же и значение церковного искусства. Православные мистера (художник - иконописец, зодчий, создатель церковных песнопений). Виды (жанры) православного искусства: иконопись, зодчество, церковная музыка, духовная поэзия.

Отличие православного творчества (мастера) от светского жизнь по Евангелию. Подготовка православного мастера к созданию произведения: благословение на труд, молитвенная подготовка, воля Божия. Святость.


Часть 2. Соработничество.

Православные мастера и их творения.

Раздел 2. Православный храм.

Духовный смысл и устройство православного храма. Отличие храма от дома. Для чего возводили храмы. Храм - дом молитвы. Значение храма в жизни человека - Небо на земле. Богослужение - общение земли с Небом. Сослужение ангелов. Бо­жественная Литургия, Херувимская: «Иже Херувимы...» О различии молитвы личной и церковной. Евангелие - беседа с самарянкой (Ин. 4, 21, 23-24). Православное богослужение. Церковные службы и Таинства. История построения скинии. Евангелие о доме Божием. Изгнание торгующих из храма (Мк. 9, 15-39, 27-33.) Примеры влияния храма на душу из житий святых: Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о крещении племянника Ордынского хана Берклая, в крещении царевича Петра.

Созидание храма. Великие христианские храмы мира, имена святых и событий, в честь которых они освящены. Изменение архитектурных стилей, как проявление изменения духовного мира, мировоззрения человека. Храмы как центры просветительства (после IV века). Появление памятников церковного храмостроительства. Вершина - храм Святой Софии. Правила церковных Соборов о посещении и поведении в храме, примеры. Понимание пространства православного храма. Архитектура православного храма. Литургическое пространство храма. Храм - место единения человека с Богом. Храмовое творчество - вершина проявления творческого духа человека. Оно славит Бога, оно не от разу­ма, хотя исследователи и искусствоведы находят и принцип «золотого сечения» и др. мудрости.

Устройство храма. Формы храма. Иконостас. Престол и его принадлежности. Сосуды и церковная утварь. Символическое значение различных частей храма. Как устроен ико­ностас православного храма.

История храмостроения. Происхождение храма. О благоговейном отношении к храму древних христиан. Первохристианские храмы. Кубикулы, крипты, капеллы. Базилика. История Иерусалимского храма. Типология христианских храмов. История развития храмостроения (раннехристианский период, архитектура: два типа - базилики и мартирии.

Храмостроительство Византии. Восточно-византийский храм. История и архитектурные особенности. Примеры: Храм Святой Софии, структура храма крестово-купольного. Примеры: храмы на Святой Земле, в Закавказье, Балканские страны (Болгария, монастырь св. Иоанна Рыльского, Сербия - династия Нейманей).

Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христинское искусство Запада. Путь западных мастеров. Аррхитектура (архитектурные особенности храмов романского, готического периодов, стиля Возрождения. Знаменитые храмы Средневевековья : романские храмы - базилики; готика. Святой Дионисий «Ареопагитики» - учение о проникающем в мир небесном свете. История возведения знаменитых храмов. Примеры: Шатурский собор, собор Парижской Богоматери, Амьенский собор. Стиль Возрождения - Храм святого апостола Петра - Рим. Обмирщенность сознания мастеров периода Возрождения. Изменение стилей: барокко, классицизм, романтизм. Причины изменения стилей зодчества.

Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура - цель, по словам послов князя Владимира «приобщиться к сладости». Русское зодчество. Деревянное и каменное зодчество разных веков. Особенности русского национального стиля. Русско-греческий стиль. Стили русское узорочье», «русское барокко», классицизм, шат­ровая архитектура. Древнерусские храмы XI-XIII веков. I. Именное зодчествоXV-XIVвеков, XVII-XVIIIвеков, XVIII- I X , XX веков. Строители христианских храмов. Почитаемые Святыни.

Раздел 3. Иконопись и иконописцы

Смысл и содержание иконы. Смысл и содержание иконы. Православная икона - священный образ. Происхождение христианского образа. Отличие от картины. История возникновения святых образов. Смысл и содержание православной иконы. Исторические этапы развития иконописи до 11 века. Изменение стиля иконописания – свидетельство изменения внутреннего состояния мастера. Отход от церковного образа в XVII веке. Иконостас. Лицо, Лик. Иконостас как граница видимого и невидимого мира. Лики святых. Икона и духовный опыт художника-иконописца. Иконописный канон. Техника написания иконы. Изобразительные приемы в иконописи. Отличие иконописи от западной живописи. Иконописные школы. Богословие иконы. Икона как отражение христианского мировоззрения и библейской антропологии. Слово и образ. Икона в литургическом пространтве храма. Икона как выражение православия. Невозможность полноценного понимания православной иконы вне Церкви. Священный образ как одно из проявлений церков­ного предания. Художественный и символический язык иконы. Слово и образ. Икона как отражение христианского мировоззрения. Отличие иконы от светской живописи. Виды священных изображений.

Первохристианское искусство. Первохристианское изобразительное искусство. Символичность первохристианских изображений. Символы первохристианского искусства. Происхождение христианского образа. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Изображения в катакомбах. Сюжеты и символы.

Церковное искусство Византии. Ранние иконы - синайские, техника создания иконы, примеры. Церковное искусство в эпоху Константина Великого. Учение Вселенских соборов о церковном образе. Богословие православной иконы. Иконография и Фаворский свет. Иконопочитание. Иконоборчество. Торжество православия. Догмат о почитании свя­щенных икон - сформулирован на 7 Вселенском Соборе, вытекает из основного исповедания Церкви - о вочеловечении Сына Божия. Сюжеты священных изображений. О способах иконописных изображений и особенностях иконописи разных периодов. Ранний период VI-VIII вв. Македонский период IX-XI вв. Комниновский период XI-XIII вв. Палеологовский ренессанс XIV-XV вв. Влияние византийской иконописи на развитие живописных школ.

Древнерусское искусство. Молитвенное делание и русское искусство. Русь иконная. Типы икон: путные, обетные, мерные. Чудотворные иконы. Родительское благословение иконой. Роль иконы в истории России. Икона в русской художественной литературе. Понимание образа человека в древнерусской живописи. Отличие древнерусской иконы и за­падноевропейской живописи на религиозные темы. Содержание древнерусской иконы. Иконописные школы Древней Руси: новгородская, киевская, местные школы. Комниновский стиль. Русские иконописцы Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их творения. Пути искусства живописного в Синодальный период. Русская иконопись XVII века. Протопоп Аввакум «Об иконописании». Симон Ушаков. Московская иконописная школа XVII века. Стилевые особенности русской иконописи XVIII-XIX веков. Православная икона в современном мире.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография и иконографический тип. Изводы. Как было принято изображать события Священной истории, Спасителя, Богородицу. Иконография Спасителя, Богородицы, Святой Троицы. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Праздники. Ан­гельский мир. Святые. Особенности иконографии.

Раздел 4. Церковное музыкальное искусство

Музыка в православном богослужении. О составных частях богослужения; о главных церковных песнопениях; о святых песнотворцах. 150 псалом - о музыкальных инструментах. Родословие детей Адама. Иувал. Святоотеческое понимание духовности: душа человека произошла от Божия дыхания-т.е. от Духа Святого; «Святым Духом всякая душа славится и чистотой возвышается» (песнопение Степенны 4 гласа). Цель церковных песнопений - прославление Бога. Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения. О составных частях богослужения. О главных церковных песнопениях и их разделении по содержанию. Стихира, кондак, тропарь. Словарь песнопений православного богослужения. Жанр канона и его место в православном богослужении. Песнопения Всенощной и Литургии.

Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий. Духовный смысл церковнославянского языка. Канон церковного пения. Истоки церковной музыки. Осмогласие. Как мировоззрение и мироощущение отражается в музыке.

История церковной музыки. Греческое церковное пение. О предмете и материале пения. О способах и манере церковного пения. О характере и церковном строе песнопений. О составе поющих лиц. О способе и системе писания нот. Музыкальный строй греческого церковного пения. Система осмогласия. Октоих. Святые создатели церковных песнопений: Роман Сладкопевец, Иосиф Песнопевец, Иоанн Дамаскин. Светские композиторы.

История русской церковной музыки. О периодах развития русского церковного пения и его особенностях. Древнейшее церковное пение на Руси. Кондакарное пение Знаменное пение. Церковное пение в XIV-XVII веках. Демественный распев. Путевой распев. Книжная справа. Киевское и итальянское влияние. Монастырские распевы. Характерные отличия знаменного и партесного пения. Придворная певческая капелла. Церковные и светские композиторы - создатели церковных песнопений. Стилевые особенности созданных ими церковных песнопений. Смысл и содержание церковных служб и песнопений Всенощной и Литургии.





Тематическое планирование

изучения предмета «Православная культура»

(9 класс)



раздела (темы)



Раздел



Количество часов




Божественное творчество

9

Православный храм

8

Иконопись и иконописцы

10

Церковное музыкальное искусство

7













Календарно-тематическое планирование курса «Православная культура» 9 класс

Автор учебника: Л.Л.Шевченко


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Характеристика основных видов деятельности ученика

Скорректированные сроки прохождения

Часть 1.Творец.

Раздел 1. Божественное творчество. 9 часов


1.

Творчество.Что такое православное творчество.

1

сентябрь

Дать знание о православном понимании задач творчества и источниках творческого дара.


2.

Творец. Божественное мироздание.

1

сентябрь

Дать знание о православном понимании происхождения мира как его сотворении.


3.

Библия и наука – о чудесах творений.

1

сентябрь

Познакомить о православном понимании понятий «закон»,»чудо» по отношению к предметам окружающего мира.


4.

Божественное творчество. Сотворение человека.

1

сентябрь

Дать знания о христианской антропологии.


5.

Творчество Божественное и человеческое.

2

октябрь

Дать знания о христианской антропологии о красоте души человека, его внутреннем мире, о состояниях души до грехопадения и после.


6.

Красота души человека.

1

октябрь

Дать знания о христианских традициях по Евангелию; соотнесение норм христианской этики с нравственными основами человека.


7.

Смысл и назначение церковного искусства.

2

октябрь

Дать знания об особенностях церковного искусства.


Часть 2. Соработничество. Православные мастера и их творения.

Раздел 2. Православный храм. 8 часов


8.

Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение.

1

ноябрь

Углубление раскрытия темы духовного смысла православного храма.


9.

История храмостроения. Происхождение храма.

1

ноябрь

Дать знания об истории происхождения христианского храма.


10.

Храмостроительство Византии.

1

ноябрь

Дать знания об особенностях христианского храма византийского типа.


11.

Храмовое искусство Запада.

2

ноябрь-декабрь

Дать знания об особенностях храмов романского, готическог стилей , стиля эпохи Возрождения.


12.

Древнерусское зодчество и его мастера.

2

декабрь

Дать знания о русской церковной архитектуре и русских зодчих разных веков.


13.


1

декабрь

Резерв учителя.


Раздел 3. Иконопись и иконописцы. 10 часов.

14.

Смысл и содержание иконы.

1

январь

Углубление знаний об иконе как священном образе и особенностях иконописанмя.


15.

Первохристианское искусство.

1

январь

Дать знания о первохристианском искусстве.


16.

Церковное искусство Византии.

2

февраль

Дать знания о развитии иконописи во времена Византийской империи; познакомить с особенностями византийского стиля, основными периодами.


17.

Древнерусское искусство.

3

февраль-март

Дать знания о древнерусском иконописном искусстве разных веков.


18.

Сюжеты и образы древнерусской иконы.

2

март


Дать знания о сюжетах православной иконы.


Раздел 4. Церковное музыкальное искусство. 7 часов.

19.

Музыка в православном богослужении.

2

апрель

Дать знания о значении музыкального искусства в церковном богослужении.


20.

История церковной музыки. Греческое церковное пение.

1

апрель

Дать знания об истории развития церковной музыки.


21.

История русской церковной музыки.

2

апрель-май

Дать знания об истории развития русской церковной музыки.


22.

Повторение.

1

май



23.

Повторение.

1

май





«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО

Учителей начальных классов

Протокол от 31.08.2018г. №1

Руководитель ШМО


---------------------- Т.Е. Пономарева



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УР


---------------------- Л.А.Игнашина

31.08.2018г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!