СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета "Русский язык" для 1 курса СПО, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета "Русский язык" для 1 курса СПО, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждениеКраснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БУП.01 «Русский язык»



Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах


(срок обучения 2022-2026г.г.)






















Краснодар, 2022

Одобрено Научно-методическим советом

Протокол №__ от «» __2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК КПК

_________ Решетняк О.В.

« __» ____ 2022г.,




Рабочая программа учебной дисциплины БУП.01Русский язык разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 г. №413; зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. № 24480), на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (в ред. Приказа Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1353).


Укрупненная группа

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.02 Преподавание в начальных классах


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Краснодарский педагогический колледж


Разработчики:

Быкова Елизавета Александровна, педагог.


Согласовано

ЦМК преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от «» 2022 г.

Председатель ЦМК _________ Коваленко З.Н.

Рецензенты:




СОДЕРЖАНИЕ


1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


19

5.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


20





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной программы.

Учебная дисциплина БУП.01 Русский язык является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (в ред. Приказа Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1353).

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового и углубленного уровня (ПРб, ПРу):



Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:


ЛР 01

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛР 04

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

ЛР 06

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

ЛР 07

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

ЛР 09

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности

ЛР 13

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

МР 02

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 04

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

МР 08

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

МР 09

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

ПРб 01

Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

ПРб 02

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

ПРб 03

Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

ПРб 04.

Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

ПРб 05.

Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

ПРб 06.

Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

ПРб 07

Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

ПРб 08

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

ПРб 09

Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

ПРб 10

Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

ПРу 01

Сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания

ПРу 02

Сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка

ПРу 03

Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения

ПРу 04

Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию

ПРу 05

Сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности

ПРу 06

Владение различными приемами редактирования текстов

ПРу 07

Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности

ПРу 08

Понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений

ПРу 09

Владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста

ПРу 10

Сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

ПРу 11

Владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера

ПРу 12

Умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка)

ПРу 13

Сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики


В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).


1.4 Содержание профильной практической подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины «БУП.01 Русский язык» предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практической работы).


1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины (на 2022-2023учебный год):

максимальной учебной нагрузки обучающегося 89 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов

теоретические занятия 64 часа,

практические занятия 14 часов,

в форме практической подготовки 12 часов.





























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Объем часов

Всего

Профессионально ориентированное содержание

В форме практической подготовки

Максимальная учебная нагрузка (всего)

89



Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

7

12

в том числе:




теоретические занятия

64

2


практические занятия

14

5

12





Промежуточная аттестация (форма, семестр)

I

экзамен

II

дифференцированный зачет







2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БУП.01 «Русский язык»

для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (2022-2026г)

Наименование разделов и тем

Макс.уч.нагрузка студента, ч

Кол-во ауд. часов при очной форме обучения

Коды общих компетенций и

планируемых результатов (параграф 1.2)

всего, ч.

в т.ч. практ. зан

в т.ч. прак. подготовка


Введение.

4

4

˗

-


Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире.

2

2



ПРу 01, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, ОК…

Понятие о русском литературном я зыке и языковой норме.

1

1



ПРу 01, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, ОК…

Профессионально ориентированное содержание. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1

1



ПРу 01, ЛР 01, ЛР 13, МР 02, ОК…

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

8

8

1

1


Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

1

1



ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, МР 02,ОК…

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1

1



ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, МР 02,ОК…

Функциональные стили речи и их особенности. (Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

2

2



ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02,ОК…

Текст как произведение речи. Признаки структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста

1

1



ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09, МР 02,ОК…

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект и т.д.).

1

1



ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09, МР 02,

ОК…

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Составление в тексте различных типов речи.

1

1



ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07,

МР 02, ОК…

Профессионально ориентированное содержание. Практическая работа №1.Информационная переработка текстов профессиональной направленности. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на профессиональную. Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности

1

1

1

1

ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09, МР 02,ОК…

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

10

10

2

2


Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукозапись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова.

2

2



ЛР 06, ЛР 07, МР 08,

ОК…

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря. Орфографические нормы русского языка.

1

1



ЛР 06, ЛР 07, МР 08,

ОК…

Практическая работа №2.Правописание безударных гласных.

1

1

1

1

ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК…

Практическая работа №3.Правописание звонких и глухих согласных.

1

1

1

1

ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК…

Употребление буквы Ь

1

1



ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК…

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

1

1



ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК…

Правописание приставок на З - / С - .

1

1



ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК…

Правописание И – Ы после приставок.

1

1



ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК…

Профессионально ориентированное содержание.Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности

1

1



ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК…

Раздел 3. Лексикология и фразеология

12

12

3

2


Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Многозначность слова.

1

1



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 08, МР 09, ОК…

Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

1

1



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 08, МР 09, ОК…

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

1



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 08, МР 09, ОК…

Практическая работа № 4.Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1

1

1

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 08, МР 09, ОК…

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

1

1



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09, ОК…

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

1

1



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09, ОК…

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы

1

1



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09, ОК…

Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.

2

2



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09, ОК…

Практическая работа №5.Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

1

1

1

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09, ОК…

Промежуточная аттестация в форме экзамена.






Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

1

1



ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09, ОК…

Профессионально ориентированное содержание. Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов профессий и специальностей гуманитарного профиля СПО. Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи. Выработка навыков составления текстов (устных и письменных) с лексемами профессиональной лексики.

1

1

1


ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09, ОК…

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

8

8

2

2


Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Морфемный разбор слова.

2

2



ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК…

Способы словообразования. Словообразовательный анализ. Понятие об этимологии.

1

1



ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК…

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

1

1



ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК…

Практическая работа №6.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

1

1

1

ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК…

Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ

1

1



ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК…

Правописание сложных слов.

1

1



ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК…

Профессионально ориентированное содержание.Практическая работа №7.Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ профессиональной лексики и терминов специальностей СПО гуманитарного профиля

1

1

1

1

ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК…

Раздел 5. Морфология и орфография

22

22

1

1


Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Имя существительное

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Имя прилагательное

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Имя числительное

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Местоимение

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Употребление местоимений в речи.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Глагол

Грамматические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Причастия, как особая форма глагола.

Образование действительных страдательных причастий. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Деепричастие как особая форма глагола.

Образование деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Наречие

Грамматические признаки наречия. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Категория состояния.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие произвольных предлогов от слов-омонимов.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Союз как часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Профессионально ориентированное содержание. Практическая работа №8.Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации специальностей гуманитарного профиля

1

1

1

1

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

14

14

5

4


Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Практическая работа №9.Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний.

1

1

1

1

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.Осложненное простое предложение.

2

2



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Практическая работа №10.Тире между подлежащим и сказуемым.

1

1

1

1

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство, приложение). Обособление второстепенных членов предложения.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Знаки препинания при обращении.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

1



ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Практическая работа №11.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения.

1

1

1

1

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Практическая работа №12.Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при диалоге.

1

1

1

1

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК…

Профессионально ориентированное содержание. Исследование текстов профессиональной направленности на выявление существенных признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры на профессиональные темы специальностей гуманитарного профиля специальностей СПО

Дифференцированный зачет.

1

1

1


ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Всего по дисциплине:

78

78

14

12






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект электронных видеоматериалов;

  • задания для контрольных работ;

  • профессионально ориентированные задания;

  • материалы экзамена.


Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • проектор с экраном.


Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные издания

  1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: Академия, 2020. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0


3.2.2. Дополнительные источники

1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7

2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.

3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.

4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

5. Воителева, Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М.: 2019.

6. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографическийсловарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

7. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.

Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,2005.

8. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.

10. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,2011.

11. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.

12. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.В. В. Бурцева. — М., 2006.





Интернет-ресурсы

www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочнаясистема, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей«Я иду на урок русского языка».

www.uchportal.ru (Учительский портал.Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)

www.metodiki.ru (Методики).

www.posobie.ru (Пособия).

www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).

www.slovari.ru/dictsearch(Словари.ру).

www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебникграмоты).

www.gramota.ru (Справочная служба).

www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01

ПРб 02

ПРб 03

ПРб 04

ПРу01

ПРу02

ПРу 03

ПРу 04

ПРу 05

ПРу 06

ПРу 07

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике,лингвистического эксперимента, комплексного филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена











5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения


Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

• Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языкаи культуры;

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,культуры и истории народа — носителя языка; анализироватьпословицы и поговорки о русском языке;

• составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)в устной или письменной форме;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языкапозволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• определять тему, основную мысль текстов о роли русскогоязыка в жизни общества;

• вычитывать разные виды информации; проводить языковойразбор текстов; извлекать информацию из разных источников(таблиц, схем);

• преобразовывать информацию; строить рассуждение о ролирусского языка в жизни человека

Язык и речь. Функцио-

нальные стили речи

• Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

• вычитывать разные виды информации;

• характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

• выполнять лингвостилистический анализ текста; определятьавторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зренияпо проблеме текста;

• характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

• составлять связное высказывание (сочинение) в устной иписьменной форме на основе проанализированных текстов;

определять эмоциональный настрой текста;

• анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

• подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разнойфункциональной направленности с точки зрения соответствияих коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научнуютему;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевымэтикетом отдельных народов России и мира;

• различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенностина уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей,разговорной речи;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей,жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,беседа, спор);

• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;

осуществлять информационную переработку текста, создаватьвторичный текст, используя разные виды переработки текста(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия,

графика, орфография

• Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийныхорфоэпических словарей и справочников; использовать ее вразличныхвидах деятельности;

• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил,по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщенияпризнаков, характеристик, фактов и т. д.;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительныесредства фонетики (звукопись)

Лексикология

и фразеология

• Аргументировать различие лексического и грамматическогозначения слова; опознавать основные выразительные средствалексики и фразеологии в публицистической и художественнойречи и оценивать их;

• объяснять особенности употребления лексических средств втекстах научного и официально-делового стилей речи; извлекатьнеобходимую информацию из лексических словарей разного типа(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревшихслов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) исправочников, в том числе мультимедийных; использовать этуинформацию в различных видах деятельности;

• познавать основные виды тропов, построенных на переносномзначении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика,

словообразование,

орфография

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

• проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме изтаблиц, схем учебника;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурнуюсвязь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательныхи этимологических словарей и справочников,в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология

и орфография

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме изтаблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализапроделанной работы;

• определять круг орфографических и пунктуационных правил,по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры потеме из художественных текстов изучаемых произведений;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическуютему в устной или письменной форме; анализировать текст сцелью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийныхсловарей и справочников по правописанию; использовать этуинформацию в процессе письма; определять роль слов разныхчастей речи в текстообразовании

Синтаксис

и пунктуация

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекатьего из текста, анализировать с точки зрения текстообразующейроли, проводить языковой разбор (фонетический,лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический,пунктуационный);

• комментировать ответы товарищей;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме изтаблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализапроделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационныхправил, по которым следует ориентироваться вконкретном случае; анализировать текст с целью обнаруженияизученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

• составлять синтаксические конструкции (словосочетания,предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,соблюдая основные синтаксические нормы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры потеме из художественных текстов изучаемых произведений;

• определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

• составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийныхсловарей и справочников по правописанию; использовать этуинформацию в процессе письма;

• производить синонимическую замену синтаксических конструкций;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическуютему в устной или письменной форме;

• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простыхи сложных предложениях;

• составлять схемы предложений, конструировать предложенияпо схемам