с. Неверовка 2018
Данный курс по географии ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии России и комплексного экономического развития страны.. В программу включен региональный компонент (Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных учреждений. О57 1-11 классы/Н.А.Ждан. Т.С. Горбунова и др.; под общ. ред. Н.А. Ждан.- 2-ое изд, испр. и доп. -Омск БОУДПО «ИРООО», 2013. – 84с ISBN5-89982-459-3).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
разделу.
Данный курс по географии предназначен для учащихся 9 класса ОУ «Неверовская школа» в количестве 18 человек, из них 11 девочек и 7 мальчиков. Интеллектуальный потенциал в классе средний.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшем образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
На изучение курса в основной школе выделено 272 часа. В 9 классе на изучение предмета отведено 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
В том числе: в VI,VII, VIII классе 68 часов в год — из расчета 2-х учебных часов в неделю.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Миграции населения.Городское и сельское население.
Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.
Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными
Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Состав и география научного комплекса.Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки. Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.
Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения
Факторы размещения предприятий.География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.Цветная металлургия и охрана окружающей средыФакторы размещения предприятийхимической промышленности. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
География основных отраслей земледелия и животноводства.
Пищевая и легкая промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды.
Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географиче-ское положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района.Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва–крупнейший транспортный узел.
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.
Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.
Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,
формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.
Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,
формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Западная Сибирь.Восточная Сибирь. Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
№ n/n | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
| Введение. | план | факт |
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | Формируют знания:основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь:показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России. | Фронтальный устный опрос | § 1 к/к нанести края и области | | |
2. | Географическое положение и границы России. | Фронтальный контроль | § 2 В-4 письменно | | |
3 | Экономико-и транспортно-географическоегеополитическое и эколого-географическое положение России. | Работа с контурной картой | § 3 Ответы на вопросы | | |
4 | Государственная территория России. | Фронтальный устный опрос | § 4 Ответы на вопросы | | |
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определяютчисленность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий. Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Изучают географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны | Фронтальный опрос | § 5 Ответы на вопросы | | |
6 | Численность и естественный прирост населения | Фронтальный устный опрос | § 6 В-3 письменно Сообщения о традициях религий. | | |
7 | Национальный состав населения | Анализ карт, фронтальный устный опрос Пр.№ 1 Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения | § 7 Ответы на вопросы Сообщения о насил. миграц. | | |
8 | Миграции населения | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос | § 8 | | |
9. | Городское и сельское население. Расселение населения. Агротех. напр. | Индивидуальный устный опрос Пр. № 2 Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. | § 9 к/к Города миллионеры | | |
10 | География основных типов экономики на территории России. Региональный компонент История географических исследований территории Омской области. | Определяют основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. | Фронтальный устный опрос | § 10 Вопросы и задания | | |
11. | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов | Фронтальный устный опрос | § 11 Вопросы и задания | | |
12. | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России . | Определяют: место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | индивидуальный, фронтальный опрос | § 12 Вопросы и задания | | |
13 | Научный комплекс | Формируют знания о влияние технополисов на географию науки. | Фронтальный устный опрос. Работа с контурной картой. | § 13 Вопросы и задания | | |
14 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | Выявляют состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 14 Вопросы и задания | | |
15 | Факторы размещения отраслей машиностроения | Фронтальный устный опрос. Работа с контурной картой. Пр. № 3 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | § 15 Вопросы и задания. | | |
16 | География машиностроения | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 16 Вопросы и задания | | |
17 | Военно-промышленный комплекс | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 17 Вопросы и задания | | |
18 | Роль, значение и проблемы ТЭК | Формируют знания: Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды | Фронтальный опрос | § 18 Вопросы и задания | | |
19 | Топливная промышленность. | Пр. № 4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 19 Вопросы и задания | | |
20 | Электроэнергетика России | Работа с атласом, заполнение таблицы. | § 20 к/к крупнейшие электростанции | | |
21 | Состав и значение комплексов | Формируют знания: Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки. Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов. Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности | Фронтальный опрос | § 21 Вопросы и задания | | |
22 | Металлургический комплекс | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 22 Вопросы и задания | | |
23 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 23 Вопросы и задания | | |
24 | Цветная металлургия | Формируют знания: Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 24 Вопросы и задания | | |
25 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность Агротех. напр. | Формируют знания: Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 25 Вопросы и задания | | |
26 | Факторы размещения химических предприятий. Региональный компонент Минеральные ресурсы Омской области. | Фронтальный опрос | § 26 Вопросы и задания | | |
27 | Лесная промышленность Агротех. напр. | Определяют географию важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 27 Вопросы и задания | | |
28 | Состав и значение АПК. Региональный компонент Изменение почв в результате хозяйственной деятельности человека. Агротех. напр. | Формируют знания: Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 28 Вопросы и задания | | |
29 | Земледелие и животноводство | Фронтальный опрос | § 29 Вопросы и задания | | |
30 | Пищевая и легкая промышленность | Формируют знания: Определяют факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охранаокружающей среды | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 30 Вопросы и задания | | |
31 | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | Формируют знания: Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. | Фронтальный опрос | § 31 Вопросы и задания | | |
32 | Железнодорожный автомобильный транспорт | Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 32 Вопросы и задания | | |
33 | Водный и другие виды транспорта. Региональный компонент Источники загрязнения вод Омской области. | Формируют знания: Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. | Фронтальный опрос | § 33 Сообщение «Услуги которыми я пользуюсь» | | |
34 | Связь. Сфера обслуживания. | Формируют знания: Роль, значение связи в жизни страны. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы. | Тест: «Транспорт» | § 34 Вопросы и задания В-2 письменно | | |
35 | Межотраслевые комплексы | Выполняют контрольную работу | Контрольная работа. | Составить словарь терминов по теме «Межотраслевые комплексы» | | |
36 | Районирование территории России | Определяют различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 35 Вопросы и задания | | |
| Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час) |
37 | Общая характеристика Европейской России. | Знакомятся с географическими особенностями отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географиче-ское положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей | Работа с атласом | § 36 Вопросы и задания | | |
| Центральная Россия (6 часов+1) |
38 | Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы | Формируют знания: Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района | Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет | § 37 Вопросы и задания | | |
39 | Население и главные черты хозяйства | Формируют знания: Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 38 Вопросы и задания Индив. задания | | |
40 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион | Формируют знания: Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы Москва -крупнейший транспортный узел. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 39 Вопросы и задания | | |
41 | Географические особенности областей Центрального района. | Формируют знания: Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве. | Работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | § 40 Вопросы и задания | | |
42 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 41 Вопросы и задания | | |
43 | Северо-Западный район | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 42 Вопросы и задания | | |
44 | Центральная Россия | Работа по группам | Записи в тетради | | |
| Европейский Север (3 часа) |
45 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. | Формируют знания: Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Тест: «Европейский Север» | § 43 Вопросы и задания | | |
46 | Население Европейского Севера | Работа с контурной картой, индивидуальный | § 44 Вопросы и задания | | |
47 | Хозяйство Европейского Севера | Работа с контурной картой, индивидуальный | § 45 Вопросы и задания | | |
| Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа) |
48 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. | Формируют знания: Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Тест: «Европейский Юг» | § 46 Вопросы и задания | | |
49 | Население Северного Кавказа. | Работа с атласом | § 47 Вопросы и задания | | |
50 | Хозяйство Северного Кавказа | Работа с контурной картой | § 48 Вопросы и задания | | |
| Поволжье (3 часа) |
51 | Поволжье: ЭГП,природные условия и ресурсы Агротех. напр. | Формируют знания: Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 49 Вопросы и задания | | |
52 | Население Поволжья | Работа с контурной картой, индивидуальный | § 50 Вопросы и задания | | |
53 | Хозяйство Поволжья. | Тест: «Природа и население Поволжья» | § 51 Вопросы и задания | | |
| Урал (3 часа+ 1) |
54 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | Формируют знания: Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 52 Вопросы и задания | | |
55 | Население Урала | Учебное исследование по картам, решение географических задач | § 53 Вопросы и задания | | |
56 | Хозяйство Урала | Учебное исследование по картам, решение географических задач | § 54 Вопросы и задания | | |
57 | Западный макрорегион | фронтальный опрос | Работа со словарем | | |
58 | Итоговая контрольная работа | Выполняют итоговую контрольную работу | контрольная работа | Повторить термины | | |
| Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов) |
59 | Общая характеристика | Определяют Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Работа с атласом, индивидуальный опрос | § 55 Вопросы и задания | | |
60 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | Заполнение таблицы | § 56 Вопросы и задания | | |
61 | Западная Сибирь. Региональный компонент Нормативно-правовая база природоохранной деятельности на территории Омской области. Агротех. напр. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 57 Вопросы и задания | | |
62 | Восточная Сибирь Агротех. напр. | Работа с контурной картой | § 58 Вопросы и задания | | |
63 | Дальний Восток Агротех. напр. | Работа с контурной картой, фронтальный опрос | § 59 Вопросы и задания Сообщение Взаимосвязи России с другими странами | | |
64 | Экономические районы России | Выполняют ПР.№5 | Работа с контурной картой, индивидуальный ПР.№5 Составление сравнительной характеристики двух районов по плану. | § 60 Вопросы и задания | | |
| Раздел 6. Россия в современном мире (2 часа + 3) |
65 | Россия в современном мире | Анализируют и сопоставляют Россию в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России | Работа с атласом | Конспект | | |
66 | Объекты мирового и культурного наследия России Региональный компонент Комплексные памятники природы. | Заполнение таблицы | Конспект Презентация | | |
67-68 | Резервные уроки | Выполняют тест | Тест: «ОГЭ» | Тест: «ОГЭ» | | |