СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая программа элективного курса разработана на основе  Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова).-М.: Мнемозина, 2012.     

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 12










Рабочая программа

ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Орфографические и пунктуационные

трудности русского языка»,

9 класс













Составитель:

Петрова Н.П.

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 12
















Калининград, 2014

Пояснительная записка.


Рабочая программа элективного курса разработана на основе Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова).-М.: Мнемозина, 2012.

Авторская программа, рассчитанная на 70 часов, адаптирована для учащихся 9 класса.

При составлении рабочей программы учителем выбраны вопросы орфографии и пунктуации, вызывающие у них наибольшее затруднение. На изучение орфографии планируется 18 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой), на пунктуацию-16 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой). На систематизацию и повторение пройденного выделен 1 час.

Вначале планируется изучение вопросов орфографии, затем пунктуации. Такой подход предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

В связи с уменьшением времени на изучение курса планируется объединение тем без сокращения дидактических единиц.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотнос­ти учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью курса является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвис­тической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семанти­ческой стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного пра­вила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неис­требимую потребность каждого человека разгадать тайну рожде­ния слова, понять его истоки. И нако­нец, важнейшим направлением в обучении становится система­тизация и обобщение знаний в области правописания и форми­рование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распреде­лить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассни­ков укрепилась уверенность в целесообразности системы русско­го правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуаци­онных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунк­туационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользо­ваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для достижения основных целей курса необходимо пользо­ваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфогра­фии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконич­ной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значи­тельными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой ана­лиз развивает языковую догадку, способность предвидеть орфо­графические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует дан­ное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудиро­вание, чтение); свободным и правильным выражением собствен­ных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освое­но в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенство­ванию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности обучающихся.
































Содержание программы учебного курса



п/п

Раздел, темы

Количество часов по программе С.И.Львовой

Количество часов по рабочей программе в 9 классе

1

Особенности письменного общения

2

1

2

Орфография

32

16


Орфография как система правил правописания

2

1


Правописание морфем

18

9


Слитные, дефисные и раздельные написания

10

5


Написание строчных и прописных букв

2

1

3

Речевой этикет в письменном общении

2

1

4

Пунктуация

32

16

5

Систематизация и обобщение пройденного

2

1


Итого

70

35


Особенности письменного общения (1 ч)


Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (пере­дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слу­шание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: в устной речи и в письменной речи.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (раз­ные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.


Орфография (16ч)


Орфография как система правил правописания (1ч)


Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алго­ритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицатель­ные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).


Правописание морфем (9ч)


Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//тер-, -стил- / / -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст-//-рос-,-скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар-//-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска доща­тый, очки очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.),

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -онък- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть обезле­сить); -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени (посе­ять посеявший посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практи­ческая значимость.


Слитные, дефисные и раздельные написания (5ч)


Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий много обеща­ющий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».


Написание строчных и прописных букв (1ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»


Речевой этикет в письменном общении (1ч)


Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письмен­ном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и

Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.





Пунктуация (16ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (1ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуа­ции: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации:

1) знаки препинания в конце предложения;

2) знаки препинания внутри простого предложе­ния;

3) знаки препинания между частями сложного предложе­ния;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборо­том.

6)Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.


Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного зна­ков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом осо­бенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: мно­готочие, кавычки, тире в диалоге.


Знаки препинания внутри простого предложения (6ч)

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; инто­национные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложе­ния. Грамматические и интонационные особенности предложе­ний с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунк­туационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характерис­тики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными члена­ми. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспростра­ненные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные осо­бенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложе­ния. Уместное употребление в письменной речи разных смысло­вых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же) и др.


Знаки препинания между частями сложного предложения (4ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного пред­ложения. Интонационные и смысловые особенности предложе­ний, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложнопод­чиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочета­нии союзов.

Сочетание знаков препинания.


Знаки препинания при передаче чужой речи (2ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.


Знаки препинания в связном тексте (2ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединен­ных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунк­туационного варианта с учетом контекста. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.


Систематизация и обобщение пройденного (1 ч)





Тематическое календарно-поурочное планирование планирование

предпрофильного элективного курса «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка»

9 класс, базовый уровень, 2014-2015 учебный год

34 часа, 1 час в неделю

Учитель – Петрова Н.П.



п/п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

План. сроки

Факт. сроки

Оборудование урока

1

Особенности письменного общения.

1





2

Орфография как система правил правописания.

1



Мультимед. Презентация. Таблица «Русская орфография»

3

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня.

1



Таблица «Русская орфография»

4

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Группы корней с чередованием гласных.

1



Мультимед. Презентация «Чередование гласных в корнях слов»

5

Обозначение на письме согласных корня.

1



Таблица «Русская орфография»

6

Правописание приставок.

1



Тесты с заданием ГИА

7

Правописание суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных, прилагательных, глаголов и их написание.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1



Мульмед.през. «Занимательная орфография»

8

Правописание н и нн

1



Мультимед. Презентация. « Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.»

9

Правописание падежных окончаний имён существительных, прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов.

1



Тесты с заданием ГИА

10

о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .

1



Таблица «Русская орфография»

11

Правописание согласных на стыке морфем.

Употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1




12

Слитные, дефисные и раздельные написания .

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1



Тесты с заданием ГИА

13

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

1




14

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.

1



Мультимед. Презентация «Правописание приставок»

15

Особенности написания производных предлогов. Правописание союзов.

1



Тестовые задания

16

Образование и написание сложных слов.

1



Тестовые задания

17

Написание строчных и прописных букв

1



Тестовые задания

18

Речевой этикет в письменном общении.

1



Мультимед. Презентация

19

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания .

История русской пунктуации. Принципы русской пунктуации.

1



Мультимед. Презентация «Знаки препинания»

20

Знаки препинания в конце предложения

1




21

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; инто­национные особенности этих предложений.

1



Тексты для комплексного анализа

22

Знаки препинания между однородными членами предложе­ния. Однородные и неоднородные определения.

1



Мультимед. презентация

23

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

1



Занимательная игра «Рассыпанные строчки»

24

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

1



Занимательная игра «Рассыпанные строчки»

25

Интонационные и пунктуационные осо­бенности предложений с вводными словами.

1



Тексты для комплексного анализа

26

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов

1




27

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

1



Тестовые задания ГИА

28

Знаки препинания между частями сложносочиненного пред­ложения.

1



Тестовые задания ГИА

29

Употребление знаков препинания между частями сложнопод­чиненного предложения.

1



Тестовые задания ГИА

30

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри слож­ной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочета­нии союзов. Сочетание знаков препинания.

1




31

Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога.

1



Тексты для анализа

32

Разные способы оформления на письме цитат

1



Тексты ГИА

33

Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

1



Тексты ГИА

34

Систематизация и обобщение пройденного.

1





Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения элективного курса по русскому языку учащиеся должны:

знать/понимать

- функции языка; основные сведения о литературном языке и его признаках;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

- компоненты речевой ситуации;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и

письменным текстам различных жанров,

уметь


- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения

языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач,

- создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст,


аудирование и чтение

- понимать информацию, воспринимаемую на слух в нормальном темпе,

- пользоваться словарями разных типов, справочной литературой, извлекать информацию из различных источников,


говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости,

- создавать тексты различных стилей и жанров,

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,

- соблюдать нормы русского речевого этикета,

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

















Учебно-методическое обеспечение


Учебно-методический комплект учителя.


  1. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы : нестандартные задания, рекомендации, уроки/авт.-сост. Н.М.Сулицкая.- Волгоград: Учитель,2012..

  2. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

  3. Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначе­ние. — М., 1979.

  4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

  5. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

  6. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.

  7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

  8. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.

  9. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

  10. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

  11. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.

  12. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

  13. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

  14. Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.

  15. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.

  16. Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. — М., 1970.

  17. Семенова Г.М. Типичные ошибки старшеклассников. Практикум по русскому языку для поступающих в вузы. В 2 ч.-М.: знание.1992.

Учебно-методический комплект учащихся.

  1. Демидова Н.И. Русский язык: Орфография:А5-А7:9-й класс.-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012

  2. Демидова Н.И. Русский язык: Пунктуация:В4, В5, В7:9-й класс-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012

  3. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

  4. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

  5. Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

  6. Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

  7. Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

  8. Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфо­графии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

  9. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложе­ние. — М., 1985.

  10. Розенталъ Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

  11. Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.






Словари:

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

  2. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

  3. Тихонов А. Я. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.

  4. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

  5. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).

  6. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Ива­нова. — 4-е изд. — М., 1999.

  7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!