Приложение № 1.2.
к ОП по специальности 38.02.08 Торговое дело
квалификация Специалист торгового дела
на базе основного общего образования
очной формы обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГГТУ)
ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДЕНА приказом ректора ГГТУ | УТВЕРЖДЕНА приказом ректора ГГТУ |
№1678 от 03.06.2025 года | №2035 от 13.08.2024 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
Орехово-Зуево, 2025 г.
Программа профессионального модуля ПМ.02 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело», примерной образовательной программой по специальности 38.02.08 Торговое дело, зарегистрированной в государственном реестре примерных образовательных программ (приказ ФГБОУ ДПО ИРПО от 16.12.2024 № 01-09-1329/2024).
Организация-разработчик: ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», Промышленно-экономический колледж
Разработчик: Макарова Елена Борисовна, преподаватель ПЭК
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
ПК 1.6. | Организовывать выполнение торгово-технологических процессов, в том числе с применением цифровых технологий |
ПК 3.3. | Обеспечивать эффективное взаимодействие с клиентами (покупателями) в процессе продажи товаров, в том числе с использование специализированных программных продуктов. |
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический опыт | • эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей; |
Уметь | • осуществлять подготовку ККТ различных видов; • работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах); • устранять мелкие неисправности при работе на ККТ; • распознавать платежеспособность государственных денежных знаков; • осуществлять заключительные операции при работе на ККТ; • оформлять документы по кассовым операциям; • соблюдать правила техники безопасности; |
Знать | • правила расчетов и обслуживания покупателей; • типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации; • устройства ККТ; • основные режимы ККТ; • особенности технического обслуживания ККТ; • признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета; • правила оформления документов по кассовым операциям • нормативные документы, регламентирующие продажу отдельных видов товара |
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов -234 час.
в том числе в форме практической подготовки -154 час.
Из них на освоение МДК - 72 час.
в том числе самостоятельная работа - 2 час.
практики, в том числе учебная - 72 час.
производственная - 72 час.
Промежуточная аттестация -18 час.
Промежуточная аттестация:
по профессиональному модулю – экзамен квалификационный в 4 семестре;
по МДК 02.01. «12721 Кассир торгового зала» – экзамен в 3 семестре;
учебная практика – дифференцированный зачет в 4 семестре;
производственная практика – дифференцированный зачет в 4 семестре.
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессио- нальных и общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятель ная работа обучающегося, часов | Промежуточная аттестация | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 7 | 8 |
ПК 1.6.; ПК 3.3., ОК 1. - ОК 9. | Раздел 1. Устройство и эксплуатация контрольно- кассовой техники | 120 | 40 | 10 | 2 | 18 | 60 | |
ПК 1.6.; ПК 3.3., ОК 1. - ОК 9. | Раздел 2. Учет кассовых операций | 24 | 12 | 6 | | | 12 | |
ПК 1.6.; ПК 3.3., ОК 1. - ОК 9. | Производственная практика | 72 | | | | | | 72 |
| Экзамен по модулю | 18 | | | | | | |
| Всего: | 234 | 52 | 16 | 2 | 18 | 72 | 72 |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Устройство и эксплуатация контрольно- кассовой техники | 120 |
МДК.02.01. «12721 Кассир торгового зала» | 40 |
Тема 1.1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники | Содержание учебного материала | 2 |
Перечень контрольно- кассовых машин и терминалов, применяемых в торговле. Правила безопасности труда при работе с кассовым оборудованием. Назначение, классификация, маркировка ККТ. Правила эксплуатации контрольно- кассовых машин и терминалов, устранение простейших неисправностей в процессе работы. Организация ремонта контрольно- кассовых машин, терминалов. | 2 |
Практические занятия | |
Тема 1.2. Устройство и эксплуатация контрольно-кассовой машина «Ока102Ф» | Содержание учебного материала | 9 |
Назначение, основные устройства, клавиатура ККМ «Ока 102Ф». Основные режимы работы ККМ «Ока 102Ф». Кассовый режим и режим отчетов ККМ «Ока 102Ф». Реквизиты чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «Ока 102Ф». | 6 |
Практические занятия | 3 |
Распознавание основных устройств и клавиш ККМ «Ока 102Ф». |
Расшифровка информации индикатора ККМ «Ока 102Ф». |
Получение различных чеков ККМ «Ока 102Ф». |
Получение различных отчетов ККМ «Ока 102Ф». |
Тема 1.3. Устройство и эксплуатация контрольно- кассовой машина «АМС 100» | Содержание учебного материала | 13 |
Назначение, основные устройства, клавиатура ККМ «АМС 100». Основные режимы работы ККМ «АМС 100». | 10 |
Расшифровка информации индикатора ККМ «АМС 100». |
Кассовый режим ККМ «АМС 100». |
Отчеты на ККМ «АМС 100». |
Реквизиты чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «АМС 100». |
Практические занятия | 3 |
Распознавание основных устройств и клавиш ККМ «АМС 100». |
Получение различных чеков ККМ «АМС 100». |
Получение различных отчетов ККМ «АМС 100». |
Тема 1.4. Устройство и эксплуатация POS- терминала | Содержание учебного материала | 13 |
Режимы работы POS- терминала. | 9 |
Клавиатура POS- терминала. |
Начало работы на POS- терминале, режим регистрации. |
Завершение работы на POS- терминале. |
Режимы работы POS- терминала NOVA. |
Клавиатура POS- терминала NOVA. |
Начало работы на POS- терминале NOVA, режим регистрации. |
Завершение работы на POS- терминале NOVA. |
Изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты POS- терминала NOVA. |
Практические занятия | 4 |
Чтение информации на мониторе POS- терминала. |
Подготовка POS- терминала к работе. |
Получение различных чеков на POS- терминале. |
Получение различных отчетов на POS- терминале. |
Завершение работы на POS- терминале. |
Изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты POS- терминала. |
Устранение простейших неисправностей терминалов. |
Тема 1.5. Организация рабочего места кассира | Содержание учебного материала | 3 |
Качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. Порядок расчета с покупателями. Признаки платежеспособности государственных денежных знаков. | 3 |
Порядок получения, хранения и выдачи денежных средств. Организация рабочего места кассира, правила ухода за ККМ и терминалами. |
Практические занятия | |
Промежуточная аттестация | 18 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите: - распознавание основных устройств и клавиш ККМ «Ока 102Ф»; - изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «Ока 102Ф»; - распознавание основных устройств и клавиш ККМ «АМС 100»; - изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «АМС 100»; - изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты POS- терминала; | 2 |
Учебная практика Виды работ: Соблюдение правил техники безопасности; распознавание основных устройств различных типов ККТ; подготовка к работе различных типов ККТ; получение отчетов на начало и конец смены; получение различных чеков на все типы ККТ; проверка качества продаваемых товаров; проверка платежеспособности денежных купюр; подготовка рабочего места кассира к работе. | 60 |
Раздел 2. Учет кассовых операций | 24 |
МДК. 02.01. «12721 Кассир торгового зала» | 12 |
Тема 2.1. Учет кассовых операций | Содержание | 4 |
Наличные и безналичные расчеты. |
Кассовые ордера. |
Учет движения денежных средств, сдача денег в банк. |
Книга кассира и книга кассира- операциониста. |
Практические занятия | - |
Лабораторные работы | 6 |
Оформление приходного ордера. |
Оформление расходного ордера. |
Препроводительная ведомость. |
Оформление объявления в банк |
Составление кассового отчета. |
Заполнение книги кассира. |
Тема 2.2. Контроль сохранности товарно- материальных ценностей | Содержание | 2 |
Виды и формы материальной ответственности. |
Инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежных средств. |
Практические занятия | - |
Заполнение инвентаризационной описи. | |
Учебная практика Виды работ: формы материальной ответственности; оформление договоров о материальной ответственности; учет движения денежных средств; подготовка денег для сдачи в банк; заполнение книги кассира; заполнение книги кассира- операциониста; составление кассового отчета, оформление кассовых ордеров; порядок проведения инвентаризации товарно- материальных ценностей и денежных средств; заполнение акта снятия кассы. | 12 |
Производственная практика Виды работ: соблюдение правил техники безопасности; подготовка рабочего места кассира к работе; подготовка к работе контрольно- кассовой техники; получение отчетов на начало и конец смены; обслуживание покупателей в узле расчета; проверка качества продаваемых товаров; проверка платежеспособности денежных купюр; формы материальной ответственности; учет движения денежных средств; оформление книги кассира, книги кассира- операциониста; оформление кассовых ордеров, кассового отчета; подготовка денег для сдачи в банк, оформление препроводительной ведомости; проведения инвентаризации товарно- материальных ценностей и денежных средств; | 72 |
Экзамен по модулю | 18 |
Итого: | 234 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация программы модуля осуществляется в кабинете Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей», лаборатории «Учебный магазин».
Оборудование кабинета:
комплект аудиторной мебели на 30 посадочных мест
автоматизированное рабочее место преподавателя, оснащенное ноутбуком с выходом в сеть Интернет - 1 шт.
проектор - 1 шт.
экран - 1 шт.
принтер - 1 шт.
доска - 1 шт.
тематические стенды – 4 шт.
стеллаж для учебной литературы – 1 шт.
комплект методических материалов для обучающихся на флеш-носители.
Оборудование учебного магазина:
комплект аудиторной мебели на 30 посадочных мест
автоматизированное рабочее место преподавателя, оснащенное ноутбуком с выходом в сеть Интернет - 1 шт.
проектор - 1 шт.
экран - 1 шт.
весы электронные - 3 шт.
весы механические - 2 шт.
автономные кассы - 18 шт.
POS-терминалы – 7 шт.
телевизор - 1 шт.
тематические стенды – 4 шт.
стеллажи для натуральных образцов открытые -7 шт.
витрины – 5 шт.
тумба – 2 шт.
стеллаж для учебной литературы – 1 шт.
комплект методических материалов для обучающихся на флеш-носители.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
Чернухина, Г.Н. Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда: учебник для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» : [12+] / Г.Н. Чернухина, Н.Ю. Курганова. – Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2024. – 316 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602811. – ISBN 978-5-4257-0479-5. – DOI 10.37791/978-5- 4257-0479-5-2020-1-316. – Текст : электронный.
Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли : учебник / О.В. Памбухчиянц. – 9-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2022. – 288 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116036. – ISBN 978-5-394-01131-3. – Текст : электронный.
3.2.2. Основные электронные издания
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblioclub.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Электронная библиотечная система «Юрайт» biblio-online.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblio-online.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями[Электронный ресурс] : [электронный учебно-методический комплекс]/ М. А. Морозова. – Электрон.дан. и прогр.– Москва :Издательский центр «Академия», 2021.– 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: ПК от IntelCore 2 Duo или АМDAthlon
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование ОК, ПК, формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и социальном контексте, анализировать и выделять её составные части определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | - наблюдение и оценка в период выполнения аудиторных и внеаудиторных работ - наблюдение и оценка в период прохождения учебной и производственной практики - характеристика с практики - наблюдение и оценка в ходе конкурсов профессионального мастерства |
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; | оценивать практическую значимость результатов поиска применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач | - наблюдение и оценка в период выполнения аудиторных и внеаудиторных работ - наблюдение и оценка в период прохождения учебной и производственной практики - характеристика с практики - оценка в рамках зачетных мероприятий промежуточной аттестации - экспертная оценка в рамках итоговой аттестации |
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; | применять современную научную профессиональную терминологию определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, выявлять источники финансирования презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности определять источники достоверной правовой информации составлять различные правовые документы находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать оценивать жизнеспособность проектной идеи, составлять план проекта | - наблюдение и оценка в период выполнения аудиторных и внеаудиторных работ -наблюдение и оценка в период прохождения учебной и производственной практики -характеристика с практики - оценка в рамках зачетных мероприятий промежуточной аттестации -экспертная оценка в рамках итоговой аттестации |
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; | организовывать работу коллектива и команды взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | - оценка аудиторной и внеаудиторной работы - оценка отчетной документации по учебной и производственной практике -оценка в рамках зачетных мероприятий промежуточной аттестации -экспертная оценка в рамках итоговой аттестации |
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке проявлять толерантность в рабочем коллективе | - компьютерное тестирование -защита презентаций - оценка аудиторной и внеаудиторной работы - оценка в рамках зачетных мероприятий промежуточной аттестации -экспертная оценка в рамках зачетных мероприятий итоговой аттестации |
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; | проявлять гражданско-патриотическую позицию демонстрировать осознанное поведение описывать значимость своей специальности применять стандарты антикоррупционного поведения | -наблюдение и оценка в процессе обучения -характеристика с учебной и производственной практики |
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; | определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | -наблюдение и оценка в процессе обучения -характеристика с учебной и производственной практики |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; | применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности | - оценка действий в ходе проведения учебных сборов |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | - компьютерное тестирование -защита презентаций - оценка аудиторной и внеаудиторной работы - оценка в рамках зачетных мероприятий промежуточной аттестации -экспертная оценка в рамках зачетных мероприятий итоговой аттестации |
ПК 1.6. Организовывать выполнение торгово-технологических процессов, в том числе с применением цифровых технологий | | |
ПК 3.3. Обеспечивать эффективное взаимодействие с клиентами (покупателями) в процессе продажи товаров, в том числе с использование специализированных программных продуктов. | | |