СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия для специальности 35.02.05 Агрономия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия для специальности 35.02.05 Агрономия»

              1. Министерство образования Ставропольского края

  1. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

  2. «Александровский сельскохозяйственный колледж»

  3. УТВЕРЖДЕНА

    Заместитель директора по УР

    ________________В.А. Сало

    «_____»_________________2018 года












                  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия

  1. для специальности

  2. 35.02.05 Агрономия






















  1. Александровское, 2018


РАССМОТРЕНА

предметной (цикловой) комиссией технических дисциплин

Протокол № 1

«31»августа 2018 г.

Председатель ц/к

______________ Шавшина А.А















Рекомендована методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Александровский сельскохозяйственный колледж»

Протокол №___________________





Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) утвержденного от 7 мая 2014г. N 454 по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 35.02.05 Агрономия, входящий в укрупненную группу специальностей 35.00.00 Сельское, лесное, рыбное хозяйство.



Организация-разработчик ГБПОУ АСХК



Разработчик:



Савенко Артем Викторович



Согласовано с работодателем

Генеральный директор ООО СХП «Колос»

___________________ Колесников А.И.





СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


5

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


9

3. Тематический план по профессиональному модулю (ПМ)


10

4 условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


20

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


25


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия


    1. Область применения программы


Программа профессионального модуля является частью

основной профессиональной образовательной программы в соответствии с

ФГОС утвержденного от 7 мая 2014г. N 454 по специальности СПО 35.02.05 Агрономия в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия, входящий в укрупненную группу специальностей 35.00.00 сельское, лесное, рыбное хозяйство

и профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Повышать плодородие почв.

ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и

дефляции.

ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем. и соответствующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности

и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в

ходе освоения профессионального модуля должен:


иметь практический опыт:

- подготовки и внесения удобрений;

- корректировки доз удобрений в соответствии с учетом плодородия

почв;

- разработки системы удобрения в севооборотах


уметь:

- определять основные типы почв по морфологическим признакам;

- читать почвенные карты и проводить начальную бонитировку почв;

- читать схемы севооборотов, характерных для данной зоны, переходные

и ротационные таблицы;

- проектировать систему обработки почвы в различных севооборотах;

- разрабатывать мероприятия по воспроизводству плодородия почв;

- рассчитывать нормы удобрений под культуры в системе севооборота

хозяйства на запланированную урожайность;

- определять механический состав почвы;

- определять недостаток в элементах минерального питания растений по

внешним признакам;

- определять кислотность почвы, потребность в известковании и дозы

извести по агрохимическим показателям;

- определять степень и характер засоления почв, нормы гипса для

химической мелиорации солонцов;


знать:

- основные понятия почвоведения, сущность почвообразования, состав,

свойства и классификацию почв;

- основные морфологические признаки почв и строение почвенного

профиля;

- правила составления почвенных карт хозяйства;

- основы бонитировки почв;

- характеристику землепользования;

- агроклиматические и почвенные ресурсы;

- структуру посевных площадей;

- факторы и приемы регулирования плодородия почв;

- экологическую направленность мероприятий по воспроизводству

плодородия почвы;

- технологические приемы обработки почв;

- принципы разработки, ведения и освоения севооборотов, их

классификацию;

- классификацию и основные типы удобрений, их свойства;

- системы удобрения в севооборотах;

- способы, сроки и нормы применения удобрений, условия их хранения;

- процессы превращения в почве

- основные почвообразующие (материнские) породы;

- основные показатели плодородия почв;

- агрономическую оценку и пути повышения и сохранения плодородия

почв;

- агрохимическую характеристику основных типов почв России;

- основные приемы химической мелиорации почв;

- минеральные удобрения, их ассортимент, способы получения и

особенности применения;

- виды органических удобрений, их значение и применение.


1.3. Количество часов, необходимых на освоение программы профессионального модуля:

всего –960 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающихся –600 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся –400 часов;

- самостоятельной работы обучающихся –200 часов;

учебной практики -288 часов

производственной практики –72 часа.















СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ Профессионального модуля по пм 02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия

Обьем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

600

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

400

Лекции

246

Практических занятий

154

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

200

Учебной практики

288

Производственной практики

72



























2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Повышать плодородие почв.

ПК 2.2

Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.

ПК 2.3

Контролировать состояние мелиоративных систем.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.



3. Тематический план по профессиональному модулю (ПМ 02.01)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ 02

Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия


400


. МДК.02.01.

Технологии обработки и воспроизводства плодородия почв


600


Раздел 1. Основы почвоведения


112


Тема: 1.1Свойства почвы

Содержание учебного материала

42


1.

Основные понятия о геологии, минералогии и их связи с почвоведением


1

2.

Главнейшие минералы земной коры.


2

3.

Горные породы


2

4

Почвообразующие породы



5.

Понятие о почве, значение ее для сельского хозяйства Почвообразовательный процесс, условия влияющие на него


2

6.

Почвенный профиль, его строение , мощность и окраска почвы


2

7

Механический состав, структура и сложение почвенного профиля



8.

Происхождение и состав органической части (гумуса) почвы


2

9.

Состав органической части почвы



10.

Химический состав почвы и процессы превращения питательных веществ


2

11.

Гранулометрический состав почвы, классификация почв


2

12

Почвенные коллоиды



13.

Поглотительная способность почв


2

14.

Реакция почвы, ее кислотность и щелочность


2

15.

Структура почвы, приемы восстановления структуры


2

16.

Общие физические свойства почвы


2

17.

Водные свойства почвы


2

18

Водный режим почвы, регулирование водного режима



19.

Воздушные и тепловые свойства почв, регулирование воздушного и теплового режимов


2

20.

Показатели уровня плодородия почвы


2

21

Степени окультуренности почв



Практические занятия.

22


1.

Изучение основных минералов.



2.

Изучение основных горных и



3

почвообразующих пород.



4.

Определение гранулометрического состава почв.



5.

Определение обменной кислотности почвы.



6.

Определение удельной, объемной массы почвы



7

Определение удельной массы твердой фазы почвы.



8

Определение пористости почвы.



Тема 1.2 Почвы России

Содержание учебного материала

30


1.

Классификация почв


2

2

Закономерность их распространения в России



3

Почвы тундровой и таежно-лесной зоны


2

4

Бурые лесные почвы широколиственных лесов


2

5

Почвы лесостепной зоны


2

6

Почвы черноземно-степной зоны


2

7

Засоленные почвы, их характерные особенности, солончаки


2

8.

Солонцы и солоди


2

9

Почвы речных пойм



10

Почвы сухих и полусухих степей


2

11

Почвенные карты и картограммы, их значение в сельском хозяйстве



12

Использование почвенных карт в агротехнических целях по почвенно-климатическим зонам


2

13

Использование почвенных карт в агрохимических целях по почвенно-климатическим зонам


2

14

Общая характеристика почвенных зон Ставропольского края, зона каштановых почв


2

15

Зона черноземов Ставропольского края


2

Практические занятия.

18


1.

Описание и определение чернозёмных почв.



2.

Описание каштановых, бурых почв, сероземов, солончаков, солонцов и солодей



3.

Определение степени и вида засоления по данным водной вытяжки.



4.

Ознакомление с крупномасштабными почвенными картами.



5.

Разработка мероприятий по улучшению плодородия, физических и химических свойств почв



Раздел 2.Общее земледелие


288


Тема: 2.1 Факторы жизни растений и законы земледелия

Содержание учебного материала

14


1.

Классификация и история развития систем земледелия


2

2.

Факторы жизни растений и законы земледелия


2

3.

Значение воды в жизни растений, формы почвенной влаги, ее доступность для растений


2

4

Биологические факторы плодородия почвы


2

5

Агрофизические факторы плодородия почвы


2

6

Агрохимические факторы плодородия почвы


2

7

Воспроизводство плодородия почвы в интенсивном земледелии


2

Тема 2.2 Система защиты сельскохозяйственных растений от сорной растительности

Содержание учебного материала

22


1.

Вред и вредоносность сорняков


2

2.

Биологические особенности сорняков


2

3.

Классификация сорных растений


2

4

Многолетние сорные растения, паразитные и полупаразитные сорняки



5.

Методы борьбы с сорняками, предупредительные меры борьбы


2

6

Агротехнический метод уничтожения в почве семян и вегетативных органов сорняков


2

7

Агротехнический и биологический методы удаления сорняков в посевах сельскохозяйственных культур



8

Классификация гербицидов, способы применения гербицидов.



9

Характеристика основных видов гербицидов, их применение в посевах сельскохозяйственных культур



10

Пороги вредоносности сорняков


2

11

Учет засоренности полей. Картирование засоренности


2

Практические занятия.

16


1.

Изучение сорняков по натуральным образцам и по гербарию.



2.

Изучение семян и плодов основных сорняков.



3.

Ознакомление с гербицидами.



4.

Расчет доз препаратов для борьбы с сорняками



5.

Составление карт засоренности полей по данным учета засоренности посевов, почвы и урожая.



6.

Разработка мер борьбы с сорняками



Тема 2.3 Севообороты

Содержание учебного материала

22


1.

Агрономическое и организационно экономическое значение севооборотов


1

2.

Характеристика паров и многолетних трав как предшественников



3.

Характеристика зернобобовых и пропашных культур как предшественников, промежуточные культуры в севообороте



4.

Классификация севооборотов, принципы построения севооборотов


2

5

Полевые севообороты


2

6

Кормовые севообороты


2

7

Специальные севообороты. Овощной севооборот.


2

8.

Введение и освоение севооборотов.


2

9

Оценка продуктивности севооборотов


2

10

Порядок разработки схем севооборотов, переходных и ротационных таблиц


2

11

Соблюдение севооборотов, ведение агрономической документации


2

Практические занятия.

14


1.

Составление схем севооборотов на основе модельных структур посевных площадей.



2.

Разработка планов освоения севооборотов и ротационных таблиц



3.

Оценка продуктивности кормовых севооборотов



4.

Оценка продуктивности полевых севооборотов



Тема 2.4 Обработка почв

Содержание учебного материала

36


1.

Научные основы и задачи обработки почвы


2

2.

Технологические операции при обработке почвы


2

3.

Физико–механические свойства почвы и их влияние на качество ее обработки.


2

4.

Приемы основной обработки почвы


2

5.

Приемы мелкой и поверхностной обработки почвы


2

6.

Приемы создания мощного пахотного слоя


2

7.

Противоэрозионные приемы обработки почвы


2

8.

Минимальная обработка почвы


2

9.

Агротехнические требования к обработке почвы


2

10.

Система обработки почвы под яровые культуры. Технология зяблевой обработки почвы.


2

11

Особенности зяблевой обработки почвы после различных сельскохозяйственных культур



12

Предпосевная обработка почвы под яровые культуры



13

Посев и уход за посевами яровых культур



14

Система обработки почвы под озимые культуры в чистых занятых и седельных парах


2

15

Система обработки почвы под озимые после непаровых предшественников. Сроки сева и уход за посевами.



16

Особенности обработки орошаемых и вновь осваиваемых земель.


2

17

Особенности обработки вновь осваиваемых земель



18

Контроль качества основных видов полевых работ


2

Практические занятия.

20


1.

Составление системы обработки почвы под яровые культуры



2.

Составление системы обработки почвы под озимые культуры.



3.

Составление системы обработки мелиорируемых вновь осваиваемых земель



4.

Оценка качества полевых работ.



5.

Оценка качества посевных и посадочных работ



Тема 2.5 Система удобрений

Содержание учебного материала

40


1.

Воздушное и корневое питание растений


1

2.

Роль отдельных элементов питания в жизни растений. Значение удобрений


1

3

Динамика потребления питательных элементов растениями и вынос их из почвы.


1

4.

Классификация и основные типы удобрений


1

5

Азотные удобрения



6

Фосфорные удобрения



7

Калийные удобрения



8

Комплексные удобрения



9

Микроудобрения



10

Применение жидких удобрений, регуляторов роста


1

11.

Навоз и навозная жижа


2

12

Нетрадиционные органические удобрения, птичий помет.



13

Торфяные компосты, зеленое удобрение, бактериальные препараты.



14

Методика расчета доз удобрений под запланированный урожай


1

15

Сроки и способы внесения удобрений


2

16

Система удобрений в севооборотах


2

17.

Особенности питания и удобрения основных сельскохозяйственных культур


1

18.

Известкование и гипсование почв


2

19.

Понятие и сущность биологизированной системы удобрений


2

20

Формы и уровень организации агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства


2

Практические занятия.

24


1.

Ознакомление с основными видами минеральных удобрений



2.

Распознавание минеральных удобрений



3.

Расчет доз внесения удобрений



4.

Принципы размещения удобрений в севообороте



Тема 2.6 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия

Содержание учебного материала

20


1

Понятия об эрозии и дефляции почв. Основные эрозийные зоны


2

2.

Охрана почв от водной эрозии


1

3.

Охрана почв от дефляции


1

4.

Основы почвозащитного земледелия


2

5.

Рекультивация земель. Использование рекультивируемых площадей



6.

Оросительная мелиорация: сроки и способы полива


2

7.

Устройство оросительной системы, применяемые машины и оборудование


2

8.

Осушительная мелиорация


2

9.

Лесомелиорация


2

10.

Химическая мелиорация


2

Практические занятия

20


1.

Разработка противоэрозионного комплекса для конкретных условий зоны.



2.

Разработка схем почвозащитных севооборотов



3.

Установление сроков полива, оросительных и поливных норм для сельскохозяйственных культур



4.

Изучение приёмов осушительной мелиорации



5.

Расчет доз извести и гипса при химической мелиорации



Тема 2.7 Основы опытного дела

Содержание учебного материала

20


1.

Методы исследования в агрономии


1

2.

Требования к полевому опыту


2

3.

Разновидности полевого опыта, выбор и подготовка земельного участка


2

4.

Основные элементы методики полевого опыта.


2

5.

Методы размещения вариантов в полевом опыте


2

6.

Выбор тематики опытных работ


2

7.

Закладка и проведение полевых опытов.


2

8.

Методика проведений фенологических наблюдений


2

9.

Методика учета урожая в полевом опыте


2

10.

Документация по полевым опытам. Обработка опытных данных


2

Практические занятия

20


1.

Ознакомление с методикой опытного дела на госсортоучастке



2.

Составление плана проведения полевого опыта



3.

Разбивка опытного участка на делянки



4.

Ознакомление методикой проведения фенологических наблюдений.



5.

Освоение методики учета урожая.



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

  1. Подготовить презентацию: Оросительная мелиорация

  2. Подготовить презентацию по темам:

Понятия об эрозии и дефляции почв. Основные эрозийные зоны

Охрана почв от водной эрозии и дефляции

Охрана почв от ветровой эрозии и дефляции

Охрана почв от сельскохозяйственных и промышленных загрязнений

Основы почвозащитного земледелия

Геодезия-основа мелиоративных работ

Оросительная мелиорация

Осушительная мелиорация

Культур техническая мелиорация

Агро лесомелиорация и лесоводство

Контроль агромелиоративных систем

Агроклиматическая характеристика территории хозяйства

Методы агроклиматических прогнозов

Агрометеорологические наблюдения

Опасные для сельского хозяйства метеорологические явления

Агроклиматическое обеспечение сельскохозяйственного производства

Классификация почв и закономерность их распространения в России

Почвы тундровой и таежно-лесной зоны

Бурые лесные почвы широколиственных лесов

Почвы лесостепной зоны

Почвы черноземно-степной зоны

Почвы сухих и полусухих степей

Почвы горных областей и речных пойм

Почвенные карты и картограммы. Методика их составления и использование

Основы бонитировки почв и оценка земель

Комплексные удобрения

  1. Подготовить конспект: Процессы превращения удобрений в почве.

  2. Подготовить сообщение: Характеристика землепользования и структуры посевных площадей

  3. Подготовить сообщение: Классификация севооборотов.

  4. Подготовить сообщение: Система обработки почв

200


Учебная практика.

Виды работ.

1. Инструктаж о прохождении практики. Проработка отдельных вопросов и изучение методических рекомендаций. Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с основными почвами страны по почвенным монолитам в лаборатории техникума.

2. Полевое исследование почв

3. Описание строения почвенного профиля

4. Морфологическое описание почв

5. Отбор образцов почвы для аналитической обработки

6. Определение гранулометрического состава почвы простейшими методами

7. Определение плотности твердой фазы почвы

8. Определение гигроскопичной влаги в почве

9. Определение влажности почвы весовым методом

10. Определение объемной массы почвы

11. Определение водопроницаемости почвы

12. Определение влагоёмкости почвы.

13. Определение содержания органического вещества в почве.

14. Определение механического состава почвы в поле (без приборов).

15. Определение реакции почвенного раствора pH в полевых условиях.

16. Вычисление доз извести для известкования кислых почв.

17. Оценка (бонитировка) качества почв, их потенциального плодородия и производительной способности с помощью почвенных карт.

18. Расчет запасов влаги в почве, суммарного водопотребления и коэффициента водопотребления

19. Разработка рациональной структуры посевных площадей и системы севооборотов на основе установленной специализации и концентрации сельскохозяйственного производства и т.д.

20. Разработка схем севооборотов (полевых, овощных, кормовых, специальных и т. д).

21. Выбор приемов обработки почвы с системой почвообрабатывающих машин

22. Проектирование системы обработки почвы в различных севооборотах;

23. Разработка противоэрозийных (водной эрозии) мероприятий по воспроизводству плодородия почв

24. Разработка мероприятий по воспроизводству плодородия почв при интенсивном земледелии.

25. Сбор сорных растений в гербарий, для их определения.

26. Определение засоренности почвы семенами сорняков

27. Составление карты засоренности посевов.

28. Разработка системы мероприятий по снижению вредоносности сорных растений

29. Оценка качества полевых работ

30. Проведение учета засоренности посевов количественным, или инструментальным методом с помощью различных инструментов (рамки, весы, мерные линейки, эталоны и Т.П.).

31. Визуальная и химическая диагностика питания сельскохозяйственных культур; определение недостатка в элементах минерального питания растений.

32. Распознавание главнейших видов минеральных удобрений

33. Расчет накопления органических удобрений в хозяйстве

34. Определение потребности в органических удобрениях для простого и расширенного воспроизводства плодородия.

35. Оценка качества внесения органических удобрений

36. Определение потребности растений в минеральном питании (NPK) балансовым методом и перерасчет минеральных удобрений в условные туки.

37. Расчет доз внесения удобрений по данным агрохимических анализов почв

38. Расчет доз удобрений при программировании урожайности сельскохозяйственных культур.

39. Корректировка доз удобрений в соответствии с учетом плодородия почв;

40. Оценка качества внесения минеральных удобрений и извести

41. Прогнозирование эффективности извести по агрохимическим свойствам почвы

42. Прогнозирование эффективности фосфоритной муки по агрохимическим свойствам почвы

43. Анализ растений на определение нитратов.

44. Ознакомление с методикой опытного дела на госсортоучастке

45. Составление плана проведения полевого опыта

46. Разбивка опытного участка на делянки

47. Ознакомление с методикой проведения фенологических наблюдений.

48. Освоение методики учета урожая


288



Производственная практика.

Виды работ.

  1. Инструктаж о прохождении практики. Проработка отдельных вопросов и изучение методических рекомендаций. Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомится с почвами и их агрохимическими свойствами на территории хозяйства.

  2. Сбор сведений об истории полей и урожайности основных с/х культур хозяйства.

  3. Знакомство с агротехникой возделывания сельскохозяйственных культур в хозяйстве.

  4. Составление почвообрабатывающих, посевных и уборочных агрегатов и определение схем их движения по полям, проведение технологических регулировок.

  5. Составление почвенных и агроэкологических карт, агрохимических картограмм;

  6. Корректировка доз удобрений в соответствии с учетом плодородия почв;

  7. Разработка систем удобрения и технологических проектов воспроизводства плодородия почв с учетом экологической безопасности агроландшафта и мер по защите почв от эрозии и дефляции;

  8. Система почвозащитной обработки почвы.

  9. Расчет доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, подготовка и применение их под сельскохозяйственные культуры;

  10. Осуществление технологического контроля за качеством внесения удобрений, химических мелиорантов

  11. Осуществление технологического контроля за качеством проведения обработки почвы, посева и ухода за растениями;

  12. Разработка и освоение почвозащитного комплекса.

72


Всего

960



4. условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ. 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация программы по специальности среднего профессионального образования, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП обеспечет: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательному учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. При использовании электронных изданий образовательное учреждение обеспечивает каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Лаборатории: земледелия и почвоведения; агрохимии; Коллекционно - опытное поле (участок). Оборудование лаборатории земледелия и почвоведения: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебно-методический комплекс: инструкционные карты по выполнению практических работ, комплекты заданий, производственных ситуаций, контрольных вопросов, тестов. перечень оборудования: - плакаты (морфологические признаки почвы, классификация сорняков, приемы обработки почвы, технологии возделывания культурных растений); - лабораторное оборудование (монолиты, набор семян культурных растений, разборные доски, шпатели, лупы); - весы технические с разновесами; - весы аналитические с разновесами; - лупа; - pH- метр; - прибор для демонстрации водных свойств почвы; - сушильный шкаф; - термометры для измерения температуры воздуха и почвы - барометр; - часы; - лотки для сортировки семян; - наборы сит; - планшеты; - мерительные и разметочные инструменты и приспособления; - чашки Петри; - очки защитные; - фартуки; - Столы для титрования, Мерная и другая химическая посуд для всех видов почвенных анализов. Оборудование лаборатории агрохимии: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебно-методический комплекс: инструкционные карты по выполнению практических работ, комплекты заданий, производственных ситуаций, контрольных вопросов, тестов. перечень оборудования: 1. Лабораторное оборудование: вытяжные шкафы, штативы, треноги, газовые горелки, тигельные щипцы, муфельные щипцы, керамические треугольники, сушильные шкафы, муфельные печи, электроплитки. 2. Лабораторная посуда: фарфоровые тигли, эксикаторы, стеклянные стаканы вместимостью250, 100 и 50 мл, мерные цилиндры вместимостью 250, 100, 50 и 10 мл, стеклянные палочки, бюретки вместимостью 25 мл, капельные пипетки, промывалки, мерные колбы вместимостью 50 мл, спиртовые термометры 0-100°С, пипетки Мора вместимостью 10 мл, конические колбы для титрования вместимостью 100 и 250 мл. 3. Измерительные приборы: электронные технические и аналитические весы “Ohaus”. 4. Химические реактивы: дистиллированная вода, индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый, тимолфталеин), кислоты: хлороводородная, уксусная, серная, фосфорная; гидроксид натрия, карбонат натрия, хлорид аммония, ацетат натрия, хлорид цинка, хлорид железа (III), хлорид бария, дихромат калия, нитрат натрия, нитрат серебра, иодид калия, крахмал, сульфат меди, тиосульфат натрия, аммиак, оксалат натрия, этилендиаминтетраацетат натрия (комплексен III), перманганат калия, соль Мора.








4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, и дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве (11-е из.) учеб.пособие

2. Гриценко В.В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур : учеб. Пособие для студ. Учреждений ,сред. Проф.образования / В.В. Гриценко , Ю.М. Стройкова – 4 –е изд. , испр. – М : Издательский центр «Академия», 2015, -224с.

3. Гусаков Ф.А. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Практикум (6-е из.) учеб. Пособие

4. Таланов И.П. Растениеводство .Практикум :учеб. Пособие для СПО / И.П. Таланов – 2-е изд. Испр. и доп. – М. Издательство Юрайт , 2017 – 321 с. {40} с. Цв. Вкл. – Серия : Профессиональное образование.

5. Третьяков Н.Н. Агрономия Учеб.пособие для учреждений сред. Проф. образования / Третьяков Н.Н., Б.А. Ягодин ,А.М. Туликов и др. ;под ред.Н.Н. Третьякова .- 475 с. (Учебник и учеб. Пособия для учреждений сред. Проф. Образования .)

Дополнительная литература

1. Гатаулина Г.Г., Долгодворов В.Е., Объедков М.П. Технология производства продукции растениеводства. – М.: Агропромиздат, 2014.

2. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству: Учеб.пособие для СПО. – М.: Колос, 2014.

3.Т Лосев А. П., Журина Л. Л. Агрометеорология - 2-е изд., и перераб. и доп. - М. : Колос С, 2013.

4. Таланов И.П. Практикум по растениеводству. Для студентов вузов. – М.: КолосС, 2015.

5. Посыпанов Г.С. Растениеводство м.:Колосс, 2014.

6. Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства / В.А. Воробьев, В.В. Калинников, Ю.Л. Колчинский и др. – М.: КолосС, 2016.

7. Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства / А.П. Тарасенко, В.Н.Солнцев, В.П.Гребнев и др. – М.: КолосС, 2017.

8. Поспелов С.М., Васильева Е.Д., Персов М.П. Защита растений. – М.: КолосС, 2013.

9. Пересыпкин С.М.; Васильева Е.Д.; Персов М.П. Защита растений. – М.: КолосС, 2017.

10. Федотов В., Кадыров С., Щедрина Д., Столяров О Растениеводство М- Лань 2015.

11. Шевченко В. А. Практикум по технологии производства продукции растениеводства Санкт-Петербург Лань 2014

12. Щербакова Л.Н. Учебное пособие по защите растений. – М.; Академия, 2016.

13. Гуляев Г.В, Дубинин А.П., Селекция и семеноводство. – М.: КолосС, 2017.

14. Пылонев В.В., Коновалов Ю.Б., Березин А.Н. и др. Практикум по селекции и семеноводству полевых культур. – М.: КолосС, 2013.

15. Прохоров И.А. Селекция и семеноводство овощных культур. – М.: КолосС, 2014.

16. Или И.Э. Биологические основы агроландшафтной системы семеноводства и сортовой контроль в Иркутской области. – Иркутск, 2014.

17. Полномочнов А.В. Семеноводство и семенной контроль полевых культур Иркутской области. – Иркутск, 2014.

18. Муравин Э.А .Агрохимия: Для студ.СПО. – М.: КолосС, 2014.

19. Лыков А.М. Земледелие с почвоведением / А.М.Лыков, А.А.Коротков, Г.И.Баздырев, А.Ф.Сафонов – М.: Колос, 2016.

20. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: ИЦ «Академия», 2017.

21. Устинов А.Н. Зерноуборочные машины. – М.: ИЦ «Академия», 2016.

22. Инструкция по технике безопасности при хранении, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве (действующая).

Журналы.

1. Защита и карантин растений.

Интернет- ресурсы:

1. Агрономический портал Почвоведение, земледелие, агрохимия. Форма доступа: agronomiy.ruozimie chleba.html

2. Научнаяэлектронная библиотека Ргагу,

3. Информационный портал Эффективное сельское хозяйство. Форма

доступа: http://wwyy.nbchr.ru/virt5/pagel3.htm

4. Библиотека сельскохозяйственной литературы. Форма доступа

: http://www.pravya.ru/praktikumpozemledelivu/index.php

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.

В образовательном процессе предусматривается использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций. Самостоятельную работу обучающихся необходимо организовать в читальном зале библиотеки с выходом в сеть Интернет для выполнения рефератов, презентаций и подготовки к практическим занятиям и лабораторным работам. При изучении модуля с обучающимися проводятся консультации, которые могут проводиться как со всей группой, так и индивидуально. Освоению модуля должно предшествовать изучение дисциплин «Основы аналитической химия», «Ботаника и физиология растений», «Экологические основы природопользования», «Физика», «Основы агрономии», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства», «Информационные технологии в информационной деятельности». В процессе обучения по профессиональному модулю обучающимся оказываются консультации.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: Наличие высшего

профессионального образования соответствующего профилю модуля:

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности).


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1 Повышать плодородие почв.

- владеет основными понятиями почвоведения, сущность почвообразования, состав,

свойства и классификацию почв;

-определяет основные типы почв по морфологическим признакам и строение почвенного

профиля.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.


Зачеты по учебной и производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля, экзамен.



ПК 2.2 Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции

- осуществляет выбор системы обработки почвы в различных севооборотах;

- разрабатывает мероприятия по воспроизводству плодородия почв;

- рассчитывает нормы удобрений под культуры в системе севооборота

ПК 2.3 Контролировать состояние мелиоративных систем

-владеет правилами составления почвенных карт хозяйства;

- основами бонитировки почв;

-характеристикой землепользования; осуществляет агрономическую оценку

- агроклиматических и почвенных ресурсов

- структуры посевных площадей;

-факторов и приемов регулирования плодородия почв;

- экологическую направленность мероприятий по воспроизводству

плодородия почвы.














Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • демонстрация интереса к будущей профессии;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения

  • задач в области разработки технологических процессов защиты почв от эрозии и дефляции и воспроизводства их плодородия

  • оценка эффективности и качества выполнения работ.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

.

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов защиты почв от эрозии и дефляции и воспроизводства их плодородия

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Эффективный поиск необходимой информации;

  • использование различных источников, включая электронные.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  • работа на современном технологическом оборудовании.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.


  • анализ инноваций в области разработки технологических процессов защиты почв от эрозии и дефляции и воспроизводства их плодородия.































3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

Раздел 1. Основы почвоведения


240

112

40


56


72


Раздел 2.Общее земледелие

648

288

114


144


216



Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

72









Всего:

960

400 154 200

288

72












*

3