СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для среднего общего образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по биологии при изучении курса на базовом уровне составлена из расчета 2 учебных часа в неде­лю (140 учебных часов за два года обучения). 72 часа в 10 классе, 68 часов в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для среднего общего образования»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для среднего общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413.

  3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2011г. № 2/16-з.)

  4. Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ- Баганской СОШ №2.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010г № 1897.

С учётом

авторской рабочей программы по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов: Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Симоновой Л.В./ Под. редакцией И.Н. Пономарёвой). в соответствии с учебниками, допущенными Министерством образования Российской Федерации:

Место предмета в учебном плане

Программа по биологии при изучении курса на базовом уровне составлена из расчета 2 учебных часа в неде­лю (140 учебных часов за два года обучения). 72 часа в 10 классе, 68 часов в 11 классе.



Курс «Биология» для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень) завершает изучение дисциплины «Биология» на базовом уровне образования в старшей школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 5 -11 классов, созданной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой. Курс биологии для 10-11 классов является логическим завершением содержания курса биологии для основной школы (5-9 классы), изложенного в программе (авторы И.Н. Понамарева, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, В.М. Маш, Н.М.Чернова. под редакцией И.Н.Пономаревой).

УМК по дисциплине:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина «Биология. 10 класс. Базовый уровень». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2017 г.

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский «Биология. 11 класс. Базовый уровень». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2017 г.

Индивидуальное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей VII вида и пр.) осуществляется с использованием пакета индивидуальных заданий, предлагаемых в рамках учебных занятий. Индивидуальное сопровождение одаренных обучающихся осуществляется с использованием проектного метода, решения задач повышенного и высокого уровня сложности.

Цели изучения, биологии в средней школе сле­дующие:

освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

II.Планируемые результаты освоения курса биологии

Личностные результаты освоения биологии:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения биологии:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения биологии:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

•  приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

•  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

•  анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

•  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

•  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

•  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

•  выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций ком- понентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

    • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, и-РНК (м-РНК) по участку ДНК;

    • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

    • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

    • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

    • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.







3. Содержание учебного курса.

10 КЛАСС

10 класс

Введение в курс общебиологических явлений (7 часов)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Биосферный уровень организации жизни (17 часов)

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.



Биогеоценотический уровень организации жизни (16 часов)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:

«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (28 часов)

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа:

«Морфологические критерии, используемые при определении видов»

«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

Экскурсии:

«Многообразие видов в родной природе»











11 класс

Организменный уровень жизни (28 часов)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез). Из истории развития генетики.

Изменчивость признаков организма и ее типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество в жизни человека и общества. Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах.

Лабораторная работа. «Изучение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

Лабораторная работа: Решение элементарных генетических задач.

Клеточный уровень организации жизни (16 часов)

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл жизни. Деление клетки – митоз и мейоз. Деление клетки – митоз и мейоз. Решение задач по молекулярной биологии. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот. Микробиология на службе человека. История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии. Гармония и целесообразность в живой природе.

Лабораторная работа: Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Молекулярный уровень жизни (24 часа)

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Структура и функции нуклеиновых кислот. Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Время экологической культуры. Заключение: структурные уровни организации живой природы.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название главы

Количество

часов

1.

Введение в курс общей биологии

7

2.

Биосферный уровень жизни

17

3.

Биогеоценотический уровень жизни

16

4.

Популяционно- видовой уровень жизни

28

5.

Промежуточная аттестация

1

6.

Повторение изученного материала

3

Итого

В 10 классе

72



п/п

Название главы

Количество

часов

1.

Организменный уровень жизни

28

2.

Клеточный уровень организации жизни

16

3.

Молекулярный уровень жизни

24

Итого

В 11 классе

68

















№ учебного занятия

Темы учебных занятий

Виды деятельности обучающихся

1.

Содержание и структура курса общей биологии

Знать предмет и науки, составляющие общую биологию. Уметь характеризовать биологию как комплексную науку. Понимать роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира.

2.

Основные свойства жизни

Знать определение понятию жизнь. Уметь называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе.

3.

Уровни организации живой материи

Входной контроль.

Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Уметь определять принадлежность биологических объектов к уровню организации.

4.

Значение практической биологии


Уметь приводить примеры практического применения достижений современной биологии.

5.

Методы биологических исследований

Знать методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира.

6.

Живой мир и культура

Знать что такое культура. Понимать роль живой природы в развитии культуры.

7.

Контрольная работа по теме: "Введение в курс общей биологии"


Биосферный уровень организации жизни (17 часов)



8.

Учение о биосфере

Знать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Уметь характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы.

9.

Функции живого вещества в биосфере

Уметь характеризовать: функции живого вещества и приводить примеры; распределение биомассы на земном шаре.

10.

Происхождение живого вещества

Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

11.

Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни

Уметь анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера

12.

Физико – химическая эволюция в развитии биосферы

Понимать физические явления в истории Земли

13.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

Знать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Уметь описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности.

14.

Хронология развития жизни на Земле

Знать определения ключевым понятиям.

Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами.

15.

Этапы развития жизни на Земле


Знать определения ключевым понятиям.

Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Понимать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами.

16.

Биосфера как глобальная

экосистема

Знать структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие.

17.

Круговорот веществ в природе

Знать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Уметь описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Понимать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии.

18.

Круговорот азота

Знать определение понятию круговорот азота, биохимические циклы. Уметь описывать круговорот азота. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; понимать роль живых организмов в круговороте.

19.

Механизмы устойчивости биосферы

Знать механизмы устойчивости биосферы.

20.

Человек как житель биосферы

Уметь объяснять способы воздействия человека на биосферу. Понимать и оценивать глобальность проблемы. Прогнозировать последствия.

21.

Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле

Знать антропогенные факторы воздействия на биосферу. Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Понимать необходимость защиты среды окружающей среды.

22.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Уметь характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Понимать и систематизировать информацию о экологических проблемах. Анализировать и оценивать глобальные проблемы.

23.

Экологические факторы и их значение

Знать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Приводить их примеры. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.


24.

Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни"

25.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Знать определения ключевым понятиям. Уметь характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов.

26.

Биогеоценоз как био- и экосистема

Знать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры.

27.

Строение и свойства биогеоценоза

Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Знать направление потока веществ в пищевой цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей.

28.

Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»


Уметь сравнивать приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни

29.

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.

30.

Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах

Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.

31.

Причины устойчивости в биогеоценозе

Понимать механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза.

32.

Зарождение и смена биогеоценозов

Знать определения понятиям. Уметь описывать механизм сукцессий. Знать причины смены экосистем.

33.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к ним.

34.

Многообразие водных биогеоценозов

Знать определения понятиям. Уметь характеризовать интенсивность действия фактора. Уметь приводить примеры ограничивающего воздействия факторов.

35.

Многообразие биогеоценозов суши

Знать экологические группы организмов.

36.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах.

37.

Заповедные территории Новосибирской области, Баганского района.

Уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе.

38.

Природопользование в истории человечества


Знать определение понятия – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования.

39.

Экологические законы природопользования

Обосновывать необходимость бережного отношения к природе.

40.

Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни"

41.

Вид, его критерии и структура


Знать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Уметь перечислять и характеризовать критерии вида.

42

Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов».

Знать морфологические свойства вида

43.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система


Знать определение популяции. Уметь отличать понятия - вид и популяция. Уметь называть признаки популяций.


44.

Популяция – структурная единица вида

Знать основные типы популяций

45.

Популяция как основная единица эволюции

Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.

46.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

Знать способы образования видов: аллопатрическое и симпатрическое

47.

Система живых организмов на Земле

Знать основные таксономические единицы. Уметь определять систематическое положение организмов.

48.

Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

Знать и понимать понятие "биоразнообразие"

49.

Этапы происхождения человека

Уметь характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.

50.

Человек как уникальный вид живой природы


Знать признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Уметь называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение.

51.

История развития эволюционных идей

Уметь описывать научные представления об эволюции Линнея и Ламарка. Знать их заслуги и заблуждения. Характеризовать значение эволюционного учения.

52.

Естественный отбор и его формы

Знать определение понятию ЕО. Уметь называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО.

53.

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия

Знать определение понятию. Уметь описывать механизм ИО. Сравнивать ИО и ЕО.

54.

Современное учение об эволюции.

Знать основные положения СТЭ. Понимать роль СТЭ в формировании научного мировоззрения.

55.

Результаты эволюции и её основные закономерности

Знать содержание понятия. Уметь называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности.

56.

Основные направления эволюции

Знать определения понятиям. Уметь называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций.

57.

Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».


Уметь выделять и описывать ароморфозы на примере растений и животных.

58.

Обобщающий урок

«Учение об эволюции»

Знать эволюционные процессы

59.

Особенности популяционно – видового уровня жизни.

Знать особенности популяционно-видового уровня жизни

60

Значение изучения популяций и видов

Понимать роль популяций и видов в природе.

61.

Генофонд и причины гибели видов

Знать причины гибели видов.

62.

Промежуточная аттестация


63.

Всемирная стратегия охраны природных видов




Знать причины гибели видов. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных.

64.

Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»

Знать видовое разнообразие родного края.

65.

Особенности популяционно – видового уровня жизни

Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.

66.

Обобщение темы: «Популяционно- видовой уровень жизни»

Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.

67.

Движущие силы антропогенеза.


68.

Расы человека


69-71.

Обобщение по курсу


72

Подведение итогов


















№ учебного занятия

Темы учебных занятий

Виды деятельности обучающихся

1.

Организменный уровень жизни и его роль в природе

Характеризовать структурные элементы и основные процессы организменного уровня жизни;

2-3

Организм как биосистема


приводить конкретные примеры проявления свойств жизни на организменном уровне; сравнивать особенности организменного уровня жизни с особенностями биосферного и биогеоценотического уровней; определять понятие «организм»; характеризовать организм как биосистему; называть существенные признаки биосистемы «организм»


4-5

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.


характеризовать процессы регуляции растительного и животного организма;

6

Размножение организмов


называть основные типы размножения; приводить конкретные примеры разных форм бесполого размножения у растений и животных; оценивать значение бесполого размножения для природы и для человека;


7

Оплодотворение и его значение


характеризовать биологическое значение полового размножения и оплодотворения; объяснять свойства зиготы;

8-9

Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез)


определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез»;называть периоды онтогенеза; характеризовать этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляцию, дифференциацию);

10-11

Из истории развития генетики


определять понятия «наследственность», «изменчивость»; называть основные положения исследований, проведенных Г. Менделем;определять понятие «ген»; объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном»

12

Изменчивость признаков организма и ее типы


Объяснять понятие «изменчивость»; раскрывать особенности механизма модификационной изменчивости, приводить примеры;

13

Лабораторная работа. «Изучение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»


.

14-15

Генетические закономерности, открытые Менделем

определять понятия «наследственность», «изменчивость»; называть основные положения исследований, проведенных Г. Менделем;определять понятие «ген»; объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном»

16-17

Дигибридное скрещивание


Строить вариационную кривую изменчивости; объяснять понятие «аллель»; формулировать законы Менделя, приводить примеры; объяснять сущность правила чистоты гамет; составлять элементарные схемы скрещивания;

18

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции


давать оценку вклада учения Н. И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую науку.

19-20

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

определять понятие «пол», раскрывать механизм определения пола у млекопитающих и человека

21

Лабораторная работа. 2 Решение элементарных генетических задач


22

Наследственные болезни человека


характеризовать причины наследственных болезней и мультифакторных заболеваний, приводить их примеры; аргументировать необходимость профилактики наследственных заболеваний как основного средства их предупреждения

23

Этические аспекты медицинской генетики


называть меры профилактики наследственных заболеваний человека; обосновывать необходимость медико-генетического консультирования; характеризовать роль генотипа в поддержании физического и психического здоровья человека

24

Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований



25

Творчество в жизни человека и общества


26

Царство Вирусы и вирусные заболевания


характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры;

аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам;

характеризовать отличительные особенности строения и размножения

вирусов;

27

Лабораторная работа. «Изучение признаков вирусных заболеваний растений»

объяснять механизм проникновения вируса в клетку;

использовать информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов, сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений,

животных, человека;


28

Зачёт по теме

«Организменный уровень жизни»

приводить конкретные примеры вирусных эпидемий в истории человечества; называть вирусные заболевания животных и растений, оценивать

приносимый ими ущерб сельскому хозяйству;


29-30

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

Определять понятие «клетка»; характеризовать особенности клеточного

уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с молекулярным

и организменным уровнями;

31

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

называть структурные компоненты клетки; приводить доказательства

того, что клетка является живой системой — биосистемой;

характеризовать важнейшие события, предшествующие появлению жиз-

ни на Земле;

32-33

Строение клетки эукариот

называть отличительные признаки растительной и животной клеток;

называть и характеризовать части клетки; различать постоянные и непо-

стоянные компоненты клетки; различать понятия «части клетки» и «органо-

иды клетки»;

34-35

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы

называть отличительные признаки растительной и животной клеток;

называть и характеризовать части клетки; различать постоянные и непо-

стоянные компоненты клетки; различать понятия «части клетки» и «органо-

иды клетки»;

36

Особенности клеток прокариот и эукариот


37

Клеточный цикл


определять понятия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза»; называть и

характеризовать этапы клеточного цикла;

38

Деление клетки – митоз и мейоз


характеризовать основной признак интерфазной клетки. объяснять биоло-

гическое значение интерфазы;

определять понятия «кариокинез» и «цитокинез»;

характеризовать стадии клеточного деления (фазы М);

объяснять биологическое значение митоза; определять понятие «мейоз»;

39

Лабораторная работа. «Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»


40

Особенности образования половых клеток

различать понятия «сперматогенез» и «оогенез»;

называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов;

характеризовать периоды формирования женских и мужских половых

клеток;

описывать этапы формирования сперматозоидов;

называть основное различие процессов сперматогенеза и оогенеза;

объяснять структуру и свойства хроматина;

41

Структура и функции хромосом

характеризовать роль ДНК и белков в составе хроматина;

объяснять значение компактизации (спирализации) хромосом;

обсуждать способность хромосом к удвоению (самовоспроизведению);

называть главную функцию хромосом

42

Многообразие прокариот


43

История развития науки о клетке


.

44

Гармония и целесообразность в живой природе



45

Молекулярный уровень жизни, его роль в природе.


Характеризовать особенности молекулярного уровня организации

жизни; называть структурные элементы молекулярного уровня

жизни;

46-47

Основные химические соединения живой материи.


характеризовать многообразие липидов и их значение в клетке;

объяснять строение молекул белка как полимерных соединений, состоя-

щих из аминокислот; характеризовать структуру молекулы ДНК;

называть имена ученых, установивших ее;

48-49

Структура и функции нуклеиновых кислот

характеризовать структуру молекулы ДНК;

называть имена ученых, установивших ее;

50-51

Решение задач

обсуждать механизм и биологическое значение репликации ДНК; объяснять значение матричной функции цепей ДНК; характеризовать структуру

молекул РНК

52-53

Процессы синтеза в живых клетках


определять понятие «биосинтез»

54-55

Процессы биосинтеза белка

характеризовать процесс транскрипции генетической информации;

характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания;

объяснять роль рибосом в биосинтезе белка;

56-57

Решение задач

58-59

Молекулярные процессы расщепления

определять понятие «биологическое окисление» («клеточное дыхание»);

60

Регуляторы биомолекулярных процессов

раскрывать особенности анаэробного окисления в клетке (гликолиза) как этапа клеточного дыхания; характеризовать брожение как способ бескислородного получения энергии; объяснять особенности протекания и локализации кислородного этапа клеточного дыхания

61

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем


62

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема


63

Время экологической культуры


64

Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности Урок обобщения и систематизации знаний


65-66

Повторение


67

Зачёт


68

Итоговый урок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!