СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предметно-ориентационного элективного курса по географии "Химическая промышленность"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предметно-ориентационного элективного курса по географии "Химическая промышленность", предназначен для учащихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предметно-ориентационного элективного курса по географии "Химическая промышленность"»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметно-ориентационного элективный курса «Химическая промышленность», для учащихся 9 класса








































Пояснительная записка

Элективный курс «Химическая промышленность» является предметно-ориентационным и способствует реализации задач предпрофильной подготовки, связанных с формированием познавательного интереса учащихся к предмету, а также развитием склонностей и практических умений школьников, ориентацией их в сфере будущей профессиональной деятельности.

Курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов включающих теоретический и практический материал.

Цель реализации курса:

- расширение знаний учащихся по теме «Химическая промышленность»;

- ориентация учащихся на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;

- формирование представлений учащихся о содержании, характере, условиях, средствах труда, профессионально важных качествах работников химической промышленности.

Развитие химической промышленности является важным для хозяйства страны, так как наряду с машиностроением и электроэнергетикой, определяет развитие науки и техники путем химизации – широким применением химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях, которые по своим качествам превосходят натуральные продукты и их применение экономит сырье и труд людей.

Содержание элективного курса является надпредметным и имеет социальную и личностную значимость, актуальность и с точки зрения профессионального самоопределения и с точки зрения личностного развития учащихся за счет более расширенного изучения темы «Химическая промышленность». Способствует развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков (работа с контурной картой, дополнительными источниками информации, составление конспектов, реферативных обзоров, анализ статистических материалов, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций). Практическая ориентированность занятий знакомит учащихся с информацией о профессиональном труде работников занятых в химической промышленности. В ходе занятий учащиеся получают представление о следующих профессиях: химик-технолог, биохимик, лаборант химического анализа, эколог, аппаратчик, оператор в производстве химических волокон, оператор технологического процесса, инженер-химик и др.
Таким образом, реализуется такая важная задача современной школы, как становление личностных характеристик выпускника, который должен уметь ориентироваться в мире профессий, быть способным к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.

В работе с данным содержанием реализуются универсальные учебные действия коммуникативные, регулятивные, личностные через групповую работу, проектно - исследовательская деятельность, выделение проблемы, сбор информации, её обработка, обсуждение. Высока роль самостоятельной работы ученика на практических занятиях, а так же в ходе экскурсий.
Отследить динамику интереса к курсу, результативность помогут различные виды контроля: тематический, текущий, обобщающий, а также анкетирование.
Курс будет считаться успешно пройденным, если учащиеся в процессе обучения приобретают следующие конкретные знания о:

  1. Развитии химической промышленности в России.

  2. Научных принципах химического производства.

  3. Отраслевом составе химической промышленности.

  4. Основных профессиях в химической промышленности

В качестве конечных продуктов деятельности учащихся могут быть рефераты, доклады, презентации и др. Главной мотивацией работы остаётся познавательный интерес.
Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть:

  1. Дневник по теме: «Химические производства Новосибирской области»

  2. По желанию учащиеся могут выполнить такие работы как:

1. Презентация проектной работы;

2. Реферат
3. Мини-сочинение «Чем мне был полезен и интересен данный курс».



Содержание программы курса

Тема 1. Химическая промышленность в России. Направления развития (1 час).

Химическая промышленность России – одна из наиболее сложно организованных сфер хозяйства, производящая различные химикаты и синтетические материалы. Значение химического комплекса в хозяйстве страны. Химизация производства. Особенности химической промышленности. Преимущества современных химических технологий. Направления развития.

Тема 2. Отраслевой состав химической промышленности (1 час). Состав химической промышленности. Классификация отраслей химической промышленности. Сырьевая база химической промышленности (минеральное сырье и минеральное топливо – нефть, природный газ, уголь; растительное сырье, отходы лесной промышленности; вода, воздух, производственные отходы предприятий металлургии и нефтепереработки – коксовый и сернистый газы; сельскохозяйственные отходы.

Тема 3. Горнохимическая промышленность (1 час). Особенности горнохимической промышленности. Добыча апатитов. Добыча фосфоритов. Добыча калийной, глауберовой и поваренной солей. Добыча самородной серы. Добыча серного колчедана.

Тема 4. Основная химия (2 часа). Азотно-туковая промышленность (основные способы получения азотных удобрений: аммиачный, конверсия природного газа, электролиз воды. Производство калийных удобрений. Фосфорно-туковая промышленность. Производство солей, кислот, щелочей. Производство кальцинированной и каустической соды.

Тема 5. Химия органического синтеза (1 час). Производство синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука. Производство химических волокон и нитей. Переработка полимеров (производство шин, резинотехнических изделий, изделий из пластмасс.

Тема 6. Микробиологическая промышленность (1 час). Производство кормовых белковых веществ (дрожжей) из углеводородного сырья. Производство кормовых дрожжей из растительного сырья (гидролизная промышленность). Производство аминокислот, ферментативных препаратов, кормовых антибиотиков, бактериальных удобрений и микробиологических средств защиты растений и животных, растворителей из пищевого сырья.

Тема 7. Нефтехимическая промышленность (1 час). Состав отраслей. Особенности производства и размещения. Основные районы производства углеводородного сырья. Сырьевая база и главные центры.

Тема 8. География сырьевых ресурсов (1 час). Районы добычи важнейшего химического сырья: нефти, природного газа, апатитов, фосфоритов, калийных солей, серы. Практикум (работа с атласом и контурной картой)

Тема 9. География предприятий химической промышленности (1 час).

Практикум (работа с атласом и контурной картой). Основные виды и крупнейшие центры химической промышленности. Факторы размещения предприятий химической промышленности.

Тема 10. Основные профессии работников химической промышленности (2 часа). Основные профессии работников химической промышленности. Содержание, объекты, предметы профессионального труда работников химического производства их профессиональные качества. Профессиограммы: химик-технолог, лаборант химического анализа, инженер по бурению, специалист по охране труда, бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, инженер химик-технолог по переработке нефти и газа, аппаратчик, эколог.

Тема 11.Химическая промышленность Новосибирской области (1 час). Роль  и значение химической промышленности в экономическом и социальном развитии Новосибирской области.  Состав  и структура химической промышленности области. Развитие и размещение предприятий химической промышленности.

Тема 13. Охрана окружающей среды (1 час). Загрязнение атмосферы. Загрязнение литосферы. Загрязнение гидросферы. Загрязнение биосферы. Охрана окружающей среды. Понятие безотходной технологии, создание малоотходных и безотходных производств. Обезвреживание газообразных отходов, сточных вод.

Тема 14. ( 1 час). Экскурсия на одно из предприятий химической промышленности города Новосибирска.

Тема 15. (1 час) Итоговый урок. Защита творческих работ по выбору учащихся


























Учебно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Форма проведения

Форма контроля

теория

практика

1

2

3

4

5

6

1

Химическая промышленность в России. Направления развития.

1


Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос

2

Отраслевой состав химической промышленности


1

Лекция с элементами беседы и практикума (составление схемы межотраслевых связей хим.промыленности)

Фронтальный письменный опрос

3

Горнохимическая промышленность.

1


Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос

4


Основная химия. Производство кислот. Производство удобрений

2


Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос

5

Химия органического синтеза.

1


Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос

6

Микробиологическая промышленность.

1


Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос

7

Нефтехимическая промышленность.

1


Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос

8

География сырьевых ресурсов


1

Практикум (работа с атласом и контурной картой)

Проверка практической работы

9

География предприятий химической промышленности


1

Практикум (работа с атласом и контурной картой)

Проверка практической работы

10

Основные виды и крупнейшие центры химической промышленности


1

Практикум (работа с атласом и контурной картой)

Проверка практической работы

11


Основные профессии химической промышленности


2

Работа с профессиограммами

Фронтальный устный опрос

12

Химическая промышленность Новосибирской области

1


Лекция с элементами беседы

Фронтальный устный опрос

13

Экологические проблемы

1


Лекция с просмотром фильма

Фронтальный устный опрос

14

Экскурсия на предприятие г.Новосибирска


1

Беседа

Отчет об экскурсии

15

Итоговый урок

1


Эвристическая беседа

Защита творческих работ по выбору учащихся

Итого: 17 часов

10

7





Разработка урока по теме «Влияние химической промышленности на окружающую среду»

Цель урока: Рассмотреть воздействие отраслей химической промышленности на загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы.

Образовательные:

рассмотреть особенности влияния отраслей химической промышленности на природу;

Развивающие:  

продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи; работать со статистическим материалом, самостоятельно находить материал по теме и грамотно его оформлять.

Воспитательные:

воспитывать ответственное и бережное отношение к природе

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II. Изучение нового материала.

1. Вводное слово учителя.

Химическая промышленность одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях, применяемых в быту.

От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей экономики, химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации.

- Какова же роль химической промышленности в жизни человека? (ответы детей).

-Да, она огромна.

Уже с самого утра, проснувшись вы непрерывно сталкиваетесь с химией. Отправляетесь в ванную комнату и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: напольная и настенная керамическая плитка; пластмассовые трубы сантехники, чугунная ванна с эмалью, стиральный порошок, мыло, зубная паста, шампунь и др. предметы.

Химия имеет отношение ко всему: к пище, лекарствам, удобрениям, фотоматериалам, жизненным процессам организма.

- Что такое загрязнение окружающей среды? (ответы детей).

Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.

- Давайте вспомним – какие виды загрязнения существуют? (ответы детей)











2. Групповая работа.

Предлагаю Вам разделиться на три группы и используя источники Интернет

найти информацию о воздействии отраслей химической промышленности на загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы. По результатам работы заполнить таблицу.

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Атмосферы




Гидросферы




Литосферы





-Ребята, как вы думаете, приводит ли загрязнение одной из земных оболочек к загрязнению других оболочек?

- А теперь, ребята, давайте решим, так что же для нас химическая промышленность, добро или зло?

Если бы не было химии, не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос, ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их конструкций создают с помощью химии. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого чудесней и удивительней.
Ученики по очереди говорят о том, что во всем необходимо знать меру. Трудно найти золотую середину, когда забота об экологии и химическая промышленность не противоречат друг другу, но к этому надо стремиться, так как научный прогресс не остановить.

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

4. Рефлексия противопоставления

  • Самое лучшее в занятии было…, а самое худшее…

  • Самое интересное было… , а самое скучное…

  • Самым веселым было…, а самым серьезным …

  • Мне бы хотелось, чтобы…

  • Мне бы не хотелось, чтобы…

  • Я был(а) уверен(а) в себе, когда…

  • Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда…


5. Домашнее задание: Написать эссе «Мои пути решения проблемы воздействия отраслей химической промышленности на окружающую среду»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!