02.04
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Фентисовская основная общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Утверждена на педагогическом Введена в действие
совете протокол №______ приказом №____от
от «____»_______2021г. «______»_________2021г.
Директор школы
_____________Кожевникова В.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Музыка»
Предметная область «Музыка»
Уровень обучения основное общее образование
Класс 5-8
Срок реализации 1 год
(ФГОС ООО)
Составлена учителем
Стекачева А.И.
С. Фентисово 2021г
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета, курса.
Календарно –тематическое планирование
Лист корректировки рабочей программ
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе авторской программы «Музыка 5-8 классы" Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской издательство «Просвещение" 2017 год, с важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, с учетом нормативно- правовых документов:
- Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010. № 1897 (ред. от 31. 12. 2015 г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (ПООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Одобрена решением ФУМО от 12 мая 2016 года. Протокол №2/16). www.fgosreestr.ru;
- Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089;
- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07. 07. 2005 г. № 03-126;
- Федеральный перечень учебников на 2020—2021 уч. год (Приказ Минобрнауки РФ №1677 с изменениями от 28.12.2018 г. №345).;
- Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
-учебники"Музыка 5,6,7,8 классы" издательство "Просвещение" 2017г. Авторы учебника: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская;
рабочая тетрадь "Музыка5,6,7,8 классы" издательство "Просвещение" 2017г. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская;
поурочные разработки "Музыка 7-8 класс"" издательство "Просвещение" 2017г. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
-- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
-Внесенных изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования №1577 от 31.12.2015. ( Минюст 08.02.2016г. )
--Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования от 29.12.2016г.№1677;
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений (уровень основное общее образование) учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 5 по 8 класс по одному часу в неделю. Таким образом, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели) в год.
Основными формами организации учебного и воспитательного процесса являются групповые и коллективные, также возможны работа в парах и индивидуальная работа. Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря следующим видам деятельности:
наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
игре на музыкальных инструментах;
импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевой пение, музицирования на элементарных музыкальных инструментах, инсценированние песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает достижение определённых результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и
анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание
проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами
Музыкальной эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета «Музыка»
УМК Г.П. Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
1. | Музыка и литература (16ч) | |
| Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и балета. Музыка как главное действующее лицо (на примересказки, басни, рассказа и т.д.), программная музыка.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская, зарубежная, старинная, современная) Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Проявлять отзывчивость -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, Форма урока: -Урок ознакомления с новым материалом -урок экскурсия в прошлое - урок закрепления изученного -урок применения знаний и умений -комбинированный урок -интегрированный урок Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
2. | Музыка и изобразительное искусство (18ч) | |
| Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой,архитектурой). «Музыкальные портреты», картины природы («музыкальная живопись»). Композитор–поэт–художник; родство музыкальных и художественных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальные, литературные и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и специфические черты. Виды искусства (временные, пространственно-временные). Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. Урок -концерт | Виды деятельности: -Размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. -Творчески интерпретировать. -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. Форма урока: -комбинированный урок -урок-путешествие -урок экскурсия в прошлое - урок-диалог -видео-урок -урок обобщения и систематизации знаний Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
| Практическая часть ООП |
| Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт | 1 ч |
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч.) | |
| Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Проявлять отзывчивость -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. -Творчески интерпретировать Форма урока: -Урок ознакомления с новым материалом, - урок закрепления изученного, -урок применения знаний и умений, -урок обобщения и систематизации знаний, -комбинированный урок, -интегрированный урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч) | |
| Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. Урок- концерт. | Виды деятельности: -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы Форма урока: -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок-репортаж -урок-викторина -видео-урок Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
| Практическая часть ООП |
| Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 1 ч |
7 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
1. | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (17 часов) | |
| «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров —опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия —Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. Форма урока: Урок ознакомления с новым материалом, -урок экскурсия в прошлое, - урок закрепления изученного, -урок применения знаний и умений, -урок проверки и коррекции знаний и умений, -комбинированный урок, -интегрированный урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
2. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (17ч) | |
| Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика, взаимосвязь и развитие. Общие закономерности развития музыки. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | Виды деятельности: -Творчески интерпретировать. -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений Форма урока: -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок-викторина, -видео-урок, -урок обобщения и систематизации знаний. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
| Практическая часть ООП |
| Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 1 ч |
8 класс (15 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
1. | Классика и современность (15ч) | |
| Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления. Музыка обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Музыка как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Что такое красота. Способность музыки дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза. Творческие работы учащихся. | Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и любой другой творческой деятельности человека. -Проявлять отзывчивость. -Исполнять песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении. -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. Форма урока: -комбинированный урок, -интегрированный урок, -урок-спектакль, -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок обобщения и систематизации знаний. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
| Практическая часть ООП |
| Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 1 ч |
Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»
УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения (по плану) | Дата фактического проведения. |
| Музыка и литература (16ч) | | |
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | | |
2 | Вокальная музыка | 1 | | |
3 | Вокальная музыка | 1 | | |
4 | Вокальная музыка | 1 | | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | | |
6 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | | |
8 | Вторая жизнь песни. | 1 | | |
9 | Всю жизнь мою несу родину в душе... | 1 | | |
10 | Всю жизнь мою несу родину в душе... | 1 | | |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | | |
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | | |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | | |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | | |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | | |
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | | 1 | | |
| Музыка и изобразительное искусство (18ч) | | |
17 | Мир композитора | 1 | | |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | | |
19 | Небесное и земное в звуках и красках | 1 | | |
20 | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». | 1 | | |
21 | Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». | 1 | | |
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | | |
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | | |
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | | |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | | |
26 | Волшебная палочка дирижера. | 1 | | |
27 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | | |
28 | Застывшая музыка | 1 | | |
29 | Полифония в музыке и живописи | 1 | | |
30 | Музыка на мольберте | 1 | | |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | | |
32 | О подвигах, о доблести, о славе... | 1 | | |
33 | В каждой мимолетности вижу я миры... | 1 | | |
34 | Мир композитора. С веком наравне. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 1 | | |
| итого | 34 | | |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения (по плану) | Дата фактического проведения. |
| Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) | | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | | |
3 | Два музыкальных посвящения | 1 | | |
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 | | |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | 1 | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | | |
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | | |
9 | Старинной песни мир | 1 | | |
10 | Народное искусство Древней Руси | 1 | | |
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | 1 | | |
12 | «Перезвоны». Молитва. | 1 | | |
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | 1 | | |
14 | Образы скорби и печали | 1 | | |
15 | «Фортуна правит миром» | 1 | | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Творческие работы учащихся.Урок-концерт. | 1 | | |
17 | Джаз – искусство 20 века. | 1 | | |
| Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.) | | |
18 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | | |
19 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | 1 | | |
20 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 | | |
21 | Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года. | 1 | | |
22 | Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт. | 1 | | |
23 | Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. | 1 | | |
24 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш. | 1 | | |
25 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Образы русской природы. | 1 | | |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А. Моцарт. Симфония №40. | 1 | | |
27 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана» | 1 | | |
28 | Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» | 1 | | |
29 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь музыки и литературы | 1 | | |
30 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы любви и вражды. | 1 | | |
31 | Мир музыкального театра. Мюзикл. | 1 | | |
32 | Мир музыкального театра. Рок-опера. | 1 | | |
33 | Образы киномузыки. | 1 | | |
34 | Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. | 1 | | |
| ИТОГО | 34 | | |
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения (по плану) | Дата фактического проведения. |
| Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) | | | |
1 | Классика и современность. | 1 | | |
2 | В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. | 1 | | |
3 | Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин». | 1 | | |
4 | Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера | 1 | | |
5 | Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | 1 | | |
6 | В музыкальном театре. Балет «Ярославна». | 1 | | |
7 | Героические образы в русской музыке. | 1 | | |
8 | В музыкальном театре. Мой народ - американцы. | 1 | | |
9 | Опера «Порги и Бесс». | 1 | | |
10 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. | 1 | | |
11 | Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо | 1 | | |
12 | Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 | | |
13 | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение. | 1 | | |
14 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. | 1 | | |
15 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы. Творческие работы учащихся. Урок-концерт | 1 | | |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». | 1 | | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». | 1 | | |
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч.) | | | |
18 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | | |
19 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 1 | | |
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 | | |
21 | Транскрипция | 1 | | |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. | 1 | | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. | 1 | | |
24 | Соната. Соната. Сонатная форма. | 1 | | |
25 | Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт. | 1 | | |
26 | Симфоническая музыка.Жанр симфонии. Симфония №103 Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. | 1 | | |
27 | Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. | 1 | | |
28 | Симфония № 5 П.Чайковского. | 1 | | |
29 | Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. | 1 | | |
30 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | 1 | | |
31 | Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром В.А Моцарта | 1 | | |
32 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 | | |
33 | «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина». | 1 | | |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. | 1 | | |
| ИТОГО | 34 | | |
8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения (по плану) | Дата фактического проведения. |
| Классика и современность (15ч) | | | |
1 | Классика в нашей жизни. | 1 | | |
2 | В музыкальном театре. Опера. | 1 | | |
3 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | 1 | | |
4 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | | |
5 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | 1 | | |
6 | Рок-опера «Преступление и наказание». | 1 | | |
7 | Мюзикл «Ромео и Джульетта» | 1 | | |
8 | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 | | |
9 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига. | 1 | | |
10 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А.Шнитке. | 1 | | |
11 | Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец» | 1 | | |
12 13 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 2 | | |
14 | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. | 1 | | |
15 | Обобщающий урок. | 1 | | |
| ИТОГО | 15 | | |