СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предметной линии учебников «Технология» для 5 класса, авторы А. Т. Тищенко, Н.В. Синица

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая линия учебников. Технология 5 класс. Тищенко А.Т., Синицы Н.В подойдет как для мальчико так и для девочек, а также для совмещенных классов с сельхозработами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предметной линии учебников «Технология» для 5 класса, авторы А. Т. Тищенко, Н.В. Синица»

муниципального общеобразовательного учреждения






Утверждаю.


«____» _______________ 20 ___ г.


Директор школы: _______________


Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол № _____

от«____» __________ 20 ___ г.

Приказ № ____

по основной деятельности

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _____

от«____» __________ 20 ___ г.


Руководитель ШМО__________


_________________







Рабочая программа

по технологии


5 класс


Составил: учитель технологии








Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии для 5 неделимого общеобразовательного класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы основного общего образования по направлению «Технология».

1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

3. Программа «Технология» для учащихся 5-8 классов. Н.В. Синица. П.С. Самородский.Линия УМК В. Д. Симоненко. Технология (Универсальная линия) Издательство: М., «Вентана-Граф» 2015 г.

Данная программа является комбинированной, в ней сочетаются три основных направления технологии: «Сельскохозяйственные работы», «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет.


Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

Линия УМК В. Д. Симоненко используется в малокомплектных школах и неделимых классах, так как ее комбинированная программа сочетает оба направления: и «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Учебный материал направлен на развитие мотивации к обучению, побуждает школьников к творческой активности, способствует формированию навыков самооценки и самоанализа. Пособия могут применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. В рабочие тетради вошли дополнительные графические и контрольные материалы к практическим занятиям, а также тесты. Методические пособия содержат информацию, которая поможет педагогам организовать исследовательскую и проектную работу учеников

Учебник. «Технология» 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных организаций Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д Симоненко. – 3-е изд. М., «Вентана-Граф».


С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, рабочая программа составлена для учащихся 5 неделимого класса (ФГОС) основного общего образования по трём направлениям: «Сельскохозяйственный труд», «Технология ведения дома» и «Индустриальные технологии». Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Особенностью программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьер кухни, создавать электронные презентации.


Учитывая наличие в учебном заведении пришкольного участка, возникла необходимость введения в 5 классе направления «Сельскохозяйственные технологии» в размере 16 часов, 8 ч. – осенью, 8 ч. – весной из них 4 часа отданы для регионального компонента. Комплексный учебный план составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе, комбинированная программа, включающая разделы по технологиям растениеводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда.

Занятия по растениеводству проводятся на базе школьного учебно-опытного участка. Проектные работы учащихся могут выполняться на базе личных подсобных хозяйств родителей.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение технологии в объёме 2 часа в неделю (всего за год 70 часов)

Самая важная проблема на сегодня в школах это создание необходимых условий для технологической подготовки школьников. Технология в 5-7 классах традиционно представ​лена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Во многих школах учащиеся обучаются в группах с малой наполняемостью. Между тем, в последнее время все чаще появляются так называемые недели​мые классы (менее 25 учащихся в городе и 20 - в сельской местности). При этом на уроках техно​логии учителю приходится одновременно зани​маться с девочками и мальчиками. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребностям тех и других.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированной программе уменьшился объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Темы творческих работ и проектов учащихся носят комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общем для обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению.

В разделе «Кулинария» в связи с отсутствием помещения для кулинарных работ практические работы по приготовлению пищи не проводятся. Практические работы проводятся по созданию технологических карт, работы в тетради. Учащиеся знакомятся с темой с помощь презентаций, фильмов, интернет-ресурсов.

Отсутствие мастерской для мальчиков приводит к тому, что мальчики осваивают раздел «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» с помощь презентаций, фильмов, интернет-ресурсов.Практические работы проводятся по созданию технологических карт, работы в тетради. Для изучения декоративно прикладного искусства добавлены разделы «Художественные ремесла» учащиеся изучают лоскутное шитьё и«Технологии художественно-прикладной обработки материалов» учащиеся работают лобзиком и выжигательными аппаратами.


Результаты освоения учебного предмета «Технология»

(личностные, метапредметные и предметные)

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результатыосвоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

формирование ответственного отношения учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической и инструктивной информации;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериями показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;

умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движения при выполнении различных технологических операций;

соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам



Содержание тем учебного материала

Раздел «Сельскохозяйственные технологии» - 16 ч.

Теоретические сведения. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего села, на пришкольном участке. Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.

Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семенами, подготовка семян к посеву.

Почва — основное средство сельскохозяйственного производства. Характеристика основных типов почв, понятие «плодородие почвы».

Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посевов и посадок.

Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Основные приемы ухода за растениями. Проведение фенологических наблюдений. Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Технологии и средства защиты растений от болезней и вредителей. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.

Виды и применение севооборотов. Понятие «урожай», «урожайность». Учет урожайности. Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы. Подготовка к зиме теплолюбивых растений. Способы хранения урожая овощей, клубней и луковиц многолетних растений, семенников двулетних овощных культур.

Подзимние посевы и посадки.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Весенний период - 8 ч.

Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фенологических наблюдений. Составление схемы простых севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, посевы и посадки овощей, цветочно-декоративных растений, уход за ними.

Осенний период – 8 ч.

Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка

Вводный урок – 1 ч.

Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока. Правила техники безопасности на уроке Технологии и школьных мастерских

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Творческие проектные работы – 1 ч.

Теоретические сведения. Знакомство с понятием «Творческий проект по технологии». Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных и поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, и их содержание. Требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Реклама. Цель рекламы. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идеи для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Подбор материалов, инструментов, и приспособлений, технологии выполнения. Разработка творческого проекта. Разработка рекламного проекта изделия. Презентация творческого проекта.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» - 4 ч.

Интерьер и планировка кухни-столовой - 1 ч.

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону для приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере.

Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

Практические работы. Планировка кухни. Разработка плана размещения оборудования на кухне. Проектирование кухни на компьютере.

Бытовые электроприборы на кухне – 1 ч.

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ).

Практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

Изучение принципа действия и правил эксплуатации бытового холодильника и микроволновой печи.

Творческий проект по разделу «Оформление интерьера» - 2 ч.

Выполнение творческого проекта

Раздел «Кулинария» - 8 ч.

Санитария и гигиена на кухне – 1 ч.

Теоретические сведения Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.  Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Физиология питания – 1 ч.

Теоретические сведения. Понятие о здоровом питании, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; общие сведения о питательных веществах. Пищевая пирамида. Режим питания. Правила хранения продуктов в холодильнике. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека.

Практические работы. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Составить индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.

Бутерброды и горячие напитки – 1 ч.

Теоретические сведения. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройство для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.

Требования к качеству готовых напитков

Практические работы. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Блюда из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей – 1 ч.

Теоретические сведения Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов

Практические работы. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Блюда из яиц – 1 ч.

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Строение яйца. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Практические работы. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Нахождение и предъявление информации о способах хранения яиц без холодильника, блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам.

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку – 1 ч.

Теоретические сведения Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет.

Практические работы. Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Творческий проект по разделу «Кулинария» - 2 ч.

Выполнение творческого проекта

РАЗДЕЛ «Создание изделий из текстильных материалов» - 14 ч.

Технология изготовления тканей – 1 ч.

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Хлопок, лён. Процесс получения ткани. Признаки определения нити основы, лицевой и изнаночной сторон ткани. Виды швейных материалов. Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок. Лен. Пряжа. Применение хлопчатобумажных и льняных тканей в быту.

Практические работы. «Распознавание волокон растительного происхождения». Заполнения в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». «Определение видов тканей (хлопчатобумажной и льняной) по их свойствам»

Текстильные материалы и их свойства– 1 ч.

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Практические работы.Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Конструирование швейных изделий. Ряской швейного изделия – 2 ч.

Теоретические сведения. Понятие об одежде, её назначение, классификация, требования, предъявляемые к одежде. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры Виды рабочей одежды. Выполнение эскиза рабочего фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование. Элементы моделирования способы уменьшения и увеличения готовой выкройки.

Практические работы. Классификация по назначению представленных эскизов одежды. Выполнение эскиза рабочего фартука. Снятие мерок. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия. Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал. Выкройка фартука.

Швейная машина - 2 ч.

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Практические работы. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и предъявлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда.

Технология изготовления швейных изделий -10 ч.

Теоретические сведения. Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука, юбки, шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса (в фартуке), резинки (в юбке)

Практические работы. Определение способа подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнение экономной раскладки выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловки с учётом припусков на швы. Выкраивание детали швейного изделия. Нахождение и предъявление информации об истории создания инструментов для раскроя. Изготовление образцов ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовление образцов машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проведение влажно-тепловой обработки на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывание проектного изделия по индивидуальному плану. Осуществление самоконтроля и оценки качества готового изделия, анализирование ошибок. Нахождение и предъявление информации об истории швейных изделий, одежды. Овладевание безопасными приёмами труда. Знакомство профессиями закройщик и портной.

РАЗДЕЛ «Художественные ремёсла» 6 часов

Декоративно-прикладное искусство 

Теоретические сведения Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Практические работы Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (2 ч)

Теоретические сведения Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Практические работы Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.




Лоскутное шитьё

Теоретические сведения Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой.

Практические работы Обработка срезов лоскутного изделия. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Творческий проект по разделу «Художественные ремесла»

Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

РАЗДЕЛ «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» - 8 часов

Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.

Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта. Применение компьютера для разработки графической документации

Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.

Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

Практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.

Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.

Организация рабочего места для столярных работ.

Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.

Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.






РАЗДЕЛ «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» - 12 часов

Теоретические сведения. Архитектура русской деревни. Внешний облик деревянных изб севера и средней полосы России: сходство и различие. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.

Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.


, с учетом технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.



























Календарно – тематическое планирование 5 класс


Дата проведения

Тема и

тип урока

Кол-во

ч

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Предметные результаты


УУД

Личностные результаты


План

факт


РАЗДЕЛ «Сельскохозяйственные технологии» Осенние работы 8 часов

1-2



Основы аграрной технологии.

Техника безопасности при выполнении с/х работ.


2

Знакомство с новыми понятиями, встречающимися в растениеводстве, аграрных технологиях. Ознакомление и усвоение правил поведения и безопасного труда при работе с сельскохозяйственными орудиями труда.

1.Познавательные: структурирование знания, развитие внимание, образности, речи, умения наблюдать, делать выводы.

Ориентировка на разнообразие способов выращивания овощных культур, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков сортов овощей.

2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, различать способ и результат действия, адекватно воспринимать оценку учителя.

3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию;уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;уметь задавать вопросы.





Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной познавательности, культуры труда, экологической культуры. Развитие уверенности в себе, уважение к чужому труду, оценке своих поступков



Развитие познавательных интересов, границ

собственного знания и «незнания», формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной познавательности.


3-4



Многообразие сельскохозяйственных растений.



2

Учиться работать с информацией, расширять знания о культурных растениях, закреплять знания о том, какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними; для чего выращивают зернобобовые, плодовые и ягодные, овощные и кормовые растения.


5-6



Лук репчатый, морковь, свекла столовая.


2

Познакомиться со строением луковицы, по каким внешним признакам сорта лука отличаются друг от друга, определение срока сбора урожая лука, как подготовить лук к зимнему хранению. Знать правила техники безопасности при выполнении с/х работ и правила личной гигиены. Определение товарных качеств лука, моркови и свеклы.


7-8



Состав и свойства почвы. Типы почв.

2




Учиться работать с информацией. изучать качества почвы

И как от качества почвы зависит урожай. Знать основные типы почв.








Творческая проектная деятельность – 2 ч.

9



Что такое творческие проекты



1

Знакомиться с содержанием. Проект – деятельность по созданию нового изделия.

1. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, ориентировка на разнообразие способов решения задач, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать правило в планировании проекта.

3.Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Формирование целостного мировозрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности


10



Этапы выполнения проекта.


1

Изучать этапы выполнения проекта. Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников.


РАЗДЕЛ «Оформление интерьера» - 6 ч

11-12




Знакомство с убранством русской избы.

2


Знакомятся внутренним миром русской избы. И сравнивают с современным убранством.

1.Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2.Регулятивные: различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных

ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.

3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


























Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства

Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.


13-14



Интерьер и планировка кухни-столовой.


2

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Определять цели и задачи проектной деятельности по разделу. Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов.


15



Бытовые электроприборы на кухне.


1

Изучить потребность в бытовых электрических приборах на домашней кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Знакомиться с принципом действия и правилами эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.


16



Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

«Интерьер русской избы».

1

Выполнить проект.


РАЗДЕЛ «Кулинария» - 16 ч.


17



Санитария и гигиена на кухне.


1

Изучить правила санитарно-гигиенических требований к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Усвоить как правильно ухаживать за поверхностью стен и пола, знать и применять безопасные приёмы работы на кухне, уметь оказывать первую помощь при порезах, ожогах паром и кипятком.

1.Познавательные: уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения.

Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.

Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда, Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ.

2.Регулятивные: рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда; Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.

Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.

Формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

3.Коммуникативные: установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы. Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах.

Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда;

Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией.


Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам



Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознательность, культуру труда, экологическую культуру.

Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах.

Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.



































18



Здоровое питание.


1






















Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.


19-20














Бутерброды и горячие напитки.

Пр. р. «Приготовление бутербродов и горячих напитков»

2

Знакомится с правильным приготовлением бутербродов и их оформлением.

Изучить как определять

вкусовые сочетания продуктов в бутербродах; подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Учиться работать с информацией как

приготовить горячие напитки (чай, кофе, какао).

Знакомиться с профессией пекарь.


21-22



Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Пр.р «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»







2



23-24



Технология приготовления

блюд из овощей и фруктов.

Пр.р «Приготовление салатов из сырых овощей»












2

Учиться работать с информацией. Узнать способы хранения овощей и фруктов, как распознать наличие нитратов в домашних условиях и как удалить лишние нитраты. Ознакомится с правилами механической кулинарной обработке овощей, форме нарезки овощей, приготовлению салатов; безопасным приемом тепловой обработки овощей.



25-26



Тепловая кулинарная обработка овощей.

Пр. р «Приготовление блюда из варёных овощей»

2



27-28



Технология приготовления блюд из яиц.

Пр. р. «Определение свежести яиц»

Пр.р. «Приготовление блюда из яиц»

2

Учиться работать с информацией. Познакомиться с правилами определения свежести яиц; способами хранения яиц и приготовлениям блюд из яиц.

Изучить меры предосторожности при работе с яйцами.



29-30



Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Пр.р. «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку»

2

Научиться составлять меню, красиво складывать салфетки. Усвоить что такое сервировка стола, научиться правилам сервировки стола для приёма пищи. Соблюдать правила этикета за столом.


31-32



Творческий проект «Кулинария».

2

Выполнить проект по разделу «Кулинария»


РАЗДЕЛ «Создание изделий из текстильных материалов» - 24 часов


33










Производство текстильных материалов.


1

Знать классификацию текстильных волокон. Усвоить информацию о прядильном, ткацком производствах. Знать, что такое основа, уток, кромка, ткацкий рисунок, самые распространённые ткацкие переплетения. Различать лицевую и изнаночную стороны ткани.

Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину.

1.Познавательные: Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

2.Регулятивные: Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

3.Коммуникативные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах


34,35,36



Пр. р. «Выполнение рисунка на самодельном станке»

1


37



Текстильные материалы и их свойства.


1

Знать определение физических, эргономических, эстетических, технологических свойств текстильных материалов. Усвоить характеристики хлопчатобумажных тканей. Различать виды льняных тканей. Познакомиться с характеристикой швейных нитей.

1.Познавательные: Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

2.Регулятивные: Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

3.Коммуникативные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда


38



Изготовление выкроек.

1

Научиться пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек и раскроя ткани, определять размеры швейного изделия, производить правильное снятие мерок по конструктивным линиям фигуры. Изготавливать выкройки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий.

1.Познавательные: Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;


2.Регулятивные: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;

3.Коммуникативные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных;

умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива


39-40



Пр.р. «Снятие мерок и изготовление выкроек»

2


41



Раскрой швейного изделия.


1

Знать и уметь подготавливать ткань к раскрою, раскладывать ткань перед раскроем. Уметь произвести обмолвку выкройки с учётом припусков на швы, выкроить деталь, придерживаться критериев качества кроя. Знать и правильно пользоваться правилами безопасной работы с иглами и ножницами.


1.Познавательные: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;

2.Регулятивные: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

3.Коммуникативные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при подготовке ткани к раскрою и выкраиванию деталей швейного изделия.


42
























Пр. р. «Раскрой швейного изделия»







1







43



Швейные ручные работы.


1

Запомниться определения о стежке, строчке и шве. Знать и применять в работе требования к выполнению ручных работ. Уметь выполнять прямой стежок, переносить линии выкройки на детали кроя. Уметь обрабатывать детали кроя от осыпания. Выполнять временные строчки.

1.Познавательные: Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

2.Регулятивные: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техно сфере, сущности технологической культуры и культуры труда

3.Коммуникативные: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда

Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться


44



Пр.р. «Изготовление образцов ручных работ»

1


45



Швейная машина.




1

Изучить устройство швейной машины. Научиться заправлять верхнюю и нижнюю нить, овладеть приёмами работы на швейной машине. Изучить правила безопасной работы на швейной машине.

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки. Находить и представлять информацию об истории швейной машины.

1.Познавательные: Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

2.Регулятивные: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техно сфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

3.Коммуникативные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности


46



Пр. р. «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины»













1


47



Основные операции при машинной обработке изделия.

1





48



Пр. р. «Изготовление образцов машинных работ»

1



49



Влажно-тепловая обработка


1

Неукоснительно выполнять требования к выполнению машинных работ. Научиться на швейной машине обмётывать края зигзагообразной строчкой, выбирать длину и ширину стежка в зависимости от вида ткани, застрачивать подогнутый край изделия машинной строчкой. Уметь правильно удалять строчки временного назначения. Проводить ВТО.

1.Познавательные: Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

2.Регулятивные: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техно сфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

3.Коммуникативные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

Осознание необходимости самосовершенствования при изучении стежков и швов.


50



Пр. р. «Проведение влажно-тепловых работ»




51



Машинные швы






52



Технология изготовления швейных изделий.


1

Изучать последовательность изготовления швейных изделий. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории одежды, швейных изделий. Овладевать безопасными приемами труда. Знакомиться с профессией закройщик и портной.

1.Познавательные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

2.Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.

3.Коммуникативные: Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы.

Стремление к приобретению новых знаний при изучении технологии пошива швейных изделий.

Установление связи между учеником и выбором будущей профессии (технолога по оформлению стола).


53-54



Пр. р. «Обработка проектного изделия»

2


55-56



Творческий проект «Наряд для завтрака».


2

Выполнить проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

1.Познавательные: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

2.Регулятивные: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

3.Коммуникативные: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда;

Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности


РАЗДЕЛ «Художественные ремёсла» 8 часов


57



Декоративно-прикладное искусство.


1

Ознакомиться с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны: узорным ткачеством, вышивкой, кружевоплетением, вязанием, росписью по дереву и ткани, ковроткачеством.

Роспись по доске в технике «хохлома».

1.Познавательные: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности; Выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость;

2.Регулятивные: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;

3.Коммуникативные: обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.

Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства.


58



Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.



1

Изучить и запомнить правила композиции, приёмы композиции, средства композиции. Изучить понятия симметрия и асимметрия, что значит фактура, текстура, колорит в композиции, какие средства они собой представляют, и наконец понять, что представляет собой стилизация реальных форм.

1.Познавательные: Оценивание правильности собственных возможностей, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

2.Регулятивные: Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

3.Коммуникативные: удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра. интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями.


Формирование усидчивости, целеустремленности, аккуратности при изучении основ композиций для создания предметов декоративно-прикладного творчества.

Проявление познавательной активной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, развитие творческой деятельности эстетического характера.


59-60



Русская народная игрушка.

2

Изучить народные традиции – изготовление кукол, узнать историю и правила изготовления, закрепить знания выполнить куклу.

1.Познавательные:

искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; конструировать новое знание; применять знание на практике; излагать свое мнение; способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

2.Регулятивные:

определять с помощью учителя тему урока и собственную цель; выявлять собственные затруднения; находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность

3.Коммуникативные:

умение вести познавательный диалог по теме урока;анализировать изделие;

уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.



61-62



Лоскутное шитьё.


2

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету и фактуре. Научиться приёмам выполнения лоскутного шитья: «спираль», «изба».

Соблюдать правила безопасной работы на швейной машине и с колюще-режущими инструментами.

1.Познавательные: обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2.Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3.Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.


63-64



Творческий проект по разделу «Художественные ремесла»


2

Определять цели и задачи проектной деятельности. Выполнять проект по разделу «Художественные ремесла»

1.Познавательные: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

2.Регулятивные: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

3.Коммуникативные: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда;

Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной



Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного ведения работ. Провести самоанализ выполненной работы. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, бережного отношения к имуществу.


РАЗДЕЛ «Основы аграрной технологии» Весенние работы 8 часов


65



Подготовка семян к посеву.


2

Научиться способам сортировки семян, протравливанию и обеззараживанию семян, замачиванию и проращиванию.

1.Познавательные: структурирование знания, развитие внимание, образности, речи, умения наблюдать, делать выводы.

2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Оценка своих действий при выполнении практической работы.


66



Пр. р. «Подготовка семян огурцов, тыквы и кабачков к посеву»


67



Выращивание овощных культур.


2

Научиться рассадному и безрассадному способу выращивания овощей.

1.Познавательные: структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.

3.Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Осознание необходимости самосовершенствования при выполнении сельскохозяйственных работ.


68



Внесение удобрения под овощные растения.

2

Ознакомится с различными способами оформления цветочных насаждений в открытом грунте.

1.Познавательные: структурирование знания, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку учителя.

3.Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Быть настойчивым в достижении цели, при изучении основ цветоводства. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; проявлять познавательную активность в области предметной технологической деятельности.


69-70



Защита с/х растений от вредителей и болезней


2

Ознакомится с различными мерами и способами защиты с/х растений от вредителей и болезней.

1.Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием познавательной литературы, умение осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.

2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

3.Коммуникативные: уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

уметь задавать вопросы.

Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней.






70














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!