_____________ Е.Ю. Исакова
«__»_______________ 2019 г.
2019 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 года № 344
на соответствие ФГОС СПО по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих«Слесарь-ремонтник» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
ПК 4.2. Выполнять сборку сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования и агрегатов
ПК 4.3. Выполнять регулировку и испытания сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования и агрегатов
ПК 4.4. Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин
ПК 4.5. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих «Слесарь - ремонтник», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | | |
МДК 04.01 Выполнение работ по профессии «Слесарь - ремонтник» | | |
Тема 1. Техника безопасности, производственная санитария и противопожарные мероприятия | Содержание | 6 (2+2)+2 | 2 |
Техника безопасности. Мероприятия, обеспечивающие безопасность работ. Производственная санитария. Опасные и вредные производственные факторы. Защита от негативных влияний производственной среды | 2 | |
Практическая работа № 1 Рациональная организация рабочего места | 2 | |
Самостоятельная работа № 1 Подготовить сообщение: Профессиональные заболевания и их причины. | 2 | 3 |
Тема 2. Рабочий и контрольно-измерительный инструмент слесаря | Содержание | 14 (8+2)+4 | |
1. Показатели измерительных инструментов. | 2 | 2 |
2. Инструменты и приборы для линейных измерений. | 2 | |
3. Инструменты для угловых измерений. | 2 | |
4. Средства проверки прямолинейности и плоскостности | 2 | |
Практическая работа № 2 Выполнение измерений штангенинструментом | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 2 Подготовить презентацию: Инструменты для контроля плоскостности и прямолинейности | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 3 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 3. Плоскостная разметка | Содержание | 8 (2+2)+4 | |
Плоскостная разметка: общие понятия; приспособления для плоскостной разметки; инструменты для плоскостной разметки, подготовка разметки, приемы разметки Текущий контроль (Ответы на контрольные вопросы) | 2 | 2 |
Практическая работа № 3 Выполнение плоскостной разметки | 2 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная работа № 4 Подготовить сообщение: Обозначение квалитетов и параметров шероховатости на чертежах | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 5 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 4. Рубка металла | Содержание | 6 (4)+2 | |
1. Инструменты для рубки | 2 | |
2. Приемы рубки | 2 | |
Самостоятельная работа № 6 Составить таблицу: Типичные ошибки при прорубании канавок, причины их появления и способы предупреждения | 2 | 3 |
Тема 5. Правка и рихтовка металла | Содержание | 4 (2)+2 | 2 |
Правка и рихтовка металла (холодным способом): общие сведения; правка металла; оборудование для правки; особенности правки (рихтовки) сварных соединений | 2 | |
Самостоятельная работа № 7 Подготовить сообщение: Машинная правка | 2 | 3 |
Тема 6. Гибка металла | Содержание | 8 (4+2)+2 | |
1. Инструменты и оборудование, применяемые при гибки металла. | 2 | |
2. Механизация гибочных работ. Безопасность труда | 2 | |
Практическая работа № 4 Определение длины развёртки заготовки по чертежу детали | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 8 Подготовить отчет по практической работе. | 2 | 3 |
Тема 7. Резка металла | Содержание | 6 (4)+2 | |
1. Инструменты для резки | 2 | 2 |
2. Приёмы резки | 2 | |
Самостоятельная работа № 9 Подготовить сообщение: Ручные инструменты для резки металла | 2 | 3 |
Тема 8. Опиливание металла | Содержание | 10 (4+2)+4 | |
1. Классификация напильников, подготовка к опиливанию | 2 | 2 |
2. Приемы опиливания Текущий контроль (решение теста) | 2 | |
Практическая работа № 5 Составить таблицу Инструменты для операции опиливание | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 10 Подготовить сообщение: Механизация опиливания | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная работа № 11 Подготовить отчет по практической работе | 2 | |
Тема 9. Сверление отверстий | Содержание | 6 (4)+2 | 2 |
1. Сверление отверстий: сверла, ручное и механизированное сверление | 2 | 2 |
2. Сверлильные станки и режимы сверления | 2 | |
Самостоятельная работа № 12 Особенности сверления труднообрабатываемых сплавов и пластмасс | 2 | 3 |
Тема 10. Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий | Содержание | 8 (2+2)+4 | |
Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий; приемы развертывания. | 2 | 2 |
Практическая работа № 6 Составить технологический процесс по обработке отверстий | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 13 Составить таблицу процессов зенкерования, зенкования и развертывания отверстий | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 14 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 11. Нарезание резьбы | Содержание | 10 (4+2)+4 | |
1. Нарезание внутренней резьбы | 2 | 2 |
2. Нарезание наружной резьбы. Текущий контроль (проверочная работа) | 2 | |
Практическая работа № 7 Разработать инструкционно-технологическую карту на изготовление скользящей шпонки | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 15 Составить технологическую карту для нарезания наружной резьбы диаметром 6 мм | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 16 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 12. Заклёпочные соединения | Содержание | 6 (4+2) | |
1. Заклёпки и заклёпочные соединения. | 2 | |
2. Инструмент и приспособления, применяемые при клёпке. | 2 | |
Практическая работа № 8 Расчёт заклёпочного шва | 2 | |
Тема 13. Пайка и лужение | Содержание | 4 (2+2) | |
Пайка мягкими и твердыми припоями. Флюсы. Инструменты для пайки. Лужение | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практическая работа № 9 Составление технологической карты сборки паяного соединения | 2 | |
Тема 14. Склеивание | Содержание | 4 (2+2) | |
Склеивание, его назначение и применение. Применяемые клеи. Способы и технология склеивания. Способы контроля соединений. Дефекты при склеивании и меры их предупреждения. Организация рабочего места и безопасность труда. | 2 | |
Практическая работа № 10 Технология заделки трещин эпоксидными составами | 2 | |
Тема 15. Шабрение | Содержание | 4 (2+2) | |
Назначение и область применения шабрения. Основные виды шабрения. Инструмент и приспособления для шабрения. Виды и причины дефектов при шабрении | 2 | |
Практическая работа № 11 Технология шабрения плоских поверхностей | 2 | |
Тема 16. Притирка и доводка | Содержание | 4 (2+2) | |
Назначение и применение притирки и доводки. Притиры, абразивные и смазочные материалы. Контроль при притирке. Притирка плоских, цилиндрических и конических поверхностей. | 2 | |
Практическая работа № 12 Составить технологический процесс обработки детали | 2 | |
Тема 17. Технология слесарной обработки деталей | Содержание | 10 (4+2)+4 | |
1. Понятие о технологическом процессе. Технология слесарной обработки деталей. | 2 | 2 |
2. Порядок разработки технологического процесса слесарной обработки. | 2 | |
Практическая работа № 13 Разработка инструкционно-технологической карты на изготовление слесарного угольника | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 17 Подготовить презентацию обработки металлов | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 18 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 18. Система планово-предупредительного ремонта | Содержание | 6 (4+2) | |
1. Система планово-предупредительного ремонта оборудования. Виды ППР. | 2 | |
2. Техническая диагностика и узловой ремонт. | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практическая работа № 14 Выполнение эскиза восстанавливаемой или изготовляемой детали | 2 | |
Тема 19. Разборка и дефектация оборудования | Содержание | 6 (4+2) | |
1. Подготовка машин к ремонту. Разборка оборудования. | 2 | |
2. Промывка деталей. Дефектация деталей. | 2 | |
Практическая работа № 15 Составление технологической карты и схемы разборки. | 2 | |
Тема 20. Виды износа деталей | Содержание | 6 (4+2) | |
1. Износ деталей. Долговечность и надежность работы машин и механизмов. | 2 | |
2. Факторы, влияющие на интенсивность износа. | 2 | |
Практическая работа № 16 Определение вида изнашивания деталей машин | 2 | |
Тема 21. Ремонт резьбовых соединений | Содержание | 8 (2+2)+4 | |
Заменаэлемента резьбовой пары; восстановление профиля резьбы; исправление головок болтов и винтов и скрепляемых деталей взаимной пригонкой и правкой | 2 | 2 |
Текущий контроль (проверочная работа) | | |
Практическая работа № 17 Составление технологического маршрута ремонта резьбовых соединений. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 19 Составить технологическую карту: Исправление головок болтов и винтов | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 20 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 22. Ремонт штифтовых и клиновых соединений | Содержание | 10 (4+2)+4 | |
1. Виды и способы ремонта штифтовых соединений | 2 | 2 |
2. Виды и способы ремонта клиновых соединений | 2 | |
Практическая работа № 18 Составление технологического маршрута ремонта штифтовыхсоединений. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 21 Составить таблицу: Дефекты в штифтовых и клиновых соединениях | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 22 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 23. Ремонт паяных и сварных соединений | Содержание | 8 (2+2)+4 | |
Виды дефектов паяных и сварных соединений. Последовательностьремонта: разделка и зачистка мест соединения; обеспечениенаибольшей площади контакта и минимальных зазоров междусоединяемыми деталями; ориентирование соединяемых деталей ипайка или подготовка их под сварку; обработка после сварки,контроль шва на прочность и герметичность. Текущий контроль (проверочная работа) | 2 | 2 |
Практическая работа № 19 Составление технологического маршрута ремонта паяных соединений. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 23 Прогрессивные методы контроля сварных соединений | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 24 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 24. Ремонт шпоночных и шлицевых соединений | Содержание | 10 (4+2)+4 | |
1. Виды и способы ремонта шпоночных соединений. | 2 | 2 |
2. Виды и способы ремонта шлицевых соединений. | 2 | |
Практическая работа № 20 Составление технологического маршрута ремонта шпоночных соединений. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 25 Составить таблицу: Дефекты в шпоночных и шлицевых соединений | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 26 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 25. Ремонт валов | Содержание | 8 (2+2)+4 | |
Виды износов и повреждений валов и шпинделей. Способы их ремонта: восстановление формы иразмеров посадочных мест, шеек валов и шпинделей, ремонт резьбы и шлицев; исправление разработанных шпоночных пазов; замена шпонок, изготовление ступенчатых шпонок; шлифование ипритирка шеек валов и шпинделей; правка валов. Текущий контроль (проверочная работа) | 2 | 2 |
Практическая работа № 21 Составление технологического маршрута ремонта вала | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 27 Составить таблицу: Виды износа шпинделей и валов | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 28 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 26. Ремонт сборочных узлов с подшипниками качения и скольжения | Содержание | 10 (4+2)+4 | |
1. Ремонт сборочных узлов с подшипниками качения | 2 | 2 |
2. Ремонт сборочных узлов с подшипниками скольжения | 2 | |
Практическая работа № 22 Составление технологического маршрута ремонта с подшипниками качения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 29 Составление технологического маршрута ремонта подшипников скольжения. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 30 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 27. Ремонт шкивов и ременных передач | Содержание учебного материала | 10 (4+2)+4 | |
1. Основные виды износа и дефектов шкивов плоскоременных и клиноременных передач. | 2 | 2 |
2. Технология ремонта обода, ступиц и спиц. Балансировка шкивов. | 2 | |
Практическая работа № 23 Составление технологического маршрута ремонта шкива | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 31 Подготовить презентацию: Ремонт натяжного ролика | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 32 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 28. Ремонт цепных передач | Содержание | 8 (2+2)+4 | |
Замена звеньев иизношенных втулок, изготовление отдельных щечек и др. Методы контроля качества ремонта. Текущий контроль (проверочная работа) | 2 | 2 |
Практическая работа № 24 Составление технологического маршрута ремонта звёздочек и цепей | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 33 Составить таблицу: Виды износа звездочек и цепных передач | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 34 Подготовить отчет по практической работе | 2 | 3 |
Тема 29. Ремонт деталей зубчатой передачи | Содержание | 11 (4+2)+5 | |
1. Виды износа зубчатых колес и реек, их дефекты. | 2 | |
2. Ремонт передачи в соответствии с назначением. | 2 | 2 |
Практическая работа № 25 Составление технологического маршрута ремонта зубчатых передач. | 2 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная работа № 35 Составить таблицу: Виды износа зубчатых колес | 2 | 3 |
Самостоятельная работа № 36 Подготовить отчет по практической работе | 3 | 3 |
Тема 30. Сборка, проверка и испытание после ремонта | Содержание | 8 (6)+2 | |
1. Сборка после ремонта. Балансировка деталей. | 2 | |
2. Грузоподъемные устройства | 2 | |
2. Проверка и испытание машин после ремонта. | 2 | |
Самостоятельная работа № 37 Определение объёма работ при текущем и капитальном ремонте. | 2 | |
Учебная практика Виды работ Выполнять слесарную обработку и подгонку по месту деталей; Выполнять шабрение несложных суппортных втулок; Изготавливать шарнирные соединения; Выполнять пропиливать шпонки и клинья; Опиливать, прогонять резьбу (болты, гайки, шпильки); Нарезать резьбы вручную в сквозных и глухих отверстиях; Изготавливать дверные накладные петли, щеколды для задвижных дверей; Изготавливать инструментальные коробки для хранения метизов Выполнять замену подшипников скольжения; Смена и крепление болтов, гаек, шпилек; Выполнять профилактический ремонт параллельных тисков; Устанавливать и центровать заготовки; Сверлить и развертывать отверстия | 144 | 3 |
Производственная практика Виды работ Разборка, ремонт и сборка отдельных узлов оборудования, машин и механизмов. Разъединение сопряженных деталей. Снятие подшипников качения, шестерен, выпресовка втулок осей и др. Чистка, мойка маркировка деталей. Обучение составлению ведомости по имеющимся дефектам. Ремонт деталей: напайка слоя баббита паяльником на вкладыш, шабрение несложных втулок, слесарная обработка и подгонка деталей по месту, вырубание смазочных канавок во вкладышах подшипников, припиливание шпонок и клиньев. Сборка разъёмных соединений при помощи винтов, болтов, гаек, шпилек, шпонок и муфт. Фиксирование деталей болтами и винтами. Затяжка болтов и гаек в групповом соединении. Сборка шпоночных и шлицевых соединений. Подбор, пригонка по пазу и запрессовка неподвижных шпонок. Использование механизированных инструментов при сборке разъёмных соединений. Склепывание листовых материалов. Клепка с применением механизированных инструментов | 144 | |
Квалификационный экзамен | | |
Всего | 513 | |
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебно-производственной мастерской
- компьютерное автоматизированное рабочее место педагога.
Образцы деталей для выполнения различных измерений размеров.
Комплект измерительных инструментов.
1. Покровский Б.С. Слесарь-ремонтник (базовый уровень) /учебное пособие/ - М.: ИКЦ «Академкнига», 2014 – 286с.
1. Голованов, В. И. Справочник слесаря-монтажника технологического оборудования
[Электронный ресурс] / В. И. Голованов, П. П. Алексеенко, В. А. Калугин и др.; под общ.
ред. В. И. Голованова, В. А. Калугина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Машиностроение,
2010 – 640 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=374718
2. Долгих, А. И. Слесарные работы [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И. Долгих, С. В. Фокин, О. Н. Шпортько. – М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2010 – 528 с. – Режим
3. Карпицкий, В. Р. Общий курс слесарного дела p[Электронный ресурс] : учебное пособие /В. Р. Карпицкий. – 2-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2013 – 400 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=374002
4. Слесарно-сборочные работы [Текст] : учебное пособие для НПО / сост. Б. С. Покровский. – М. Академия, 2010 – 112 с.
Освоение ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих производится в соответствии с рабочим учебном планом по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) базовой подготовки. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК 04.01 Выполнение работ по профессии «Слесарь - ремонтник», включающего в себя как теоретические, так и практические занятия. Освоению ПМ предшествует изучение учебных дисциплин «Математика», «Физика», «Техническая механика», «Инженерная графика», «Материаловедение». В процессе освоения ПМ предполагается проведение текущего, рубежного контроля знаний, умений студентов. Формой промежуточной аттестации является экзамен (квалификационный)
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам «Слесарное дело и технические измерения»: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля с обязательным повышением квалификации, в том числе в форме стажировки на профильных предприятиях, не реже одного раза в три года.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным, стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.