СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык»»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» для начального общего образования разработана на основе:

- нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020 г. Срок действия с 01.01.2021 по 01.01.2027)

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2021 г. Срок действия с 01.03.2021 по 01.03.2027)

  4. Приказ Министерства просвещения «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 года № 254 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.)

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02 марта 2021 )

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.)

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.)

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г.)

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2013 г.)

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г.)

  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. № 507 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2015 г.)

  12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2016 г.)

  13. Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2020 г.)

  14. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8.04.2015г №1/15

  15. ООП НОО МКОУ «ООШ с. Морозово», разработанная на основе ПООП НОО (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015г №1/15).

- информационно-методических материалов:

16. Предметная линия учебников системы «Перспектива» авторов Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций — М.

Рабочая программа по родному (русскому) языку 2-4 классов создана в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Срок освоения программы – 3 года.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального основного общего образования предмет «Родной (русский) язык» изучается со 2-го по 4-й класс.

В соответствии с учебным планом МКОУ «ООШ с. Морозово» рабочая программа предусматривает изучение предмета в следующем объёме:

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

1 класс

-

-

-

2 класс

0,5

34 недели

17

3 класс

1

34 недели

34

4 класс

0,5

34 недели

17




68 часов


Данная рабочая программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по родному (русскому) языку для 2-4 классов под редакцией Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., Бабушкиной Т.В. выпускаемым издательством «Просвещение».

Приказ Министерства просвещения «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 года № 254(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02 марта 2021 )

учебника в ФП учебников


Наименование учебника

Автор/авторский коллектив

Класс, для которого учебник разработан

Издательство

1.1.1.1.1.4.3

Русский язык (в 2-х частях)

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

2

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

1.1.1.1.1.4.4

Русский язык (в 2-х частях)

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

3

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

1.1.1.1.1.4.5

Русский язык (в 2-х частях)

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В

4

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Родной (русский) язык»

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:

- осознавать роль речи в жизни людей;

- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);

- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- анализировать тактичность речевого поведения в семье;

- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;

- оценивать свою вежливость;

- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

- отличать истинную вежливость от показной;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения курса«Родной (русский) язык»

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  1. Содержание предмета «Родной (русский) язык»

2 класс

Общение. Что такое успешное общение.

Азбука вежливости. Какие бывают предложения.

Речевая деятельность.

Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Что такое обращение.

Слушание и говорение.

Опользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.

Типы текстов.

Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Описание и повествование, рассуждение. Научный и художественный текст. Письменное изложение.

3класс

Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи.

Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи.

Устное изложение. Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Как правильно вести себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.

Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.

Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и текст-повествование. Научный текст. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

4класс

Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение.

Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).

Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения

вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы

Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские),

ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение.

Письменное изложение текста.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Как устроена книга.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.

Модуль «Школьный урок»

На уроках окружающего мира в начальной школе основным является освоение детьми духовных ценностей  мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

  • Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка предполагает использование различных форм и видов деятельности.

  • Установление доверительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
    к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

  • Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

  • Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

  • Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

  • Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

  • Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (олимпиады на сайте «Инфоурок», тесты, зачеты в электронных приложениях (гугл-формы), мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты («Решу ОГЭ», «Решу ВПР»)

  • Включение в урок игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

  • Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

  • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.



Поурочное планирование

Родной (русский) язык

3 класс

Тема урока

Количество часов

Мир общения. Повторяем — узнаем новое (7ч)


1

Собе­седники.

1

2

Спор и диалог.

1

3

Собе­седники. Диалог

1

4

Собе­седники. Общение.

1

5

Культура устной речи

1

6

Культура пись­менной речи

1

7

Обучаю­щее из­ложение по тексту К. Паустовского (с. 23, упр.31)

1

Язык – главный помощник в общении (8ч.)


8

Язык — главный помощник в общении

1

9

Обучаю­щее из­ложение по тексту Н. Сладкова (с. 50, упр. 76)

1

10

Что рас­сказало слово

1

11

Звукоподражательные слова

1

12

Возникновение слов.

1

13

Обучаю­щее из­ложение по тексту К. Пау­стовского (с. 86-87, упр. 144)

1

14

Как об­разуются слова

1

15

Как об­разуются сложные слова

1

Части речи (19ч)


16

Группы слов в русском языке.

1

17

Части речи

1

18

Части речи

1

19

Контроль­ное списы­вание

1

20

Сочи­нение- описание с исполь­зованием приема олице­творения (с.143, упр. 251)

1

21

Обучаю­щее изложение по тексту И. Тур­генева (с. 149, упр. 263)


1

22

Обучаю­щее из­ложение по тексту В. Бианки (с. 40, упр.73)

1

23

Место­имения

1

24

Личные местоиме­ния

1

25

Место­имения

1

26

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.

1

27

Обучаю­щее из­ложение (учебник, ч. 2, с. 80, упр. 146)

1

28

Развитие речи. Со­чинение по теме на выбор

1

29

Имя при­лагатель­ное как часть речи

1

30

Роль имён прилагательных в родном языке

1

31

Сочинение – описание по заданной теме С.116, упр. 210

1

32

Обучаю­щее из­ложение по тексту М.Арджилли и Г. Парк (с. 123,упр.221)

1

33

Контроль­ное списы­вание

1

34

Обоб­щение знаний по курсу родного (русского) языка за 3 класс

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!