Аксурская СОШ, филиал Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дубровинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО: на заседании экспертной группы_________________ протокол от "___" августа 2017 г. №___ | СОГЛАСОВАНО: методист _________ Г.И.Баймуратова _____________________ "___" августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: приказ МАОУ Дубровинская СОШ от "1" сентября 2017 г. № 131 ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметного курса
« Вопросы современного обществознания »
11 класс
Учителя Ахметчанова Н.М.
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Общие цели и задачи курса:
Цель:
« Вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Обоснование выбора курса:
Спецкурс разработан на основе требований Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию, а так же с учетом необходимости повышения качества знаний учащихся по обществознанию и подготовке их к ЕГЭ.
Общая характеристика организации учебного процесса
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Структура курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.
Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы). Содержание занятия | Кол-во часов | Формы и приемы обучения | Образовательный продукт | Дата занятия |
| Общество | 6 ч. | | |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2020 году. Ознакомление со структурой КИМа. ТБ на уроках обществознания | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект, схема структуры общества | |
2 | Многовариантность общественного развития | 1 | альтернативно-проектное моделирование | модель развития событий выполнение заданий ЕГЭ | |
3-4 | Типология обществ | 2 | практикум, работа с документами | заполнение таблицы | |
5 | Глобальные проблемы человечества | 1 | практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ | выполнение опорной схемы, выполнение заданий ЕГЭ | |
6 | Социальные институты | 1 | лекция, практикум, дискуссия | конспект, решение задания, формулирование собственной позиции | |
| Человек | 2 ч. | | |
7 | Социализация индивида | 1 | лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе | конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий | |
8 | Свобода и ответственность личности | 1 | работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии | выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты | |
| Познание | 2 ч. | | |
9 | Истина и ее критерии. Относительность истины | 1 | работа с документами, решение тестов ЕГЭ | выполнение заданий ЕГЭ | |
10 | Научное познание. Формы научного познания | 1 | практикум, работа с документами, выполнение интеллект-карты | выполнение заданий ЕГЭ | |
| Духовная жизнь общества | 5 ч. | | |
11 | Культура и духовная жизнь | 1 | работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | тезисы темы; написание эссе | |
12 | Роль СМИ в современном обществе | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист» | опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала | |
13 | Наука и ее роль в обществе | 1 | лекция, работа с документами | Конспект выполнение заданий ЕГЭ | |
14 | Роль религии в жизни общества | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия | формирование собственной позиции, опыт публичной защиты | |
15 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | дискуссия с элементами моделирования | составление кластера выполнение заданий ЕГЭ | |
| Экономика | 6 ч. | | |
16 | Экономика потребителя и производителя | 1 | решение проблемных заданий, дискуссия | выполнение заданий ЕГЭ | |
17 | Роль государства в экономике | 1 | лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ | конспект, выполнение заданий ЕГЭ | |
18 | Ценные бумаги | 1 | практикум | выполнение заданий ЕГЭ | |
19 | Деньги и денежная система государства | 1 | лекция, составление опорных схем, решение заданий | конспект, выполненные схемы и задания | |
20 | Регулирование спроса и предложения | 1 | практикум | опорные схемы и графики | |
21 | Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица) | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | решение задач, формирование собственного мнения | |
| Социальные отношения | 4 ч. | | |
22 | Социальные группы, их классификация | 1 | практикум | заполнение таблиц, схем | |
23 | Неравенство и социальная стратификация | 1 | лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | написание эссе выполнение заданий ЕГЭ | |
24 | Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 | деловая игра | защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе | |
25 | Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств | 1 | работа с документами, решение заданий ЕГЭ | выполнение заданий ЕГЭ, опорная схема темы | |
| Политика | 3 ч. | | |
26 | Власть, ее происхождение и виды | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | Конспект выполнение заданий ЕГЭ | |
27 | Политическая система государства | 1 | лекция, решение заданий ЕГЭ | опорная схема выполнение заданий ЕГЭ | |
28 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России | 1 | семинар | опыт публичной защиты | |
| Право | 2 ч. | | |
29 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | работа с документами, дискуссия | опорная схема, опыт публичной защиты | |
30 | Международный механизм защиты прав человека в современном мире | 1 | деловая игра «Судебное заседание» | опыт групповой работы, опыт публичной защиты | |
31-32 | Подготовка творческой работы | 2 | сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы | формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы | |
33-34 | Тренинг в формате ЕГЭ Защита творческой работы | 2 | семинар | Практикум опыт публичной защиты и критической оценки | |
Итого: | 34 ч. | |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной деятельности
1.Обществознание: учеб.для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2017.
2.Обществознание: учеб.для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений:профильный уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2017.
3.Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2012-2017.
4.Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.
пособия:
5.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT :Астрель, 2009.
6.Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
7.Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л.Бойко. – Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ»
методические пособия для учителя:
1.Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. -М.: Просвещение, 2008.
2.Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2017.
3.материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2010- 2016.
Интернет ресурсы:
//www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»
//www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».
www.fipi.ruМетодические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»
пособия для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.