СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмет " Живой мир" 8 класс, II вариант.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмет " Живой мир" 8 класс, II вариант.»



Предмет: живой мир.


1. Пояснительная записка.


Цели и задачи:

Формирование представлений о явлениях и объектах неживой (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоёмы, формы земной поверхности, полезные ископаемые) и живой природы (растения, животные, их виды, понятия «полезные»- «вредные», «дикие» - «домашние»), течении времени.

Развитие наблюдательности, внимания, умения классифицировать объекты живой, неживой природы по общим признакам.

Овладение навыками ориентирования во времени, безопасного поведения на природе.

Воспитание бережного отношения к объектам природы.

Разделы программы:

  • Временные представления.

  • Растительный мир.

  • Животный мир.

  • Объекты природы.


2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися


Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, пробуждают у умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования и других уроках.

Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.



3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по изучению живого мира в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интернат VIII вида рассчитана на 34 учебных недели.


Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:



Тема

Количество часов

Объекты природы.

8

Растительный мир

22

Животный мир

22

Временные представления

16

Итого

68















Планирование коррекционной работы

1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительной памяти и зрительного восприятия при изучении учебного материала;

-развитие способности обобщать и делать выводы при наблюдениях и проведении экскурсии;

2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:

- развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать запоминания и припоминания при закреплении материала;

-коррекция восприятия времени, пространственного восприятия при проведении экскурсии;

3. Развитие импрессивной речи:

- формирование умения слушать речь учителя;

- развитие умения выполнять определенные задания к рассказам в устной форме;

4. Формирование экспрессивной речи:

- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;

- подбор синонимов, антонимов;

- обогащение словаря прилагательными;

- работа над предложением;

- развитие коммуникативной функции речи;

5. Коррекция мышления.

- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного) при изучении предметов и явлений окружающей действительности.

6. Коррекция познавательной деятельности:

- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями во время беседы;

-развивать наблюдательность, способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале;

- создание проблемных ситуаций, частичного поиска при проведении экскурсий.


7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над выразительностью;

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения.


4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы в 8 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

  1. Основы персональной идентичности: осознание своей принадлежности определённому полу, осознание себя как «Я» - обучающийся, мальчик.

  2. Социально- эмоциональное участие в процессе общения и игровой деятельности.

  3. Сформированность уважительного отношения к окружающим – одноклассникам, педагогам, родителям.

  4. Сформированность интереса к учебе.

  5. Проявление этических чувств (доброта, отзывчивость, вежливость).

  6. Осознание обучающейся важности безопасного поведения.

  7. Овладение начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся, развивающемся мире (эмоционально – положительное восприятие ситуации общения в различных социальных ситуациях при посещении школьных и городских культурно – массовых мероприятий).



Личностные результаты обучения осуществляются в оценочных показателях основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

Баллы:

7-«выполняет действие самостоятельно»,

6- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

5- «выполняет действие по образцу»,

4- «выполняет действие с частичной физической помощью»,

3- «выполняет действие со значительной физической помощью»,

2 «узнаёт объект», действие не выполняет

1- «не всегда узнаёт объект», действие не выполняет

0- « не узнаёт объект», действие не выполняет


Оценка выявления предметных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

0 – не выполняет/ не понимает не узнаёт объект

1 – выполняет с помощью учителя/ не всегда понимает, не всегда узнает объект.

2 – выполняет по инструкции по образцу;

3 – выполняет самостоятельно/ понимает, узнаёт объект.




5. Содержание учебного предмета


Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день. вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца.

Времена года. Представление о годе как о последовательности сезонов. Изменения, происходящие в природе в разное время года ( животные, растения, человек).

Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.


Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок.

Значение частей растений. Значение растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель). Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Значение деревьев в природе и жизни человека.

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша,) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Способы переработки фруктов. Узнавание(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свёкла, репа, кабачок) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание ягод (клубника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Значение ягод в жизни человека. Способы переработки ягод.

Узнавание (различение) комнатных растений (герань). Особенности ухода за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жизни человека.


Животный мир.

Строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.

Объединение животных в группу «домашние животные», узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца, кот, собака). Питание домашних животных. Уход за домашними животными (кошкой, собакой). Узнавание (различение) детёнышей домашних животных (телёнок, поросёнок, жеребёнок, козлёнок, ягнёнок, котёнок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Питание диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Значение диких животных в жизни человека.

Строение птиц. Установление связи строения птиц с её образом жизни. Питание птиц. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей). Объединение в группу «зимующие птицы».


Объекты природы.

Узнавание Солнца. Значение Солнца в жизни человека, в природе. Узнавание Луны. Значение Луны в жизни природы и человека.

Возможные предметные результаты освоение АООП

знать/понимать:

  • представления об объектах и явлениях неживой природы;

  • временные представления (времена года, части суток);

  • одежда, занятия людей в разное время года;

  • представления о растительном и животном мире:

- деревья хвойные и лиственные (ель, береза);

- комнатные растения (герань);

- овощи (помидор, огурец, капуста, кабачок, картофель, лук, морковь, свекла);

- фрукты (лимон, банан, слива, апельсин);

- животные дикие и домашние (кошка, собака, волк, заяц);

- названия детенышей животных;

- птицы (голубь, ворона, воробей).


6. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Разделы, темы программы

Общее количество часов

Количество часов, преподаваемых учителем

Дата

Количество часов для самостоятельного изучения

Дата


I. Объекты природы.

8

2


6


1-2

Живая, неживая природа. Различение понятий.

2

0,5


1,5


3-4

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

2

0,5


1,5


5-6

Восход и закат солнца. Календарь.

2

0,5


1,5


7-8

Воздух. Значение воздуха.

2

0,5


1,5



II. Временные представления

16

4


12


9-11

Времена года. Осень. Признаки осени.

3

0,5


2,5


12-13

Занятия и одежда детей осенью. Труд людей осенью.

2

0,5


1,5


14-15

Зима. Признаки зимы

2

0,5


1,5


16-18

Одежда и занятия детей зимой. Труд людей зимой.

3

0,5


2,5


19-20

Весна. Признаки весны.

2

0,5


1,5


21-23

Одежда и занятия детей весной. Труд людей весной.

3

0,5


2,5


24-25

Лето. Признаки лета.

2

0,5


1,5


26-28

Одежда и занятия детей летом. Труд людей летом.

3

0,5


2,5



III. Растительный мир

22

5,5


16,5


29-30

Растения. Строение и сходство растений.

2

0,5


1,5


31-32

Растения сада.

2

0,5


1,5


33-34

Растения леса.

2

0,5


1,5


35-36

Лес. Деревья леса.

2

0,5


1,5


37-38

Плоды и семена.

2

0,5


1,5


39-40

Лесные ягоды.

2

0,5


1,5


41

Грибы.

1

0,5


0,5


42

Травы.

1

0,5


0,5


43

Закрепление знаний о растениях.

1

0,5


0,5



IV. Животный мир

22

5,5


16,5


44-45

Животные. Строение и сходство животных.

2

0,5


1,5


46-47

Различие животных.

2

0,5


1,5


48-49

Детеныши животных.

2

0,5


1,5


50-51

Домашние животные. Корова, свинья, кролики. Значение.

2

0,5


1,5


52-54

Дикие животные. Лось, кабан, заяц. Питание.

3

0,5


2,5


55-56

Птицы. Особенности строения и жизни. Голубь

2

0,5


1,5


57-58

Перелётные птицы. Зимующие птицы. Хищные птицы.

2

0,5


1,5


59-60

Человек. Дыхание человека.

2

0,5


1,5


61-63

Заболевания. Профилактика простудных заболеваний.

3

1


2


64-65

Окружающая среда и здоровье человека.

2

0,5


1,5


66-68

Питание человека.

3

1


2



Всего:

68ч

17ч


51ч


  1. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности:


Программа обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под общей редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- Санкт – Петербург,2011г.


Учебник: «Живой мир». Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. Москва. «Просвещение», 2013 г.


Дополнительные учебные пособия:

  1. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР». Н. Э. Теремкова. Москва. «Гном-пресс», 2014 г.

  2. «Русский язык в картинках». И. В. Баранников, Л. А. Варковицкая. Москва. «Просвещение, 1987 г.


Предметно-развивающая образовательная среда.


Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий).

Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации).

Муляжи овощей, фруктов.

Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными.

Календари отрывной и плакат.

Изображения сезонных изменений в природе.

Рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

Аудио- и видеоматериалы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!