Рабочая программа учебной дисциплины БУП.01Русский язык разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 г. №413; зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 г. № 24480), на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (в ред. Приказа Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1353).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Краснодарский педагогический колледж
Быкова Елизавета Александровна, педагог.
Протокол № __ от «» 2022 г.
Председатель ЦМК _________ Коваленко З.Н.
Учебная дисциплина БУП.01 Русский язык является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (в ред. Приказа Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1353).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового и углубленного уровня (ПРб, ПРу):
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Рабочая программа учебной дисциплины «БУП.01 Русский язык» предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практической работы).
в форме практической подготовки 12 часов.
Наименование разделов и тем | Макс.уч.нагрузка студента, ч | Кол-во ауд. часов при очной форме обучения | Коды общих компетенций и планируемых результатов (параграф 1.2) |
всего, ч. | в т.ч. практ. зан | в т.ч. прак. подготовка | |
Введение. | 4 | 4 | ˗ | - | |
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. | 2 | 2 | | | ПРу 01, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, ОК… |
Понятие о русском литературном я зыке и языковой норме. | 1 | 1 | | | ПРу 01, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, ОК… |
Профессионально ориентированное содержание. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 1 | 1 | | | ПРу 01, ЛР 01, ЛР 13, МР 02, ОК… |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 8 | 8 | 1 | 1 | |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | 1 | | | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, МР 02,ОК… |
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | 1 | | | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, МР 02,ОК… |
Функциональные стили речи и их особенности. (Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). | 2 | 2 | | | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 02,ОК… |
Текст как произведение речи. Признаки структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста | 1 | 1 | | | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09, МР 02,ОК… |
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект и т.д.). | 1 | 1 | | | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09, МР 02, ОК… |
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Составление в тексте различных типов речи. | 1 | 1 | | | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, ОК… |
Профессионально ориентированное содержание. Практическая работа №1.Информационная переработка текстов профессиональной направленности. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на профессиональную. Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09, МР 02,ОК… |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 10 | 10 | 2 | 2 | |
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукозапись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова. | 2 | 2 | | | ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК… |
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря. Орфографические нормы русского языка. | 1 | 1 | | | ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК… |
Практическая работа №2.Правописание безударных гласных. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК… |
Практическая работа №3.Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК… |
Употребление буквы Ь | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК… |
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК… |
Правописание приставок на З - / С - . | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК… |
Правописание И – Ы после приставок. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК… |
Профессионально ориентированное содержание.Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, МР 08, ОК… |
Раздел 3. Лексикология и фразеология | 12 | 12 | 3 | 2 | |
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Многозначность слова. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 08, МР 09, ОК… |
Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 08, МР 09, ОК… |
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 08, МР 09, ОК… |
Практическая работа № 4.Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13, МР 08, МР 09, ОК… |
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК… |
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК… |
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК… |
Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. | 2 | 2 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК… |
Практическая работа №5.Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК… |
Промежуточная аттестация в форме экзамена. | | | | | |
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК… |
Профессионально ориентированное содержание. Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов профессий и специальностей гуманитарного профиля СПО. Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи. Выработка навыков составления текстов (устных и письменных) с лексемами профессиональной лексики. | 1 | 1 | 1 | | ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК… |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | 8 | 8 | 2 | 2 | |
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Морфемный разбор слова. | 2 | 2 | | | ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК… |
Способы словообразования. Словообразовательный анализ. Понятие об этимологии. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК… |
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК… |
Практическая работа №6.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК… |
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК… |
Правописание сложных слов. | 1 | 1 | | | ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК… |
Профессионально ориентированное содержание.Практическая работа №7.Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ профессиональной лексики и терминов специальностей СПО гуманитарного профиля | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13, МР 04, МР 09, ОК… |
Раздел 5. Морфология и орфография | 22 | 22 | 1 | 1 | |
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Имя существительное Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Имя прилагательное Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Имя числительное Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Местоимение Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Употребление местоимений в речи. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Глагол Грамматические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Причастия, как особая форма глагола. Образование действительных страдательных причастий. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Наречие Грамматические признаки наречия. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Категория состояния. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие произвольных предлогов от слов-омонимов. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Союз как часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Профессионально ориентированное содержание. Практическая работа №8.Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации специальностей гуманитарного профиля | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация | 14 | 14 | 5 | 4 | |
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Практическая работа №9.Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.Осложненное простое предложение. | 2 | 2 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Практическая работа №10.Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство, приложение). Обособление второстепенных членов предложения. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Знаки препинания при обращении. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 1 | | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Практическая работа №11.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Практическая работа №12.Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при диалоге. | 1 | 1 | 1 | 1 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,ОК… |
Профессионально ориентированное содержание. Исследование текстов профессиональной направленности на выявление существенных признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры на профессиональные темы специальностей гуманитарного профиля специальностей СПО Дифференцированный зачет. | 1 | 1 | 1 | | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК… |
Всего по дисциплине: | 78 | 78 | 14 | 12 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
5. Воителева, Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М.: 2019.
6. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографическийсловарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
7. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,2005.
8. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
10. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,2011.
11. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
12. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.В. В. Бурцева. — М., 2006.