ОУ «Неверовская школа»
РЕКОМЕНДОВАНО к исполнению МО учителей естественного цикла Протокол № _____от « __ » _____2018 г. ______________ (подпись) руководитель МО А.Н. Лаврович | УТВЕРЖДАЮ приказ № директор ОУ «Неверовская школа» Е.А. Кучма _______ (подпись) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «география»
на 2018-2019 уч.год
5 КЛАСС
составитель:
Лаврович А. Н
учитель высшей
квалификационной категории
с. Неверовка 2018
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018 - 2019 учебный год.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии.
Данная программа опубликована в сборнике:
Рабочая программа по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.
2. Описание курса.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. Данный курс по географии предназначен для учащихся 5 класса ОУ «Неверовская школа» в количестве 16 человек, из них 7 девочек и 9 мальчиков. Интеллектуальный потенциал в классе хороший.
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используются для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
Данный курс по географии ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый курс географии это начальный курс изучения географии.
В программу включен региональный компонент (Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных учреждений. О57 1-11 классы/Н.А.Ждан. Т.С. Горбунова и др.; под общ. ред. Н.А. Ждан.- 2-ое изд, испр. и доп. -Омск БОУДПО «ИРООО», 2013. – 84с ISBN5-89982-459-3).
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
3. Место курса в учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
4.Планируемые результаты.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской.
8) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
5. Основное содержание курса.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы.
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.
Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.
Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) полностью совпадают с описанием и рекомендациями автора учебника и напечатаны в прилагаемой книге: Рабочая программа по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.
Календарно-тематическое планирование
Курс географии, 5 класс (на основе ФГОС), УМК «Сферы», ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 2018-2019 учебный год.
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Основное содержание (решаемые проблемы) | Виды деятельности обучающихся | д/з |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Первый учебный триместр |
| | | ВВЕДЕНИЕ. 2 ч | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником и УМК. | Устанавливать этапы развития географических знаний. Определять понятие география | §1 |
1 | | | География: древняя и современная наука. |
2 | | | География в современном мире 1. Региональный компонент Географический центр Омской области. | Географические объекты и явления, процессы. Изучение Земли современной географией. Цели географии. | Выявлять особенности изучения Земли по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления и объекты. Различать природные и антропогенные объекты. | §2 |
| | | Развитие географических знаний на Земле. 8ч. | Мир древних цивилизаций. Географические знания в древности | Показывать по картам территории древних государств. Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности | §3 |
3 | | | География в древности |
4 | | | Географические знания в древней Европе | Древнегреческие и древнеримские открытия | Показывать по картам древние государства в Европе. Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности в Европе | §4 |
5 | | | Географические знания в эпоху Средневековья: Азия, Европа | Путешествия арабских мореходов. Путешествие А. Никитина. Марко Поло. Португальские мореплаватели | Прослеживать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить и обсуждать информацию о путешествиях Марко Поло, А. Никитина | §5 |
Каникулы 5-10/10 |
6 | | | Открытие Нового Света. | Причины наступления Великих географических открытий. Открытие Америки | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Находить информацию об открытиях в разных источниках. Обсуждать значение открытий Нового света для европейцев и коренных жителей. | §6 |
7 | | | Эпоха Великих географических открытий | Открытие пути в Индию. Ф. Магеллан. Значение Эпохи Великих географических открытий | Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме Обсуждать значение открытий в Эпоху Великих географических открытий | §7 |
8 | | | Открытие Австралии и Антарктиды Практическая работа №1 «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» | Открытия и исследования Австралии и Антарктиды | Прослеживать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты на контурную карту Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме | §8 Стр. 4-5 тетради-практикума |
9 | | | Современные географические исследования | Современные исследования и приборы в области географии. | Находить и описывать способы современных географических исследований | §9 |
| | | Изображения земной поверхности и их использование. 12ч | Наука о создании карт. Глобус. План и карта. Аэрокосмические снимки. | Распознавать различные виды изображения Земли. Сравнивать планы и карты. Анализировать атлас и карты | §10 |
10 | | | Изображения земной поверхности |
Второй учебный триместр |
11 | | | Масштаб | Понятие о масштабе. Виды масштаба. Определение расстояний с помощью масштаба | Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу видов масштаба. | §11 |
12 | | | Условные знаки Работа на контурных картах №1: Схема маршрута. | Условные знаки и легенды. Виды условных знаков. Пояснительные подписи. | Распознавать условные знаки. Находить на плане разные виды знаков и читать по ним план. Описывать маршрут по топографической карте. | §12 С.2-3 к/к |
13 | | | Способы изображения неровностей земной поверхности Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа» 2. Региональный компонент Изменение рельефа человеком. Овражно-балочная сеть на территории Омской области. | Абсолютная и относительная высота. Шкала глубин и высот. Способы изображения неровностей земной поверхности. | Показывать на плане и карте неровности земной поверхности. Распознавать высоты. Показывать на карте объекты рельефа. Подписывать на контурной карте высоты и глубины. Строить профиль рельефа | §13 Стр. 6-7 тетради-практикума |
14 | | | Стороны горизонта. Ориентирование Практическая работа №3 «Определение на местности направлений и расстояний» | Основные и промежуточные стороны горизонта. Компас. Азимут. Способы ориентирования. | Определять по компасу стороны горизонта, азимуты и ориентироваться по компасу и другим признакам | §14 Стр. 8-9 тетради-практикума |
15 | | | План местности. Агротех. напр | План местности. Способы его составления. | Читать и составлять план местности | §15 |
16 | | | Съёмка местности. Составление плана местности Практическая работа №4 «Полярная съемка местности» | Глазомерная съемка местности. | Составлять, проводить глазомерную съемку местности | §16 Стр. 10-11 тетради-практикума |
17 | | | Географические карты | Отличие карт о планов. Способы изображения на картах. Виды карт | Читать различные карты. Находить на картах географические объекты и их характеристику Сравнивать глобус и карту. | §17 |
18 | | | Параллели и меридианы Работа на контурных картах №2 «Изображение земной поверхности. Координаты» | Понятия: параллели и меридианы, экватор, полюса. Использование градусной сетки для определения координат | Показывать на карте и глобусе градусную сеть. Определять направления и расстояния | §18 С.4-5 к/к |
19 | | | Географические координаты Работа на контурных картах №3 «Определение названий и координат указанных точек» | Географическая широта и долгота. Их определение на глобусе и карте | Определять по картам и глобусу координаты. Находить объекты по координатам. Определять расстояние по градусной сетке. | §19 С. 6-7 к/к |
20 | | | Географические информационные системы Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия» | Картографический метод в географии. Понятие о ГИС. | Понимать возможности современных ГИС | §20 Стр. 12-13 тетради-практикума |
21 | | | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование Практическая работа №6 «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов» Агротех. напр | Изображение земной поверхности | Обсуждать способы изображения земной поверхности и их использование | Повт. §10-20 Стр. 14-15 тетради-практикума |
Третий учебный триместр |
| | | Земля-планета Солнечной системы. 5ч | Состав Солнечной системы. Система Земля-Луна. | Анализировать и сравнивать данные о Солнечной системе. Находить информацию по теме из разных источников. | §21 |
22 | | | Земля в солнечной системе |
23 | | | Осевое вращение Земли Работа на контурных картах №4 «Мир: поясное время» | Вращение Земли вокруг своей оси и его последствия. Часовые пояса | Наблюдать движения Земли на теллурии. Выявлять зависимость осевого вращения и изменение времени в течение суток. Решать познавательные задачи по теме. | §22 С. 8-9 к/к |
24 | | | Орбитальное движение Земли | Движение Земли по орбите и его последствия | Наблюдать движения на теллурии. Анализировать схему орбитального движения Земли. Показывать тропики и полярные круги. | §23 |
25 | | | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Солнечная активность. Метеоры и метеориты. Кометы | Составлять описания следствий влияния космоса на Землю. Находить дополнительные сведения по теме. | §24 |
26 | | | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Земля – уникальная планета Солнечной системы | Повторять и обобщать знания по теме. Уметь делать выводы. | Повт. §21-24 |
| | | Литосфера - каменная оболочка Земли. 8ч | Внутреннее строение Земли. Горные породы и их классификация. Свойства горных пород | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек. Определять горные породы. Сравнивать свойства горных пород. | §25 Стр. 16-17 тетради-практикума |
27 | | | Строение Земли. Горные породы Практическая работа №7 «Определение горных пород по их свойствам» |
28 | | | Земная кора и литосфера | Строение континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать границы столкновения и расхождения литосферных плит и выявлять процессы, их сопровождающие | §26 |
29 | | | Рельеф Земли Работа на контурных картах №5 «Мир. Физическая карта. Рельеф» Агротех. напр | Понятие о рельефе суши и дна океана | Распознавать на картах различные формы рельефа. Определять среднюю и максимальную высоту гор. | §27 С. 10-11 к/к |
30 | | | Внутренние силы Земли | Землетрясения и вулканизм. Образование гор | Выявлять по картам закономерности распространения вулканизма и землетрясений, устанавливать их главные пояса Наносить на контурную карту вулканы и области землетрясений | §28 |
31 | | | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа 4. Региональный компонент. Характерные особенности времен года для территории Омской области. | Выветривание горных пород. Внешние силы изменения рельефа | Составлять и анализировать схему воздействия внешних сил на рельеф. Описывать облик форм рельефа Сравнивать природные и антропогенные формы рельефа | §29 |
32 | | | Человек и мир камня. | Воздействие человека на литосферу. Полезные ископаемые | Уметь различать и описывать группы полезных ископаемых. Выделять положительные и отрицательные последствия влияния человека на литосферу | §30 |
33 | | | Обобщающее повторение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли» | Повторение основных понятий о литосфере | Повторять и обобщать знания, полученные по теме | Повт. §25-30 |
34 | | | Резерв. Повторение по курсу. | Повторение основных понятий | | |
Практические работы по географии, 5 класс, (ФГОС) по УМК «Сферы».
Научный руководитель УМК В.П. Дронов, автор учебника А.А. Лобжанидзе. Основание для итоговых практических работ (рекомендации авторов УМК): О.Г. Котляр География. Планета Земля. Тетрадь – практикум, 5-6 класс. 4 издание, -М. Просвещение, 2015.-32с. Часть 1 , 5 класс, стр. 1-15.
Тема «Развитие географических знаний о Земле»
№1. Практическая работа «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», задание стр. 4-5:
Используя разные источники информации подобрать и проанализировать материалы об одном из путешественников, по алгоритму составить презентацию и выступить по ней на 5-10 минут перед одноклассниками.
Тема «Изображения земной поверхности и их использование»
№2 Практическая работа «Построение профиля рельефа», задание на стр. 6-7:
Построить профиль рельефа суши и океана по карте, определить данные высот и глубин
№3 Практическая работа «Определение на местности направлений и расстояний», задание на стр. 8-9:
Сориентировать компас на местности, определить направление и расстояния до выделенных объектов.
№4 Практическая работа «Полярная съемка местности», задание на стр. 10-11:
Выполнить полярную съемку (из выбранного полюса) пришкольного участка и построить план местности.
№5 Практическая работа «Составление маршрута путешествия», задание на стр.12-13:
Определить по карте и глобусу расстояния и направления путешествия (из Москвы в Диснейленд, США, географические координаты по маршруту путешествия, изобразить маршрут по контурной карте.
№6 Практическая работа «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов», задание на стр. 14-15:
Построить маршрут на основе Интернет-ресурсов между двумя точками и совершите виртуальное передвижение из начальной к конечной точке.
Тема «Литосфера – каменная оболочка Земли»
№7 Практическая работа «Определение горных пород по их свойствам», задание на стр.16-17: Изучить свойства предложенных горных пород и определить их названия.
Работы на контурных картах: Основание для выделения работ:
УМК «Сферы» География, Планета Земля. 5-6 класс. Контурные карты. – М.: Просвещение, 2015. – 31с. Часть 1 , 5 класс, стр. 1-15.
Работа №1, стр. 2-3. Схема маршрута: составить схему маршрута от школы до дома, зарисовать маршрут с помощью условных знаков.
Работа №2, стр. 4-5. Изображение земной поверхности. Координаты: подписать параллели и меридианы, точки по координатам, маршрут по указанным точкам.
Работа №3, стр. 6-7. Изображения земной поверхности. Определение названий и координат указанных точек.
Работа №4, стр. 8-9. Мир: поясное время. Работа с картой часовых поясов и определение поясного времени.
Работа №5, стр. 10-11. Мир. Физическая карта. Работа с подписями горных систем и самых высоких точек на них, обозначение равнин и глубоководных желобов.
График итоговых практических работ по географии, 5 класс, География. Планета Земля. ФГОС.
№ | Сроки проведения | Название практической работы |
плановые | фактические |
1 | 26-31/10 | | «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», задание стр. 4-5 |
2 | 7-12/12 | | «Построение профиля рельефа», задание на стр. 6-7 |
3 | 14-19/12 | | «Определение на местности направлений и расстояний», задание на стр. 8-9 |
4 | 28-31/12 | | «Полярная съемка местности», задание на стр. 10-11 |
5 | 1-6/02 | | «Составление маршрута путешествия», задание на стр.12-13 |
6 | 8-13/02 | | «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов», задание на стр. 14-15 |
7 | 28/03-2/04 | | «Определение горных пород по их свойствам», задание на стр.16-17 |
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения начального курса географии в 5-м классе ученик должен:
Знать/понимать:
Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.
Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий.
Основные источники географической информации.
Методы изучения Земли.
Географические следствия осевого и орбитального вращения Земли.
Различия между планом местности, картой и глобусом.
Современные способы создания карт.
Как происходило освоение Земли.
Состав и строение оболочек Земли.
Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.
Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.
Уметь:
Показывать по картам и глобусу географические объекты.
Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.
Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.
Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов.
Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.
Составлять простейшие схемы и планы.
Определять географические координаты.
Ориентироваться на местности.
Применять простейшие географические приборы.
Представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.
Перечень учебно-методического обеспечения
«Сферы» по географии для основной школы, издательство «Просвещение», Москва
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажёр. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
География. Планета Земля. Атлас.5- 6 класс. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
УМК «Сферы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spheres.ru/geografy/about/
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал