Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая ПРОГРАММа
пРофессионального модуля
ПМ 02. Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства по
МДК 02.06 проектно-сметное дело
для специальности среднего профессионального образования
_____08.02.01__ Строительство и эксплуатация зданий и сооружений ____
2025 г.
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ медисциплинарного курса | стр. 5 |
2. результаты освоения медисциплинарного курса | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание медисциплинарного курса | 8 |
4. условия реализации программы медисциплинарного курса | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения медисциплинарного курса | 17 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
междисциплинарного курса
МДК 02.06 проектно-сметное дело
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса – является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по специальности СПО Укрупненная группа 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА 08.02.01 Строительство, эксплуатация зданий и сооружений
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.3 Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.
Программа междисциплинарного курса может использоваться в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения междисциплинарного курса
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса должен:
иметь практический опыт в:
-составлении калькуляций сметных затрат на используемые материально-технические ресурсы.
уметь:
-калькулировать сметную, плановую, фактическую себестоимость строительных работ на основе утвержденной документации;
-определять величину прямых и косвенных затрат в составе сметной, плановой, фактической себестоимости строительных работ на основе утвержденной документации;
-оформлять периодическую отчетную документацию по контролю использования сметных лимитов.
знать:
-современную методическую и сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве.
1.3. Количество часов на освоение программы МДК 02.06 Проектно-сметное дело:
всего –148 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 148 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –108часа;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов;
консультации – 10 часов.
2. результаты освоения
МДК 02.06 Проектно – сметное дело
Результатом освоения программы междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Выполнение технологических процессов на объектах капитального строительства
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.3 | Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 4 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 8 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
3. СТРУКТУРА и содержание междисциплинарного курса
3.1. Тематический план
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., консультации часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.3 | Проектно-сметное дело | 148 | 108 | 58 | | 30 | 10 | | |
| Всего: | 148 | 108 | 58 | | 30 | | | |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Выполнение технологических процессов на объектах капитального строительства по МДК 02.06 проектно-сметное дело
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 02.06 Проектно-сметное дело | | 148 | |
Тема 1 Строительное проектирование | | 8 |
Тема 1.1 Организация строительного проектирования и сметного нормирования. | Содержание | 2 |
Технико-экономические показатели проектов (ТЭП) Организация строительного проектирования и сметного нормирования. |
Практическая работа | 4 |
№ 1Оценка экономичности проектных решений строительного объекта по исходным данным ТЭП |
Самостоятельная работа №1 тема урока: Организация строительного проектирования и сметного нормирования. Написать конспект на тему: «Методы и критерии оценки экономичности проектных решений». | 2 |
Тема 2 База ценообразования. Строительные сметы. | | 140 |
Тема 2.1 База ценообразования. Строительные сметы. | Содержание | 48 |
Общие понятия о сметном нормировании в строительстве. База ценообразования. Стадии проектирования. Система сметных нормативов в строительной отрасли. Определение цены строительной продукции. Анализ состава и содержания проектной документации, разделы, взаимосвязь. Виды сметных нормативов. Разработка, принятие и введение в действие сметных нормативов Анализ проектной документации. Анализ сметной документации. Пересмотр и изменение сметных нормативов. Основные принцип ы и особенности ценообразования на продукцию строительного комплекса. Определение цены строительной продукции. Понятие об индексации стоимости. Методы расчета сметной стоимости строительной продукции. Структура сметной стоимости строительного комплекса. Состав группы затрат сметной стоимости. Порядок разработки сметной документации. Порядок согласования, экспертизы и утверждения сметной документации. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве. Контрольная работа |
Практическая работа | 54 |
№ 2 Особенности ценообразования в строительстве | 52 |
№ 3 Структура сметной стоимости |
№ 4 Локальная смета на строительные (ремонтно-строительные работы |
№ 4 Локальная смета на строительные (ремонтно-строительные работы ресурсно-индексным методом. |
№ 5 Основная сметно-нормативная база строительства |
№ 5 Основная сметно-нормативная база строительства |
№ 6 Определение элементов затрат по материальным ресурсам |
№ 6 Определение элементов затрат по материальным ресурсам |
№ 7 Определение объемов работ по возведению жилого здания для составления сметной документации |
№ 7 Определение объемов работ по возведению жилого здания для составления сметной документации |
№ 7 Определение объемов работ по возведению жилого здания для составления сметной документации |
№ 8 Определение затрат по эксплуатации машин |
№ 8 Определение затрат по эксплуатации машин |
№ 9 Составление сметы на проектные работы |
№ 9 Составление сметы на проектные работы |
№ 10 Определение цены строительной продукции различными методами |
№ 11 Определение объемов строительных работ |
№ 11 Определение объемов строительных работ |
№ 11 Определение объемов строительных работ |
№ 12 Составление локальной сметы |
№ 13 Составление локальной сметы на общестроительные работы |
№ 13 Составление локальной сметы на общестроительные работы |
№ 13 Составление локальной сметы на общестроительные работы |
№ 13 Составление локальной сметы на общестроительные работы |
№ 13 Составление локальной сметы на общестроительные работы |
№ 14 Составление объектной сметы на строительство здания |
№ 14 Составление объектной сметы на строительство здания | 2 |
Самостоятельная работа№2 по теме урока: Общие понятия о сметном нормировании в строительстве. Написать конспект на тему: «Уровни применения сметных нормативов». Самостоятельная работа№3по теме урока: Система сметных нормативов в строительной отрасли. По теме «Сметные нормативы в строительстве» составьте таблицу по образцу (таблица 1) и заполните её. Работу распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать на проверку преподавателю. Самостоятельная работа№4 по теме урока: Определение цены строительной продукции. Написать конспект на тему: «Понятие об индексации стоимости». Самостоятельная работа№5 по теме урока: Состав, структура и элементы сметной стоимости строительной продукции. По теме «Пути снижения себестоимости строительства» составьте таблицу по образцу (таблица 1) и заполните её. Работу распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать на проверку преподавателю. Самостоятельная работа№6 по теме урока: Порядок и правила составления сметной документации на строительство. Написать конспект на тему: «Порядок экспертизы и утверждения сметной документации». Самостоятельная работа№7 по теме урока: Анализ проектной документации Написать доклад на тему: «Анализ основных технико- экономических показателей». Самостоятельная работа№8 по теме урока: Анализ состава и содержания проектной документации, разделы, взаимосвязь Самостоятельная работа№9 по теме урока: Анализ сметной документации Написать доклад на тему: «Анализ пояснительной записки». Самостоятельная работа№10 по теме урока: Проверка стоимости строительства в составе предпроектных проработок. Написать конспект на тему: «Исходные данные принятых проектных решений по условиям строительства, указанных в задании на проектирование». Самостоятельная работа№11 по теме урока: Согласование, утверждение, экспертиза проектно- сметной документации. Написать конспект на тему: «Согласование «Обоснований инвестиций» и проектно-сметной документации с органами государственного надзора». Самостоятельная работа№12 по теме урока: Экспертиза проектно-сметной документации. Написать конспект на тему: «Оценка качества проектно- сметной документации». Самостоятельная работа№13 по теме урока: Особенности проектирования строительства за рубежом. Написать конспект на тему: «Особенности определения стоимости строительства с участием иностранных фирм». Самостоятельная работа№14 по теме урока: Изучить методические рекомендации к практическому уроку Самостоятельная работа№15 по теме урока: Изучить методические рекомендации к практическому уроку | 28 |
Консультации | 10 |
всего | 148 |
4. условия реализации программы мдк 02.06 проектно - сметное дело
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы междисциплинарного курса предполагает наличие учебных кабинетов: проектно-сметного дела.
Оборудование учебного кабинета проектно-сметного дела:
-
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером и мультимедийным оборудованием;
-
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
-
лицензионного программное обеспечение по сметному делу;
-
ноутбук 12шт.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
- Ардзинов В. Д., Барановская Н. И., Курочкин А. И. Сметное дело в строительстве. Самоучитель; Питер - М., 2019. - 496 c.
- Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. ГЭСН 81-02-23-2001. Часть 23. Канализация - наружные сети; ФГУ ФЦЦС - М., 2021. - 290 c.
Интернет ресурсы
-
http://piter-smeta.ru/spisok-literatury/
-
https://spisok-literaturi.ru/istoriya-sozdannyh-spiskov-literatury/spisok-
-
https://cmet4uk.ru/forum/53-2201-1
-
Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия по междисциплинарному курсу проводятся в учебном кабинете проектно-сметного дела.
При изучении МДК 02.06 проектно-сметное дело с обучающимися проводятся консультации, которые могут проводиться как со всей группой и, так и индивидуально. Объем консультаций по междисциплинарному курсу и форма их проведения (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяется образовательным учреждением.
Программа междисциплинарного курса обеспечивается учебно-методической документацией.
Внеаудиторная работа в рамках междисциплинарного курса, сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к базам данным, библиотечным фондам и сети Интернет.
По междисциплинарному курсу каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним экземпляром основной учебной литературы. Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, изданной за последние 5 лет.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования в области, соответствующей профилю преподаваемого курса и имеющие дополнительную профессиональную подготовку по направлению подготовки «Образование и педагогика».
Инженерно-педагогический состав: наличие высшего профессионального образования в области, соответствующей профилю модуля.
Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года и курсы повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет.
5. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов | -калькулирование сметной, плановой, фактической, себестоимости строительных работ на основе утвержденной документации | оценка результатов выполнения тестовых заданий |
-определение величины прямых и косвенных затрат в составе сметной, плановой, фактической себестоимости строительных работ на основе утвержденной документации |
-оформление периодической отчетной документации по контролю использования сметных лимитов |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | -обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; -адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполняемых работ | |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | - оперативность поиска и использования информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; - широта использования различных источников информации, включая электронные |
ОК 3 Планировать и реализовывать собст- венное профессио- нальное и личностное развитие | - демонстрация ответственности принятые решения - обоснованность самоанализа и кор- рекция результатов собственной работы |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | - организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной; - конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач; - чёткое выполнение обязанностей при работе в команде и/ или выполнении задания в группе; - соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; - построение профессионального общения с учётом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социально-культурного контекста | - грамотность устной и письменной речи, ясность формулирования и изложения мыслей; - проявление толерантности в рабочем коллективе |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | -динамика достижений студента в учебной деятельности |
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | - соблюдение норм экологической безопасности; -обоснованность выбора направлений ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ; - применение направлений ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности; - достоверность оценки чрезвычайной ситуации, правильность и аргументированность |
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | - оперативность и результативность использования общего и специализированного программного обеспечения при решении профессиональных задач |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | - использование в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на иностранных языках |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | -обоснованность применения знаний по финансовой грамотности; - использование законодательных и нормативно-правовых актов при планировании предпринимательской деятельности в строительной отрасли |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | | |
*
3