Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» для начального общего образования разработана на основе:
- нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020 г. Срок действия с 01.01.2021 по 01.01.2027)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2021 г. Срок действия с 01.03.2021 по 01.03.2027)
Приказ Министерства просвещения «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 года № 254 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02 марта 2021 )
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2013 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. № 507 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2016 г.)
Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2020 г.)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8.04.2015г №1/15
ООП НОО МКОУ «ООШ с. Морозово», разработанная на основе ПООП НОО (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015г №1/15).
- информационно-методических материалов:
16. Предметная линия учебников системы «Перспектива» авторов Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций — М.
Рабочая программа по родному (русскому) языку 2-4 классов создана в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Срок освоения программы – 3 года.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального основного общего образования предмет «Родной (русский) язык» изучается со 2-го по 4-й класс.
В соответствии с учебным планом МКОУ «ООШ с. Морозово» рабочая программа предусматривает изучение предмета в следующем объёме:
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | - | - | - |
2 класс | 0,5 | 34 недели | 17 |
3 класс | 1 | 34 недели | 34 |
4 класс | 0,5 | 34 недели | 17 |
| | | 68 часов |
Данная рабочая программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по родному (русскому) языку для 2-4 классов под редакцией Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., Бабушкиной Т.В. выпускаемым издательством «Просвещение».
Приказ Министерства просвещения «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 года № 254(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02 марта 2021 )
№ учебника в ФП учебников | Наименование учебника | Автор/авторский коллектив | Класс, для которого учебник разработан | Издательство |
1.1.1.1.1.4.3 | Русский язык (в 2-х частях) | Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. | 2 | Акционерное общество «Издательство «Просвещение» |
1.1.1.1.1.4.4 | Русский язык (в 2-х частях) | Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. | 3 | Акционерное общество «Издательство «Просвещение» |
1.1.1.1.1.4.5 | Русский язык (в 2-х частях) | Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В | 4 | Акционерное общество «Издательство «Просвещение» |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Родной (русский) язык»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения курса«Родной (русский) язык»
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание предмета «Родной (русский) язык»
2 класс
Общение. Что такое успешное общение.
Азбука вежливости. Какие бывают предложения.
Речевая деятельность.
Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Что такое обращение.
Слушание и говорение.
Опользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.
Типы текстов.
Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Описание и повествование, рассуждение. Научный и художественный текст. Письменное изложение.
3класс
Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи.
Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи.
Устное изложение. Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Как правильно вести себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.
Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.
Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и текст-повествование. Научный текст. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
4класс
Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение.
Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения
вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы
Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские),
ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение.
Письменное изложение текста.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Как устроена книга.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.
Модуль «Школьный урок»
На уроках окружающего мира в начальной школе основным является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка предполагает использование различных форм и видов деятельности.
Установление доверительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (олимпиады на сайте «Инфоурок», тесты, зачеты в электронных приложениях (гугл-формы), мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты («Решу ОГЭ», «Решу ВПР»)
Включение в урок игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Поурочное планирование
Родной (русский) язык
3 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Мир общения. Повторяем — узнаем новое (7ч) | |
1 | Собеседники. | 1 |
2 | Спор и диалог. | 1 |
3 | Собеседники. Диалог | 1 |
4 | Собеседники. Общение. | 1 |
5 | Культура устной речи | 1 |
6 | Культура письменной речи | 1 |
7 | Обучающее изложение по тексту К. Паустовского (с. 23, упр.31) | 1 |
Язык – главный помощник в общении (8ч.) | |
8 | Язык — главный помощник в общении | 1 |
9 | Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова (с. 50, упр. 76) | 1 |
10 | Что рассказало слово | 1 |
11 | Звукоподражательные слова | 1 |
12 | Возникновение слов. | 1 |
13 | Обучающее изложение по тексту К. Паустовского (с. 86-87, упр. 144) | 1 |
14 | Как образуются слова | 1 |
15 | Как образуются сложные слова | 1 |
Части речи (19ч) | |
16 | Группы слов в русском языке. | 1 |
17 | Части речи | 1 |
18 | Части речи | 1 |
19 | Контрольное списывание | 1 |
20 | Сочинение- описание с использованием приема олицетворения (с.143, упр. 251) | 1 |
21 | Обучающее изложение по тексту И. Тургенева (с. 149, упр. 263) | 1 |
22 | Обучающее изложение по тексту В. Бианки (с. 40, упр.73) | 1 |
23 | Местоимения | 1 |
24 | Личные местоимения | 1 |
25 | Местоимения | 1 |
26 | Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. | 1 |
27 | Обучающее изложение (учебник, ч. 2, с. 80, упр. 146) | 1 |
28 | Развитие речи. Сочинение по теме на выбор | 1 |
29 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
30 | Роль имён прилагательных в родном языке | 1 |
31 | Сочинение – описание по заданной теме С.116, упр. 210 | 1 |
32 | Обучающее изложение по тексту М.Арджилли и Г. Парк (с. 123,упр.221) | 1 |
33 | Контрольное списывание | 1 |
34 | Обобщение знаний по курсу родного (русского) языка за 3 класс | 1 |