1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для среднего общего образования разработана на основе нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2011г. № 2/16-з.)
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ- Баганской СОШ №2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010г № 1897.
С учётом
авторской рабочей программы по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов: Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Симоновой Л.В./ Под. редакцией И.Н. Пономарёвой). в соответствии с учебниками, допущенными Министерством образования Российской Федерации:
Место предмета в учебном плане
Программа по биологии при изучении курса на базовом уровне составлена из расчета 2 учебных часа в неделю (140 учебных часов за два года обучения). 72 часа в 10 классе, 68 часов в 11 классе.
Курс «Биология» для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень) завершает изучение дисциплины «Биология» на базовом уровне образования в старшей школе. Он отражает концепцию программы по биологии для 5 -11 классов, созданной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой. Курс биологии для 10-11 классов является логическим завершением содержания курса биологии для основной школы (5-9 классы), изложенного в программе (авторы И.Н. Понамарева, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, В.М. Маш, Н.М.Чернова. под редакцией И.Н.Пономаревой).
УМК по дисциплине:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина «Биология. 10 класс. Базовый уровень». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2017 г.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский «Биология. 11 класс. Базовый уровень». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2017 г.
Индивидуальное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей VII вида и пр.) осуществляется с использованием пакета индивидуальных заданий, предлагаемых в рамках учебных занятий. Индивидуальное сопровождение одаренных обучающихся осуществляется с использованием проектного метода, решения задач повышенного и высокого уровня сложности.
Цели изучения, биологии в средней школе следующие:
освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
II.Планируемые результаты освоения курса биологии
Личностные результаты освоения биологии:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения биологии:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения биологии:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций ком- понентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, и-РНК (м-РНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
3. Содержание учебного курса.
10 КЛАСС
10 класс
Введение в курс общебиологических явлений (7 часов)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Биосферный уровень организации жизни (17 часов)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Биогеоценотический уровень организации жизни (16 часов)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»
Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (28 часов)
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа:
«Морфологические критерии, используемые при определении видов»
«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».
Экскурсии:
«Многообразие видов в родной природе»
11 класс
Организменный уровень жизни (28 часов)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез). Из истории развития генетики.
Изменчивость признаков организма и ее типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество в жизни человека и общества. Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах.
Лабораторная работа. «Изучение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»
Лабораторная работа: Решение элементарных генетических задач.
Клеточный уровень организации жизни (16 часов)
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл жизни. Деление клетки – митоз и мейоз. Деление клетки – митоз и мейоз. Решение задач по молекулярной биологии. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот. Микробиология на службе человека. История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии. Гармония и целесообразность в живой природе.
Лабораторная работа: Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Молекулярный уровень жизни (24 часа)
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Структура и функции нуклеиновых кислот. Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Время экологической культуры. Заключение: структурные уровни организации живой природы.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название главы | Количество часов |
1. | Введение в курс общей биологии | 7 |
2. | Биосферный уровень жизни | 17 |
3. | Биогеоценотический уровень жизни | 16 |
4. | Популяционно- видовой уровень жизни | 28 |
5. | Промежуточная аттестация | 1 |
6. | Повторение изученного материала | 3 |
Итого | В 10 классе | 72 |
№ п/п | Название главы | Количество часов |
1. | Организменный уровень жизни | 28 |
2. | Клеточный уровень организации жизни | 16 |
3. | Молекулярный уровень жизни | 24 |
Итого | В 11 классе | 68 |
№ учебного занятия | Темы учебных занятий | Виды деятельности обучающихся |
1. | Содержание и структура курса общей биологии | Знать предмет и науки, составляющие общую биологию. Уметь характеризовать биологию как комплексную науку. Понимать роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира. |
2. | Основные свойства жизни | Знать определение понятию жизнь. Уметь называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе. |
3. | Уровни организации живой материи Входной контроль. | Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Уметь определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. |
4. | Значение практической биологии | Уметь приводить примеры практического применения достижений современной биологии. |
5. | Методы биологических исследований | Знать методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира. |
6. | Живой мир и культура | Знать что такое культура. Понимать роль живой природы в развитии культуры. |
7. | Контрольная работа по теме: "Введение в курс общей биологии" | |
Биосферный уровень организации жизни (17 часов) | |
8. | Учение о биосфере | Знать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Уметь характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы. |
9. | Функции живого вещества в биосфере | Уметь характеризовать: функции живого вещества и приводить примеры; распределение биомассы на земном шаре. |
10. | Происхождение живого вещества | Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. |
11. | Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни | Уметь анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера |
12. | Физико – химическая эволюция в развитии биосферы | Понимать физические явления в истории Земли |
13. | Биологическая эволюция в развитии биосферы | Знать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Уметь описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности. |
14. | Хронология развития жизни на Земле | Знать определения ключевым понятиям. Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами. |
15. | Этапы развития жизни на Земле | Знать определения ключевым понятиям. Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Понимать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами. |
16. | Биосфера как глобальная экосистема | Знать структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие. |
17. | Круговорот веществ в природе | Знать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Уметь описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Понимать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии. |
18. | Круговорот азота | Знать определение понятию круговорот азота, биохимические циклы. Уметь описывать круговорот азота. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; понимать роль живых организмов в круговороте. |
19. | Механизмы устойчивости биосферы | Знать механизмы устойчивости биосферы. |
20. | Человек как житель биосферы | Уметь объяснять способы воздействия человека на биосферу. Понимать и оценивать глобальность проблемы. Прогнозировать последствия. |
21. | Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле | Знать антропогенные факторы воздействия на биосферу. Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Понимать необходимость защиты среды окружающей среды. |
22. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | Уметь характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Понимать и систематизировать информацию о экологических проблемах. Анализировать и оценивать глобальные проблемы. |
23. | Экологические факторы и их значение | Знать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Приводить их примеры. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. |
24. | Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни" |
25. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | Знать определения ключевым понятиям. Уметь характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов. |
26. | Биогеоценоз как био- и экосистема | Знать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры. |
27. | Строение и свойства биогеоценоза | Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Знать направление потока веществ в пищевой цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей. |
28. | Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | Уметь сравнивать приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни |
29. | Совместная жизнь видов в биогеоценозе | Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры. |
30. | Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах | Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры. |
31. | Причины устойчивости в биогеоценозе | Понимать механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза. |
32. | Зарождение и смена биогеоценозов | Знать определения понятиям. Уметь описывать механизм сукцессий. Знать причины смены экосистем. |
33. | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов | Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к ним. |
34. | Многообразие водных биогеоценозов | Знать определения понятиям. Уметь характеризовать интенсивность действия фактора. Уметь приводить примеры ограничивающего воздействия факторов. |
35. | Многообразие биогеоценозов суши | Знать экологические группы организмов. |
36. | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). | Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах. |
37. | Заповедные территории Новосибирской области, Баганского района. | Уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе. |
38. | Природопользование в истории человечества | Знать определение понятия – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования. |
39. | Экологические законы природопользования | Обосновывать необходимость бережного отношения к природе. |
40. | Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни" |
41. | Вид, его критерии и структура | Знать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Уметь перечислять и характеризовать критерии вида. |
42 | Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». | Знать морфологические свойства вида |
43. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | Знать определение популяции. Уметь отличать понятия - вид и популяция. Уметь называть признаки популяций. |
44. | Популяция – структурная единица вида | Знать основные типы популяций |
45. | Популяция как основная единица эволюции | Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. |
46. | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | Знать способы образования видов: аллопатрическое и симпатрическое |
47. | Система живых организмов на Земле | Знать основные таксономические единицы. Уметь определять систематическое положение организмов. |
48. | Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества | Знать и понимать понятие "биоразнообразие" |
49. | Этапы происхождения человека | Уметь характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей. |
50. | Человек как уникальный вид живой природы | Знать признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Уметь называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение. |
51. | История развития эволюционных идей | Уметь описывать научные представления об эволюции Линнея и Ламарка. Знать их заслуги и заблуждения. Характеризовать значение эволюционного учения. |
52. | Естественный отбор и его формы | Знать определение понятию ЕО. Уметь называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО. |
53. | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия | Знать определение понятию. Уметь описывать механизм ИО. Сравнивать ИО и ЕО. |
54. | Современное учение об эволюции. | Знать основные положения СТЭ. Понимать роль СТЭ в формировании научного мировоззрения. |
55. | Результаты эволюции и её основные закономерности | Знать содержание понятия. Уметь называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности. |
56. | Основные направления эволюции | Знать определения понятиям. Уметь называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций. |
57. | Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных». | Уметь выделять и описывать ароморфозы на примере растений и животных. |
58. | Обобщающий урок «Учение об эволюции» | Знать эволюционные процессы |
59. | Особенности популяционно – видового уровня жизни. | Знать особенности популяционно-видового уровня жизни |
60 | Значение изучения популяций и видов | Понимать роль популяций и видов в природе. |
61. | Генофонд и причины гибели видов | Знать причины гибели видов. |
62. | Промежуточная аттестация | |
63. | Всемирная стратегия охраны природных видов | Знать причины гибели видов. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных. |
64. | Экскурсия «Многообразие видов в родной природе» | Знать видовое разнообразие родного края. |
65. | Особенности популяционно – видового уровня жизни | Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. |
66. | Обобщение темы: «Популяционно- видовой уровень жизни» | Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. |
67. | Движущие силы антропогенеза. | |
68. | Расы человека | |
69-71. | Обобщение по курсу | |
72 | Подведение итогов | |
№ учебного занятия | Темы учебных занятий | Виды деятельности обучающихся |
1. | Организменный уровень жизни и его роль в природе | Характеризовать структурные элементы и основные процессы организменного уровня жизни; |
2-3 | Организм как биосистема | приводить конкретные примеры проявления свойств жизни на организменном уровне; сравнивать особенности организменного уровня жизни с особенностями биосферного и биогеоценотического уровней; определять понятие «организм»; характеризовать организм как биосистему; называть существенные признаки биосистемы «организм» |
4-5 | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | характеризовать процессы регуляции растительного и животного организма; |
6 | Размножение организмов | называть основные типы размножения; приводить конкретные примеры разных форм бесполого размножения у растений и животных; оценивать значение бесполого размножения для природы и для человека; |
7 | Оплодотворение и его значение | характеризовать биологическое значение полового размножения и оплодотворения; объяснять свойства зиготы; |
8-9 | Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез) | определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез»;называть периоды онтогенеза; характеризовать этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляцию, дифференциацию); |
10-11 | Из истории развития генетики | определять понятия «наследственность», «изменчивость»; называть основные положения исследований, проведенных Г. Менделем;определять понятие «ген»; объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном» |
12 | Изменчивость признаков организма и ее типы | Объяснять понятие «изменчивость»; раскрывать особенности механизма модификационной изменчивости, приводить примеры; |
13 | Лабораторная работа. «Изучение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды» | . |
14-15 | Генетические закономерности, открытые Менделем | определять понятия «наследственность», «изменчивость»; называть основные положения исследований, проведенных Г. Менделем;определять понятие «ген»; объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном» |
16-17 | Дигибридное скрещивание | Строить вариационную кривую изменчивости; объяснять понятие «аллель»; формулировать законы Менделя, приводить примеры; объяснять сущность правила чистоты гамет; составлять элементарные схемы скрещивания; |
18 | Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции | давать оценку вклада учения Н. И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую науку. |
19-20 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом | определять понятие «пол», раскрывать механизм определения пола у млекопитающих и человека |
21 | Лабораторная работа. 2 Решение элементарных генетических задач | |
22 | Наследственные болезни человека | характеризовать причины наследственных болезней и мультифакторных заболеваний, приводить их примеры; аргументировать необходимость профилактики наследственных заболеваний как основного средства их предупреждения |
23 | Этические аспекты медицинской генетики | называть меры профилактики наследственных заболеваний человека; обосновывать необходимость медико-генетического консультирования; характеризовать роль генотипа в поддержании физического и психического здоровья человека |
24 | Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований | |
25 | Творчество в жизни человека и общества | |
26 | Царство Вирусы и вирусные заболевания | характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры; аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам; характеризовать отличительные особенности строения и размножения вирусов; |
27 | Лабораторная работа. «Изучение признаков вирусных заболеваний растений» | объяснять механизм проникновения вируса в клетку; использовать информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов, сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений, животных, человека; |
28 | Зачёт по теме «Организменный уровень жизни» | приводить конкретные примеры вирусных эпидемий в истории человечества; называть вирусные заболевания животных и растений, оценивать приносимый ими ущерб сельскому хозяйству; |
29-30 | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе | Определять понятие «клетка»; характеризовать особенности клеточного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с молекулярным и организменным уровнями; |
31 | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | называть структурные компоненты клетки; приводить доказательства того, что клетка является живой системой — биосистемой; характеризовать важнейшие события, предшествующие появлению жиз- ни на Земле; |
32-33 | Строение клетки эукариот | называть отличительные признаки растительной и животной клеток; называть и характеризовать части клетки; различать постоянные и непо- стоянные компоненты клетки; различать понятия «части клетки» и «органо- иды клетки»; |
34-35 | Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы | называть отличительные признаки растительной и животной клеток; называть и характеризовать части клетки; различать постоянные и непо- стоянные компоненты клетки; различать понятия «части клетки» и «органо- иды клетки»; |
36 | Особенности клеток прокариот и эукариот | |
37 | Клеточный цикл | определять понятия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза»; называть и характеризовать этапы клеточного цикла; |
38 | Деление клетки – митоз и мейоз | характеризовать основной признак интерфазной клетки. объяснять биоло- гическое значение интерфазы; определять понятия «кариокинез» и «цитокинез»; характеризовать стадии клеточного деления (фазы М); объяснять биологическое значение митоза; определять понятие «мейоз»; |
39 | Лабораторная работа. «Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» | |
40 | Особенности образования половых клеток | различать понятия «сперматогенез» и «оогенез»; называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов; характеризовать периоды формирования женских и мужских половых клеток; описывать этапы формирования сперматозоидов; называть основное различие процессов сперматогенеза и оогенеза; объяснять структуру и свойства хроматина; |
41 | Структура и функции хромосом | характеризовать роль ДНК и белков в составе хроматина; объяснять значение компактизации (спирализации) хромосом; обсуждать способность хромосом к удвоению (самовоспроизведению); называть главную функцию хромосом |
42 | Многообразие прокариот | |
43 | История развития науки о клетке | . |
44 | Гармония и целесообразность в живой природе | |
45 | Молекулярный уровень жизни, его роль в природе. | Характеризовать особенности молекулярного уровня организации жизни; называть структурные элементы молекулярного уровня жизни; |
46-47 | Основные химические соединения живой материи. | характеризовать многообразие липидов и их значение в клетке; объяснять строение молекул белка как полимерных соединений, состоя- щих из аминокислот; характеризовать структуру молекулы ДНК; называть имена ученых, установивших ее; |
48-49 | Структура и функции нуклеиновых кислот | характеризовать структуру молекулы ДНК; называть имена ученых, установивших ее; |
50-51 | Решение задач | обсуждать механизм и биологическое значение репликации ДНК; объяснять значение матричной функции цепей ДНК; характеризовать структуру молекул РНК |
52-53 | Процессы синтеза в живых клетках | определять понятие «биосинтез» |
54-55 | Процессы биосинтеза белка | характеризовать процесс транскрипции генетической информации; характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания; объяснять роль рибосом в биосинтезе белка; |
56-57 | Решение задач |
58-59 | Молекулярные процессы расщепления | определять понятие «биологическое окисление» («клеточное дыхание»); |
60 | Регуляторы биомолекулярных процессов | раскрывать особенности анаэробного окисления в клетке (гликолиза) как этапа клеточного дыхания; характеризовать брожение как способ бескислородного получения энергии; объяснять особенности протекания и локализации кислородного этапа клеточного дыхания |
61 | Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем | |
62 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема | |
63 | Время экологической культуры | |
64 | Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности Урок обобщения и систематизации знаний | |
65-66 | Повторение | |
67 | Зачёт | |
68 | Итоговый урок | |