ОУ «Неверовская школа»
РЕКОМЕНДОВАНО к исполнению МО учителей естественного цикла Протокол № _____от « __ » _____2018 г. ______________ (подпись) руководитель МО А.Н. Лаврович | УТВЕРЖДАЮ приказ № директор ОУ «Неверовская школа»
Е.А. Кучма_______ (подпись) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета« география»
на 2018-2019 уч.год
7 КЛАСС
составитель: Лаврович А. Н
учитель высшей
квалификационной категории
с. Неверовка 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 7 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018 - 2019 учебный год.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии.
Данная программа опубликована в сборнике:
Рабочие программы. География. 5-9 классы: методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стериотип.-М.: Дрофа,2013.-409,(7)с ISBN 978-5-358-12047-1.
2. Описание курса.
Данный курс по географии предназначен для учащихся 7 класса ОУ «Неверовская школа» в количестве 23 человек, из них 16 девочек и 7 мальчиков. Интеллектуальный потенциал в классе хороший.
Изучение географии в 7 классе основной школы направлено на достижение следующих целей и задач:
продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;
создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,
заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений
на основе практической деятельности.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень итоговых практических работ.
3. Место курса в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, срок реализации 1 год.
Количество часов: всего - 68; в неделю - 2.
Практических работ – 17.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.
4. Планируемые результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения географии ученик 7 класса должен:
Оценивать и прогнозировать:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли в целом и на отдельных материках;
- природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные особенности природы в связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия.
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории
- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Личностные результаты:
продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;
создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,
заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
5. Основное содержание курса.
Введение – 2 часа
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.
Географическая карта – величайшее творение человечества
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Раздел 1
Тема 1.
Литосфера и рельеф Земли. 2 часа
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.
Литосфера и рельеф Земли.
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Атмосфера и климаты Земли
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Тема 2.
Атмосфера и климаты Земли.2 часа
Распределение температуры воздуха и осадков поясов на Земле. Воздушные массы. Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Климатические пояса Земли. Давать определение понятиям «климат», «воздушная масса»; Объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности климата своей местности.
Тема3.
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. 2 часа
Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Тема 4.
Географическая оболочка.3 часа
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Земля – планета людей
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Раздел 2. Океаны и материки. 50 часов.
Тема 1. Океаны.
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Практическая работа. Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).
Изображение на контурной карте природных поясов, комплексов океана, шельфа и видов хозяйственной деятельности».
Сравнительная характеристика природы двух океанов.
Тема 3. Африка.11 часов.
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.
Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. 4. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.
Тема 4. Австралия и Океания.
Австралия. ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.
Океания. ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 5. Южная Америка. 7 часов
ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Тема 6. Антарктида.1 час
Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Северный Ледовитый океан. ГП. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Тема 7. Северные материки.1 час.
Тема 8. Северная Америка.7 часов.
ГП, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стан Англосаксонской Америки (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Тема 9. Евразия.16 часов
ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия. Испания. Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия Центральная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и др. страны.
Восточная Азия. Китай. Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом.2 часа.
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
6. Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
Виды контроля |
д/з | Дата проведения |
по плану | фактич |
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов. Как люди открывали мир. | Умение показывать по картематерики и части света. Выделение основных эпох в истории географических открытий. Характеристика важнейших научных открытий | индивидуальный устный опрос | Д/з §1 | | |
2 | Карта – особый источник географических знаний. | Характеристика источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по содержанию и масштабу. | Практическая работа. 1 Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. | Д/з §2 | | |
| Раздел 1 Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. 2 часа |
3 | Происхождение материков и океанов. | Сопоставление строения материковой и океанической коры. Анализ карты литосферных плит, установление границ столкновения и расхождения плит. | работа с картами атласа | Д/з §3 | | |
4 | Рельеф Земли.
Агротех. напр. | Сопоставление физической карты с картой строения земной коры. Объяснение зависимости между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. Описание по карте рельефа одного из материков | Практическая работа. 2 Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. | Д/з §4 | | |
| Тема 2. Атмосфера и климаты Земли. 2 часа |
5 | Распределение температуры воздуха и осадков поясов на Земле. Воздушные массы. | Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются | Практическая работа. 3 Характеристика климата по климатическим картам. Практическая работа. 4 Оценка климатических условий материка для жизни населения. | Д/з §5 | | |
6 | Климатические пояса Земли. | Объяснение размещения на земле климатических поясов. Характеристика воздушных масс с разными свойствами. Чтение климатограмм. | индивидуальный устный опрос | Д/з §6 | | |
Тема3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы 2 часа |
7 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | Объяснение роли Мирового океана. Доказательство зональности и распределении водных масс. | Работа с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод. | Д/з §7 | | |
8 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей. | индивидуальный устный опрос | Д/з §8 | | |
| Тема 4. Географическая оболочка. 3 часа |
9 | Строение и свойства географической оболочки. | Характеристика строения географической оболочки. Объяснение взаимодействия ее компонентов; ее основных свойств | беседа | Д/з §9 | | |
10 | Природные комплексы суши и океана. Агротех. напр.
| Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Характеристика отдельных комплексов. | заполнение таблиц | Д/з §10 | | |
11 | Природная зональность. | Выявление связи между природными компонентами зоны. Анализ карты природных зон. Характеристика особенностей размещения природных зоннаматериках и в океанах. | Практическая работа. 5 Анализ карт антропогенных ландшафтов. | Д/з §11 | | |
| Тема 5.Население Земли. 3часа |
12 | Численность населения Земли. | Анализ изменения численности населения мира. Определение и сравнение численности населения материков и стран мира. | Практическая работа. 6 Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. | Д/з §12 | | |
13 | Народы и религии мира. Практическая работа.7 Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.
| Анализ карты народов мира: изучение территорий проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. | Практическая работа.7 Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. | Д/з §13 | | |
14 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Агротех. напр. | Характеристика разных видов хозяйственной деятельности, выделение основных видов. Описание характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта. | фронтальная письменная работа | Д/з §14 | | |
| Раздел 2. Океаны и материки. 50 часов. Тема 1. Океаны. 3 часа |
15 | Тихий океан. Индийский океан. | Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Выявление характера хозяйственного использования океанов и его влияние на сохранение их природы. | работа с контурными картами | Д/з §15 | | |
16 | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.
| Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы. Сравнение океанов. | Практическая работа. 8 Транспортная, промысловая функция океана (по выбору). Практическая работа. 9 Описание по карте ЭГП крупного острова. | Д/з §16 | | |
17 |
Обобщающий урок по теме „Океаны“ | Выполнение практической работы |
работа с контурными картами | Д/з записи в тетради | | |
| Тема 2. Южные материки. 1 час |
18 | Общие особенности географического положения южных материков. | Сравнение географического положения южных материков. Выявление общих особенностей в компонентах природы. Сравнение материков по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности | работа с картами атласа | Д/з §17 | | |
| Тема 3. Африка. 11 часов. |
19 | Географическое положение Африки. Исследования Африки. | Определение географического положения материка и объяснение его влияния на природу. Оценка результатов исследования. | работа с картами атласа | Д/з §18 | | |
20 |
Рельеф и полезные ископаемые. |
Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождения полезных ископаемых.
| работа с картами атласа | Д/з §19 | | |
21 | Климат. Внутренние воды. |
Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану. | работа с картами атласа | Д/з §20 | | |
22 |
Природные зоны | Характеристика природных зон материка. Выявление изменений природных зон под влиянием хозяйственной деятельности людей. | работа с картами атласа | Д/з §21 | | |
23 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | Работа с текстом учебника и дополнительными источниками информации. Характеристика стихийных бедствий происходящих на материке. Анализ экологической карты. | индивидуальный устный опрос | Д/з §22 | | |
24 | Население. | Работа с текстом учебника и дополнительными источниками информации. Характеристика изменения численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель. | индивидуальный устный опрос | Д/з §23 | | |
25 | Страны Северной Африки. Алжир. | Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. | работа с картами атласа | Д/з §24 | | |
26 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. | Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. | Практическая работа. 10 Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. | Д/з §25 | | |
27 | Страны Восточной Африки. Эфиопия. | Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. | работа с картами атласа | Д/з §26 | | |
28 | Страны Южной Африки. ЮАР. | Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. | Практическая работа. 11. Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки. Практическая работа. 12. | Д/з §27 | | |
29 | Обобщающий урок: „Африка“. | Выполняют тест ГИА | тест ГИА | Д/з записи в тетради | | |
| Тема 4. Австралия и Океания. 5 часов |
30 | Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. | Объяснение причин выровненного рельефа материка. Установление закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых на материке. | беседа | Д/з §28 | | |
31 | Климат Австралии. Внутренние воды. | Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Описание одной из рек материка. | индивидуальный устный опрос | Д/з §29 | | |
32 | Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. | Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнение с Африкой. | индивидуальный устный опрос | Д/з §30 | | |
33 | Австралийский Союз. | Описание населения (численности, размещения на территории, этнического состава, соотношение городского и сельского населения). Оценка степени изменения природы человека. | Практическая работа. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии. | Д/з §31 | | |
34 | Океания. Природа, население и страны. | Характеристика географического положенияОкеании, крупных островов и архипелагов. Обозначение на карте наиболее значимых стран Океании и их столиц. | работа с контурными картами | Д/з §32 | | |
| Тема 5. Южная Америка. 7 часов. |
35 | . Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | Сравнение географического положения Южной Америки, Африки и Австралии. Формулирование выводов о природе Южной Америки на основе оценки ее географического положения. | работа с картами атласа | Д/з §33 | | |
36 | Рельеф и полезные ископаемые. | Объяснение причин контрастов в строении рельефа Южной Америки. Работа с картами атласа. Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | работа с картами атласа | Д/з §34 | | |
37 | Климат. Внутренние воды. | Объяснение причин преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. | Работа с картами атласа | Д/з §35 | | |
38 | Природные зоны. | Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. | Работа с картами атласа | Д/з §36 | | |
39 | Население. | Анализ карт и статистических показателей; описание плотности населения, особенностей его размещения на материке. | Работа с картами атласа | Д/з §37 | | |
40 | Страны востока материка. Бразилия. | Характеристика географического положения страны. Описание населения страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. | Практическая работа. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии. | Д/з §38 | | |
41 | Страны Анд. Перу. | Выявление по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Характеристика памятников всемирного наследия на территории Андских стран. | Практическая работа. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. | Д/з §39. | | |
| Тема 6. Антарктида. 1 час |
42 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.Природа. | Объяснение особенностей природы материка и его влияние на природу всей Земли. Анализ климатограмм. Оценка природных ресурсов Антарктиды. | Практическая работа. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. | Д/з §40. | | |
| Тема 7. Северные материки. 1 час. |
43 | Общие особенности природы северных материков. | Сравнение материков. Выявление общих особенностей в географическом положении и компонентах северных материков. | Работа с картами атласа. | Д/з §41 | | |
| Тема 8. Северная Америка. 7 часов. |
44 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | Характеристика географического положения материка и его влияния на природу. Подготовка сообщения о зарубежном или русском путешественнике и исследователе Северная Америка. | Работа с картами атласа. | Д/з §42 | | |
45 | Рельеф и полезные ископаемые. | Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке. Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Работа с картами атласа. | Д/з §43 | | |
46 | Климат. Внутренние воды. | Анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Характеристика климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Объяснение зависимости рек от рельефа и климата. | Работа с картами атласа. | Д/з §44 | | |
47 | Природные зоны. Население. | Объяснение причин особого размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка.Выявление по карте расположения заповедников и национальных парков. | Работа с картами атласа. | Д/з §45 | | |
48 | Канада. | Описание и оценка географического положения Канады. Характеристика ее природы и природных богатств. Выявление особенностей состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. | Работа с картами атласа. | Д/з §46 | | |
49 | Соединенные Штаты Америки. | Географическая характеристика положения страны, оценка его влияния на жизнь населения и развития хозяйства. Доказательство разнообразия и богатств страны. Анализ экологической картины: оценка степени изменения природы страны. | Работа с картами атласа. | Д/з §47 | | |
50 | Средняя Америка. Мексика.
| Выделение общих черт материальной и духовной культуры населения Латинской Америки. Выявление основных отраслей хозяйства страны. | Практическая работа. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. Практическая работа. 18. Выявление особенностей размещения населения, географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США, Мексики. | Д/з §48. | | |
| Тема 9. Евразия. 16 часов |
51 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии. | Сравнение географического положения Евразии и Северной Америки. Формулирование предварительных выводов о природе материка на основе анализа его географического положения. Оценка вклада русских исследователей в изучении Центральной Азии. | Работа с картами атласа. | Д/з §49 | | |
52 | Особенности рельефа, его развитие. | Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин, горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. | Работа с картами атласа. | Д/з §50 | | |
53 | Климат. Внутренние воды. | Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей. Сравнение рек Евразии. | Работа с картами атласа. | Д/з §51 | | |
54 | Природные зоны. Народы и страны Евразии. Агротех. напр.
| Объяснение связи между компонентами природы и особенностями расположения природных зон на материке. Характеристика природных зон. Оценка степени изменения природных зон человеком. | Практическая работа. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам | Д/з §52 | | |
55 | Страны Северной Европы. | Анализ численности населения региона и его размещения. Анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. | Практическая работа. 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. | Д/з §53 | | |
56 | Страны Западной Европы. Великобритания.
| Объяснение влияния географического положения на хозяйственную деятельность населения. Комплексная характеристика страны по картам и тексту учебника. | Работа с картами атласа. | Д/з §54 | | |
57 | Франция. Германия.
| Сравнение географического положения Франции, Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. | Практическая работа. 21. Сравнительная характеристика Великобританиии, Франция. Германия. | Д/з §55. | | |
58 | Страны Восточной Европы. | Выявление влияния географического положения стран на развитие их хозяйства. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. | заполнение таблиц | Д/з §56 | | |
59 | Страны Восточной Европы (продолжение). | Характеристика географического положения стран. Описание стран. Их краткая комплексная характеристика. | заполнение таблиц | Д/з §57 | | |
60 | Страны Южной Европы. Италия. | Работа с контурной картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Оценка вклада населения страны в развитие мировой цивилизации. | Работа с контурной картой | Д/з §58 | | |
61 | Страны Юго – Западной Азии. | Объяснение историко – культурных особенностей стран региона. Характеристика их географического положения. Работа с картой: определение видов хозяйственной деятельности населения. | Практическая работа. 22. Группировка стран Юго – Западной Азии по различным признакам. | Д/з §59. | | |
62 | Страны Центральной Азии. | Объяснение влияния географического положения на стан региона на своеобразие их природы. Комплексная характеристика стран по картам. | Работа с контурной картой | Д/з §60 | | |
63 | Итоговая контрольная работа. | Выполнение тестовой контрольной работы в нескольких вариантах из заданий нескольких видов | тест | Повторить §50 -60 | | |
64 | Страны Восточной Азии. Китай. | Объяснение особенностей географического положения Китая, оценка его влияния на развитие хозяйства страны. Оценка вклада населения страны в развитие мировой цивилизации | Практическая работа. 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурнойкарте. | Д/з §61. | | |
65 | Япония. | Характеристика географического положения Японии. Определение своеобразия природы и природных богатств. Объяснение роли моря в жизни населения. | заполнение таблиц | Д/з §62 | | |
66 | Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго – Восточной Азии. Индонезия. | Объяснение историко – культурных особенностей стран региона. Характеристика их географического положения. Выявление своеобразия природы отдельных частей страны. Работа с картой: определение основных видов хозяйственной деятельности. | Практическая работа. 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. | Д/з §63-64. | | |
| Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом. 2 часа. |
67 | Закономерности географической оболочки. Агротех. напр. | Характеристика основных свойств географической оболочки. | индивидуальный устный опрос | Д/з §65 | | |
68 | Взаимодействия природы и общества.
Агротех. напр. | Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей. Доказательство необходимости охраны природы. | Практическая работа. 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. | Д/з §66. | | |